Коррекция звукопроизношения путем применения нетрадиционных методов здоровьесозидающих технологий через социальное партнерство педагогов с родителями
проект по логопедии (старшая группа)

 В последние годы не только увеличивается количество детей с речевыми нарушениями  (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына), но и усложняется структура дефекта. Это связано с экзогенными (ухудшение экологии) и с эндогенными (снижение репродуктивного здоровья населения, патология беременности, родов и раннего развития) факторами. Нарушения артикуляционной моторики обусловлены органическим поражением ЦНС или незрелостью мозговых структур

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы. Низкая мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения - проблема№2.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.  Некоторые  родители считают, что работа над звукопроизношением – обязанность педагогов, а другие не знают, как помочь.  Недостаточный уровень  педагогической компетентности  у родителей по преодолению  дефектов произношения-3 проблема..

Для решения выявленных проблем  я поставила цель: повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения путем применения нетрадиционных методов здоровьесозидающих технологий через социальное партнерство педагогов с родителями .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_lopatina.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Вашему вниманию предлагаю проект «Коррекция звукопроизношения путем применения нетрадиционных методов здоровьесозидающих технологий через социальное партнерство педагогов с родителями («Секреты логопеда»). 

 В последние годы не только увеличивается количество детей с речевыми нарушениями  (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына), но и усложняется структура дефекта. Это связано с экзогенными (ухудшение экологии) и с эндогенными (снижение репродуктивного здоровья населения, патология беременности, родов и раннего развития) факторами. Нарушения артикуляционной моторики обусловлены органическим поражением ЦНС или незрелостью мозговых структур

(слайд №  )

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы. Низкая мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения - проблема№2.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.  Некоторые  родители считают, что работа над звукопроизношением – обязанность педагогов, а другие не знают, как помочь.  Недостаточный уровень  педагогической компетентности  у родителей по преодолению  дефектов произношения-3 проблема (слайд №  ).

Для решения выявленных проблем  я поставила цель: повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения путем применения нетрадиционных методов здоровьесозидающих технологий через социальное партнерство педагогов с родителями (слайд №  ).

Для реализации цели я наметила ряд вопросов. Как совершенствовать мою сопровождающую деятельность как логопеда в работе с дошкольниками. Где коренятся ресурсы оздоровления растущего малыша? Как оценить состояние  здоровья ребёнка на каждом занятии, что должно измениться в содержании занятия? Как создать на своих занятиях такую атмосферу, в которой дети  смогут максимально  развить способности и  приобрести новые умения. 

Ответы на эти вопросы я нашла в достижениях признанных мастеров, успешных педагогов коллег, анализируя собственный опыт.  Оптимизировала знания по проведению логопедического  массажа и самомассажа на курсах. Получила ценную информацию на семинаре «Игровые приёмы в  коррекции звукопроизношения» И. Л. Лебедевой. В работе очень помогают разработки «Лекарство для дракона»«Хитрая лиса»«Золотая сказка»«Лев и мышонок» и другие (слайд №  ).

  Стала участником семинара по применению элементов йоги в работе с детьми. Моим открытием стали «Карточки йога-истории» Ульяненко Алёны, преподавателя детской йоги.

Хотелось бы поделиться с вами некоторыми наработками.

Апробация использования нетрадиционных приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с общим нарушением речи проходила с 2017 по 2019года  на детях старшего дошкольного возраста. Результаты итоговой  диагностики воспитанников в 2018 показали положительную динамику по всем направлениям, особенно порадовали успехи по обучению грамоте. Одной из причин считаю применение «Карточек йога-истории» на занятиях. Мне захотелось использовать Волшебные карточки  и в работе над звукопроизношением. Без участия и поддержки педагогов и родителей не получить положительных результатов, поэтому мой проект -«Коррекция  звукопроизношения путем применения нетрадиционных методов  здоровьесозидающих технологий через социальное партнерство педагогов с родителями. 

Мною определены этапы (слайд №  ), спланировано содержание деятельности  каждого этапа (слайд №  ), указаны основные направления и представлены ожидаемые результаты (слайд №  ).

Дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия напоминают игру и основываются на подражании, а задания даются в легкой доступной форме. Чтобы занятия были интересны, мне необходимо обладать большим набором «инструментов».  Карточки мною взяты за основу. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий упражнений-асан (карточек), вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «лягушка», «аист», «телефон», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка. Важно не забывать, что не только мы   учим  детей, но и они тоже учат нас. Дети, да и родители,  могут тоже предлагать упражнения. Так  по инициативе ребёнка мы из «Дерева» превратились в «Цаплю» (опустив руки).

Для проведения в начале и конце занятий экспресс-диагностики я пользуюсь матрицей  состояний.  В  ней приведены результаты возможных сочетаний субъективных ощущений здоровья и уверенности (разработана Н.Н. Беляковской  

Упражнения для развития у детей дыхания, голоса и артикуляции провожу  на подготовительном этапе. Авторы коррекционных методик значительную  роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И.Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина и другие).  Упражнения для развития дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность.

Валеологический подход к решению логопедических задач предполагает, среди прочих приемов, введение в практику речевых занятий упражнений, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определенного органа или группы органов. Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке: Слайд

 Любимое  упражнение  детей – «Самовар» (на задержке дыхания), а также нам нравится  «задувать  свечи на торте»или « головы Дракона», подниматься  по ступенькам лестницы  вверх и опускаться вниз (ступенчатый вдохи выдох).

Для формирования правильного звукопроизношения нужны развитые артикуляционные органы. Развиваем  их  с помощью артикуляционных упражнений. Для преодоления и профилактики  патологии зрения рекомендуется комплекс специальных упражнений. Психологами (телесно-оринтированное направление) предложено 2 вида упражнений проводить комплексно, что обеспечит высокую результативность поставленных задач и способствует оздоровлению всех органов и систем организма. Так, движения языка сопровождаются движениями глаз.

Одним из видов артикуляционной гимнастик является БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

Так мы учимся говорить правильно. Не получается звук «Р»?

Отправляемся в полёт на ковре-самолёте.

Ложимся на спину, выполняем круговые движения руками (можно взять в руки мяч), движения ногами как при езде на велосипеде. Губы дрожат, язык между губами. В полёт готовы? Наполняем баки бензином-полный вдох, На выдохе «Заводим мотор» Тр-р-р…….(карточка «Велосипед»)        

Процесс закрепления и различения поставленных звуков тоже может быть интересным и увлекательным…Нам на помощь приходят Волшебные карточки. 

В этих упражнениях дети учатся соотносить речь с движениями, вырабатывают правильное речевое дыхание, воспитывают ритмическую сторону речи и движений, формируют навык использования разного темпа движений и речи.

Чудесные карточки «Йога-истории» помогают нам определять и различать звуки в словах. Так, звук «Д» нам поможет запомнить упражнение – асана «Дерево». Мы знаем, что любое дерево вырастает из маленького ростка. Для того, чтобы дерево росло большим, нужно уверенно стоять на земле. Мы покажем, какое дерево вырастает из маленького ростка. Во время выполнения упражнения можно произнести звук «Д», а можем повторять слоги, слова, петь песенки… Это упражнение поможет сохранить и укрепить здоровье, улучшить осанку, стать более устойчивым и сильным, конечно же, запомнить звук и … получить удовольствие. 

Сказкотерапия  заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

Мы  с детьми используем  не придуманные истории, а создаем  новые, мы играем в сказку с помощью Волшебных карточек.

Вот так мы побывали  В гостях у сказки.

Дети, педагоги и родители отправились в путешествие.  Мы превратились из дружных ребят в замечательных котят. Найти молочко – вот наша задача! Нас ждали сложные, но интересные задания.  В Городе “Красивой речи” мы выполнили упражнения, которые помогут говорить правильно и выразительно.  В  “Звукограде” находили звуки в словах. На островке Здоровья хитрые  задания мы выполняли с помощью волшебных карточек. В  Городе “Загадок” задания предлагали родители.

Сказочным героям помогаем – кинезиологические упражнения выполняем. Кинезиологическая гимнастика представлена несколькими блоками упражнений, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма.

Препятствия преодолеваем – самомассаж выполняем (игровой массаж и самомассаж БАТ) Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.

 Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней работников ДОУ и родителей.

Для педагогов был проведен семинар-практикум: «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей», разработаны рекомендации и картотеки по применению нетрадиционных методов  здоровьесберегающих технологий.

Для родителей были изготовлены памятки, буклеты: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика» и т.д. Стали традиционными Мастер-классы «Вместе можем всё»

 Представила опыт работы по теме «ЗСТ» на педсовете, для логопедов города, на Всероссийской конференции.

На сайте «Детского сада №56» периодически размещаю материалы по теме.

Практическая значимость данной работы состоит в возможностях использования представленных методов и приёмов  организации образовательной деятельности старших дошкольников с ТНР логопедами, педагогами ДОУ, родителями. Создан банк данных по  применению нетрадиционных приёмов коррекции звукопроизношения (презентации, дидактические пособия, речевой материал, подвижные игры)

В результате комплексной, систематической работы учителя-логопеда в сотрудничестве с воспитателями и родителями у детей (данные промежуточной диагностики):

  • выработаны необходимые артикуляционные уклады;
  • увеличился речевой выдох;
  • улучшились  фонематические процессы;
  • сформированы навыки правильного звукопроизношения;
  • повысилась мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения.

Повысился уровень педагогической компетентности родителей  и степень участия их в коррекционном процессе.

 Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом). 

    

В планах -  продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и внедрить в практику технологии музыкального воздействия, ароматерапию, цветотерапию.

Литература:

  1. Буденная  Т.В.  «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
  2. Гаврючина  Л.В.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Гомзяк  О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009
  4. Кузнецова С.В., Е.В.  Котова, Т.А. Романова  «Система работы с узкими специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  5. Картушина М.Ю.    «Логоритмические занятия в детском саду». – М., 2004.
  6. Мальгавко  Н.В.  «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.
  7. Нищева  Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003
  8. Пожиленко  Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
  9. Панфёрова  И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.  
  10. Панферова И.В., Л.Н. Филиппова  «Преемственность  в работе логопеда и других специалистов»  Журнал «Логопед»,  2007- №4.
  11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении

Мастер - классEvita (08.02.2015) Порохова Эльвира Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сохранение здоровья дошкольников путем использования нетрадиционных методов и технологий (самомассаж)»

Кризисные явления в обществе, высочайшие темпы его развития, экологические ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни являются основными причинами ухудшения состояния здоровья детей. П...

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В.Г.Современный детский сад помогает благополучно...

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В.Г.Современный детский сад помогает благополучно...

Педагогическое зссе «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ»

Эссе отражает важность  и необходимость взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, объясняет сущность социального партнерства, раскрывает инновационные формы работы с родителями в условиях совреме...

Важность социального партнерства педагогов с родителями в условиях ДОУ.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования.Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социаль...

«Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ»

Для успешного воспитания необходимо установление партнерских отношений между ДОУ и родителями....

Применение нетрадиционных методов развивающих технологий для формирования интеллектуально-творческих способностей

Основные требования ФГОС - создание содержательно-насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного ...