Использование здоровьесозидающих технологий в ДОУ
статья

Скирда Светлана Геннадьевна

использование здоровьесозидающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня я познакомлю Вас с опытом применения современных здоровьесозидающих образовательных технологий в работе педагогов нашего учреждения.

  1. В поисках новых форм работы с детьми по развитию познавательно-  исследовательской деятельности, творческий коллектив нашего образовательного учреждения разработал инновационную Программу развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные и невероятные приключения Маши и Вити».

Программа включает в себя совместную деятельность педагога с детьми на Метеоплощадке и в цифровой лаборатории «Удивительные открытия».  

Каждую совместную деятельность сопровождают главные герои, куклы мальчик и девочка – Витя и Маша. Маша любит сочинять сказки и верит в чудеса, а Витя верит научным фактам и любит экспериментировать. Вместе с ребятами и со своим помощником маленьким ученым Наурашей они совершают первые научные открытия, ищут ответы на сложные вопросы, исследуя окружающий мир. Образовательный процесс направлен на поддержку устремленности к самопознанию и самореализации, формирование универсальных обучающих действий,  расширению представлений на тему здоровья и развитие эмоциональной устойчивости личности ребенка.

В течении образовательного процесса погружаясь в исследовательскую деятельность, наши воспитанники узнают о влиянии естественно-средовых факторов на здоровье человека.

Наличие современного оборудования Метеоплощадка позволяет решить поставленные задачи по здоровьесозиданию в нашем дошкольном учреждении.

Посещая Метеостанцию, погружаясь в игровую ситуацию с героями Машей и Витей, любителями поспорить на темы:

«Как связаны между собой простуда и направление, сила ветра»

 «Почему зимой носим шубу, а летом платье»

«Разве солнце - это витамин»? и другие…

дети получают ответы на множество вопросов используя в игре такие предметы, как флюгер, ветряной рукав, термометр, дождемер.

Флюгер и его вращающиеся стрелки на опорной оси позволяют получить информацию о направлении ветра, расширить представление о сторонах света,

 а Ветряной рукав укажет на силу ветра.

Специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой помогает определить количество осадков.

И конечно нельзя обойтись без термометра, он помогает определить температуру воздуха в окружающей среде.

Все результаты измерений и наблюдений возможно фиксировать на специальной доске и в индивидуальных дневниках маленьких исследователей.  

Фиксация результатов позволяет обращаться к прошлому опыту сравнивая не только результаты недельной давности, но и наблюдения в разное время года. Совокупность полученной информации дает возможность устанавливать закономерность и взаимосвязь между состоянием погоды и жизнедеятельностью людей, расширяя понятия, о том, как естественные силы природы могут оказывать влияние на здоровье человека.

 

  1.  Маша и Витя приглашают наших воспитанников посетить детскую цифровую лабораторию «Удивительные открытия». 

 Дети дошкольного возраста познают мир через исследование с помощью шести модулей лаборатории.

В рамках формирования у детей культуры здоровья, представлений о здоровом образе жизни модули цифровой лаборатории используются в следующих направлениях:

      Модуль «Температура» используется в совместной деятельности с детьми по познавательному развитию по темам «Кожа», «Осязание».

      Лаборатория «Свет» обеспечивает интересное исследование при изучении тем «Глаза. Орган зрения» - здоровье глаз, сохранение зрения., «Солнце – источник тепла и света», «Солнце, воздух и вода – факторы закаливания».

      Модуль «Звук» позволяет углубить изучение таких тем, как «Орган слуха», «Как сохранить здоровье», «Влияние громкости звука на здоровье живых организмов».

      Лаборатория «Сила» оживляет общение педагога и детей по теме «Организм человека».

    Модуль «Пульс» позволяет включить в образовательный процесс тему «Сердце – главный орган кровеносной системы.  Пульс».

      В лаборатории «Кислотность» проводятся исследования по следующим темам: «Органы пищеварения», «Орган вкуса», «Правильное питание.  Полезные и вредные продукты»; исследование кислотности продуктов.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка мотивацию к здоровому образу жизни.

  1. Поднимая тему влияние естественно-средовых факторов на здоровье человека, нельзя не затронуть и растительный мир.

Использование современной здоровосозидающей технологии  Гарденотерапия создает условия для улучшения психического и физического состояние человека при помощи растений. На территории нашего образовательного учреждения создана «Поляна сказок», Герой которой домовенок Вося. Он заведует садом растений. Оказываясь в этом волшебном саду, дети не только наблюдают за явлениями природы, любуются различными красками цветов, ландшафтом своего детского сада, ощущая запахи разных растений, а также являются активными участниками по уходу за цветами,  выращиванию ароматных трав и  овощных культур, так полезных для здоровья.

Для ребенка уединение с природой крайне необходимо для расширения жизненного пространства, развития и получения экологических знаний, оздоровления. Воспитанники получают позитивный эмоциональный заряд.

  1.   На основании Обучающей просветительской программы для дошкольников «Основы здорового питания», разработанной в целях реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на 2020-2024 года, для решения задач по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания, коллективом нашего дошкольного учреждения разработана  здоровьесозидающая технология – школа «Веселых поварят».

     Это цикл игр, направлен не столько на получение информации о полезных продуктах питания, сколько на возможность реализовывать знания в собственном опыте, в процессе игры, на формирование у детей навыков здорового питания, навыков выбора здоровых блюд, обучение режиму питания, формирование потребности в ежедневном употреблении свежих овощей и фруктов.

В играх мы используем атрибуты, которые изготавливаем совместно с детьми из пластичных материалов (Play-Doh, цветное соленое тесто, пластика)

Принимая участие в игре, дети учатся самостоятельности, чувствуют свой творческий вклад в то, что они будут готовить, учатся делать правильный подбор блюд, выбирать полезные продукты, объяснять свой выбор. У детей вырабатываются здоровые пищевые стереотипы поведения и пищевые привычки.

  1. Создавая условия для развития здоровой личности мы говорим не только о физическом, но и психологическом здоровье наших воспитанников.

 Работа педагога всегда сопряжена с возникновением разного рода трудностей. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда ребенок боится врача, нарушает правила поведения  во время режимных моментов, совместной деятельности, не любит молоко и много других знакомых вам моментов.  Как объяснить ребенку тот или иной поступок или возникновение неприятной эмоции, помочь найти выход? Каждому педагогу важно в своей работе иметь различный инструментарий для взаимодействия с детьми.

На помощь к педагогу приходят Арт-терапевтические приемы, элементы Игротерапии.

 Их цель – не менять и не переделывать ребенка,  не формировать у него какие – то специальные поведенческие навыки, а дать возможность «прожить» в продуктивной деятельности волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого и сверстников.

Вместе с ребятами мы создаем книги о важном. Обсуждаем правила и сопровождаем его рисунком. А из них создаем книги. Ребенок принимает участие в продуктивной деятельности и становится, как бы автором правил поведения. К этим книгам обучающиеся в последствии имеют возможность возвращаться, анализируя опыт, проблемную ситуацию.

Использование цветных нитей помогает в работе по разрешению вопросов взаимодействия между воспитанниками. Передавая друг другу клубочек одного цвета ребята проговаривают то, что их волнует, добавляя другой цвет нитки, и снова передавая другу -  предлагается решение, высказывается своё мнение. Таким образом, создавая узор ребята имеют возможность поговорить о наболевшем, вместе найти пути решения той или иной ситуации.

    Такие формы работы подходят для решения и урегулирования режимных моментов, прорабатывания страхов и переживаний.

  1. Отдельно хочется остановиться на здоровьесозидающих функциях современного оборудования Мультстудия «Я творю мир». Это мультимедийное средство представления материалов детского научно – исследовательского, научно – технического, а также художественного творчества. Использование мультстудии в работе с детьми, является частью воспитательной работы, а также помогает сохранить и развить здоровье детей через творчество.

  Организация совместной деятельности педагога и детей при работе с мульстудией способствует развитию физических, эстетических и нравственных сторон личности. Совместное составление сценариев будущих мультфильмов помогает детям самореализоваться, научиться адекватно оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, учат выстраивать взаимоотношения в коллективе, с юмором относиться к своим ошибкам, принимать чужую точку зрения.

Благодаря мультстудии, нам удалось ответить на вопросы детей, связанные с основами безопасности жизнедеятельности, проработать проблемные ситуации по взаимоотношениям детей внутри группы, а также сформировать привычки здорового образа жизни.

Силами детей созданы мультфильмы для проведения совместной деятельности на тему: «Школа здоровья», «Полезные продукты», «Поговорим о спорте», а также Мультфильмы – рекламные ролики на темы: «Здоровье в порядке спасибо зарядке», «Витамины наши лучшие друзья», ….

  Вот такая работа с применением здоровьесозидающих образовательных технологий проводится в нашем учреждении. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности

Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности.Грамотное проектирование и организация развивающей сре...

Презентация "Использование БОС-технологий в здоровьесозидающем процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Исследование по эффективности использования БОС-технологии в процессе здоровьесозидания детей старшего дошкольного возраста...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

К О Н С П Е К Т организованной образовательной деятельности на тему: «Фрукты для мишутки» (для детей младшей группы) с использованием нетрадиционной техники рисования и здоровьесозидающих технологий

К О Н С П Е К Торганизованной образовательной деятельности на тему:«Фрукты для мишутки» (для детей младшей группы) с использованием нетрадиционной техники рисования и здоровьесоз...

Организация здоровьесозидающего образовательного процесса через использование здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе – это в первую очередь технология воспитания валеологической  культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий &nda...