Семинар для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».
методическая разработка
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности. Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар | 49.17 КБ |
презентация к семинару | 181.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности. Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.
Действительно, если мы понаблюдаем за детьми, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации.
Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), многие педагоги не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Что такое здоровье? (ответы воспитателей).
Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
От чего зависит здоровье детей?
организация оптимального двигательного режима;
прогулка;
проветривание;
профилактика простуды;
безопасно организованная среда;
соблюдение режима дня.
Назовите здоровьесберегающие технологии, которые Вы знаете (ответы воспитателей).
Какие из названных, Вы применяете в работе с детьми.
Из анкет:
Формы оздоровления:
- гимнастика утренняя
- занятия по физическому воспитанию
- свободная двигательная активность
- комплексы упражнений после сна
- закаливание
- босохождение в помещении
Профилактические комплексы
- гимнастика для глаз
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика
- корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки
- адаптационный комплекс, направленный на повышение выносливости организма
Давайте разберем, какие Виды здоровьесберегающих технологий
в ДОУ бывают
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
- технологии валеологического просвещения родителей.
1. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
• организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период),
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
- реабилитация соматического состояния здоровья,
2. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса.
- Закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье беседы по валеологии;
- спортивны праздники и развлечения;
- недели здоровья;
- соревнования;
- прогулки-походы.
3. Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
6. Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Возможности использования здорвьесберегающих технологий в ДОУ.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях):
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.Коррекционные технологии.
Какие предпосылки Технологий сохранения и стимулирования здоровья можете назвать?
(правильная посадка за столом, учет леворукости, захват карандаша/ложки)
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Руководитель физического воспитания |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог |
Коммуникатив-ные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой… | Воспитатели, психолог |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог |
Самомассаж
| В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
| Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
3. Коррекционные технологии | |||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы | Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия (Музокотерапия) | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог |
Технологии воздействия цветом (Цветотерапия) | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог |
АНКЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ
В анкетировании приняло участие 40 семей
1. Оцените по пятибалльной системе значение (или ценность) здоровья для вашей семьи.
100%
2. Оцените степень ответственности за здоровье детей
1- семья
2 –мед.персонал
3 – персонал доу
3. Оцените степень значимости перечисленных факторов формирования и укрепления здоровья дошкольников
1- питание
2- эмоциональное состояние
3- спорт
4. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым
Да –87,5
Нет – 12,5
5. Условия жизни вашего ребёнка
Своя комната – 50%
Делит комнату с братом / сестрой – 30%
Свой уголок – 20%
6. Чем чаще всего занимается ваш ребенок вечером, после детского сада
- спокойно играет в своём уголке 47,5
- перевозбуждён, бегает, прыгает 7,5
- смотрит телевизор 12,5
- просит кушать 15
- другое 17,5
7. В какое время ваш ребёнок ложится спать?
- в 20 - 21 час 12,5
- в 21-22 часа 70%
- в 22-23 часа 15%
- всегда по-разному 1 чел -2.5%
8. С каким настроением чаще всего Ваш ребенок утром идёт в детский сад:
- идёт с радостью и желанием-52,5
- идёт без протеста, не проявляя никаких эмоций- 37,5
- идет без желания, договариваясь, что быстро заберут из детского сада-22,5
9. Как вы оцениваете питание в дошкольном учреждении
- разнообразное 60
- калорийное 5%
- витаминизированное 10%
- полезное и питательное 32.5
- вкусное 30%
Ребенок ест не все, по моему мнению многоуглеводов и мало разнообразных овощей -1 чел 2,5%
10. Оцените уровень здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
Очень хорошо 35%
.35%
.15%
.7.5%
Очень плохо 7.5%
11. В перечисленных формах работы ДОУ с семьёй выберете те, которые помогут в организации здорового жизненного стиля в вашей семье
- подбор информационного материала по ЗОЖ 25%
- участие в лекциях, семинарах, тренингах для родителей 7,5%
- проведение индивидуальных консультаций специалистами ДОУ 25%
- участие в совместных с детьми физкультурных мероприятий 50%
- участие в совместных с детьми праздниках 32,5
В заключение хотелось бы отметить, что, педагог должен всегда помнить об эмоциональном состоянии воспитанников. Эмоциональный настрой педагога, его тон, создание благоприятной, дружеской обстановки, партнерских отношений сыграют немаловажную роль в снятии психоэмоционального напряжения. Своим теплом, заботой и поддержкой Вы сможете сохранить психоэмоциональное здоровье ваших воспитанников и подарить ему счастливое детство
Десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Приложение
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Руководитель физического воспитания |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог |
Коммуникатив-ные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой… | Воспитатели, психолог |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог |
Самомассаж
| В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
| Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
3. Коррекционные технологии | |||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы | Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия (Музокотерапия) | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог |
Технологии воздействия цветом (Цветотерапия) | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог |
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.
Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. Начинать эту работу можно уже в младшем возрасте, знакомя детей с цветами и оттенками; основная часть работы по развитию цветовосприятия и цветоощущения проводится в средней группе.
Релаксация
Упражнение «Весы».
Предложите ребенку представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».
Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.
Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.
Упражнение «Травинка на ветру».
Ребёнок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
Упражнение «Раскачивающееся дерево».
Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ
Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
*От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
*Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
*Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов".
*Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
*Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств- джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
*Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна.
*Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.
*Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона.
*От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена.
*В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина ("Американец в Париже").
*Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского.
*Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига.
*Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из основных задач дошкольного образования – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
Уделяя внимание физическому здоровью детей, многие педагоги не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки .
« Здоровьесберегающие технологии» - эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека зависит от: собственного образа жизни на 50 – 55 % окружающей среды на 20 – 25 % наследственности на 16 – 20 % уровня развития здравоохранения в стране на 10 – 15 %
Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов . Что такое здоровье ?
организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня. От чего зависит здоровье детей ?
1. Какие Здоровьесберегающие технологии Вы знаете? 2. Какие Здоровьесберегающие технологии Вы используете?
Из анкет: Формы оздоровления: - гимнастика утренняя - занятия по физическому воспитанию - свободная двигательная активность - комплексы упражнений после сна - закаливание - босохождение в помещении Профилактические комплексы - гимнастика для глаз - дыхательная гимнастика - артикуляционная гимнастика - корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки - адаптационный комплекс, направленный на повышение выносливости организма
* медико-профuлактические ; *физкультурно-оздоровительные; *технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; * здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ; * здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; *технологии валеологического просвещения родителей. Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
*организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; *организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; *углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники; *организация профилактических мероприятий в детском саду; * витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период), *организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов ; *организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. 1. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
*Закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж , профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, *воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье беседы по валеологии; *спортивны праздники и развлечения; *недели здоровья; *соревнования; *прогулки-походы. 2. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников . Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
*Релаксация *Игры в психологических уголках *Психогимнастика * Арттерапия *песочная терапия 3. Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это технологии воспитания валеологической культуры . Цель технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека , обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. В дошкольной педагогике к наиболее значимым относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип – учёт личностных особенностей ребёнка , учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности.
6. Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Возможности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ . В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по 3 направлениям ( педагогические здоровьесберегающие технологии ): 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни. 3.Коррекционные технологии.
правильная посадка за столом, учет леворукости, захват карандаша/ложки Какие предпосылки Технологий сохранения и стимулирования здоровья можете назвать ?
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья * Стретчинг *Ритмопластика *Динамические паузы *Подвижные и спортивные игры *Релаксация *Технологии эстетической направленности *Гимнастика пальчиковая *Гимнастика для глаз *Гимнастика дыхательная *Гимнастика бодрящая *Гимнастика корригирующая * Гимнастика ортопедическая Современные здоровьесберегающие технологии
2. Технологии обучения здоровому образу жизни * Физкультурное занятие *Проблемно-игровые ( игротреннинги и игротерапия) * Коммуникативные игры *Занятия из серии «Здоровье» * Самомассаж Современные здоровьесберегающие технологии
3. Коррекционные технологии * Арттерапия *Технологии музыкального воздействия *Сказкотерапия *Технологии воздействия цветом *Технологии коррекции поведения *Психогимнастика * Артикуляционная гимнастика Современные здоровьесберегающие технологии
1 . Оцените по пятибалльной системе значение (или ценность) здоровья для вашей семьи - 100 % 2. Оцените степень ответственности за здоровье детей 1- семья 2 – мед.персонал 3 – персонал доу 3. Оцените степень значимости перечисленных факторов формирования и укрепления здоровья дошкольников 1- питание 2- эмоциональное состояние 3- спорт 4. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым Да – 87,5% Нет – 12,5% Результаты анкетирования родителей (40 семей)
5. Условия жизни вашего ребёнка Своя комната – 50% Делит комнату с братом / сестрой – 30% Свой уголок – 20% 6. Чем чаще всего занимается ваш ребенок вечером, после детского сада - спокойно играет в своём уголке 47,5% - перевозбуждён, бегает, прыгает 7,5% - смотрит телевизор 12,5% - просит кушать 15% - другое 17,5% 7. В какое время ваш ребёнок ложится спать? - в 20 - 21 час 12,5% - в 21-22 часа 70% - в 22-23 часа 15% - всегда по-разному 1 чел -2.5% Результаты анкетирования родителей
8. С каким настроением чаще всего Ваш ребенок утром идёт в детский сад: - идёт с радостью и желанием-52,5% - идёт без протеста, не проявляя никаких эмоций- 37,5% - идет без желания, договариваясь, что быстро заберут из детского сада-22,5% 9. Как вы оцениваете питание в дошкольном учреждении - разнообразное 60% - калорийное 5% - витаминизированное 10% - полезное и питательное 32.5% - вкусное 30% ! Ребенок ест не все, по моему мнению многоуглеводов и мало разнообразных овощей -1 чел 2,5% 10. Оцените уровень здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Очень хорошо 35% хорошо 35 % средний 15 % плохо 7.5 % Очень плохо 7.5% Результаты анкетирования родителей
11. В перечисленных формах работы ДОУ с семьёй выберете те, которые помогут в организации здорового жизненного стиля в вашей семье - участие в совместных с детьми физкультурных мероприятий 50 % - участие в совместных с детьми праздниках 32,5% - подбор информационного материала по ЗОЖ 25% - проведение индивидуальных консультаций специалистами ДОУ 25% - участие в лекциях, семинарах, тренингах для родителей 7,5% Результаты анкетирования родителей
Десять золотых правил здоровьесбережения : Соблюдайте режим дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
Разработка педагогического семинара "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста". Старший воспитатель 1й квалификационной категории Руденко Ольга Васильевна
Здоровье детей на первом месте в деятельности детского сада, вот почему педагоги углубленно изучают и внедряют современные технологии оздоровления детей....
Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".
В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...
Семинар - практикум по теме: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
семинар - практикум для педагогов ДОУ с применением здоровьесберегающих технологий и цифровых образовательных ресурсов....
Практикум для педагогов. "Применение социо - игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Практикум для педагогов. Применение социо - игровых технологий с детьми дошкольного возраста"....
Семинар - практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в ДОУ»
Каждый педагог стремиться к тому, чтобы его воспитанники были здоровы. Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в ДОУ" поможет воспитателям различать и использов...