экспериментирование с водой и мылом
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
«Мыло фокусник».
Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями
(туалетное, хозяйственное, жидкое); способами образования мыльных
пузырей. Развивать понятие о плавучести предметов.
Задачи:
- 1. Образовательные:
- Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
- Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом.
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри. На поверхности мыльной пены плавают легкие предметы, а тяжелые – тонут.
- Развивающие:
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
- 3. Воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе
Материал: таинственна коробочка, пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, кусочки мыла, коктельные трубочки, жидкое мыло, вата, камешки.
Предварительная работа: проведение опытов с водой, сказка «Мойдодыр»
Ход работы:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
А теперь улыбнитесь нашим гостям.
Я вижу, что у всех хорошее настроение и можем начать.
- Мотивационно - ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока вы спали, нам почтальон принес посылку. Интересно, от кого? Давайте я вам прочитаю: «Детям средней группы «Смешарики» из страны Чистоты от Мойдодыра».
Подумайте, что мог прислать нам Мойдодыр?
Дети: ----
Воспитатель: Вы сможете это узнать, если отгадаете загадку.
Этот наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт
И побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Чистыми, душистыми.
Узнали без труда? »
Дети: мыло
Воспитатель. Правильно, это мыло
Воспитатель: Чтобы узнать предмет, надо с ним
познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за
помощники?
Дети: Это глаза, уши, нос, руки.
Воспитатель выставляет карточки: глаза, руки, нос, уши.
Воспитатель: Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его давайте расскажем о нем с помощью наших помощников. Возьмите все по кусочку мыла.
Воспитатель открывает коробку, достает кусочки мыла.
Воспитатель: Первый наш помощник – глаза. Что они говорят вам о предмете? Какой он?
Дети. Прямоугольный, овальный розовый, зеленый, фигурный, большой.
Воспитатель: Следующий помощник –уши. О чем они говорят?
Дети: Предмет не издает звука.
Воспитатель: А рот с язычком нам помогут?
Дети: Нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный.
Воспитатель: Возьмите этот предмет в руки, выбирайте какой вам нравится .
Что руки вам говорят о предмете? Какой он?
Дети: Гладкий, тяжелый, холодный, твердый.
Воспитатель: Какой помощник нам еще может помочь?
Дети: Нос.
Воспитатель: Что он говорит о предмете?
Дети: Ароматный, душистый, пахучий.
Воспитатель: Мы рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен? Дети: Умываться, мыть руки, стирать.
Воспитатель: Мыло, которым мы моем руки, умываемся называется "Туалетное". Оно может быть разного цвета и разной формы и иметь разный запах.
Воспитатель: Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки? Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.
Алгоритм, изображённый на картинках: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава.
Воспитатель: Картинки сложим по порядку и отправим Мойдодыру.
Смотрите, ребята, в посылке ещё одно письмо. Мойдодыр приглашает вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам. Если вы по ним пойдёте, что-то новое найдёте. Пойдём?
Вот первая дорожка. По ней мы пойдѐм, поставив руки на пояс, с высоким
подниманием коленей.
Дети шагают по квадратам, поставив руки на пояс, высоко поднимая колени.
Воспитатель: Вот мы и пришли –открываем коробочку. Поглядим, что же в ней?
Дети нюхают, трогают, определяют, что это то же мыло.
Воспитатель: Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно?
Дети: Это мыло для стирки.
Воспитатель: Это мыло называется «Хозяйственное». Оно применяется в хозяйстве для стирки белья, обезжиривания каких либо предметов. Давайте повторим "Хозяйственное".
Дети: Хозяйственное.
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. По второй дорожке мы будем прыгать как зайчики.
Дети прыгают по квадратам как зайчики.
Воспитатель: Ой, что-то лежит. Какая-то бутылочка. На ней написано «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким?
Дети: Потому что течет.
Воспитатель: А для чего оно необходимо?
Дети: Оно предназначено для купания маленьких детей.
Воспитатель: По этой дорожке мы пойдѐм на носочках.
Дети идут на носочках по квадратах.
Воспитатель: Шли-шли, в лабораторию пришли. Здесь все готово для работы. Но прежде чем начать наш эксперимент, нужно надеть фартуки и повторить правила безопасности:
(на доске выставлены карточки).
- Всѐ за собой ты убери,
Будь аккуратным, не сори.
- Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
- И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
На столах стоят баночки с водой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в баночках?
Дети: Вода.
Воспитатель: А как вы это определили?
Дети: Посмотрели, понюхали.
Воспитатель: Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.
А если мы нальѐм в банку жидкого мыла, что произойдѐт с водой?
Дети: Мыло растворится в воде, появится пена.
Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети размешивают мыло ложечками, наблюдают, как оно растворяется в воде.
Воспитатель: Мойдодыр предлагает провести опыт «У кого пена выше?» Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно
дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои
ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в
трубочку.
Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду.
Дети выполняют.
Воспитатель: Что произошло с водой?
Дети: Появились пузырьки, пена.
Воспитатель: Откуда появились пузырьки?
Дети: Мы выдули их из мыльной воды.
Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Фиксация опыта.
Воспитатель: Теперь возьмите карточку, на которой нарисовано мыло и вода и нарисуйте рядом много мыльных пузырей.
Воспитатель: Вы уже научились делать пузырики и мыльную пену. Хотите узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Давайте еще раз взобьем мыльную пену в стаканчике и проведем с вами опыт «Подушка из пены»
Дети одноразовыми ложечками взбивают пену в стаканчиках.
Воспитатель: Попробуйте положить на пену кусочек ваты.
Дети кладут на пену деталь конструктора из пластмассы.
Воспитатель: Плавает или тонет?
Дети: Плавает.
Воспитатель: Положите на пену камень.
Дети выполняют.
Воспитатель: Плавает или тонет в пене камень?
Дети: тонет.
Воспитатель: Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены?
Дети: Лёгкие.
Рефлексивно-оценочный этап. Ребята давайте с вами вернемся в группу, как мы шли с вами по дорожкам…… Дети шагают по квадратам, поставив руки на пояс, высоко поднимая колени; Дети прыгают по квадратам как зайчики; Дети идут на носочках по квадратах
Воспитатель предлагает детям подойти к нему, задаёт следующие вопросы:
Какое бывает мыло? (Туалетное, хозяйственное, жидкое)
Как у вас получились такие большие, высокие и прочные пузыри? (мы их выдували).
Воспитатель: Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот какое мыло: и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить. А ещё оно может всех нас повеселить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Мои друзья – вода и мыло».
Цель: систематизировать знания детей о культурно – гигиенических навыках, о соблюдении правил личной гигиены; - закреплять знания детей о предметах туалета, их назначении...
Конспект НОД «От простой воды и мыла у микробов тают силы» (1 младшая группа «Солнышко»)
Уважаемые коллеги! Сейчас в детских садах важное место занимают вопросы здоровьесбережения. Я предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы....
Экспериментирование "От простой воды и мыла у микробов тают силы"
В результате проводимой работу у детей формируются культурно-гигиенические навыки и навыки здорового образа жизни....
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...
Конспект ООД по экспериментированию с водой «Водичка, водичка» в группе раннего возраста
Конспект ООД по экспериментированию с водой «Водичка, водичка» в группе раннего возраста...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Мыло - фокусник»
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе«Мыло - фокусник»...