Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта Самарской области» для детей старшей группы
проект (средняя группа)
Данный проект воспитательной направленности предназначен для работы с детьми в старшей группе. В ходе реализации данного проекта у детей формируются элементарные представления о нашей малой родине - городе Самара, воспитывается любовь и гордость за наш город.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта Самарской области» для детей старшей группы
Самара 2024
Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта Самарской области»
Родина… Что может быть любимее и роднее её? Нет ничего дороже родного края, в котором ты родился, рос, где живут твои родители. И нужно с раннего детства поддерживать интерес детей к родным местам, воспитывать желание сделать всё, чтобы его родной город стал ещё прекрасней и богаче. Принято говорить, что без прошлого нет будущего, поэтому надо с дошкольного возраста доступно рассказывать детям об истории края, в котором они живут, о людях, прославивших наш город, о природе родного края и природоохранной деятельности.
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий, долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети, узкие специалисты ДОУ, родители.
Актуальность темы: чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким ему людям- матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сёстрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом»- сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции . Первые друзья малыша , детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом,- всё это включается в представления ребёнка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и улицей, но и с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребёнку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Гипотеза: любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель: формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине - городе Самара
Задачи:
Образовательные:
- Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о Самаре и Самарской области, ее символике, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках
- Уточнить и систематизировать знания детей о городах Самарской области
- Рассказать детям о людях, прославивших Самару и Самарскую область, познакомить с историей праздника «День народного единства»
-Познакомить с картой Самарской области
- Закреплять умение детей пользоваться картой
Развивающие:
- Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
- Развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к своей национальности, толерантное и уважительное отношение к представителям других народов, населяющих Россию, способствовать формированию у детей понятия о том, что все мы едины, у всех нас одна, неделимая Отчизна
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, город, за свой народ
Ожидаемый результат:
- получение знаний об истории родного края;
- пополнение знаний о городах и народах Самарской области, о некоторых традициях, особенностях, праздниках разных народов;
- приобретение навыков социального общения со взрослыми;
- проявление внимания и уважения к людям разных национальностей;
- овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Карта сентября «Где мы летом побывали, что увидели - узнали»
- Появление карты
- Беседы «Города Самарской области», «Наша область на карте Российской Федерации»
- Ситуация общения «Где мы летом побывали, что интересного увидали»
- Рисование маршрута поездок
- Разработка пиктограмм
- Виртуальные экскурсии по городам, где были дети
- Оформление выставки фотогазет «Наши летние каникулы»
- Выставка открыток, магнитиков с достопримечательностями городов
Итог месяца: на карте Самарской области отметить фотографиями детей или другими рисунками места, где они были летом.
Карта октября «Чем богаты, тем и рады»
- Беседы «Что выращивают в нашей области», «Труд людей, которые занимаются выращиванием урожая и добычей полезных ископаемых», «Полезные ископаемые, добываемые в нашей области», «Труд хлеборобов в старину и в современном мире», «Традиции русского народа, связанные с приёмом гостей»
- Изготовление знаков, рисунков, изображений по теме месяца
- Рисование маршрута «Как овощи и фрукты попадают к нам на стол»
- Встреча с садоводами, нефтяниками
- Изготовление книги профессий
- Составление рассказов «Как я помогал (-а) выращивать урожай»
- Изготовление фотоколлажа «Мы - помощники»
- Просмотр презентации «Дары осени»
Итог месяца: на карте РФ разместить корзинки, «наполненные» овощами и фруктами, которые выращивают в разных регионах нашей страны, и знаки полезных ископаемых
Карта ноября «Игрушечных дел мастера»
- Беседы «Народные промыслы нашего края», «В какие игрушки играли наши родители»
- Рассматривание альбомов о народных промыслах, народных игрушках
- Виртуальная экскурсия «Народные промыслы в Самарской области»
- Изготовление «Сундучка семейных игр»
- Рисование и раскрашивание народной игрушки – конь - разными техниками
- Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Как мы играем дома»
Итог месяца: отметить на карте Самарской области те места, где изготавливают традиционные народные игрушки
Карта декабря «Красавица Зима»
- Беседы «Красавица Зима», «Что такое красота», «Как красота природы отражается в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве»
- Ситуация общения «Что (кто) бывает красивым?»
- Рассматривание зимних пейзажей
- Виртуальная экскурсия «В гости к Деду Морозу и Снегурочке»
- Просмотр презентаций «Как отмечают новый люди разных национальностей»
- Решение проблемной ситуации «Если бы зимой не было снега…»
- Рисование маршрута «От дома до точки на карте»
Итог месяца: разместить на карте Самарской области красивые фотографии зимней природы
Карта января «Какая зима – такие забавы»
- Беседы «В здоровом теле – здоровый дух», «Традиции и обычаи народов нашего края»
- Ситуация общения «Как и во что можно поиграть зимой на улице»
- Просмотр презентации «Зимние подвижные игры разных народов»
- Фестиваль «Зимние забавы»
- Составление рассказов «Как мы играем в народные игры»
Итог месяца: разместить на карте Самарской области фотографии, рисунки, условные обозначения тех народных игр, которыми известны регионы нашего края
Карта февраля «Крепости земли Самарской»
- Беседы «Богатыри земли русской», «Как обороняли свои земли разные народы нашей страны»
- Рассматривание фотографий, репродукций картин с разными крепостями, острогами
- Составление рассказа «Как я побывал в крепости»
- Постройка снежной крепости на участке
- Рисование маршрута «От дома до крепости на карте»
Итог месяца: разместить на карте Самарской области фотографии крепостей, кремля, расположенных в разных местах нашего края
Карта марта «Знаменитые люди Самарской области»
- Беседы «Знаменитые люди Самарской области», «Чем прославили наш край знаменитые художники, ученые, артисты»
- Ситуация общения «Какого человека можно назвать знаменитым», «Какого знаменитого человека я знаю»
- Рассматривание картинок, фотографий знаменитых людей
- Рисование маршрута «От дома до знаменитых людей»
Итог месяца: разместить на карте Самарской области фотографии знаменитых людей, которые родились и трудились в разных регионах нашего края.
Карта апреля «Заповедные места Самарской области»
- Беседы «Охранять природу, значит охранять Родину», «Как и почему важно беречь природу, что мы можем для этого сделать», «Что такое заповедники? Для чего они нужны?»
- Ситуация общения «Как можно любоваться красотой весенней природы и сохранить впечатления о красивых цветах, распускающихся весной, не срывая их»
- Рассказ-суждение «Зачем нужна Красная книга?»
- Рассказ воспитателя о Самарской Луке и Жигулевском заповеднике, об их обитателях
-Решение проблемных ситуаций – «Что было бы, если бы не было животных?», «Можно ли обижать животных»
- Рассматривание фотографий, картинок цветущих растений весной
- Выставка детских творческих работ «Сохраним красоту первоцветов»
- Изготовление природоохранных знаков
- Рисование маршрута «От дома до заповедника»
Итог месяца: разместить на карте Самарской области фотографии или картинки известных заповедников и животных, там обитающих
Карта мая «Моя малая родина на карте большой страны»
- Беседы «Прошлое и настоящее Самары», «Моя малая родина», «Достопримечательности Самары и Самарской области», «Города Самарской области»
- «Полет» над нашей областью по стихотворению Владимира Степанова «Родные просторы»
- Виртуальная экскурсия по Самарской области
Итог месяца: отметить на карте РФ малую родину - Самару
Итоги проекта
В ходе проекта ребята стали интересоваться историей своего края, гордиться Россией и Самарой. Ребята познакомились с Самары, её образованием, расширились знания детей о народах, проживающих на территории Самарской области, закрепили знания о символике Самары и области, её значении. У детей расширились знания о родном городе, памятниках культуры. Дети с удовольствием изучали карту Самарской области, искали различные города, изучали животных, проживающих на территории области. Продолжили знакомство с гжельской, хохломской, дымковской росписью, с устным народным творчеством, русскими народными музыкальными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитанию уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей малой и большой Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-520266-1415465592.jpg)
Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856133-1479968475.jpg)
Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.
Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/28/picture-1202714-1577538026.jpg)
Познавательный долгосрочный проект "Мы живем в Калининграде" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, родителей, воспитателей ДОУ.
В проекте описан опыт знакомства с родным кородом Калининрадом в виде экскурсий, игр, чтение литературы и мн. другое. В проект вовлечены дети и родители, воспитатели. Предназначен для того, чтобы дети...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078309-1541434221.jpg)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
совмесная работа воспитателей группы, логопеда, музыкального руководителя, родителей воспитанников подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-1385257-1644319805.jpg)
Долгосрочный проект по технологии физического развития для детей старшего дошкольного возраста
Долгосрочный проект по технологии физического развития для детей старшего дошкольного возраста...
Долгосрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Малышкина Академия» -старшая группа
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420069-1394904230.jpg)
Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта нашей страны»
Данный проект составлен в помощь воспитателям для работы с практическим руководством "Воспитателю о воспитании"...