Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда
методическая разработка
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда... | 73.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" приоритетной задачей является : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка (в том числе ограниченных возможностей здоровья); формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей . Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки ребенка к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно –образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его . На современном этапе здоровьесберегающая техн ология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий: повышение умственной и физической работоспособности; охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; стимулирование речевых зон коры головного мозга; формирование орального праксиса ; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы; профилактика нарушения зрения; создание благоприятного эмоционального фона.
Принципы применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ: доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей); систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно); оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка); последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки); комплексного воздействия на все анализаторы; совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Регулярное выполнение поможет: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные . Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, плавного, направленного выдоха. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи. Физкультминутки . Оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Отличительной особенностью физ.минуток от логоритмики заключается в том, что при физ.минутке основной акцент делаем на физический аспект (полнота движений, темп, удержание позы, равновесия, тогда как при логоритмики доминирующим является ритмическая организация.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы , поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в логопедических занятиях с детьми. Занятия по развитию мелкой моторики включают в себя: - пальчиковую гимнастику (статические и динамические движения пальцами под стихотворный текст); - использование развивающих игр и игрушек (пальчиковый театр, шнуровки, пазлы , мелкий конструктор, кубики, рамки-вкладыши и пр.); - массаж при помощи массажного мяча; - развитие графо-моторных навыков (прописывание графических элементов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»
1.1. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
В статье представлен опыт по применению учителем-логопедом технологий здоровьесбережения в коррекционном процессе....
О необходимости использования здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя – логопеда в ДОУ
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время образовательной деятельности распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, в...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям улучшить и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...
«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можн...