О необходимости использования здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя – логопеда в ДОУ
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время образовательной деятельности распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, выделять время подачи сложного материала, нормативно применять технические средства обучения, что дает положительные результаты в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_zdorov_tehnol.odt23.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

О необходимости использования здоровьесберегающих технологий

на занятиях учителя – логопеда в ДОУ  

     От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние дошкольников в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время образовательной деятельности распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, выделять время подачи сложного материала, нормативно применять технические средства обучения, что дает положительные результаты в обучении.

     Поэтому для решения поставленных годовых задач наряду с общепринятыми формами и методами коррекционной работы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. В. Коноваленко, Н. В. Нищевой, я использовала инновационные здоровьесберегающие технологии: комплексы дыхательной гимнастики, массаж и самомассаж, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения, психогимнастику, сказкотерапию, так как только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

      Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, является уникальными оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.  Приступая к развитию речевого дыхания, прежде всего отрабатываю бесшумный, спокойный вдох, сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Построй дорожку», «Найди клад», «Легкий снежок», «Метель», «Кто быстрее». Исправление дефектного  произношения звуков невозможно без упражнений по выработке сильной, направленной воздушной струи: «Задуй вечу», «Листопад», «Разноцветные шары», «Веселая дудочка» и т.д.

     Методика массажа и самомассажа – эффективное средство восстановления работоспособности, снятия усталости, предупреждения и профилактики заболеваний, активный способ оздоровления организма. В своей работе использую методики массажа артикуляционного аппарата Е. В. Новиковой, Е. Н. Краузе, которые позволяют в короткие сроки восстановить функции языка, губ, лицевых мышц. Чтобы создать положительную психологическую мотивацию у детей во время массажа, придумываю сказочные ситуации и обыгрываю каждое действие. Называю зонды «волшебными палочками» и после каждого применения обязательно отмечаю, что язычок, как по волшебству, стал послушным.

   Самомассаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела.

   Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су – джок массажер. Массажные шарики в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения, автоматизации исправленных звуков и совершенствованию лексико – грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

     Самомассаж кистей и пальцев рук проводится в так называемом сухом бассейне, заполненном песком, фасолью, горохом, мелкими фигурками и способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению амплитуды и объема движений пальцев рук, формированию их произвольных координированных движений. Наряду с тактильно – кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ученые института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова – Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. В литературе  (работы Н. С. Жуковой, Е. М, Мастюковой, Н. И, Кузьминой, В. И. Рождественской и др.) описаны приемы работы по развитию  мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями.  Для подготовки детей старшего дошкольного возраста я выбрала два направления развития тонких движений пальцев рук: пальчиковый игротренинг и формирование графомоторных навыков. Пальчиковую гимнастику связываю с лексической темой. Проводимая в бодром темпе, с веселым настроением, со сменой поз, она очень нравится малышам.  Они с большим увлечением выполняют двигательные упражнения, а речевое сопровождение действий увеличивает положительный эффект.

      Релаксация – оптимальное средство для снятия общей физической и умственной усталости, а также повышения активности психических процессов: внимания, памяти, мышления. Она включает множество различных методик, которые описаны в специальной литературе: Е. Г.Пеллингер, Л. П. Успенской, Н, В. Берковской и др. Выбирая соответствующее по сложности релаксационное упражнение, опираяюсь на имеющиеся данные об индивидуальных психоэмоциональных особенностях ребенка. Использование элементов релаксации, особенно в начальных период обучения, помогает формировать точные артикуляционные движения, поскольку  у дошкольника появляется умение распознавать и расслаблять отдельные группы мышц, исчезают сопутствующие движения при выполнении упражнений.

    Большинству детей свойственны нарушения уравновешенности процессов возбуждения и торможения, патологии эмоционально — волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно — моторная дискоординация и, как следствие, речевые нарушения от несформированности произношения отдельных звуков до невозможности составления грамматически оформленного высказывания. Ребенок познает мир через движения и эмоции, поэтому преодолеть патологические проблемы ему помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Многократно используемый методический материал Е. А. Пожиленко, М. И. Чистяковой, Е. А. Алябьевой вызывает у детей желание фантазировать, переживать воображаемые ситуации и значительно расширять словарный запас.

     Методические рекомендации и конспекты по проведению сказкотерапии, разработанные О. Ф. Васьковой, А. А. Политыкиной, О, Г, Ивановской, Л. Я. Гадасиной, О. Б. Сизовой, использую в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые недостатки. Сказка является средством обучения, развития и воспитания, так как с ее помощью дети учатся рассуждать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, развивают речь. Обучение по сказке превращается в увлекательную игру. Путешествуя вместе с героями сказки, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.

     Таким образом, коррекционно — развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно — психического развития обеспечивает надлежащий уровень здоровья детей.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития

Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются  полным или частичным отсутствием  общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ

Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...

Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта как здоровьесберегающая технология

Система работы / Перспективное планирование на учебный год  подготовила: учитель- логопед Васильева И.Н.  2023-2024 гг.месяцСенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика( Обяз...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным.Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и вза...