Долгосрочный проект по направлению здоровьесбережение детей 6-го года жизни «Здоровье детей в руках взрослых».
проект (старшая группа)
Проект " Здоровье детей в руках взрослых" составлен вместе с о старшим воспитателем. Участники проекта:педагоги старшей группы и специалисты детского сада, родители (законные представители) и дети.Целью проекта является:повышение качества здоровьесберегающей деятельности, направленной на детей 6го года жизни, через сотрудничество с родителями ( законными представителями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorove.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект разработали: Куроптева М А.,
Нутрихина Е.В.,
Долгосрочный проект по направлению здоровьесбережениедетей 6-го года жизни
«Здоровье детей в руках взрослых»
2017-2019г
Постановка проблемы:
Актуальность сохранения и укрепления здоровья детей ,на сегодняшний день, является приоритетным направлением деятельности всего общества и системы образования в частности.
В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 ст.44п.1 определяется, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений с семьей и от образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия, доверительности.
На период с 2016-2017г выявилось большое количество пропусков старшей группы детского сада воспитанниками по причине заболеваемости, а также некомпетентность родителей в вопросе профилактики заболеваний и сохранения здоровья детей.
Проект сотрудничества с родителями воспитанников по воспитанию здорового образа жизни «Здоровье детей в руках взрослых» разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, он отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников, определяет основные направления, цели и задачи.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и образовательной организацией рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.
Участники реализации проекта:
- педагоги старшей группы и специалисты детского сада– взаимодействуют с родителями и воспитанниками, организуют и проводят мероприятия по плану реализации проекта.
- родители – повышают компетентность по направлению здоровьесбережение детей, путем общения с педагогами, участвуют в мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
-медицинский работник - взаимодействует с педагогическим коллективом, родителями и детьми в целях обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, эффективной организации профилактической и оздоровительной работы и контролирует уровень заболеваемости детей.
Цель проекта: Повышение качестваздоровьесберегающей деятельности направленной на детей 6-го года жизни через сотрудничество с родителями
Задачи:
1Изучить причины заболеваемости детей и уровень компетентности родителей по направлению сохранения здоровья .
2Разработать серию мероприятий направленную на сотрудничество с родителями .
3Презентовать лучший опыт семейного воспитания, семейных традиций здорового образа жизни.
4Проанализировать качество здоровьесберегающей деятельности направленной на детей 6-го года жизни.
Срок реализации проекта: с ноября 2017г по май 2019г.
Предполагаемый результат: создание единого оздоровительно-развивающего пространства в рамках сотрудничества детского сада и семей воспитанников будет способствовать:
- Повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания здорового образа жизни и развития дошкольников.
- Укреплению здоровья детей 6-го года жизни.
- Установлению единства взглядов на процесс воспитания, оздоровления и развития дошкольников между детским садом и семьей.
Проект состоит из 4 блоков:
1блок: « Создание условий для оздоровления и физического развития детей»
2 блок: « Система лечебно- профилактической работы»
3 блок: « Организация рациональной двигательной деятельности в ДОО»
4 блок: «Работа с педагогами и родителями по освоению и использованию здоровьесберегающих технологий.»
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный: срок реализации – ноябрь 2017 – январь 2018г
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
2 этап – основной: срок реализации – февраль 2018г - апрель 2019г
Цель: реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный: срок реализации – май-июль
2019г
Цель: подведение итогов сотрудничества педагогов и родителей воспитанников в целях повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности встаршей группе детского сада.
1-й блок
«Создание условий для оздоровления и физического развития детей»
При создании условий для оздоровления и физического развития детей понимается организация предметно-пространственной среды, обеспечение оптимального режима двигательной активности, рациональное построение распорядка дня. Ребенок должен иметь возможность реализовывать свою потребность в игре, движении, воплощении своих фантазий. В детском саду создана материальная - техническая база для оздоровления и физического развития детей: физкультурный и музыкальный залы с соответствующим оборудованием, спортивным инвентарём; медицинский кабинет, кабинет логопеда.
Ведущий фактор укрепления здоровья ребенка – выполнения режима дня. При организации рационального режима дня педагогический коллектив стремится к полной реализации возможности в жизни каждого ребёнка трёх моментов:
- полного удовлетворения потребности в движении
- достаточной индивидуальной умственной нагрузки;
- преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
Необходим достаточный по продолжительности дневной сон. Его длительность определяется не только возрастными особенностями, но и индивидуальной потребностью. В связи с этим нет единого подъема после сна,- осуществляется постепенное пробуждение. При организации дневного сна обеспечивается приток свежего воздуха.
Питание организуется с учетом « Норм и питания в детском саду, яслях, санаторных дошкольных учреждений», технологических карт, также в соответствии с нормами Госсанэпидемнадзора.
Разработано сбалансированное меню. (Приложение )
Процесс приёма пищи организуется с учетом временных периодов между завтраком, 2 завтраком, обедом и ужином в пределах 4 часов.
Детям прививаются важные гигиенические навыки:
-мыть руки перед едой;
-после еды полоскать рот;
-пользоваться столовыми приборами;
- тщательно пережевывать пищу;
-аккуратно есть;
-сохранять правильную осанку во время еды.
Прогулка, как обязательный элемент режима дня – надежное средство укрепления здоровья. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года варьирует. (Приложение )
При организации занятий продолжительность определяется согласно возрасту, дается время на отдых, физическую активность во время занятий и между ними, варьируется индивидуальная интеллектуальная нагрузка, включаются задания разного уровня сложности. (Приложение )
Медицинский контроль за физическим развитием детей в ДОО включает в себя:
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья, уровнем физического развития и функциональных состояний детей при углубленном мед.осмотре;
- медико–педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией физкультурных занятий;
- контроль за санитарно- гигиеническим состоянием группы, спортивного оборудования. одежды и обуви;
- санитарно–просветитильскую работу по вопросам физического воспитания, закаливания, здорового образа жизни, осуществляемую медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физкультуре.
2 блок
«Система лечебно- профилактической работы»
В целях профилактики психоэмоционального напряжения создаются условия для преобладания у детей чувства жизнерадостности и бодрости, веры в себя, свои силы, возможности, уважения к людям и самоуважения, полноты жизни, увлекательной деятельности. Ведущая основа психогигиенического подхода – комплекс душевных качеств педагога и родителя – любовь, ласка, внимание к детям. Для засыпания создаются максимально комфортные условия:, на сон читаются книг устраняются световые и звуковые раздражители. В группах создаются уголки уединения для ребенка, осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.
Лечебно-оздоровительные мероприятия:
- витаминотерапия ( см . план мед .работника)
-утренняя гимнастика ( ежедневно утром, перед завтраком)
-дыхательная гимнастика (как элемент утренней и бодрящей гимнастики)
- бодрящая гимнастика (ежедневно после дневного сна)
-артикуляционная гимнастика ( ежедневно днем пред обедом)
- игры с массажными мячиками.
Для обеспечения системы закаливания в течение всего времени в детском саду проводится:
- четкая организация теплового и воздушного режима в помещении ;
- соблюдения режима прогулок;
- сон при открытых фрамугах;
- гигиенические процедуры;
- сон без маек.
3-й блок
Организация рациональной двигательной активности
Двигательная деятельность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребенка.
Модель двигательного режима в старшей группе.
Вид занятий | Особенности организации | Длительность, мин |
Утренняя гимнастика | Ежедневно. В летний период на открытом воздухе | 10-15 |
Двигательная разминка | Ежедневно во время перерыва между НОД | 7-10 |
Физкультминутка | Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания НОД | 3-5 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно физические упражнения +2 подвижные игры в 1-ой половине дня | 25-30 |
Оздоровительный бег | Два раза в неделю, подгруппами во время прогулки | 3-7 |
Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время прогулки | 12-15 |
Гимнастика после дневного сна | По мере пробуждения и подъема детей | 10 |
НОД по физической культуре | 3 раза в неделю, согласно сетке занятий, возрасту детей, времени года | - |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе | Зависит от индивидуальных особенностей детей |
Неделя здоровья (каникулы) | 2-3 раза в год (последняя неделя квартала) | |
Физкультурно-спортивные праздники | 4 раза в год | 75-90 |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, недель здоровья, посещения открытых занятий |
С целью предупреждения утомления детей проводятся дни здоровья, каникулы в детском саду. В эти дни отменяются все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, походами, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, досугами, физкультурными занятиями, трудом в природе, художественным творчеством. Приглашаются родители. Дни здоровья проводятся 1 раз в квартал.
4-й блок
«Работа педагогов с родителями по освоению и использованию здоровьесберегающих технологий»
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения.
Совместная работа с семьей строится на следующих положениях:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физического развития детей;
- целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания и т.д.;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики, фитотерапии и др.);
- проведение дней открытых дверей для родителей с просмотром и организацией разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур;
- совместные физкультурные досуги, праздники.
Календарный план реализации проекта«Здоровье детей в руках взрослых»
1 этап – подготовительный. Срок реализации: ноябрь 2017 - январь 2018г
№ | Мероприятия | Задачи | Ответственные |
1 | Анализ посещаемости детей и причин заболеваемости за 2016-2017 уч. г | Проанализировать состояние здоровья детей | Педагоги старшей группы, медик |
2 | Анкетирование родителей по вопросам сохранения здоровья детей. | Изучить уровень компетентности родителей по здоровьесбережению детей. | Педагоги старшей группы |
3 | Анализ опыта работы детских садов по направлению сдоровьесбережение. | 1.Формирование банка методических идей по реализации проекта | Педагоги старшей групп,физрук, мед. работник. |
2 этап – основной. Срок реализации: февраль 2018г - апрель 2019г
№ | Мероприятия | Задачи | срок | Ответственные |
Реализация работы с родителями | ||||
1 | Заседание родительского комитета | Ознакомить членов родительского комитета с планом реализации проекта. Внести дополнения и изменения с учетом мнения родителей | февраль 2018г | Творческая группа педагогов |
2 | Тематическое родительское собрание | Презентовать основные направления деятельности по реализации проекта | Март 2018г | Педагоги |
2 | Совместные споривно-оздороавливающиемероприятия | Повысить интерес родителей к данному виду совместной деятельности. | В соответствии с годовым планом на группе | творческая группа педагогов |
3 | Круглый стол по вопросам сохранения здоровья детей. | Сотрудничать с родителями в представлении лучшего семейного опыта в данном направлении. | Апрель 2018г | Педагоги |
5 | Оформлении тематических выставок, пропагандирующих здоровый образ жизни | Сотрудничать с родителями в представлении лучшего семейного опыта в данном направлении | Июнь 2018г декабрь, 2018г июнь 2019г | творческая группа педагогов |
6 | Психологический тренинг «Коррекция детско- родительских отношений» | Оказать информационную поддержку родителям в данном направлении. | Ноябрь 2018г | Педагог - психолог |
7 | Установка бруса и лесенки на участке | Обогатить РППС через сотрудничество с родителями | Июнь 2018г | Педагоги |
8 | Создание тематических памяток для родителей, работа в родительском уголке группы | Повышение педагогической компетенции родителей воспитанников | В соответствии с годовым планом | творческая группа педагогов |
3 этап – заключительный. Срок реализации: май - июль 2019г
№ | Мероприятия | Содержание деятельности | срок | ответственные |
1 | Диагностика физ.развития и состояния здоровья детей. | Проанализировать уровень развития детей и заболеваемость. | Апрель 2019г | творческая группа педагогов( воспитатели, физрук, психолог), медик |
2 | Совещание творческой группы педагогов и специалистов | Подвести итоги сотрудничества педагогов, специалистов и родителей в рамках реализации проекта. | Май 2019г | |
Педагоги и специалисты | ||||
2 | Родительское собрание | Ознакомить родителей с результатами реализации проекта | Май 2019г | Педагоги |
4 | Презентация результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете | Поделиться опытом приобретённым в ходе реализации проекта с коллегами | Июнь 2019г | Ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
5 | Создание папки по итогам реализации проекта | Обобщить опыт работы | Июль 2019г | Педагоги |
Реализация взаимодействия «воспитатели – родители – дети»
№ | Мероприятие | Дата проведения | Участники |
1 | «День здоровья» - спортивное мероприятие в физкультурном зале | Апрель 2018 | Воспитатели, дети, родители, мед. сестра |
2 | «Праздник воды»-закаливающее мероприятие на свежем воздухе | Июль 2018г | Воспитатели, дети, родители, мед. сестра |
3 | «Папа, мама и я – здоровая семья» - спортивное мероприятие на свежем воздухе | Май 2018г | Воспитатели, дети, родители |
4 | «Будь здоров»- спортивное мероприятие на свежем воздухе | Сентябрь 2018г | Воспитатели, дети, родители |
5 | «Детско – родительские отношения» -тренинг для психоэмоционального восстановления взаимоотношений «родители-дети» | Ноябрь 2018г | Педагог-психолог, родители, дети |
6 | «Зимние прогулки»- совместные выходы на стадион | Декабрь 2018г Январь 2019г | Воспитатели, физрук,родители, дети, мед сестра |
7 | Экспериментально-исследовательская деятельность для активации у детей интереса к здоровому образу жизни | Апрель 2019г | Воспитатели, дети, родители |
8 | «Профилактика заболеваний детей» - практическое мероприятие, с участием мед. работника | Май 2019г | Воспитатели, родители, дети, мед сестра |
Условия реализации проекта.
Материально-технические: физкультурный инвентарь, физкультурный участок, стадион, физкультурный зал, мультимедийное оборудование, кабинет медика, кабинет психолога, РППС.
Информационные: наличие интернета, литература.
Кадровые: наличие медика, психолога, физрука.
Риски:
1.Отсутствие посещаемости детьми детского учреждения в связи с карантином.
2Изменение педагогического состава.
3Отказ родителей от проведения закаливающих процедур.
4Участие одних и тех же семей в мероприятиях.
Меры устранения и минимизация рисков:
1Коррекция календарного плана мероприятий, учет эпидемиологической ситуации.
2Поиск замены выбывшего педагога или взятие его функций на себя.
3Убеждение и информирование родителей о пользе закаливающих процедур.
4 Формирование интереса родителей в данном направлении.
Оценка перспективы развития проекта.
Данный проект можно вынести для рассмотрения на педагогический совет, откорректироватьего с учетом возрастных особенностей детей разных групп и реализовать в рамках всего детского учреждения.
Список литературы:
- В. Ф. Базарный. Развивающее здоровье принципы конструирования учебно-позновательной деятельности в детских садах и школах
- Говорушина Т.К. Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: / Т.К. Говорушина. — Великий Новгород, 2005.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб., 2001.
- Концепция формирования здоровьесберегающей образовательной среды / И. Арон, Л. Киселёва, Н. Кузнецова // Новое образование. Журнал Центра современных образовательных технологий – 2011. — №1.
- Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова //Методист. — 2007. — №2.
- Юрченко М.В. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ-начальная школа» / М.В. Юрченко // Образование и наука – 2007. — №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»
Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...
Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»
Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...
Проект: «Здоровье детей в руках взрослых»
Проект : "Здоровье детей в руках взрослых"...
Долгосрочный познавательно - исследовательский проект экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Экоогород круглый год»
Проект "Экоогород"...
Логопедический проект "Здоровье детей в руках взрослых"
Что самое главное в нашей жизни? Конечно,здоровье! Дети должны учиться заботиться о своем здоровье и поддерживать здоровый образ жизни в дальнейшем....
Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта Самарской области» для детей старшей группы
Данный проект воспитательной направленности предназначен для работы с детьми в старшей группе. В ходе реализации данного проекта у детей формируются элементарные представления о нашей малой родине - г...
Долгосрочный проект Экологической направленности для детей 6 – 7 лет группы комбинированной направленности (для детей с ТНР) «Бросим природе – спасательный круг!»
Направление реализации проекта: Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъе...