Статья "Основные направления работы педагога-психолога в дошкольном учреждении с часто длительно болеющими детьми "
статья по коррекционной педагогике
Статья "Основные направления работы с часто длительно болеющими детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mogilyov_-_kopiya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фиолетовый котёнок
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
- Ну что мне с ним делать? - кошка всплескивала лапами. - Ведь хороший, умный котенок, а тут - ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши - ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
- Да что с ним цацкаться? - рычал кабан. - Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты - все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
- Он просто глупый, - каркала ворона. - Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет - его из солнечного света не вытащишь!
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
Луна была большая, белая, яркая.
- Милый котенок, - говорила Луна, - а почему ты фиолетовый?
- А как бывает еще? - удивлялся котенок.
- У меня есть брат, - сказала Луна, - он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
- Он похож на тебя? Конечно, хочу.
- Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
- Ух, какой ты теплый! - воскликнул котенок. - А я знаю твою сестру Луну!
- Передай ей привет, - сказал Солнце, - когда встретишь. А то мы редко видимся.
- Конечно, передам.
Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
Ну и что?
Воспитатель Харитонова О.С.
ГБДОУ №72 комбинированного вида
Выборгского района г.санкт-Петербурга
В учреждении с углубленной направленностью в работе по профилю: физкультурно -оздоровительная и лечебно-профилактическая работа с детьми внимание педагогического коллектива направлено на совместную работу дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению физическогои психического здоровья детей, их полноценному гармоничному развитию.
Особое внимание уделяется работе с часто и длительно болеющими детьми.
Обращает на себя внимание высокий уровень поведенческих нарушений
у часто и длительно болеющих детей, что позволяет некоторым исследователям относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто и длительно болеющих детей характерен высокий
уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций.
Приоритетными задачами педагога-психолога в работе с часто и
длительно болеющими детьми являются:
- оптимизация процесса адаптации к новым условиям;
- содействие укреплению психологического здоровья детей путём
предупреждения отклонений в эмоционально-личностной сфере;
- обогащение эмоциональной сферы ребенка;
- обучение детей способам выражения эмоций;
- коррекция эмоциональных трудностей ( тревожность, страхи,
агрессия, низкая самооценка);
- обучение детей приемам снятия мышечного напряжения, релаксации;
- повышением их представления о собственном «Я»;
- формирование уверенности у детей в своих силах.
- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение в
повседневной жизни;
- работа с родителями и педагогами ( расширение знаний об
эмоциональных трудностях дошкольниках и их преодолении).
Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту. Но в дошкольном детстве
она проявляется особенно ярко.
Важная особенность составляющей здоровья «истинно» часто болеющих детей –снижение их адаптационных возможностей. Последние наиболее ярко выявляются при изменении микросоциальных условий (при поступлении в
детский сад, школу). Изменение микросоциальных условий сопровождается напряжением адаптационных механизмов организма ребёнка, что при отсутствии адекватных воздействий может стать причиной манифестации скрытых дизонтогенетических отклонений в состоянии здоровья и развития, в том числе предрасположенности к повторным инфекциям.
Деятельность по оптимизации процесса адаптации педагог-психолог начинает :
1. с предварительной встречи с родителями. Во время беседы наблюдаю
за поведением ребёнка и делаю предварительный прогноз о характере протекания адаптации.( как взаимодействует с родителями; активность;
общение с незнакомым взрослым; и т.д.),оцениваю готовность к поступлению в детский сад. Предлагаю родителям заполнить анкету («Моя семья»; «Мой ребёнок» или др.)
2. Используется наглядная агитация :
*информационные листки на тему: «Адаптация » ;
*памятки для родителей «Как вести себя с ребёнком во время адаптации»;
*газету «Крепыш»: «Адаптация детей к дошкольному учреждению»
*рекомендации по профилактике детских заболеваний и снижении
эмоционального дискомфорта в период адаптации ребёнка.
3. Проводятся групповые консультации (родительские собрания):
« Как над себя вести с ребёнком в период адаптации и Как Не надо
себя вести с ребёнком в период адаптации».
4. Составляется план коррекционно - развивающей работы с детьми
( Цикл занятий для детей санаторной группы раннего возраста с
использованием песочной терапии, логотерапии, ароматерапии,
пальчиковой гимнастики).
5.Результаты коррекционной работы обсуждаются с педагогами и родителями.
Необходимо ,чтобы родители приняли условия, способствующие сохранению психологического здоровья, и умели применить их к своей конкретной ситуации, определить необходимые изменения в своём поведении с ребёнком.
Многие заболевания организма берут свое начало на психологическом уровне. Из глубокой древности известно, что болезни нередко проистекают от мыслей, их содержания. Мысль утверждающая здоровье, оздоравливающе действует на весь организм. Мысли негативные, разбросанные, неуверенные, наполненные злобой и ненавистью, оказывают разрушающее воздействие на состояние органов физического тела.
Эмоции в дошкольном возрасте составляют основу благополучной жизнедеятельности человека, всех функций его организма. А межличностные отношения со сверстниками являются существенным фактором, влияющим
на здоровье, эмоциональное состояние детей (М.Лисина ).
Современный ясли-сад – это место , где ребёнок получает опыт эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Дети часто и длительно болеющие уже поступают в дошкольное учреждение с нарушениями в эмоционально-волевой и межличностной
сферах. У таких детей могут развиваться различные психологические
проблемы, «комплексы». Прежде всего, это комплекс неполноценности –
« Я не такой как все», ощущение неуверенности в себе. Невозможность
из-за частых болезней жить полноценной для своего возраста жизнью,
может привести к социальной дезадаптации (ребенок может избегать
сверстников, становится замкнутым, агрессивным).
Наиболее важным критерием психического здоровья исследователи
считают психическое равновесие .
Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальных
проблем современной образовательной практики, которая призвана
обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Для этого в каждой
возрастной группе разработаны листы «Мониторинга психологического
здоровья детей», в которые вносятся все данные о развитии каждого ребёнка
(результаты диагностики, коррекционно - развивающей работы, примечания,
рекомендации).
Семья – первая педагогическая система, в которую попадает ребёнок
сразу после рождения и в которой пребывает постоянно. Значит ежедневно,
ежечасно, ежеминутно, ежесекундно, словом и делом, поступком и интонацией, выражением лица, движением – всеми проявлениями жизнедеятельности –осуществляется воспитание ребёнка в семье.
Выявить проблемы и трудности родителей, их социальный заказ
помогают:
- анкетрование («Моя семья»; «Мой ребёнок»,»Какой вы воспитатель?»;
«Какой вы родитель?»; «Стили воспитания в семье»; Оценка детско-
родительских отношений (А.Я.Варга, В,В.Столин ); и др.);
- беседы с родителями;
- индивидуальные консультации по запросам.
Диагностика эмоционально - личностной сферы часто и длительно
болеющих детей проводится по направлениям :
- познавательная сфера с детьми старшего дошкольного возраста
(мышление, память, восприятие, внимание и т.д.)
- эмоциональная сфера – смотрю тревожность, наличие страхов,
проявления агрессивного поведения и т.д.;
- личностная сфера- самооценка, статусное положение в группе,
отношения со сверстниками и взрослыми.
При проведении психодиагностической работы используются методики:
- «Страхи в домиках» (А.Захарова);
- «Лесенка» (В.Щур);
- Тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки);
- проективная методика «Рисунок моей семьи»;
- социометрия;
- шкала тревожности Р.Сирса
- проективная методика «Кактус» и т.д.
По результатам анализа обследований выявляются дети и родители ,
которая испытывают трудности:
- в адаптационный период;
- дети с неустойчивым поведением, сопровождающимся существенным
ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере
межличностных отношений;
- дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность);
- дети , имеющие различного рода проблемы личного плана: повышенную
тревожность, депрессивность, заниженную самооценку;
- застенчивые дети.
В соответствии с полученными данными составляю план коррекционно-
развивающих занятий с детьми и с родителями , план
психопрофилактической работы и психологического просвещения
родителей и педагогов.
С детьми провожу занятия в соответствии с планом работы с часто и
длительно болеющими детьми. На занятиях использую техники арт-терапии,
песочной терапии, сказкотерапии. На занятиях решаются задачи:
снятие психоэмоционального напряжения,
накопление положительных эмоций,
установление доверительных отношений;
создание эмоционального комфорта;
профилактика негативных эмоциональных состояний.
Анализируя результаты диагностики,можно сказать, что у часто длительно болеющих детей снижен уровень эмоционального благопо- лучия,повышена тревожность,занижена самооценка;дети неуверены в себе.Как форма защиты-агрессия,неустойчивость и перепады настроения.
В своей коррекционной работе с часто длительно болеющими детьми я использовала сказкотерапевтические методики ,техники арт-терапии,песочной терапии. Давно известно, что работа с песком развивает сенсорные ощущения и помогает снять напряжения, как мышечные ,так и эмоциональное .Строя замки из песка (влажного) и разрушая их,дети выплёскивают свою агрессию в песочнице раз решая тем самым, свой внутренний конфликт.
Рисование ладошками и носиками помогает детям снять психоэмоциональное напряжение, способствует групповому сплочению ,заряжало положительными эмоциями Рисование нитками помогло повысить свою самооценку, преодолеть симптом «не умею рисовать».
Психодинамические и статические медитации «Путешествие на облаке»,» Заколдованная фигура» помогали научить детей расслабляться, накапливать положительные эмоции, помогали снять тревожность.
В коррекционную работу должны быть включены техники арт-терапии с использованием музыкальных инструментов,что помогло преодолеть страх громких звуков и даже самим «научиться управлять громом».Придавали уверенности в себе и «путешествие» с Ёжиком к морю,и «преодоление волшебных гор» и «переход» через «дремучие леса и болота».Дети повышали самооценку,начинали верить в свои силы когда из слабого южного ветра «превращались» в могучий ветер,который «перевешивает вывески» на дверях.
Для определения результативности коррекционной работы в конце учебного года была проводится диагностика эмоционально- личностной сферы.
Помощь ребёнку будет неэффективна, если в ней не примут участия родители .Нормализация взаимоотношений в семье помогает ребёнку справиться с имеющимися трудностями.
Работа с родителями направлена на изменение детско-родительских отношений, принятие родителями ребёнка таким, какой он есть, и предъявление ребёнку адекватных требований.
При консультировании родителей целью деятельности является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития ребёнка.
Очень часто родители «преодолевают «свои личные проблемы,кризисы, по существу,ценою развития психических нарушений (неврозов) у ребёнка. Воспитание характеризуется,прежде всего,определённымисторонами отношений родителей к ребёнку. Эти отношения являются проекциями,откликами перечисленных личностных ососбенностей взрослых.
«Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматри- ваться как значимый психопрофилактический фактор».Он позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имею- щиеся у него нарушения поведения,помочь интеллектуальному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...
Деятельность педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения в рамках внедрения ФГОС ДО
Консультация для педагога-психолога...
Методические рекомендации для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений «Ортобиотика как технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма».
В брошюре кратко изложен вопрос становления ортобиотики как науки и рассмотрены ее основные составляющие....
Основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп
В презентации показаны основные направления работы педагога-психолога дошкольных групп....
Направления работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ
Направления работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ...
Основные направления работы педагога-психолога. Из опыта работы
В данной презентации представлены виды деятельности педагога-психолога ППМС-центра...
Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений ...