Консультация для педагогов "Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями. Ю.Ф. Змановский "Здоровый дошкольник"
консультация по теме
Материалы консультации раскрывают для педагогов ДОУ понятие "здоровьесберегающие технологии", систему мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, знакомят с современными здоровьесберегающими технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_zdorovesberegayushchie_tehgologii_zmanovskiy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №16 «Голосок» компенсирующего вида»
Консультация
для педагогов на тему:
«Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями.
Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»
Подготовила:
старший воспитатель
Левашова М. В.
Г.Вязники
«Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи»
(Всемирная организация здравоохранения ВОЗ)
По данным специалистов, что подтверждается и официальной статистикой, абсолютно здоровыми можно назвать всего лишь 10% детей. Сотрудники Научного центра здоровья детей РАМН в своих исследованиях утверждают следующее:
- здоровье детей к моменту поступления в дошкольное образовательное учреждение уже можно охарактеризовать как «подорванное».
- «Пока медицина занимается только больными - здоровых будет оставаться всё меньше» (профессор В.К.Таточенко)
- уровень медицинской и гигиенической культуры населения очень низок
- в основе ухудшения здоровья детского населения лежит исчерпание адаптационных систем и механизмов человека (проще говоря, ослабление иммунитета, иммунных сил организма)
Несмотря на вышеперечисленное всё-таки проблемы здоровья дошкольников можно решать в детском саду однако не путём их превращения в лечебные учреждения, а за счёт более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс психолого-педагогических и оздоровительных технологий, то есть использование основ здоровьесбережения в работе с детьми.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это такая организация образоватеьного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью.
(Н.К.Смирнов)
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:
- здоровьесберегающую структуру ДОУ
- оптимальные условия жизнеобеспечения детей
- формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасной
жизнедеятельности дошкольников.
Предлагаю вам рассмотреть схему здоровьесберегающих технологий. Итак, здоровьесберегающая технология - это система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Она основывается на трёх позициях:
- Здоровьесберегающая структура ДОУ
- соблюдение медико-гигиенических требований (мониторинг физического
здоровья детей, соблюдение требований СанПин)
- физкультурно-оздоровительная работа (новые формы организации
занятий: полодифференцированный подход - это оправдано с
физиологической, психологической и эмоциональной точек зрения, т.к.
мужской и женский организм отличаются рядом свойств и
особенностей; занятия на тренажёрах; ритмическая гимнастика,
акробатика; закаливающие мероприятия)
- информационно-просветительская работа
- образовательная работа (использование цикла занятий по валеологии
«Познай себя» Цветкова; по профилактике наркомании «Гномик
Здоровичок» Лысенко, Макеева).
- спортивно-досуговая деятельность (организация активного отдыха,
развлечений, способствующих предупреждению переутомления,
улучшения психоэмоционального состояния)
- взаимодействие с родителями - разнообразные формы работы (игровые
практикумы и тренинги, дни открытых дверей, школы успешных
родителей, молодой семьи, школа здоровья, обмен семейным опытом -
всё это способствует повышению педагогической культуры в укреплении
здоровья ребёнка.
- учёт экологических факторов (например, в нашей местности люди
испытывают недостаток йода - использование йодированной соли,
морской рыбы)
- музыкотерапия (программа «Здравствуй») - использование
цветомузыкальных пособий, дыхательная гимнастика, положительные
эмоции при слушании музыки. Всё это способствует развитию
центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы,
пищеварительной, эндокринной, создаёт эмоциональный комфорт.
- театрализованная деятельность (положительные эмоции, воспитательное
воздействие)
- Позиция создания оптимального условия жизнеобеспечения детей
- мониторинг состояния здоровья и умственной работоспособности
(биоритмологический профиль - «совы», «жаворонки», «голуби»; модель
двигательного режима)
- соблюдение режима (не затягивать занятия, соблюдать длительность
прогулки), баланс игровой, учебной деятельности, двигательной
активности детей
- создание здоровьесбергающей и здоровьеразвивающей среды,
обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и
педагогическую обстановку (световой режим, расстановка мебели,
создание физкультурного уголка в группе; положительный
эмоциональный фон, обучение гигиеническим навыкам и т.п.)
- Формирование основ здорового образа жизни, обеспечение ОБЖ
- использование цикла валеологических занятий (о строении тела
человека, о важности правильного питания, закаливания, сна)
- обучение гигиеническим навыкам через включение всевозможных игр:
тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, игр-
имитаций, игр-драматизаций
- развитие умений самостоятельно решать проблемно-творческие задания,
проявлять творческую фантазию.
Практическая часть.
Составить план использования здоровьесберегающих мероприятий в течение дня на своей группе и оформить его в виде таблицы
(педагоги выполняют задание).
«Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановский)
Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»).
Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ.
Основные отличительные особенности программы:
- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребёнка.
Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер
- Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы, наряду с учётом закономерностей возрастной и педагогической психологии и спортивной медицины
- Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня подготовки персонала, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций
- В ряде разделов программы предусмотрен учёт климато-географических и экологических особенностей региона.
Программа состоит из нескольких разделов (см.схему).
СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Здоровый дошкольник" (по Ю.Ф.Змановскому)
Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник». Автор: Юрий Филлипович Змановский
Здоровый ребёнок дошкольного возраста - жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к внешнесредовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Разделы программы
1.Диагностика-определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей:
-антропометрические данные (физическое развитие)
-уровень физической подготовленности
-поведенческие и личностные характеристики ребёнка (инд. жалобы, утомляемость, двигательная активность)
-группы здоровья и закаливания
-биоритмологический профиль («сова», «жаворонок», «голубь»)
2.Рациональная организация двигательной деятельности
- две прогулки в день, физкультминутка, физические занятия, подвижные игры, гимнастика
- различные виды физкультурных занятий: интегрированные, поточные, полодифференцированные, классические, тренировочные, сюжетно-ролевые, с использованием циклических упражнений
- моторная плотность физкультурных занятий – 80%, прогулки – 60%
- тренировка выносливости
- создание условий для возникновения положительных эмоций
- добиваться осознанного отношения к выполнению упражнений
- домашние задания по выполнению физкультурных упражнений
3.Система эффективного закаливания детей
- наличие неперегревающей одежды
- соблюдение температурного режима в группе - +18 – 20
- традиционные методы (обтирание, обливание, полоскание рта и горла)
- нетрадиционные - хождение босиком, контрастные воздушные ванны (комнаты с разной температурой)
- закаливание нельзя прерывать (щадящий режим для ослабленных детей)
4.Комплекс психигигиенических и психопрофилактических средств
Ведущая основа – комплекс душевных качеств воспитателя: любовь, ласка, внимание
Психокоррекционная работа:
- совместная работа с родителями по обеспечению полноценного сна («усыпляющая музыка», устранение световых и
звуковых раздражителей)
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня
- создание благоприятного психологического климата в группе
- индивидуальные беседы с детьми
- подвижные игры
- эстетические методы: музыкотерапия (музыкальное сопровождение различных видов деятельности детей, в том числе
зарядки и физкультурных занятий), восприятие картин выдающихся художников
5.Рациональное питание
- выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности
- тщательный прогрев пищи, правильное её хранение
- сбалансированность (колорийность питания должна соответствовать расходам энергии)
- обязательное включение большого объёма растительных волокон и клетчатки
- искючение и ограничение «жёстких» методов обработки продуктов (жарение, пассирование)
- использование овощекрупяных подушек
6.Оздоровительный режим
- индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами
- организация режима с учётом сезонных особенностей
- оптимальные двигательные и умственные нагрузки
- преобладание положительных эмоций
7.Факторы внешней среды
- учёт и влияние внешнесредовых факторов на здоровье
- недостаток каких-либо микроэлементов в воде, загрязнённость окружающей среды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ...
Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»
Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополу...
Консультация для воспитателей на тему: Здоровьесберегающие технологии в режиме дня дошкольника
Консультация для воспитателей детских садов...
Педагогический совет «Развитие положительных эмоций, высокой двигательной активности через освоение новых здоровьесберегающих технологий, новых форм работы с детьми»
Педагогический совет для педагогов ДОУ...
Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»
Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют...
Консультация для педагогов на тему: «Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями. Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»
По данным специалистов, что подтверждается и официальной статистикой, абсолютно здоровыми можно назвать всего лишь 10% дет...
«Развитие положительных эмоций, высокой двигательной активности через освоение новых здоровьесберегающих технологий, новых форм работы с детьми»
Дошкольный возраст – один из наиболееответственных периодов в жизни каждого человека.Именно в это время закладываются основы здоровья,правильного физического развития, происходитстановление двиг...