Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности
статья на тему
Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности.
Грамотное проектирование и организация развивающей среды – это достойная цель педагогов. Ведь среда направлена не только на развитие детей, но и на поддержание, укрепление как психологического, так и соматического здоровья воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_mama.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности».
В последнее время выявилась устойчивая тенденция к снижению показателей здоровья у детей дошкольного возраста, что зачастую приводит к задержке темпа развития. В связи с этим, очень востребованными становятся педагогические технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создаваяздоровьесозидающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.
Среди воспитанников нашего образовательного учреждения высок процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно – коррекционной реабилитации детей.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности дошкольного отделения ОУ является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).
В каждой группе и кабинетах специалистов (учителей - логопедов, учителей дефектологов, педагогов – психологов) создании оснащена оборудованием предметно-развивающая среда в соответствии с ФГТ, направленная на формирование интегративных качеств и освоение воспитанниками образовательных областей, важнейшими из которых педагоги ОУ считают «Физическую культуру», «Здоровье», «Безопасность». Учитывая специфику нашего учреждения, в группах оборудованы коррекционные и логопедические уголки, со сменным дидактическим материалом и рекомендациями по их применению.
Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха. Для игр на развитие дыхания воспитатели и специалисты используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В коррекционных уголках имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. Несколько лет в дошкольном отделении успешно применяется технология биологически обратной связи, способствующая формированию навыков правильного дыхания (1). Под руководством опытного специалиста, прошедшего дополнительную подготовку, с детьми проводятся «Уроки БОС-Здоровья». Эти занятия проходят в просторном коррекционном зале, по подгруппам, циклами, повторяющимися два раза в год. Выработанные навыки правильного дыхания закрепляются педагогами во всех режимных моментах.
С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек. В логопедических уголках для выполнения артикуляционной гимнастики используется большое зеркало, в котором ребенок может видеть себя и взрослого, демонстрирующего правильную артикуляционную позу, а для подгрупповых занятий имеются индивидуальные зеркала небольших размеров.
В работе с детьми педагоги дошкольного отделения постоянно используют комплексы гимнастики для глаз, упражнений и игр, направленных на профилактику и коррекцию нарушений зрения. Группы оборудованы подвесными подвижными «мобилями», которые стимулируют зрительное восприятие, расширяют поле зрения, развивают глазодвигательные мышцы.
Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией и задержкой психического развития имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время организованной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Воспитателями и специалистами подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением, релаксационные панно, пузырьковые колонны.
Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда и психолога. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непосредственной образовательной деятельности.
В структуру занятий на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.
Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. Для игр с водой в каждой группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек, фартуки, нарукавники.
Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий в ОУ является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму (2). В развивающую среду групп и кабинетов специалистов внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, панно для плетения и застегивания различными способами, книжки – раскраски, прописи для детей подготовительных к школе групп.
Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа, проводимого ребенком под контролем взрослого. Выполняются массажные упражнения с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, тактильных панно.
В 2011 – 2012 учебном году творческой группой педагогов дошкольного отделения ОУ была разработана инновационная образовательная программа «Маленькими шагами к большим успехам», которая позволяет комплексно решать задачи оздоровительной, коррекционно-развивающей и воспитательной направленности.
В текущем учебном году (2012-2013) программа внедряется в практику, и с этой целью в учреждении оборудована зона сенсомоторного развития. Она представляет собой отдельное помещение, в котором находится полифункциональное оборудование производства предприятия «Альма», способствующее решению задач образовательной деятельности: развитию мышления, мелкой моторики, двигательной активности, - что благоприятно влияет на здоровьесбережение и здоровьесозидание (3). Оборудование в сенсомоторной зоне располагается в зависимости от поставленных педагогических задач, оно мобильное, при необходимости легко перемещается и взаимозаменяется.
Таким образом, грамотное проектирование и организация развивающей среды – это достойная цель педагогов. Ведь среда направлена не только на развитие детей, но и на поддержание, укрепление как психологического, так и соматического здоровья воспитанников.
Список литературы:
- Сметанкин А.А. Здоровье на 5+ СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007 г.
- Современные направления работы в коррекции тяжелых нарушений речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н. 2012 г.
- Инновационная образовательная программа «Маленькими шагами к большим успехам». РЕНОМЕ, Санкт-Петербург, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с использованием здоровесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «На птичьем дворе»
Уточнить и систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Закреплять у детей знания через ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие»
знакомство детей со звуком и буквой "С"...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию фонетико-фонематической системы языка по теме "Звуки Б, БЬ. Буква Б"
Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы....
конференция "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении"
конференция "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении"...
Конспект лексико – грамматического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные»
Занятие разработано для детей старшего возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). На данном занятии используются упражнения по здоровьесбережению и следующих здоровьес...