Проект «Развитие положительной эмоциональности у дошкольников с использованием сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»
проект (средняя группа)

Кантеева Вера Петровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск

«Детский сад №18»

Проект:  «Развитие положительной эмоциональности дошкольников с  использованием  

сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»

Актуальность: 

Соответствие современным тенденциям развития общества

В настоящее время с развитием современных компьютерных технологий эмоциональная сфера дошкольника оставляет желать лучшего. Существенно обозначилась проблема роста числа детей с огрессией, недовольством выполненных заданий, с несостоявшимся общением с другими детьми. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений помощи детям, которые   не умеют общаться «вживую», а переписываются с помощью компьютерных программ и сотовых телефонов. В живом общении они замкнуты, несамостоятельны. Движения их скованы, нерешительны или, наоборот,  поведение может быть агрессивным, неустойчивым. Таким детям может помочь сказкотерапия.

Игры и занятия,  основанные на методе сказкотерапии, позволяют развивать дошкольников в многоаспектном проявлении личности

Сказкотерапия- это здоровьесберегающая технология, это язык, на котором можно вести беседы с душой человека.

Сказкотерапия – это лечение сказками. Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Это воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности. Специалисты считают, что сказки расширяют знания ребенка об окружающем мире и о нем самом; обогащают внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями; корректируют поведение и развитие речи; помогают найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками); стимулируют психофизическое и эмоциональное развитие ребенка. Сказкотерапия – это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребенка, развитие воображения и произвольного внимания, преодоление барьеров в общении, повышении уверенности в себе, развитии системы самооценки и самоконтроля. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Общий эффект от работы со сказками заключается в повышении уровня социально-личностной компетентности у детей: в развитии коммуникативных умений, налаживания межличностного партнёрства, в приобретении лидерских качеств. В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию лишь одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Потому родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Но для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.

Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка.

Родители, педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы  ребенок дошкольного возраста  с удовольствием и живым интересом познавал и проявлял себя в окружающем

пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Союзниками, единомышленниками  в данном направлении  должны стать родители воспитанников. И сами взрослые, в первую очередь, быть для детей примером. Решать эти задачи непросто, но необходимо.

Соответствие современным подходам, принципам, идеям в области дошкольного образования

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, совершенствования его эмоциональной сферы.

Происходящие на современном этапе развития общества инновационные процессы в значительной степени оказывают влияние на отечественную образовательную систему и ее начальную ступень — дошкольное образование. Его совершенствование и переход на новый качественный уровень обусловливают использование инновационных технологий для успешной реализации задач различных образовательных областей.

Востребованность на уровне ДОУ, города, республики

2022 год объявлен в России годом народного искусства и культурного наследия. Непосредственное ознакомление со сказкой как видом устного народного творчества должно стать одним из  приоритетных направлений в ДОУ.

Любая сторона воспитания в дошкольном учреждении невозможна без  участия родителей. Молодым родителям сейчас нужна помощь в  выборе ими ориентиров для воспитания своих детей.  Приобщение к миру сказки, использование её в непосредственном общении с ребенком будет способствовать его раскрепощению в семье. коллективе и, в конечном итоге, развитию личности дошкольника, его положительной эмоциональной устойчивости

Репрезентативность  (возможность использования в широкой практике)

Педагогам и родителям необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста, не забывая о том, что мир дошкольник познает через игру, через общение с родителями и ровесниками.

Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей     воспитанников и в этом нам поможет проект «Развитие положительной эмоциональности дошкольников с  использованием  

сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»

Содержание проекта:

1. Актуальность

2. Цели и задачи проекта

3. Участники проекта.

4. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Диагностика

9. Предполагаемые результаты

Тип проекта: групповой, творческий,  ролево - игровой.

Технология: здоровьесберегающая.

Цель проекта: Использование метода сказкотерапии   как   здоровьесберегающей технологии для совершенствования эмоционального состояния и поведения ребенка, познавательно-речевой активности, творческого развития.

Задачи проекта:

- развитие речи детей и их познавательной деятельности;

-выявление и формирование творческих способностей;  

-развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков;

-развитие способности преодолевать трудности и страхи;

- развивать у детей творческое и образное мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие и сосредоточение, мелкую и общую моторику, фантазию и творческие способности;

-воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания;

- дать представления родителям о влиянии сказкотерапии на развитие и коррекцию психических функций ребенка, на формирование его познавательно-речевой активности и личности ребенка;

- способствовать развитию традиции семейного чтения, совместного творчества детей и родителей, укреплению отношений между ребенком и родителями.

Участники проекта: педагоги, дети среднего  дошкольного возраста, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021год -май 2022 год

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса в использовании метода сказкотерапии при ознакомлении с народными сказками дошкольников среднего возраста использовались следующие принципы. 

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе ознакомлении со сказкой с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы

Принцип интеграции.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной детской библиотекой. Содержание фольклорного материала и авторских сказок определяется с учетом сочетания  всех видов деятельности при знакомстве детей с мордовской художественной литературой.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

  • Изучение литературы по  проведению сказкотерапевтических занятий.
  • Сбор информации.
  • Знакомство со сказками.

Основной:

  • Составление плана работы;
  • Привлечение родителей к поиску информации по данной теме «Развитие положительной эмоциональности в использовании  сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»

Заключительный:

  • Презентация.
  • Постановка новой проблемы.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

-настольный театр  «Волк и семеро козлят», «Репка»;

-кукольный театр «Теремок», Курочка Ряба»;

- пальчиковый театр «Репка», «Теремок»,  

- теневой театр «Лиса и волк», «Теремок», «Репка»;

- масочный «Репка», «Колобок», «Теремок»;

- игрушечный (мягкие куклы);

-шапочки для героев разных сказок;

- ширма;

- аудио и видео записи сказок;

- костюмы к сказкам

- сюжетные картинки;

-дидактические игры «Сказочный транспорт», лото «Сказки», «Герои русских народных сказок»;

- пазлы по русским  народным сказкам;

- кубики «Русские народные сказки»;

-развивающая игра « Любимые сказки»;

- книги с русскими и мордовскими народными сказками, сказками различных авторов;

-раскраски по сказкам;

- ЦДД  театрализации и сюжетно-ролевых игр.

- картины, иллюстрации к сказкам.

  • аудио, видео версии сказок
  • методическая, краеведческая, художественная литература.
  • Буклеты, наборы открыток.

Дидактические игры «Угадай, из какой мы сказки?», «Подбери дорожку по цвету», «Угадай сказку», «Герои сказок», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек», «Придумай другое название сказки»

Литература:

В работе по самообразованию  было использовано следующее методическое обеспечение: 

  1. Детство:Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. ... Программа Детство 2014,
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» / Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера»,  2007.    
  4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб. 2004
  5. Киселева М.В.,  Арт-терапия в работе с детьми, «Просвещение»,  2008г.
  6. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / авт. О.В. Бурляева,  Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
  7. Терновая Т. А. Играем в театр//Воспитатель.-2016.- №3.
  8. Ушакова  О. С. Занятия по развитию речи в детском саду.   М.

«Просвещение»,  2020г.

  1. Ушакова О.С. Гавриш  Н.В. Знакомим дошкольников с художественной  литературой. Конспекты занятий. М.- «Творческий центр», 1998.
  2. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотрапия и занятия по развитию связной  речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 208с.- (Программа развития)

Предполагаемые результаты:

итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут:

  • знания и умения самостоятельно  передавать в мимике и движения эмоциональное состояние, соответствующие герою произведения;
  • активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
  • проявление самостоятельности и творческой активности   в   конструктивной деятельности, свободное общение с сверстниками;
  • развитие связной речи, обогащение словаря.

Предметно-развивающая среда:

ЦДД:

  •  театрализации, драматизации и сюжетно-ролевых игр;
  •  краеведения;
  • речевого развития;
  • хуждожественной литературы.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.

Особенность предлагаемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

В программе развития О.А.Шороховрй «Сказкотрапия и занятия по развитию связной  речи дошкольников» развитие личности и речи  осуществляется по следующим направлениям.

  1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии —не только активизации образной лексики, но и положительных эмоциональных проявлений.
  2. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма.
  3. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагированис собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
  4. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представленная  программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

Перспективное  планирование  работы по проекту

«Развитие положительной эмоциональности дошкольников с  использованием  

сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии»

№п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

I.

II.

   

   

 

III.

Работа с кадрами

1.Изучение методической литературы.

Работа с детьми

1.Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам.

Рассматривание иллюстрации  в сказке «Заяц и еж»

Рассматривание иллюстраций к сказке  «Снегурочка»

Рассматривание книжных иллюстраций,  В.Г. Сутеева  к сказкам 

     

2.Чтение сказок в свободной деятельности: 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».,«Машенька и медведь», «Красная Шапочка», «Лиса и журавль»,  «Три медведя», «Теремок», «Пугливая мышь».«Маша и медведь», «Гуси – лебеди»,«Жихарка», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса»

В.Сутеев «Под грибом», К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»; В.Катаев «Цветик-семицветик».

Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки)

3.Экскурсии

Виртуальная экскурсия «В гости к сказке»

4.Беседы с детьми

«Моя любимая сказка», «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?», «Какие вы, сказки?»,"Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой".

 

5.Занятия с детьми.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

I. (Чтение художественной литературы»)

1.«Пузырь, соломинка и лапоть»,

 «Зимовье»

2.Чтение мордовской сказки «Как портной пиво варил»

 3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

4.«Девушка-Березка»

5.Чтение сказки «Каша из топора»

6. «Как собака друга искала»

5. «Лиса – лапотница»

6. «Диль, диль дедынька»

7.«Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» 

8.«Медведь и мышонок»(морд.)

9.Корней Чуковский «Краденое солнце»

II. Лепка

1.«По сказке К.Чуковского» (Посуда)

2.«Заяц и еж» (по сказке)

ОО «Речевое развитие»

(развитие речи)  

1.«Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

6.Дидактические игры

 «Угадай, из какой мы сказки?»

 «Подбери дорожку по цвету», «Угадай сказку», «Герои сказок», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек», «Придумай другое название сказки»

7.Подвижные игры

П/и «У медведя во бору», «Лиса». «Угадай по движению»

Мордовские народные игры: «В волков», «В  зайчиков»,

Игры – упражнение па ритмизацию «Движения героев сказки»

8.Досуги и развлечения.

Викторина для детей «В мире сказок»  Загадки про сказки и сказочных героев.

9.Самостоятельная художественная деятельность детей

Лепка «Любимые герои сказок»

Рисование:  «Любимый сказочный герой»

Конструирование:«Дворец Снежной королевы»

10.Психогимнастика при проведении заняти по сказкотерапии

«Удивление», «Радость»,  «Страх»

11.Сказкотерапия 

  1. «Цветок-лепесток»
  2. «Снежинка-пушинка»
  3. «Жадный великан»
  4.  «Каприза»

Работа с родителями.

1.Разработка и подбор методической литературы.

2.Памятка «Сказкотерапия для детей. Как её проводить»

3.Рекомендации для родителей «Ребенок и книга», «Какие сказки читать детям 5 лет»

3.Изготовление масок для сказок.

4.Изготовление книжки-малышки «Мой любимы й сказочный герой»

5.Консультация  «Читаем дома сказки», «Роль сказки в развитие детской эмоциональности»

6.Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки».

Конкурсы, выставки.

1 «В мире сказок».

2 Выставка детских рисунков «Сказка-ложь....»

автор проекта

воспитатели

 

воспитатели

родители

автор проекта

автор проекта, воспитатели,

Воспитатели

Автор, воспитатели, родители.

Автор, воспитатели, родители.

 воспитатели

воспитатели

воспитатели, дети

автор проекта

автор проекта

сентябрь

май

январь

март

В течение года

декабрь

в течение года

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

март

март

апрель

апрель

май

март

май

октябрь

в течение года

в  течение года

декабрь

ноябрь

декабрь

в  течение года

октябрь

декабрь

февраль

апрель

октябрь

декабрь

февраль

март

сентябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

февраль

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ТРАНСПОРТ» КОНСТРУИРОВАНИЕ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И...

статья Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26908643","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.

Разработанное занятие можно использовать для проведения в старшей группе на занятиях по формированию математических представлений....