Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)
статья на тему здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2._zashchita_na_vys.docx | 9.01 КБ |
statya_2._zashchita_na_vys.docx | 9.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Здоровье является главной составляющей правильной и долгой жизни
человека. Особенно важно здоровье для формирования подрастающего поколения. Интерес к здоровью детей обусловлен тем, что сейчас происходит
быстрый темп роста заболеваемости, идет снижение темпов физического и умственного развития. Детство является главным периодом в жизни, когда происходит становление всего организма, поэтому на этапе дошкольного возраста важно привить ребенку любовь к своему телу, сформировать мотивацию на здоровый образ жизни.
Формирование ответственности у детей за свое здоровье – это большая педагогическая работа, которая решается на протяжении всего дошкольного возраста.
По мнению многих известных специалистов (И. Божович, А.А. Венгер,
Л.С. Выготский, А.В Запорожцев и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее лучшим для осознанного постижения окружающего мира, для развития интеллектуальных способностей и практических навыков. Такие ученые как М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др., главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в дошкольных образовательных организациях призвано формировать у детей правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение (Г.К. Зайцев, С.В. Лободина, Д.Н. Давиденко).
Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к здоровому
образу жизни в процессе физического воспитания, где в полной мере
реализуется потребность в двигательной активности.
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
- Рациональный режим;
- Правильное питание;
- Рациональная двигательная активность;
- Закаливание организма;
- Сохранение стабильного психо -эмоционального состояния.
Под режимом принято понимать распорядок жизни, предусматривающий
рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
- полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);
- тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели; привлечение детей к посильному участию в режимных
процессах;
-формирование культурно-гигиенических навыков;
-эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
-учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском
возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1)Обеспечение баланса;
2)Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
3)Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются: воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий: развитие воображения при выполнении двигательных действий; включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры; создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его
познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой
он живет и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Из выше изложенного следует, что здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является актуальной. Наше будущее зависит от здоровья наших детей. Здоровый образ жизни – это правильный путь, по которому должен идти каждый человек. Двигательная активность, правильное питание, закаливание должны быть главной составляющей жизни людей.
Список литературы
1 Анохина, И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного
возраста в ДОУ: методические рекомендации / И.А. Анохина,
Ульяновск: УИПКПРО, 2012
2 Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей: новые подходы к
профилактической и оздоровительной работе в образовательных
учреждениях Текст.: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р.
Кучма, Л.М. Сухарева. – М.ГЭОТАР – Медиа, 2011
3 Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика. –
4 Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И.Божович. –
М. : Просвещение, 1995 – 464 с.
5 Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. :
Академический Проект, 2005 – 240 с.
6 Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина.
– М. : Академия, 2007 – 446 с.
7 Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников Текст.: пособие
для педагогов дошк. учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е.
Веракса, А.Н. Веракса. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
8. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический
аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993 - № 9 –
С.34-36.
9..Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе
детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар.
Асвета, 1980 – 162 с.
10 Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова,
А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005 – 448 с.
11.Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста /
Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004 - № 4 – С. 14-17.
12. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – В 3-х кн. – Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. –
М. : ВЛАДОС, 1995 – 608 с.
13.Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш.
учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М. : ВЛАДОС, 2003 – 288 с.
14.Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ /
Е.О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997 – 384 с.
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Здоровье является главной составляющей правильной и долгой жизни
человека. Особенно важно здоровье для формирования подрастающего поколения. Интерес к здоровью детей обусловлен тем, что сейчас происходит
быстрый темп роста заболеваемости, идет снижение темпов физического и умственного развития. Детство является главным периодом в жизни, когда происходит становление всего организма, поэтому на этапе дошкольного возраста важно привить ребенку любовь к своему телу, сформировать мотивацию на здоровый образ жизни.
Формирование ответственности у детей за свое здоровье – это большая педагогическая работа, которая решается на протяжении всего дошкольного возраста.
По мнению многих известных специалистов (И. Божович, А.А. Венгер,
Л.С. Выготский, А.В Запорожцев и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее лучшим для осознанного постижения окружающего мира, для развития интеллектуальных способностей и практических навыков. Такие ученые как М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др., главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в дошкольных образовательных организациях призвано формировать у детей правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение (Г.К. Зайцев, С.В. Лободина, Д.Н. Давиденко).
Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к здоровому
образу жизни в процессе физического воспитания, где в полной мере
реализуется потребность в двигательной активности.
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
- Рациональный режим;
- Правильное питание;
- Рациональная двигательная активность;
- Закаливание организма;
- Сохранение стабильного психо -эмоционального состояния.
Под режимом принято понимать распорядок жизни, предусматривающий
рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
- полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);
- тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели; привлечение детей к посильному участию в режимных
процессах;
-формирование культурно-гигиенических навыков;
-эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
-учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском
возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1)Обеспечение баланса;
2)Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
3)Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются: воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий: развитие воображения при выполнении двигательных действий; включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры; создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его
познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой
он живет и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Из выше изложенного следует, что здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является актуальной. Наше будущее зависит от здоровья наших детей. Здоровый образ жизни – это правильный путь, по которому должен идти каждый человек. Двигательная активность, правильное питание, закаливание должны быть главной составляющей жизни людей.
Список литературы
1 Анохина, И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного
возраста в ДОУ: методические рекомендации / И.А. Анохина,
Ульяновск: УИПКПРО, 2012
2 Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей: новые подходы к
профилактической и оздоровительной работе в образовательных
учреждениях Текст.: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р.
Кучма, Л.М. Сухарева. – М.ГЭОТАР – Медиа, 2011
3 Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика. –
4 Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И.Божович. –
М. : Просвещение, 1995 – 464 с.
5 Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. :
Академический Проект, 2005 – 240 с.
6 Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина.
– М. : Академия, 2007 – 446 с.
7 Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников Текст.: пособие
для педагогов дошк. учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е.
Веракса, А.Н. Веракса. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
8. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический
аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993 - № 9 –
С.34-36.
9..Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе
детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар.
Асвета, 1980 – 162 с.
10 Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова,
А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005 – 448 с.
11.Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста /
Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004 - № 4 – С. 14-17.
12. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – В 3-х кн. – Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. –
М. : ВЛАДОС, 1995 – 608 с.
13.Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш.
учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М. : ВЛАДОС, 2003 – 288 с.
14.Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ /
Е.О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997 – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
План составлен в соответствии с ФГТ...
Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"
Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.
В статье представлен опыт работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...
Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста "Как помочь Куталке"
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...
Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...
Опыт работы на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал отражает опыт работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...