«Лук - наш добрый друг» (познавательно-исследовательский проект)
проект (старшая группа)

Гусева Ирина Анатольевна МБДОУ Первомайский детский сад

В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент, главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приёмов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности, так как работа с дошкольниками по проекту организуется  в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый являлся равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk-_nash_dobryy_drug.docx233.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

«Лук - наш добрый друг»

(познавательно-исследовательский проект)

H:\фото лук\P1020164.JPG

Авторы проекта:  дети 5 – 6 лет

 группы общеразвивающей направленности

руководитель: воспитатель

Гусева Ирина Анатольевна

2019

Введение

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель.

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Проблема: воспитание экологической культуры старших дошкольников.

Актуальность проекта

В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент, главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приёмов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности, так как работа с дошкольниками по проекту организуется  в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый являлся равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада, а последующее употребление в пищу зеленого лука поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.

Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков познавательно-исследовательской деятельности, представлений о способах и условиях выращивания лука, о влиянии солнечного света на рост растения.

Задачи: 

  • познакомить детей с посадкой лука;
  • формировать у дошкольников представления о том, что растение – живое и для роста  необходимы определенные условия (вода, свет и тепло);
  • развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности, к окружающему миру, развивать умение сравнивать, делать несложные выводы;
  • формировать бережное, эмоциональное отношение к природе, желание заботиться о растениях, ответственность за порученное дело;
  • воспитывать дружеское отношение в группе.

Объект исследования: репчатый лук.

Ожидаемые результаты: дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зелёного лука зимой. У детей сформировались знания и представления о росте зелёного лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. Дети понимают необходимость бережного отношения к природе. Дети понимают необходимость воды солнца для роста растений. Дети осознают пользу лука для здоровья.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Реализация проекта

Беседа «Лук от семи недуг» (Приложение 1)

Цель: показать значимость лука для здоровья человека.

Посадка лука в землю

Цель: закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых, для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить); воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

(Приложение 2)

Посадка лука в воду

Цель: привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним в дальнейшем представлением результата своей деятельности.

(Приложение 3)

Наблюдение за растущим луком (Приложение 4)

Цель: воспитывать бережное отношение к растениям. Закреплять знания о строении и назначении лука. Развивать наблюдательность. Уточнить представление о последовательности роста и развития растения.

Рисование «Лучок наш» (Приложение5)

Цель: развивать у детей интерес к результатам своего труда по выращиванию зелёного лука, желание его нарисовать красками. Учить самостоятельно располагать изображение в определенной части листа бумаги; аккуратно пользоваться красками.

Лепка «Сажаем лук»  (Приложение 6)

Цель: закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания. Формировать у детей интерес к лепке. Воспитывать у детей внимание, старательность.

Чтение художественной литературы

Цель: развивать интерес к литературе; развивать речь, внимание.

Дидактическая игра  «Найди овощ» (Приложение 7)

Цель: закрепить знания названия овощей, фруктов и ягод; пополнение словарного запаса, концентрация внимания, развивать память.

Пальчиковая игра.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

Приложение 1

Беседа «Лук от семи недуг»

«Лук от семи недуг» так говорится в народной мудрости, а ведь в ней высказан народный вековой опыт. Еще издревле людям были известны целебные свойства лука. На Руси, например, во время больших эпидемий в каждом доме люди вешали  вязанки лука, они знали, что лук защищает от всех болезней. В наше время учеными были обоснованы целебные свойства лука. Вещества, которые были обнаружены, это летучие вещества, которые называются «фитонциды». Это вещества разрушают болезнетворные бактерии.

Так же известно, что лук-отличное средство против нехватки витамина С. В давние времена путешественники, особенно те, которые уходили в северные просторы на долгий срок, всегда запасались луком.

Свежий сок лука всегда помогает при начинающемся кашле - все болезнетворные микробы погибнут и болезнь пройдет.

D:\DeskTop\ov_luk.jpg

Приложение 2

Посадка лука в землю

Цель: Воспитывать умение трудиться в коллективе для всех, обучение простейшим трудовым умениям, уточнить представления о луке. Учить использовать в речи слова ориентируясь на род слова при определении предмета по его признакам, на цвет, форму предмета.

Оборудование: лук, земля, лейки.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие (ФЭМП), познавательно-исследовательская деятельность.

Словарь: Корешок, росток, витамины, длинный, круглый.

Ход занятия:

Дети у меня что-то есть в корзиночке. А что же такое давайте посмотрим? Для этого вам нужно будет отгадать мою загадку: «Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (лук).

Посмотрите-ка сколько лука! Какой он? (круглый). А какого цвета? (желтого)

А для чего лук нужен? Какая от него польза? (в нем есть витамины, кто ест лук, тот не болеет). Чтобы лук рос, луковицу сажают корешком вниз, а ростком вверх. Мы посадим лук для себя и других ребят.

Сегодня мы будем сажать луковицу в землю.

H:\фото лук\P1020104.JPG

Чтобы лук пророс,необходимы: вода, тепло, свет и земля. Это самое необходимое для жизни растений. Всё у нас с вами есть. Ребята, посмотрите внимательно на ящик с землей и скажите, какого цвета земля?

-Правильно, земля черного цвета.

Давайте еще раз внимательно посмотрим на луковицу H:\фото лук\P1020118.JPG

- У лука есть верх (показываю его, вот отсюда растет зеленый лук).

- А вот низ у луковицы – донце (показываю).

- Давайте скажем все вместе – донце.

- Лук надо сажать донцем вниз.

- Покажите, как вы будете, сажать лук? Правильно донцем вниз.

А что еще нужно сделать, чтобы наш лук начал расти? Конечно, его нужно полить

H:\фото лук\P1020123.JPG

H:\фото лук\P1020108.JPG

H:\фото лук\P1020111.JPG

Приложение 3

Посадка лука в воду

Оборудование: стаканчики с водой, лук.

 Ход занятия:

Мы уже посадили лук в землю и поставили на подоконник. Сегодня мы ещё посадим, но только без земли. Вспомним, какие условия нужны для роста растения? (ответы детей). Правильно-это вода, тепло и свет. И сегодня мы поэкспериментируем. Интересно, сможет ли лук вырасти без земли? Посадим его прямо в воду и посмотрим, что же будет.

H:\фото лук\P1020127.JPGH:\фото лук\P1020134.JPG

H:\фото лук\P1020165.JPG

Приложение 4

Рисование «Лучок наш»

Цель: воспитывать самостоятельность, творчество, приобщать к изобразительному искусству; закрепить представление о внешнем виде луковицы; учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз, рисование перьев лука ворсом всей кисти; закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть, обсушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.

Материал: кисти, баночки с водой, гуашь, салфетки, лист бумаги, картинка лука, лук.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: вот посмотрите, какие луковички есть у нас в уголке природы, и послушайте рассказ про путешествие одной из них.

H:\фото лук\P1020164.JPG

Дети подходят к столу, где находится луковица в стаканчике с водой.

Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи, какой формы сама луковка, на что похожи корешки.

Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила путешествовать. Вот однажды она решила покататься в лодочке. Села и поплыла и ей очень понравилось. Проплавав так в воде несколько дней она ожила, у нее появились белые корешки, а сверху зеленые листики - перышки, которые радуются солнышку.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем луковички.

Воспитатель объясняет, как расположить листы, какую гуашь использовать, что рисуем сначала круг и закрашиваем его слитными линиями сверху вниз. В процессе рисования напоминает, что кисть надо промывать после каждого цвета краски.

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

Перышки рисуем зеленой гуашью, всем ворсом кисти. А корешок дорисуем фломастером желтого цвета.

По окончании работы воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им рисовать.

 

H:\фото лук\P1020159.JPG

Приложение 5         

Лепка «Сажаем лук»

Цель: закрепить активный словарь детей по теме «Овощи» (названия овощей, обозначение их формы и цвета); закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания; формировать у детей интерес к лепке; воспитывать у детей внимания, старательность; закрепить названия приемов лепки, необходимых для создания поделки («скатывание»,  «соединение»); учить передавать в лепке характерные признаки лука.

Материал: Пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей, картинки.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия:

Педагог: Будем лепить лук. Он круглый, жёлтый. Возьмём жёлтый пластилин и положим между ладошками. Скатаем шарик. А сверху пальчиками оттянем небольшой носик. Вот так!

Показать детям, как лепить, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия.Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас получилось. Молодцы! Что мы лепили? Какой формы, цвета? (дети   отвечают)

H:\фото лук\P1020147.JPG

Физкультминутка

(дети выполняют действия по тексту)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревце!

Ветерок всё тише-тише,

Деревце всё выше-выше!

H:\фото лук\P1020146.JPG

Приложение 6

Чтение художественной литературы

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»

 Н. Никитина «Что растёт в огороде».

Стихи о луке.

Л. Громова

Жертва я ужасных мук,-

Ненавижу резать лук!

Щиплет он мне нос, глаза,

Все лицо уже в слезах!

Е. Жуковская.

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжёт глаза и жжёт язык,

Заставит плакать в один миг.

Л. Шмидт.

Лук в стаканчике с водой.

Не зови его едой! Я листочки не стригу,

А жалею, берегу,

Потому что это

Мой кусочек лета!

Пословицы и поговорки о луке.

  • Лук от семи недугов лечит.
  • Ешь лук – чаще зубы будут.
  • Лук да баня всё правят.
  • Кто ест лук, тот избавлен от мук.
  • Лук во щах – и голод прощай.

Приложение 7

Дидактические игры

Лото «Овощи, фрукты, ягоды»

«Найди овощ»

Задача: развивать умение находить растение по карточке-определителю (на карточке изображен овощ) в уголке природы и определить название.

Игровое действие: поиск предмета по описанию.

Правило: показывать растение по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

«К названному растению беги»

Задача: учить детей быстро находить названное растение.

Игровое действие: соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правило: бежать можно только по сигналу воспитателя.

Пальчиковая игра

«Овощи»

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2.  На тему: «Я буду добрым врачом»...

Практический, познавательно-исследовательский экологический проект «Зелёный лук наш друг»

Практический, познавательно-исследовательский экологический проект «Зелёный лук наш друг», с детьми старшей группы....

Познавательно - исследовательский краткосрочный проект «Лук - зеленый друг!»

Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А то, что зеленый лук можно вырастить на подоконнике при ...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...