Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

ШИХАРЕВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

 

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

-Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

-Активизировать  словарь  детей: Модель глобуса , суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody.docx769.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности познавательно-речевому развитиюКрасносельского района Санкт-Петербурга.

             

                                   

  Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ-  технологий.

Тема:

« Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства воды».

                                                                         Составил воспитатель: Шихарева Марина Викторовна.

                                                             

                                                            Санкт-Петербург

                                                                    2013

                                                                                                                                                                                                                         Программное содержание:                   

 Образовательные задачи:

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Развивающие задачи:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

-Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

-Активизировать  словарь  детей: Модель глобуса , суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

Воспитательные задачи:

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Методы приема:

-Словесные: Объяснение , напоминание, уточнение, оценка  деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово.

-Наглядные: Глобус, алгоритмы символизирующие (у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель , способность воды отражать предметы.

-Практические: Индивидуально-дифференцированный подход( в процессе опыта).

-Динамические  паузы: «раз, два, три, четыре», «веселая разминка».

- Игровые:

Материалы и оборудование для воспитателя:

-Кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука ,масло, мятные капли, травяной настой. Пустые стаканчики.

- «использование технических средств»: Музыкальный центр- аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты(звуки)»

г. Москва. ООО «ДИСКО ПРО.» Лицензия  ВАФ № 77-228.

Материалы и оборудование для детей:

-стаканчики для пробы на каждого ребенка по одному.

Интеграция образовательных областей:

-«Здоровье»: Динамические паузы «раз, два, три, четыре» и  «веселая разминка».

Познание»: свойства воды, проведение опытов.

- «использование технических средств»: Музыкальный центр- аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты(звуки)»

г. Москва. ООО «ДИСКО ПРО». Лицензия  ВАФ № 77-228.

Предварительная работа:

-Беседа с детьми о значении воды.

-Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

-Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

-Чтение сказки «Путешествие Капельки».

-Проведение отдельных опытов с водой ( папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»).

-Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».

-Знакомство с круговоротом воды в природе.

Структура  НОД:

Структура образовательной деятельности

Время

(мин.)

  1.

Создание мотивации для деятельности.

         1

   2.

Информационно-познавательная часть.

         1

   3.

Л.Замятин «Стихотворение о воде».

Беседа о воде (наводящие вопросы, детский опыт и знания детей).

         2

   4.

Динамическая пауза «Юные  пловцы».

        2

  5.

Практическая часть (опытно- экспериментальная).

Подготовка.

        1

  6.

Опыт №1: «Определить есть ли форма у воды».

        2

  7.

Опыт №2: «Какого цвета вода».

        2

   8.

Опыт №3: «Вода-растворитель».

        2

    9.

Динамическая пауза: «Небольшая разминка».

        2

  10.

Опыт №4: «Вода не имеет собственного запаха».

        2

  11.

Опыт №5: «Способность отражать предметы».

        2

12.

Рефлексия.

      2

ХОД НОД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная).

Загадка:

В.- На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус )

                                                     

    В. - А что такое глобус?                                                                            

 (Глобус - это  модель Земли.)

В.- А как вы понимаете – модель Земли?

 (дети высказывают, объясняют)

В.- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

В.- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

 Д.- Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…

В.- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

 (показать на глобусе).

В.- Ребята, а почему на глобусе  очень много синего цвета?

 (Ответы детей).

В.- Синий цвет – это вода: моря, океаны, рек, озёра ).

   Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода? (Автор Владимир Кулагин).

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения, если да ,то

 почему?

 (Дети объясняют).

В.- А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).

В.- Кому нужна вода? (Ответы детей).

В.- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).

В.- А как они её получают? (Ответы детей).

В.- Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

В.- Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).

  (Дети объясняют, делают выводы).

Чтение стихотворения о ВОДЕ:

( Автор Леонид Замятин).

     Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

     Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

       Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

В.- Ребята, для жизни человека, вода имеет очень важное значение.

В.- А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? (Ответы детей).

В.- Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей).

В.- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

В.- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

В.- А как вода поступает в реку?(Ответы детей).

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

 (Объяснения детей).

В.- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.      

                     

Динамическая пауза :

 «Юные пловцы ».

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

         II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная):

В.- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

В.- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

В.- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда , вот здесь будет наша лаборатория это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

В.- Приступим к нашему исследованию.

 Опыт 1: Какой формы вода?

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода

жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

В. Показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы (  вывешивает на магнитную доску).

                             

Опыт 2: Какого цвета вода?

    Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

  Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом  алгоритм , символизирующий это свойство воды и вывешиваем его на доску).

 Опыт 3: Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

  Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задании

В. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Динамическая пауза:

 «Небольшая разминка».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте).

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

 В. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

В. Обращает  внимание детей на стакан, где растворяли муку.

В. - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

 Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

                         

 Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

 В. Предлагает детям определить, есть ли у воды запах? (Ответы детей).

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

 Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

                               

   Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

В. - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).

В. - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

В. - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

В.- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

  Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия:

В.- Скажите, мне, пожалуйста ,чем мы  сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах?(Ответы детей).

 Выяснить понравилось ли им наша  деятельность и что понравилось больше всего.

В. - Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.

Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка: Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)».

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной и организационной деятельности познание: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: "...не забудь, ты родился в России...". ."

Тема:"...не забудь, ты родился в России".-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;-совершенствование навыков словообразования;-совершенствование грамматического строя речи.ра...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Тема: «Задания Матушки-Зимы» Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий

Тема: «Задания Матушки-Зимы»Конспект организованной  образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе с использованием социо-игров...