План- конспект непосредственно-образовательной деятельности "Воздух, вода и свет» в старшей группе"
методическая разработка (старшая группа)

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_teme_voda_vozduh_svet.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования  и  науки

 РФ Федеральное государственное  автономное

 образовательное учреждение  высшего образования  

«Самарский национальный исследовательский  университет

 имени  академика С.П. Королева» 

Итоговая    работа

по  курсам   повышения  квалификации  по  ИОЧ

«Организация познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» на тему: « План- конспект

непосредственно-образовательной деятельности «Воздух, вода и свет»

в старшей группе.»

Время обучения:

24.06.2019-28.06.2019

 Выполнила:

                                                                                      Панина Зинаида  Павловна.

 Воспитатель

СП« Детский  сад № 62»

 ГБ ОУ СОШ № 4

г. о. Сызрань

Самара, 2019 г

Тема:  «Воздух, вода и свет»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: 

  • продолжать расширять представление о значении воздуха в жизнедеятельности живых существ: в дыхании человека, животных                  (через беседу);
  • закрепление представлений детей о свойстве воздуха - иметь вес; (через опыт)
  • расширение представлений детей о свойствах воды: изменять цвет, принимать различные формы; (через опыт)
  • знакомство детей с органами дыхания; (через рассказ воспитателя)
  • формирование умений детей находить ответы на вопросы, используя доступные средства. (работу с энциклопедиями)

Социально-коммуникативное развитие:

  • развитие умений взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий; (через игру)
  • развитие умений выражать своё отношение к объектам  окружающего мира (через ситуативный разговор).

Речевое развитие: 

  • закрепление умений задавать вопросы, отвечать на них, используя полученные представления;
  • закрепление умений высказывать предположения делать выводы;
  • обогащение активного словарного запаса: дыхательная трубочка, бронхи, лёгкие, воздух, вода, свет, кислород, углекислый газ, родник.

Художественно-эстетическое развитие:

  • закрепление умений детей рисовать свечой рисунки и проявлять их краской, придумывать названия;

Физическое развитие:

  •  закрепление умения бегать меняя направление и темп движения. (через подвижную игру)

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, ситуативный разговор, чтение художественного произведения.

Наглядные: рассматривание энциклопедии.

Практические: опыты.  

Материалы и оборудование: воздушные шарики по количеству детей, силуэт человека с изображением органов дыхания, зеркальце, стакан с грязной водой, карточки с символическими изображениями, энциклопедии с изображениями   родников, сосуды разной формы, листы бумаги А-4, краски.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Подвижная игра "Ручеёк" Цели: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми.

Коммуникативная

Беседа "Чем дышат живые существа".

Цель: закрепление представлений детей о роли воздуха в дыхании  живых существ;  ситуативный разговор  "Роль света в жизни человека и растений; отгадывание загадки;

Восприятие художественной литературы

Чтение И.А. Бунин  "Родник", обсуждение стихотворения, отгадывание загадок.

Познавательно-исследовательская

Опыт "Надуваем быстро шар". Цель: показать свойство воздуха иметь вес;

опыт "Цветная вода". Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет;

опыт "Форма воды". Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Проблемная ситуация "Чистая вода"; проблемная ситуация "Чистый воздух".

Двигательная

Игра "Солнечные зайчики догоняют друг друга".

Цель: формировать умения бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика; физминутка "Приплыли тучки дождевые"

Изобразительная

Рисование свечой: солнце, родник, ручеёк, дождик; выставка рисунков.

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи

(с обозначением образовательных областей)

Деятельность

воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

Мотивационно-организационный

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (воздух)

Дети отгадывают загадку.

Мотивация

детей на образовательную деятельностью

Деятельностный

Воспитатель проводит беседу "Чем дышат живые существа".

Воздух нужен чтобы дышать?

Кому он нужен?

Куда попадает воздух, когда мы вдыхаем его?

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Представления о роли воздуха в дыхании живых существ

Воспитатель предлагает вдохнуть воздух. Спрашивает куда он попал. Показывает силуэт человека с органами дыхания, предлагает назвать их, даёт названия при затруднении.

Дети вдыхают и выдыхают воздух, рассматривают органы дыхания, называют их.

Обогащение словарного запаса: дыхательная трубочка, бронхи, лёгкие, воздух

Воспитатель предлагает провести опыт "Надуваем быстро шар". Раздаёт по два шарика каждому ребёнку.

Предлагает сделать вывод о работе лёгких. Обобщает высказывания детей. Сообщает, что лёгкие работают постоянно.

Дети надувают и сдувают воздушные шарики. Делают вывод о работе лёгких.

Представления о работе лёгких

Воспитатель продолжает беседу о дыхании. Задаёт вопросы.

А что было бы, если бы воздух исчез?

Откуда берётся чистый воздух?

Сообщает, что мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ?

Дети отвечают на вопросы, рассуждают

Умения задавать вопросы, отвечать на них, используя полученные представления; обогащение словарного запаса: кислород, углекислый газ.

Воспитатель озвучивает проблемную ситуацию: налили в стакан воды, а она грязная. Задаёт вопрос, почему так происходит и предлагает выбрать карточку, чтобы найти ответ.

Дети выбирают карточки с методами исследования, собирают информацию.

Умения находить ответы на вопросы.

Воспитатель задаёт вопрос:

А бывает ли вода чистой?

Читает стихотворение И.И.Бунина

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой.
Вьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

Воспитатель задаёт вопросы:

Откуда же берётся чистая вода?

Где пьют чистую воду, животные растения?

Обобщает ответы детей.

Дети высказывают предположения, делают выводы.

Закрепление умений высказывать предположения делать выводы;

Воспитатель предлагает провести игру "Ручеёк".

Дети принимают игровую ситуацию.

Эмоциональное настроение.

Воспитатель предлагает провести опыт "Цветная вода"

Дети проводят опыт. Делают зарисовки.

Понимание того, что вода меняет цвет.

Воспитатель предлагает узнать имеет ли вода форму.

Задаёт вопрос: как это можно узнать?

Опыт "Форма воды"

Дети высказывают о методах исследования, проводят опыт.

пониманию того, что вода не имеет формы

Физминутка 

Приплыли тучки дождевые 

Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.

Дети произносят слова и выполняют движения.

Эмоциональная и физическая разгрузка.

Ситуативный разговор  "Роль света в жизни человека и растений.

Воспитатель задаёт вопросы:

А что ещё  необходимо для жизни и роста человека и   растений?

Что произойдёт если человека поместить  на долгое время в тёмную комнату?

Что произойдёт с растением без света?

Дети проявляют интерес к разговору, отвечают на вопросы.

умения выражать своё отношение к объектам  окружающего мира,

высказывать предположения

Воспитатель предлагает поиграть в игру "Солнечные зайчики догоняют друг друга".

Дети принимают игровую ситуацию.

Воспитатель загадывает загадку:

Таять может, да не лёд.
Не фонарь, а свет даёт.

Задаёт вопрос зачем люди используют свечу и предлагает нарисовать с помощью свечи и красок солнце, родник, ручеёк, дождик, ветер.

Дети рисуют свечой рисунки и проявляют их краской.

Закрепление умений рисовать свечой.

Выставка рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»

Примерный план – конспект  непосредственно- образовательной  деятельности по познавательному развитию для детей  старшего дошкольного возраста в рамках  проектно-тематической недел...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшей группы Тема «Путешествие в страну математики»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшей группыТема «Путешествие в страну математики»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Лёд – вода» средняя группа

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками  «Лёд – вода»средняя группаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по стране Звуколяндии" в старшей группе (для детей с общим недоразвитием речи)

План-конспект НОД "Путешествие по стране Звуколяндии" адресован для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ТНР). Работа ведется над звуком [а]....