Проект «Развитие положительной эмоциональности у дошкольников с использованием сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»
проект (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск
«Детский сад №18»
Проект: «Развитие положительной эмоциональности дошкольников с использованием
сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»
Актуальность:
Соответствие современным тенденциям развития общества
В настоящее время с развитием современных компьютерных технологий эмоциональная сфера дошкольника оставляет желать лучшего. Существенно обозначилась проблема роста числа детей с огрессией, недовольством выполненных заданий, с несостоявшимся общением с другими детьми. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений помощи детям, которые не умеют общаться «вживую», а переписываются с помощью компьютерных программ и сотовых телефонов. В живом общении они замкнуты, несамостоятельны. Движения их скованы, нерешительны или, наоборот, поведение может быть агрессивным, неустойчивым. Таким детям может помочь сказкотерапия.
Игры и занятия, основанные на методе сказкотерапии, позволяют развивать дошкольников в многоаспектном проявлении личности
Сказкотерапия- это здоровьесберегающая технология, это язык, на котором можно вести беседы с душой человека.
Сказкотерапия – это лечение сказками. Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Это воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности. Специалисты считают, что сказки расширяют знания ребенка об окружающем мире и о нем самом; обогащают внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями; корректируют поведение и развитие речи; помогают найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками); стимулируют психофизическое и эмоциональное развитие ребенка. Сказкотерапия – это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребенка, развитие воображения и произвольного внимания, преодоление барьеров в общении, повышении уверенности в себе, развитии системы самооценки и самоконтроля. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Общий эффект от работы со сказками заключается в повышении уровня социально-личностной компетентности у детей: в развитии коммуникативных умений, налаживания межличностного партнёрства, в приобретении лидерских качеств. В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию лишь одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Потому родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Но для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.
Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка.
Родители, педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы ребенок дошкольного возраста с удовольствием и живым интересом познавал и проявлял себя в окружающем
пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.
Союзниками, единомышленниками в данном направлении должны стать родители воспитанников. И сами взрослые, в первую очередь, быть для детей примером. Решать эти задачи непросто, но необходимо.
Соответствие современным подходам, принципам, идеям в области дошкольного образования
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, совершенствования его эмоциональной сферы.
Происходящие на современном этапе развития общества инновационные процессы в значительной степени оказывают влияние на отечественную образовательную систему и ее начальную ступень — дошкольное образование. Его совершенствование и переход на новый качественный уровень обусловливают использование инновационных технологий для успешной реализации задач различных образовательных областей.
Востребованность на уровне ДОУ, города, республики
2022 год объявлен в России годом народного искусства и культурного наследия. Непосредственное ознакомление со сказкой как видом устного народного творчества должно стать одним из приоритетных направлений в ДОУ.
Любая сторона воспитания в дошкольном учреждении невозможна без участия родителей. Молодым родителям сейчас нужна помощь в выборе ими ориентиров для воспитания своих детей. Приобщение к миру сказки, использование её в непосредственном общении с ребенком будет способствовать его раскрепощению в семье. коллективе и, в конечном итоге, развитию личности дошкольника, его положительной эмоциональной устойчивости
Репрезентативность (возможность использования в широкой практике)
Педагогам и родителям необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста, не забывая о том, что мир дошкольник познает через игру, через общение с родителями и ровесниками.
Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников и в этом нам поможет проект «Развитие положительной эмоциональности дошкольников с использованием
сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»
Содержание проекта:
1. Актуальность
2. Цели и задачи проекта
3. Участники проекта.
4. Сроки реализации проекта.
5. Принципы
6. Этапы реализации проекта
7. Обеспечение проекта
8. Оценка результатов проекта. Диагностика
9. Предполагаемые результаты
Тип проекта: групповой, творческий, ролево - игровой.
Технология: здоровьесберегающая.
Цель проекта: Использование метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии для совершенствования эмоционального состояния и поведения ребенка, познавательно-речевой активности, творческого развития.
Задачи проекта:
- развитие речи детей и их познавательной деятельности;
-выявление и формирование творческих способностей;
-развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков;
-развитие способности преодолевать трудности и страхи;
- развивать у детей творческое и образное мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие и сосредоточение, мелкую и общую моторику, фантазию и творческие способности;
-воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания;
- дать представления родителям о влиянии сказкотерапии на развитие и коррекцию психических функций ребенка, на формирование его познавательно-речевой активности и личности ребенка;
- способствовать развитию традиции семейного чтения, совместного творчества детей и родителей, укреплению отношений между ребенком и родителями.
Участники проекта: педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021год -май 2022 год
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса в использовании метода сказкотерапии при ознакомлении с народными сказками дошкольников среднего возраста использовались следующие принципы.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе ознакомлении со сказкой с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы
Принцип интеграции.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной детской библиотекой. Содержание фольклорного материала и авторских сказок определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с мордовской художественной литературой.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
- Изучение литературы по проведению сказкотерапевтических занятий.
- Сбор информации.
- Знакомство со сказками.
Основной:
- Составление плана работы;
- Привлечение родителей к поиску информации по данной теме «Развитие положительной эмоциональности в использовании сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»
Заключительный:
- Презентация.
- Постановка новой проблемы.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
-настольный театр «Волк и семеро козлят», «Репка»;
-кукольный театр «Теремок», Курочка Ряба»;
- пальчиковый театр «Репка», «Теремок»,
- теневой театр «Лиса и волк», «Теремок», «Репка»;
- масочный «Репка», «Колобок», «Теремок»;
- игрушечный (мягкие куклы);
-шапочки для героев разных сказок;
- ширма;
- аудио и видео записи сказок;
- костюмы к сказкам
- сюжетные картинки;
-дидактические игры «Сказочный транспорт», лото «Сказки», «Герои русских народных сказок»;
- пазлы по русским народным сказкам;
- кубики «Русские народные сказки»;
-развивающая игра « Любимые сказки»;
- книги с русскими и мордовскими народными сказками, сказками различных авторов;
-раскраски по сказкам;
- ЦДД театрализации и сюжетно-ролевых игр.
- картины, иллюстрации к сказкам.
- аудио, видео версии сказок
- методическая, краеведческая, художественная литература.
- Буклеты, наборы открыток.
Дидактические игры «Угадай, из какой мы сказки?», «Подбери дорожку по цвету», «Угадай сказку», «Герои сказок», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек», «Придумай другое название сказки»
Литература:
В работе по самообразованию было использовано следующее методическое обеспечение:
- Детство:Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. ... Программа Детство 2014,
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
- «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» / Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера», 2007.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб. 2004
- Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми, «Просвещение», 2008г.
- Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
- Терновая Т. А. Играем в театр//Воспитатель.-2016.- №3.
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. М.
«Просвещение», 2020г.
- Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. Конспекты занятий. М.- «Творческий центр», 1998.
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотрапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 208с.- (Программа развития)
Предполагаемые результаты:
итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут:
- знания и умения самостоятельно передавать в мимике и движения эмоциональное состояние, соответствующие герою произведения;
- активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
- проявление самостоятельности и творческой активности в конструктивной деятельности, свободное общение с сверстниками;
- развитие связной речи, обогащение словаря.
Предметно-развивающая среда:
ЦДД:
- театрализации, драматизации и сюжетно-ролевых игр;
- краеведения;
- речевого развития;
- хуждожественной литературы.
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.
Особенность предлагаемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
В программе развития О.А.Шороховрй «Сказкотрапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» развитие личности и речи осуществляется по следующим направлениям.
- Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии —не только активизации образной лексики, но и положительных эмоциональных проявлений.
- Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма.
- Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагированис собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
- Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
Перспективное планирование работы по проекту
«Развитие положительной эмоциональности дошкольников с использованием
сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»
№п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
I. II.
III. | Работа с кадрами 1.Изучение методической литературы. Работа с детьми 1.Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам. Рассматривание иллюстрации в сказке «Заяц и еж» Рассматривание иллюстраций к сказке «Снегурочка» Рассматривание книжных иллюстраций, В.Г. Сутеева к сказкам
2.Чтение сказок в свободной деятельности: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».,«Машенька и медведь», «Красная Шапочка», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Теремок», «Пугливая мышь».«Маша и медведь», «Гуси – лебеди»,«Жихарка», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса» В.Сутеев «Под грибом», К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»; В.Катаев «Цветик-семицветик». Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки) 3.Экскурсии Виртуальная экскурсия «В гости к сказке» 4.Беседы с детьми «Моя любимая сказка», «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?», «Какие вы, сказки?»,"Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой".
5.Занятия с детьми. ОО «Художественно-эстетическое развитие» I. (Чтение художественной литературы») 1.«Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье» 2.Чтение мордовской сказки «Как портной пиво варил» 3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 4.«Девушка-Березка» 5.Чтение сказки «Каша из топора» 6. «Как собака друга искала» 5. «Лиса – лапотница» 6. «Диль, диль дедынька» 7.«Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» 8.«Медведь и мышонок»(морд.) 9.Корней Чуковский «Краденое солнце» II. Лепка 1.«По сказке К.Чуковского» (Посуда) 2.«Заяц и еж» (по сказке) ОО «Речевое развитие» (развитие речи) 1.«Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 6.Дидактические игры «Угадай, из какой мы сказки?» «Подбери дорожку по цвету», «Угадай сказку», «Герои сказок», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек», «Придумай другое название сказки» 7.Подвижные игры П/и «У медведя во бору», «Лиса». «Угадай по движению» Мордовские народные игры: «В волков», «В зайчиков», Игры – упражнение па ритмизацию «Движения героев сказки» 8.Досуги и развлечения. Викторина для детей «В мире сказок» Загадки про сказки и сказочных героев. 9.Самостоятельная художественная деятельность детей Лепка «Любимые герои сказок» Рисование: «Любимый сказочный герой» Конструирование:«Дворец Снежной королевы» 10.Психогимнастика при проведении заняти по сказкотерапии «Удивление», «Радость», «Страх» 11.Сказкотерапия
Работа с родителями. 1.Разработка и подбор методической литературы. 2.Памятка «Сказкотерапия для детей. Как её проводить» 3.Рекомендации для родителей «Ребенок и книга», «Какие сказки читать детям 5 лет» 3.Изготовление масок для сказок. 4.Изготовление книжки-малышки «Мой любимы й сказочный герой» 5.Консультация «Читаем дома сказки», «Роль сказки в развитие детской эмоциональности» 6.Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки». Конкурсы, выставки. 1 «В мире сказок». 2 Выставка детских рисунков «Сказка-ложь....» | автор проекта воспитатели
воспитатели родители автор проекта автор проекта, воспитатели, Воспитатели Автор, воспитатели, родители. Автор, воспитатели, родители. воспитатели воспитатели воспитатели, дети автор проекта автор проекта | сентябрь май январь март В течение года декабрь в течение года октябрь октябрь ноябрь декабрь февраль март март март апрель апрель май март май октябрь в течение года в течение года декабрь ноябрь декабрь в течение года октябрь декабрь февраль апрель октябрь декабрь февраль март сентябрь октябрь ноябрь ноябрь февраль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ТРАНСПОРТ» КОНСТРУИРОВАНИЕ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И...
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании
В статье раскрывается понятие "сказкотерапия"...
статья Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26908643","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»
ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...
Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.
Разработанное занятие можно использовать для проведения в старшей группе на занятиях по формированию математических представлений....
Театрализованное физкультурное занятие по русско-народной сказке «Репка» в рамках фольклорно-спортивного проекта с использованием сказкотерапии, как здоровьесберегающей технологии «Сундучок русских сказок».
Спортивное мероприятие рекомендовано воспитателям, инструктору по физической культуре....