Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Капелька воды"(авторская разработка)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
ЦЕЛЬ: развивать познавательно-исследовательские способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapelka_vody.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ: развивать познавательно-исследовательские способности детей.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ: учить находить воду в окружающей среде и окружающим мире;
дать понятие о важнейшей роли воды в жизни людей и всего живого в природе;
продолжать учить проводить несложные опыты с водой (самостоятельно и с помощью воспитателя);
продолжать знакомить со свойствами воды в процессе опытов (вода растворяет, меняет свой цвет и вкус);
закреплять ранее полученные знания о свойствах воды(жидкость, бесцветная, безвкусная, не имеющая запах).
РАЗВИВАЮЩИЕ: расширять и активизировать словарь (сестрички, капельки, жидкость, зеленка, марганцовка, снег, лед, море, океан, болото, ручеек, сладкая, соленая, кислая, безвкусная, бесцветная, течет, мороженое.
продолжать развивать навыки проведения опытов;
продолжать учить соблюдать меры безопасности во время проведения опытов;
развивать интерес к исследовательской деятельности;
развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь;
продолжать развивать: сознательное отношение к бережному использованию воды; бережное отношение к природе, к воде; продолжать учить делать обобщения и выводы.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитывать бережное отношение к воде, к природе.
Демонстрационный материал и оборудование:
На столе у воспитателя: «Капелька» (шарик с водой), стаканы с водой; трубочки; чайные ложечки; флакончики с зеленкой и марганцовкой; салфетки; клеенки; аудиозапись (ручейка, дождя). Раздаточный материал для самостоятельных опытов:
На столах у детей: Два одноразовых стаканчика с водой и трубочками; две детских тарелочки: в одной лежит сахар, в другой – соль; чайные ложечки; разное варенье. Индивидуальная работа:
Закрепить: с Самирой меры безопасности; с Андреем, Никитой закрепить свойства воды; с К. Максимом имеющие знания о свойствах воды.
Методические приемы:
СЛОВЕСНЫЕ: указания, поощрения, рассказы воспитателя и детей, вопросы, ответы, разъяснения, напоминания, активизация с помощью вопросов, художественное слово, объяснения, рассуждения .
ПРАКТИЧЕСКИЕ: самостоятельное проведение опытов, показ опытов.
НАГЛЯДНЫЕ: рассматривание опытов, показ опытов. Предварительная работа: Чтение познавательных рассказов и сказок ( «Мойдодыр», потешки про воду), индивидуальная работа по отгадыванию загадок, заучивание стихотворений , исследовательская деятельность в уголке природы с водой и снегом, игры с водой летом, превращение воды в лед зимой, превращение снега в воду зимой, дидактические игры: «Горячо и холодно», подвижная игра «Ручеек», занятие по аппликации «Стайка дельфинов» и т.д.
Место проведения: групповая комната.
Прогнозируемые результаты:
Знание свойств воды;
Расширение словарного запаса детей по данной теме;
Соблюдение мер безопасности детьми во время проведения опытов;
Проявление интереса к проведению опытов;
Бережное отношение к воде во время умывания и проведения других водных процедур;
Появление понятия значимости воды в жизни детей и всех людей, а также живых организмов на планете Земля.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень ответственный день! К нам пришли гости. Будьте внимательны, сосредоточьтесь и не отвлекайтесь!
(Звучит аудиозапись – «капели», «дождя», «ливня», «журчание ручейка»).
Ребята! Сегодня 24 марта «Всемирный день воды» и я вам хочу прочитать «Историю одной дождевой капельки ». Читаю:
«Как-то раз одна маленькая дождевая капелька выпала из темного облака и начала медленно опускаться вниз, к земле.
Гонимая ветром тучка вскоре исчезла и на небе засветило солнышко. Оно звонко смеялось, разбрасывая всюду свои золотистые лучики. Капельке стало так жарко, что она решила продолжить свой путь чуточку быстрее.
Наконец она мягко приземлилась в зеленую траву, служившую убежищем для многих удивительных существ. Вот муравьишка, а там жук, рядом улитка - и все они радовались влаге, которую капелька принесла с собой.
Капелька решила отправиться дальше – но тут вдруг увидела поразительные красные пятнышки: они сияли и чудесно пахли. Это были цветы. Она просунула свою маленькую головку в один из них… И тут: «Апчхи!» - цветочная пыльца заставила ее чихнуть.
Неожиданно на небе появилась разноцветная радуга. Капелька долго зачарованно любовалась ею. А в это время сверху,
Совсем рядом с ней, упала еще одна дождевая капелька. Они стали весело играть друг с другом и, конечно же, подружились.
Капельки вместе резвились, пока не наступила ночь. Подружки заснули в чашечке цветка. На небе сияли луна и звезды, а ночная фея, пролетая над спящими капельками , воскликнула: «О, какие прекрасные жемчужинки!»
После прочтения истории о дождевой капельке в группе появляется Капелька – шарик ( воздушный шарик голубого цвета, в который налита вода и нарисовано лицо фломастером.)
Ой, ребята, а кто это к нам в гости прилетел? Вы, знаете? Я, не знаю?! ( Ответы детей).
Капелька: Это же я – Капелька, вы только, что про меня прочитали. Вот я и решила к вам в гости прийти и узнать, что вы знаете обо мне и моих сестричках – капельках, которые живут у вас в группе.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у нас в группе, есть ее сестрички – капельки? (Да!) А вот я, что-то не вижу сестричек – капелек у нас в группе! Я, думаю , что у нас нет ее сестричек - капелек !( Есть!)Тогда напомните мне , пожалуйста, может быть я вспомню!
Дети: Любовь Михайловна, а из кранов могут капать капельки, если кран плохо закрыт!
Воспитатель: Спасибо, ребята, я вспомнила, что вода – это много – много капелек. Давайте, покажем Капельке, где живут ее сестрички – капельки и расскажем, какую пользу они приносят у нас в группе . ( Дети идут по группе вместе с Капелькой , показывают где живут капельки и объясняют, для чего нужна вода в тех местах, где живут капельки.)
Воспитатель: Где у нас в группе есть вода? (В кранах для умывания.) Давайте пойдем в ту комнату , где у нас есть краны.( Идут.) Откройте кран и скажите: для чего здесь нужна вода? (Чтобы мыть руки и лицо.) А еще для чего? (Мыть кисточки, баночки после занятий по рисованию и аппликации ; готовить воду для занятий по рисованию; для закаливания.)
Воспитатель: Да, ребята, правильно, здесь вода нужна для мытья игрушек, готовить воду для занятий по рисованию, для закаливания, для мытья рук не только детям, но и воспитателям, и младшим воспитателям.
Дети, а когда мы моем руки и для чего мы это делаем? ( Мы моем руки и лицо после прогулки, после туалета, после занятий , перед едой, чтобы руки были чистые.)
Воспитатель: Дети, а может быть не нужно мыть руки? ( Обязательно, нужно мыть руки с мылом потому, что грязные руки – это микробы, которые очень опасны!)
Воспитатель: Совершенно верно, дети. Руки нужно мыть, обязательно, с мылом! От грязных рук можно заразиться!
Воспитатель: А где еще у нас есть краны ? ( Где няня моет посуду.)
Да, в моечной у Нины Степановны . А для чего Нине Степановне вода?
Дети: Чтобы мыть грязную посуду после завтрака, обеда, полдника, ужина.
Воспитатель: Правильно, Нине Степановне нужно очень много воды : мыть посуду и полы; убираться в приемной, спальной, туалете; мыть окна, двери, стены; вытирать везде пыль.
А что в чайнике у Нины Степановны? ( Вода.) А какая вода? Из колодца, из лужи? ( Ответы детей: нет, это кипяченая вода, чтобы нам пить.) А когда она вам ее дает? ( Когда мы хотим пить; на улице летом, когда очень жарко.) Правильно! А еще где вода?
Дети: В туалете.
Воспитатель: А для чего в туалете вода ?
Дети: В туалете вода нужна для смывания в унитазе; мытья туалетных ершиков; мытья тряпок после уборки; а в поддоне - для мытья ног после прогулок летом и для закаливания.)
Воспитатель: А еще где есть вода?
Дети: В природном уголке.
Воспитатель: А для чего ?
Дети: Чтобы поливать цветы, чтобы брызгать цветы из пульверизатора.
Воспитатель: Давайте пойдем к уголку природы. ( Идем.) В чем здесь находится вода?
Дети: В лейках и пульверизаторах, потому что цветам нужна вода.
Воспитатель: А что случиться с цветами, если их не поливать? Дети: Цветы живые и если их не поливать, то они засохнут. Цветы живые, они пьют воду, а если их не поливать, то они погибнут.
Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Вы знаете, где живут капельки. Вот видишь, Капелька, сколько твоих сестричек живет у нас в группе и сколько пользы они нам приносят!
Воспитатель: Ребята, а где на улице можно встретить капелек – сестричек?
Дети: В реке, в ручейке, в море, в океане, в болоте, в луже. Когда идет дождь, ливень, снег, в сугробе. Капельки бывают на листочках после дождя. Утром, на листочках и траве, бывает капельки росы . ( Дети самостоятельно рассказывают, где они видели еще капельки воды.)
Воспитатель: А еще кому и чему нужна вода?
Дети: Людям, животным, насекомым, птицам, растениям. Воспитатель: Совершенно, верно, то есть всему живому нужна вода. Без воды прожить нельзя! Все живое без воды – погибнет. И без воды не было бы жизни на нашей планете – Земля! Поэтому воду нужно беречь! А как мы можем беречь воду?
Дети: Нужно закрывать краны, не загрязнять водоемы…
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу и покажу разные опыты с водой, мы с вами узнаем свойства воды .( Рассказываю и показываю опыты.)
Вода – жидкость, она течет, поэтому ее мы можем переливать из одной посуды в другую. Посмотрите - например: из стакана в бокал, из бокала в ведро и т.д.
Вода – жидкость, поэтому она принимает тот объем посуды в которую ее наливают. ( Налить воду в разные емкости по объему и по форме.)
Вода – жидкость, поэтому мы ее можем наливать, переливать, выливать. Вот какая интересная вода! (Дать детям самим перелить, налить, вылить воду из одной баночки в другую.)
Воспитатель: Ребята, а вода какого цвета? ( Ответы детей.) Значит можно сказать, что она бесцветная. А я вам сейчас докажу, что вода может иметь цвет.
( На столе у воспитателя 2 стакана или баночки с водой, зеленка, марганцовка, варенье разное, сахар, соль, ложки. )
Сейчас я добавлю в воду марганцовку ( несколько кристалликов ), помешаю ложкой. ( Мешаю.) Посмотрите, что произошло?
Дети: Вода стала розовой ( бордовой )
Воспитатель: А теперь я добавлю в воду зеленку. Что сейчас произошло?
Дети: Вода стала зеленой. Воспитатель: Вода изменила свой цвет? ( Ответы детей. ) А что случилось с марганцовкой и зеленкой в воде ? (Ответы детей: растворились, разошлись и т.д. )
Ребята, запомните: вода меняет цвет, и растворяет то вещество, которое в нее добавили.
( Затем дети самостоятельно добавляют различное варенье в воду, которая находиться в одноразовых стаканчиках.)
Дети делают выводы.
Воспитатель: (обобщает) Когда мы добавляем в воду или марганцовку, или зеленку, или варенье, или краску, то вода меняет цвет.
Воспитатель: Ребята, вода имеет вкус? (Ответы детей: нет; не имеет; вода безвкусная, пресная и т.д.)
Воспитатель: Вывод: Значит , ребята, вода безвкусная.
Сейчас, вы возьмите по 2 стаканчика с водой и трубочки. В один стакан положите 1чайную ложечку сахара, а в другой – 1 чайную ложечку соли. Помешайте трубочками в стаканах и попробуйте воду в них. Что вы чувствуете?
Дети делают выводы: В одном стакане вода стала сладкой, а в другом – соленой.
Воспитатель: А если мы добавим в воду сок лимона, что произойдет?
Дети: Вода будет кислой.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Вода приобретает вкус! Ребята, а если мы поставим стакан с водой в морозилку, что произойдет? (Замерзнет.) Правильно, вода замерзнет, то есть станет твердой. Ребята, а где еще можно встретить воду в твердом виде? ( Ответы детей: зимой на речке; осенью в луже; в Антарктиде; на Северном Полюсе. ) А как называется твердая вода? (Лед.)
Капелька: Спасибо, вам ребята, за то, что вы так много знаете обо мне и моих сестричках – капельках, о том какими свойствами мы обладаем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, я вами тоже очень довольна.
Капелька: Ребята, а вы запомнили как нужно беречь воду? ( Да! Дети повторяют правила: что нужно закрывать хорошо краны с водой; экономить воду; не лить воду зря; не загрязнять водоемы и так далее.)
Ребята, сегодня, когда вы придете домой расскажите своим родителям о том, что вы узнали сегодня о воде, и что воду нужно беречь.
Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно умываться: чистой или грязной? (Ответы.) А из лужи можно умываться? ( Ответы детей: нельзя; в луже много микробов; в луже много грязи; грязной водой можно заразиться; и т.д.)
Воспитатель: Какая вода нужна для приготовления пищи и для питья? ( Ответы детей.)
Далее воспитатель рассказывает детям об очистных сооружениях, и о том, что очень много людей трудятся, чтобы у нас дома была чистая вода в кранах.
Капелька: Ребята, я очень рада, что пришла к вам в гости. Сейчас я пойду домой в ручеек и поплыву в большую реку Кама, передам привет всем моим сестричкам – капелькам. Теперь я всегда буду присутствовать у вас в группе и наблюдать за вами: как вы умываетесь и моете руки, как вы соблюдаете правила экономии воды и всегда буду помогать вам мыть руки, игрушки.
А я для вас приготовила небольшой сюрприз: мороженое, которое имеет много свойств воды. Мороженое имеет вкус, цвет, запах и твердое состояние. Приятного вам аппетита! До свидания!
Звучит фонограмма ручейка. ( Воспитатель выливает воду из шарика в раковину, « Капелька» исчезает.)
Воспитатель: Вот так Капелька! Какой она вам приготовила вкусный сюрприз! А мне она оставила послание для вас. Читаю:
Без меня вам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Вы меня везде найдете:
И в пруду, и на болоте
И в ушате, и в ведре,
И в корыте, в ручейке,
И в реке, и в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде – вечная слава воде!
Подпись: Ваша путешественница Капелька.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (Дети рассказывают, что им понравилось на занятии.) А сейчас идите помойте руки и угощайтесь сюрпризом-мороженом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»
- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »
Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опаснос...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»
Участники: Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект Организационно-образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в старшей группе на тему : "Мы идём в театр"
Тема : «Мы идём в театр» Задачи:«Познавательное развитие» - помочь детям лучше понять замысел произведения (сказка «Теремок»)«Речевое развитие&raqu...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»
Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности детей (ритмичность, координацию движений, про...