«Инструменты работы педагога в информационной среде учреждения»
консультация

«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Инструменты работы педагога в информационной среде учреждения»

Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании




Введение

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech. Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов. ИКТ – что это такое? Информационные и коммуникационные технологии или ИКТ – звучит солидно и очень современно. Но что значит это словосочетание для человека XXI столетия?

Информационные технологии или просто IT – словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники. К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки. На сегодняшний день универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации, что является необходимой составляющей процесса информатизации общества. С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения – дистанционное обучение, основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.) /1/

Часть 1. Задача педагога

Задачи, которые ставит перед педагогами ДОУ информатизация общества:

стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр;

ИКТ как средство интерактивного обучения ребенка

Для решения 1-й задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для дошкольников. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьютерных игр способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей (при использовании мультимедиа и т.д.).

Во второй задаче речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

Часть 2. Направления развития

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры - «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик», «Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению: «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма», «Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», «Медиа Хауз», а также «Alisa Studio» и фирма «1С».

Часть 3. Здоровье и ИКТ

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом. В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. /2/

Часть 4. Икт как взаимодействие между педагогом и родителями

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога и с родителями воспитанников.

В своей работе по взаимодействию с родителями мы продуктивно сочетаем традиционные способы взаимодействия и использование ИКТ.

Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск газет, папок – передвижек, ширм, разработанных в программах Microsoft Office, PowerPoint, Microsoft Office Publisher.

Воспитатели и специалисты детского сада выпускают тематические папки-передвижки, стенгазеты. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет воспитателям не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение. Особой популярностью по информированию родителей о работе детского сада пользуются буклеты. Они используются при проведении большинства различных обще садовых мероприятий. Изготовление буклетов не требует особых затрат, и при этом они достаточно информативны. Яркие и запоминающиеся, буклеты не только привлекают внимание родителей воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией о работе детского сада.

Сегодня ни одно родительское собрание в нашем детском саду нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных фото-презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Благодаря презентациям детский сад имеет возможность демонстрировать родителям слайды, где можно рассказать о кружковой работе, работе узких специалистов и просто о повседневной жизни детского сада. Использование презентаций на собрании делает его более эстетичным, родители могут воспринимать информацию визуально.

Такой способ проведения родительских собраний позволяет наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем как протекает время его ребёнка в детском саду.

Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада. Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Просматривать интересные фотоматериалы мероприятий детского сада.

Использование средств мультимедиа (ИКТ) в организации деятельности с родителями позволяет нам не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе. С каждым днем все больше педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ. Я предлагаю ввести в работу с родителями сетевое взаимодействие, т.е. связь с родителями посредствам интернета, создать закрытые странички в социальных сетях, на которых будет отражаться жизнь детского сада, и родители смогут общаться друг с другом и педагогами. Таким образом, будет осуществляться прямая и обратная связь. /3/

Часть 5. Негативные последствии воздействия информационных технологий

Негативные последствия воздействия информационных технологий.

По мнению российских исследователей, существуют угрозы ИКТ. К ним относятся: ухудшение зрения, разрушение семьи, физическое расстройство (ожирение среди детей, проводящих время у телеэкрана, растет в два раза быстрее; ребенок сжигает меньше калорий, когда смотрит телевизор, чем, если бы он просто сидел без дела; экранные СМИ вызывают склонность к сердечным приступам), умственные расстройства, психические расстройства (они непосредственно связаны с ростом числа детей с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность»), интернет-зависимость (очень тяжело лечится и очень жесткими методами). Так же ведёт к снижению речевой активности обучающегося, в результате чего ребёнок не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей. Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного. Мы видим, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон. Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, не менее важны педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют привнести в каждого ребенка некий запас знаний и создать условия для проявления его познавательной активности. /4/

Заключение

Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации.

При введении новых информационных технологий в процесс обучения необходимо поставить следующие задачи:

ознакомление учителей с положительными и отрицательными

аспектами использования информационных и коммуникационных технологий в начальном и общем среднем образовании;

формирование представления о роли месте информатизации образования в информационном обществе;

формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения средств ИКТ.

С каждым годом современные технологии улучшаются и совершенствуются. И каждый педагог в своей профессиональной деятельности должен не только совершенствовать свои знания в использовании средств ИКТ в образовательном процессе, но и искать, находить новые интересные методы проведения занятий, которые сделают структуру урока более эффективной и познавательной. /5/

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших

детей завтра».

Мой личный опыт показывает, что дети быстрее взрослых осваивают новые технологии. И я полностью согласна с Джоном Дьюи, мы должны идти в ногу со временем, но при этом учитывать все минусы новых технологий.


Список источников

  1. https://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt/plyusy--i--minusy--primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii
  2. Минибаева Карина Павловна https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou43/page2910058.htm
  3. https://infourok.ru/doklad-ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-roditelyami-doshkolnikov-3168721.html
  4. Бессмертная Наталья Ивановна https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/27/plyusy-i-minusy-ikt-v-sovremennom-doshkolnom-obrazovanii
  5. Кулакова Ольга Николаевна https://infourok.ru/referat-preimuschestva-i-nedostatki-ispolzovaniya-kompyuternih-tehnologiy-v-obuchenii-3883768.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...

"Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении в рамках ФГОС ДО"

Сопровождение  - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном э...

Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...

Проектно-практические рекомендации для совершенствования работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях различных районов Санкт-Петербурга

Статья "Проектно-практические рекомендации для совершенствования работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях различных районов Санкт-Петербурга"...

Использование ИКТ в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

21 век называют веком информации.  Современные информационные технологии внедряются в различные сферы нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в т...

Игрушка как диагностический, коррекционный и терапевтический инструмент работы педагога

Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т....