Цикл семинаров-практикумов для родителей, воспитывающих ребёнка-дошкольника
презентация к уроку по развитию речи по теме

Представлен цикл консультаций по оказанию комплексной помощи семье, воспитывающей ребёнка-дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА   КОНФЕРЕНЦИИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ   С  ДОКЛАДОМ  ПО  ТЕМЕ:  «ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ   В  РАБОТЕ  С  РОДИТЕЛЯМИ  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ   РАННЕГО  ВОЗРАСТА».

- Уважаемые  родители!  Перед  вами  часы – необходимый  предмет  в  каждом  доме.  Скажите,  кого  из  вас  устроит,  если  они  будут  показывать  неточное  время?  Что  может  произойти  в  этом  случае?

Представим  на  месте  часов  ребенка  со  своим  сложным  внутренним  механизмом.  Произошел  сбой  в  этой  системе,  и  ребенок  отстает  в  речевом  развитии.  Чем  это  ему  грозит?  Каковы  на  ваш  взгляд  возможные  причины  отставания?  

Мы  выяснили,  что  на  речевое  развитие  ребенка  влияют  многие  факторы  и  один  из  них – дефицит  общения  с  окружающими  взрослыми. Многие  родители  ошибочно  считают,  что  ребенок  заговорит  сам,  когда  придет  время,  но  это  не  так.   Без  речевой  стимуляции  взрослых,  прежде  всего  родителей,   у  ребенка  никогда  не  возникнет  потребность  в  общении.  

Предлагаю  игры – тренинги,  которые  помогут  убедить  вас  принимать  активное  участие  в  речевом  развитии  своих  детей.  Сначала  выясним,  какие  же  они – наши  дети?

  1. Игра – тренинг:  «Конфетки»  (высыпаю  на  стол  конфеты  и  предлагаю  игрокам  взять  по  одной  и  запомнить.  Затем  перемешиваю  конфеты  и  прошу  игроков  найти  свою).  Задаю  вопросы:  Как  вы  отыскали  свою  конфету?  На  первый  взгляд  конфеты  одинаковые,  но  если  присмотреться – одинаковых  нет,  они  все  разные.  Так  и  дети – все  очень  разные,  у  всех  свои  неповторимые  черточки.  Нужно  их  только  почувствовать,  понять,  а  если  нужно  и  вовремя  помочь.

Как  нужно общаться  с  ребенком?  Сформулируем вместе  правила  на  примере    несколько  ситуаций  общения.

  1.    Игра – тренинг:  Где  спрятана  игрушка?»

      Четырем  педагогам  предлагаю  найти  спрятанную  игрушку:

  1. Первый  ищет  игрушку  без  словесного  сопровождения;
  2. Второму  даются  инструкции  на  повышенных  тонах;
  3. Точные  инструкции  в  доброжелательной  форме;
  4. Упрощенный  вариант – игрушка  стоит  на  виду.

- Какой  вариант  поиска  игрушки  вам  понравился  больше  и  чем?  В  чем  состояли  трудности  остальных  вариантов  поиска?

Все  сказанное  вами,  позволяет  сделать  выводы:  

  1.  Общение  взрослого  с  ребенком  должно  осуществляться  в  спокойной, доверительной  и  доброжелательной  форме;
  2. Необходимо  тесное  взаимодействие  взрослого  и  ребенка;
  3. Общение   по  принципу – от  простого  к  сложному,  т. е. не  облегчать  игровую  задачу,  а  постоянно  стимулировать  мыслительную  деятельность  детей.

Я  хочу  спросить  вас:  «Чем  занимаетесь  вы  со  своими  детьми  дома?»  (каждый  ответ – воздушный  шар).  Воздушные  шары – это  факторы  речевого  развития  ребенка.  Их  могло  быть  и  больше.  В  совокупности  факторы  представляют  собой  полноценное  развитие  всех  речевых  компонентов,  так  необходимых  для  успешного  обучения  в  школе.  А  теперь  представьте,  что  вы  не  читаете  детям  художественную  литературу,  не  беседуете  на  различные  темы,  не  играете  в  игры…  Убрав  из  совокупности  факторов  лишь  некоторые,  вы  лишаете  ребенка  возможности  полноценного  развития  в  речевом  плане.  Убрав  же  все  факторы,  у  ребенка  не  остается  ни  одного  шанса  и,  к  сожалению,  в  настоящее  время  количество  детей  с  речевым  недоразвитием  и  безречевых  детей  имеет  тенденцию  в  сторону  увеличения.

Скажите,  мне  удалось  убедить  вас  принимать  активное  участие  в  развитии  речи  своих  малышей?  

-  С  чего  же  начать?  - спросите  вы.  Говорите  с  детьми,  как  со  взрослыми;  проговаривайте  все,  что  видите  вокруг;  обращайте  внимание  ребенка  на  предметы  окружающего,  ведь  только  таким  способом  у  малыша  будет  накапливаться  понятийный  словарь,  который  постепенно  перейдет  в  активную  речь  самого  ребенка.  

Речь  малыша  находится  на  кончиках   его  пальцев.  Сигналы  от  раздражения  пальчиков  по  нейронным  связям  поступают  в  речевые  зоны  головного  мозга,  которые  в  свою  очередь  активизируются  и  стимулируют  ребенка  к  речевому  высказыванию,  поэтому  необходимо  нагружать  пальчики   малыша  различными  предметами.  С  этой  целью  существуют  речевые  игры,  которые  я и  хочу  представить  вашему  вниманию  (показ  слайдов  и  обсуждение).

В  заключении  хочу  добавить:  Уделяйте  внимание  речевым  играм  ежедневно,  хотя  бы  по  10—20 мин.  и  ваши  старания   будут  вознаграждены  чистой  и  грамотной  речью  детей  и  успешным  последующим  их  обучением  в  школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы время не терять, предлагаю поиграть. Есть в саду такие - игры речевые.

Слайд 2

ЧУДО - БУСЫ Городок мастеров ПАЛОЧКИ - ВЫРУЧАЛОЧКИ

Слайд 3

РАЗНОЦВЕТНЫЕ УЗОРЫ

Слайд 4

ПРОДЕЛКИ БЕГЕМОТА

Слайд 5

ВОЛШЕБСТВО МОЗАИКИ

Слайд 6

ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Слайд 7

УМНЫЕ МАШИНЫ

Слайд 8

ПОМНИТЕ! РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ УСТРАНИТЬ!



Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА  СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ  С  ДОКЛАДОМ  ПО  ТЕМЕ:  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ  ПРИЕМОВ  В  РАБОТЕ  С  РОДИТЕЛЯМИ  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ – БУДУЩИХ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ».

- Уважаемые  коллеги!  Перед  вами  часы – необходимый  предмет  в  каждом  доме.  Скажите,  кого  из  вас  устроит,  если  они  будут  показывать  неточное  время?  Что  может  произойти  в  этом  случае?

Представим  на  месте  часов  ребенка  со  своим  сложным  внутренним  механизмом.  Произошел  сбой  в  этой  системе,  и  ребенок  отстает  в  речевом  развитии.  Чем  это  ему  грозит?  Каковы  на  ваш  взгляд  возможные  причины  отставания?  

Мы  выяснили,  что  на  речевое  развитие  ребенка  влияют  многие  факторы  и  один  из  них – дефицит  общения  с  окружающими  взрослыми.  Без  речевой  стимуляции  взрослого   у  ребенка  никогда  не  возникнет  потребность  в  общении.  Мы – педагоги,  конечно  же,  это  прекрасно  понимаем.  Но  как  нам  донести  информацию  до  родителей  и  в  какой  форме,  чтобы  это  было  эффективно?

Предлагаю  игры – тренинги  для  родителей,  которые  помогут  убедить  их  принимать  активное  участие  в  речевом  развитии  своих  детей.  Сначала  выясним,  какие  же  они – наши  дети?

  1. Игра – тренинг:  «Конфетки»  (высыпаю  на  стол  конфеты  и  предлагаю  игрокам  взять  по  одной  и  запомнить.  Затем  перемешиваю  конфеты  и  прошу  игроков  найти  свою).  Задаю  вопросы:  Как  вы  отыскали  свою  конфету?  На  первый  взгляд  конфеты  одинаковые,  но  если  присмотреться – одинаковых  нет,  они  все  разные.  Так  и  дети – все  очень  разные,  у  всех  свои  неповторимые  черточки.  Нужно  их  только  почувствовать,  понять,  а  если  нужно  и  вовремя  помочь.

Как  нужно общаться  с  ребенком?  Сформулируем вместе  правила  на  примере    несколько  ситуаций  общения.

  1.    Игра – тренинг:  Где  спрятана  игрушка?»

      Четырем  педагогам  предлагаю  найти  спрятанную  игрушку:

  1. Первый  ищет  игрушку  без  словесного  сопровождения;
  2. Второму  даются  инструкции  на  повышенных  тонах;
  3. Точные  инструкции  в  доброжелательной  форме;
  4. Упрощенный  вариант – игрушка  стоит  на  виду.

- Какой  вариант  поиска  игрушки  вам  понравился  больше  и  чем?  В  чем  состояли  трудности  остальных  вариантов  поиска?

Все  сказанное  вами,  позволяет  сделать  выводы:  

  1.  Общение  взрослого  с  ребенком  должно  осуществляться  в  спокойной, доверительной  и  доброжелательной  форме;
  2. Необходимо  тесное  взаимодействие  взрослого  и  ребенка;
  3. Общение   по  принципу – от  простого  к  сложному,  т. е. не  облегчать  игровую  задачу,  а  постоянно  стимулировать  мыслительную  деятельность  детей.

Спросите  у  родителей,  чем  они  занимаются  с  детьми  вне  дошкольного  учреждения?  Попытайтесь  сейчас  ответить  вместо  них  (каждый  ответ – воздушный  шар).  Воздушные  шары – это  факторы  речевого  развития  ребенка.  Их  могло  быть  и  больше.  В  совокупности  факторы  представляют  собой  полноценное  развитие  всех  речевых  компонентов,  так  необходимых  для  успешного  обучения  в  школе.  А  теперь  представьте,  что  родители  не  читают  детям  художественную  литературу,  не  беседуют  на  различные  темы,  не  играют  в  игры…  Убрав  из  совокупности  факторов  лишь  некоторые,  ребенок  лишается  возможности  полноценного  развития  в  речевом  плане.  Убрав  же  все  факторы,  у  ребенка  не  остается  ни  одного  шанса  и,  к  сожалению,  в  настоящее  время  количество  детей  с  речевым  недоразвитием  и  безречевых  детей  имеет  тенденцию  в  сторону  увеличения.

Проведя  несколько  таких  тренингов  с  родителями,  вы  сможете  убедить их  в  необходимости   активного  участия  в  речевом  развитии  своих  детей.  

Как  вы  думаете,  донесение   информации  вот в такой  форме  будет  представлять  интерес  для  родителей?

Информацию  донести  мы  смогли, но  это  лишь  половина  дела.  Нельзя  оставлять  родителей  с  мыслью  осознания  своей  беспомощности.  Нужно  вам – педагогам  дать  в  руки  родителям,  образно  говоря,  инструмент,  а  таким  инструментом  могут  быть  игры  и  игровые  упражнения,  которые  будут  способствовать  всестороннему  развитию  речи  ребенка.  Представляю  вашему  вниманию  некоторые  из  них:

  1.  Д/у  :Звуковая  цепочка»  (игроки  называют  слова  на  заданный  звук.  Каждое  слово – одна  бусинка,  нанизанная  на  ниточку). Игра   на  совершенствование  фонематического  восприятия;  расширение  лексического  запаса.
  2. Д/и  «Волшебный  огород»  (ведущий  называет  различные  овощи,  а  игрок  нанизывает  на  бумажную  полоску  цветные  прищепки,  соответствующие  цвету  овощей.  Затем  игрок  составляет  связный  рассказ  о  посадках  на  своем  огороде).  Игра  на совершенствование  умения  составлять  рассказы  о  предметах;  формирование  л-г  строя  речи;  закрепление  пространственных  представлений.
  3. Д/у  «Бывает,  не  бывает»  (игроки  по  очереди  придумывают  по  предложению  реального  и  нереального  вариантов  с  чередованием).  Игра  на  обучение  составлению  предложений  и  простых  небыличек; на  развитие  психических  процессов:  памяти,  внимания,  мышления,  воображения.
  4. Д/и  «Угадай,  что  спрятано»  (игроки  по  очереди  достают  заданный  предмет, используя  тактильный  анализатор,  с  учетом  его  свойств  и  объясняют  свой  выбор).  Игра  на  составление  рассказов  описательного  характера;  на  развитие  умения  представлять  предметы  по  словесному  описанию;  формирование  л-г  строя  речи;  на  развитие  основных  психических  процессов.
  5. Д/И  «Запишем  сказку»  (один  игрок  придумывает  небольшую  по  содержанию  сказку  и  записывает  ее  в  виде  схемы;  остальные  игроки  пробуют  расшифровать  и  прочитать).  Игра  на  совершенствование  умения  сочинять  короткие  сказки  при  помощи  схемы;  формирование  л-г  строя  речи;  развитие  графо – моторных  навыков;  психических  процессов.

  (пока  игроки  готовятся,  провожу  с  гостями   пальчиковую  игру  «паучок»)

(предлагаю  различные  сборники  игр  и  упражнений,  по  развитию  речи  детей,  а  также  варианты  заданий  для  родителей).

-В  заключение  своего  выступления  хочу  отметить,  что  только  в  тесном  взаимодействии  педагога  и  родителей  гарантирован  успех  в  достижении  любой  поставленной  цели.  Сумейте  же  сберечь  ту  тоненькую  нить  преемственности  во  взаимодействии  педагогов  и  родителей, с  таким  трудом   сотканную  вашими  руками.  

Не  оставляйте  родителей  своих  воспитанников  без  педагогического  сопровождения!

                                                                                                   Автор  доклада:  Макарова  Т. Н.

                                                                                 воспитатель  коррекционной  группы  № 3

                                                                                                       МДОУ  № 62  г.  Кандалакша      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Цикл семинаров-практикумов "Уроки общения"

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей....

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

Методы и приёмы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка - дошкольника.

Проблема псилого - педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого - педаго...