Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему
Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»
«Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности»
Подготовил:
воспитатель
Курчина И.А.
С самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного. Творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.
Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.
В условиях модернизации российского образования одной из главных задач является сохранение и укрепление здоровья в процессе их обучения и воспитания. Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной дошкольной образовательной oрганизации.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Здоровьесберегаюший педагогический процесс дошкольной образовательной opганизации (ДОО) в широком смысле слова процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы (детского сада) взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании классифицируются по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в ДОО.
В.А. Деркунская выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогашения педагогов дошкольного образования, технологии валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО.
Особый интерес заслуживают здоровьеформирующие технологии, которые понимают как систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста - разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Педагоги ДОО должны подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, физкультурные, литературные и др.
Использование разных видов здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения. Общеизвестно, что изобразительное искусство способствует не только раскрытию потенциальных возможностей человека, формированию творческих способностей, но и созданию его эмоционального состояния. Это определяет значение изобразительной деятельности для организации здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
В настоящее время воспитание и образование детей дошкольного возраста в ДОО регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), принятым 17 октября 2013 года. Данный документ включает в себя требования к структуре образовательной Программы дошкольного образования, которая реализуется по следующим образовательным областям:«Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется, интегрируясь со всеми областями, в том числе и с областью «Физическое развитие». Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие» в ряду основного содержания включает и те направления работы с детьми, необходимые для освоения разных видов деятельности, в том числе и изобразительной, и которые в ней продолжают развиваться. Например, развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами и др.
Таким образом, в стандарте предусматривается интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие» в решении задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В психолого - педагогической литературе существует несколько определений, cooтносимых с понятием «эмоциональное благополучие». Так, в психологическом словаре мы находим понятие «эмоциональное состояние» - особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта - дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральные ощущения благополучия - неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.
«Эмоциональное благополучие» соотносимо также с понятием «эмоциональное самочувствие», понимаемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта - дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни. Эмоциональное благополучие расценивается как показатель оптимальности общего развития ребенка психического здоровья. Следовательно, здоровье человека тесно связано с его эмоциональным состоянием.
Может ли процесс развития изобразительной деятельности в ДОО быть здоровьесберегающим? Безусловно, он должен быть таким, поскольку в современном образовании все больше осознается необходимость решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей.
В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых - построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций. Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению детей.
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности).
Решению задач гармоничного развития ребенка, сохранению и укреплению физического и психического здоровья, эмоционального благополучия способствует использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование доставляет детям истинную радость, множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Во время работы я столкнулась с проблемой - дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать рисование пальчиками, ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, отпечатки листьев,
рисование ватными палочками.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Актуальна проблема использования музыки в формировании у дошкольников здорового образа жизни и создании здоровьесберегаюшего педагoгического процесса в ДОО. Музыка - бесценный источник неповторимых эмоциональных впечатлений, необходимых для всестороннего воспитания ребенка. Музыку можно использовать по – разному, например, наигрывать, когда дети рисуют или лепят. Приятные ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличивают его устойчивость к стрессам. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей. Использование музыки в комплексе дошкольного образования дает возможным осуществление межпредметных связей в процессе обучения, помогает развивать ассоциативное мышление, раскрыть творческий потенциал ребенка, способствует становлению гармоничной личности, является действенной силой процесса формирования здорового образа жизни дошкольников.
Поскольку изобразительная деятельность требует накопления представлений об окружающем мире, с детьми проводятся целевые прогулки, экскурсии. Любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, можно собрать коллекцию природных материалов (шишки, желуди, листья, веточки и т.п.), сделать, серию набросков и зарисовок, понаблюдать за поведением птиц и т.п. «Диалог с живой природой» будет способствовать активизации процессов эстетического восприятия. Природа богата своим многообразием. Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства.
Opганизованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества поможет ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность к ней. Если нет возможности выйти с детьми на улицу или провести экскурсию в музее, то можно показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставят детей равнодушными, дети активно подключатся к обсуждению, свои суждения будут выстраивать на основе личных впечатлений об увиденном. Впечатления, полученные в результате opганизованного процесса восприятия произведений изобразительного искусства, или объектов живой природы, позволяют создать условия, благоприятные для продуктивного творчества. Созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм - составляющие каждого занятия в изостудии, а также необходимые условия здоровьесберегающего педагогического процесса в ДОО.
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии, используемые в развитии изобразительной деятельности детей в ДОО, не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данной статье приводится анализ влияния изобразительной деятельности на физическое , психическое эдоровье ребенка и его духовно - нравственное благополучие....
Конспект совместной деятельности с родителями и детьми старшего дошкольного возраста "Профессии наших мам" (с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии нетрадиционной изобразительной деятельности
Занятие позволит уточнить знание детей о профессиях.Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий....
"Здоровьесберегающие технологии и изобразительная деятельность".
Многие годы моей приоритетной работой является изобразительная деятельность. Значение ее велико. В ФГОС выделено целое направление «Художественно-эстетическое» и область «Художественное творчество», к...
Инновационные технологии в изобразительной деятельности.Технология «кинусайга» вид творческой деятельности.
Пэчворк без иглы или японская техника кинусайга.Цели и задачи:- сформировать у коллег представления об интересной технике изготовления поделок - "пэчворк без иголки";- вызвать у воспитателей...
Мастер-класс для педагогов «Мандало-терапия- здоровьесберегающая технология в изобразительной деятельности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов со здоровьесберегающей технологией в изобразительной деятельности дошкольников "Мандало - терапия"...
Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности...
Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности в младшей группе.
laquo;Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с г...