«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можно выделить также тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Поэтому возникает необходимость создания системы мер, направленной на сохранение здоровья детей и проведение комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, логоритмику, динамические паузы, дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, упражнения для профилактики нарушений зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_zdorovesberegayushch._tehnologii_v_dou.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы В нашем учреждении функционируют четыре группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности группы для детей с ТНР и группы для детей с ЗПР. К группе детей с ТНР относятся дети с ОНР различного генеза. В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения. Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга . .
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии Принципы здоровьесберегающих технологий: Принцип «Не навреди !»; Принцип систематичности и последовательности; Принцип сознательности и активности; Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса Принцип доступности и индивидуальности - соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха Принцип постепенного наращивания оздоровительных действий
Здоровьесберегающие технологии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Как компонент психоэмоциональной стабильности Как компонент коррекционной работы
Здоровьесберегающие технологии как компонент психоэмоциональной стабильности: Цель: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ Научить использовать полученные знания в повседневной жизни Оздоровительные задачи. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Повышать адаптивные возможности детского организма К данным технологиям относятся: стретчинг , ритмопластика, динамические паузы , релаксация, гимнастика для глаз, игротренинги и игротерапия , самомассаж, арттерапия , технологии музыкального воздействия, сказкотерапия , технологии воздействия цветом, психогимнастика
Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач: • Способствует повышению речевой активности ; • Развивает речевые умения и навыки; • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность; • Активизирует познавательный интерес; • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Способствует развитию мелкой, общей и артикуляционной моторики. В работе активно используются такие технологии, как артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковую гимнастика, логопедический массаж, точечный самомассаж, Су- Джок терапия, кинезиологические упражнения, логоритмика и фонетическая ритмика, тактильно-кинестетическая стимуляцию . Здоровьесберегающие технологии к ак компонент коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели . Одним из видов артикуляционной гимнастики является БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА . Это сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединенные в единый сюжет. Выполнение или невыполнение ребенком определенной артикуляционной позы, может сказать о зрелости или незрелости артикуляционной мускулатуры, а также по некоторым признакам мы можем судить и о более глубоком нарушении, свидетельствующем о неврологических нарушениях, о стертой форме дизартрии.
Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот ; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Игровой массаж и самомассаж БАТ Используется для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
Релаксационная гимнастика , кинезиологическая гимнастика Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего необходимо ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д.. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.
Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности Повышение уровня самооценки ребенка Повышается работоспособность выносливость Повышается речевая активность Снижается уровень заболеваемости Снижается эмоциональное напряжение и тревожность Улучшается зрение Развиваются психические процессы подготовка детей к учебной деятельности Развиваются общая и мелкая моторики Увеличивается уровень социальной адаптации Результаты использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»
Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма: совмес...
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст)
Презентация к занятию "В осеннем лесу"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время существует множество традиционного практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, применение которых способст...
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья (ТНР).
Использование здоровьесберегающих технологий....