Программа по здоровьесбережению «Будь всегда здоров!» для детей средней группы
рабочая программа (средняя группа)
Цель программы по ЗОЖ: формирование у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 247.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. Здоровье общества складывается в конечном результате из здоровья его членов, поэтому сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения должно являться приоритетной задачей государства, органов образования, родителей. 9/10 нашего счастья основано на здоровье. Здоровье можно определить, как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, обеспечить свое благополучие и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.
Исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние многие факторы. Так степень влияния наследственности, предрасположенность человека к определенным заболеваниям, составляют 20%, степень влияния окружающей среды 20%, образ жизни 50%, социальные факторы 10%.
Мы видим, что именно образ жизни человека определяет в большей степени его здоровье. Причем, в понятие здоровья включены духовная и физическая составляющие, которые являются неразрывными. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, которое обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем на отдых и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака.
Цель воспитательной работы группы – создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие. На фоне психологической напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству здоровья и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.
От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
В связи с этим я считаю, что проблема оздоровления детей не занятие одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
I.Целевой раздел программы
Цель программы по ЗОЖ: формирование у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
• создать условия по укреплению здоровья дошкольников;
• формировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни человека;
• обучение дошкольников необходимым технологиям, позволяющим сохранить и укрепить здоровье;
• обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности;
• реализовать Программу через распространение идей здорового образа жизни и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 4 до 7 лет.
Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять её не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему - «Здоровье ребенка - фундамент культуры будущего взрослого человека». Это:
• положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
• мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
• начальные знания о своём организме, правильной осанке, охране зрения, полезности продуктов, профилактике плоскостопия, культуре поведения, самостоятельность;
• просвещение и повышение культуры воспитанников и родителей в вопросах детского здоровья, рост посещаемости и снижение заболеваемости.
Принципы создания программы:
1. Доступность:
• учет возрастных особенностей детей;
• адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных норм.
3. Наглядность:
• учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
• интеграция программы в разные виды деятельности
5. Дифференциация:
• учет возрастных особенностей;
• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового
образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации:
1.В программу я включила такие разделы как: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания», «Знакомлюсь с азбукой движений». Для возраста детей моей группы в этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.
В нашей группе занятие проводится один раз в неделю в рамках организованной образовательной деятельности, а также - в режимных моментах.
Длительность занятий определяется в соответствии с возрастом детей и СанПиН.
Темы разделов программы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды способствует конструированию вариантов здорового образа жизни.
3. Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья.
Ожидаемые результаты:
1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Показатели результативности:
- уровень знаний о здоровом образе жизни,
- уровень физического развития детей,
- отсутствие травматизма.
Для реализации программы используются методические рекомендации: Л.Н. Волошина «Играйте на здоровье»- программа; Зайцев «Уроки Мойдодыра»; Зайцев «Уроки Айболита»; О. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»; Л. Г. Голубцова «Гимнастика и массаж»; М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в детском саду»; Буцинская «Общеразвивающие упражнения в детском саду»; В. А. Шишкина «Какая физкультура нужна детям»; В.А. Доскин «Растем здоровыми».
Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.
- Содержательный раздел
В каждом направлении работы по данной Программе выделены две части:
1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.
2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.
Направления работы:
• самопознание;
• я и другие;
• гигиенические правила;
• питание и здоровье;
• основы личной безопасности и профилактика травматизма;
• культуры потребления медицинских услуг.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.
Комплексно-целевая работа:
Сентябрь
Экскурсия на стадион школы.
Беседа «Как мальчик Вася решил закаляться».
Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».
Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»
Занятие 1: «Как я устроен». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.
Занятие 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
Беседы отца и мамы:
• чистота тела
• организация сна
• мои чистые игрушки
Октябрь
Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята».
Самомассаж «Божья коровка».
Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке».
Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы».
Занятие 1: «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.
Занятие 2: «Витаминная аптека». Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений сибирского региона.
Беседы отца и мамы:
• витамины в компоте
• ромашка от семи болезней
Заготовить листья смородины и малины.
Ноябрь
Беседа «О расческе», «О носовом платке».
Дидактическая игра «Валеология. Кожа».
Самомассаж «Мытьё головы».
Пальчиковая игра «Обезьянки расчёсываются».
Занятие 1: «Личная гигиена». Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.
Занятие 2: «Доктор Чистюлькин». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.
Заседание клуба «Уроки нескучного здоровья»: семинар – практикум совместно с детьми «Самомассаж».
Декабрь
Экскурсия в «Зимний парк».
Беседа «Как мы дышим».
Дыхательная гимнастика «Лимон», «Любопытная Варвара».
Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».
Занятие 1: «Прогулка это интересно». Цель: формировать значение прогулки на состояние организма человека.
Занятие 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.
Стенгазета «Зимние виды спорта».
Катание на лыжах.
Январь
Беседа о лекарственных растениях.
Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем».
Этюды на расслабление.
Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик»
Занятие 1: «Не званный гость – грипп и простуда». Цель: профилактика инфекционных заболеваний.
Занятие 2: «Бабушка Федора и герань». Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.
Альбом «Лекарственные растения» (рисуем совместно с детьми).
Февраль
Беседа «Зимние виды спорта».
Гимнастика для глаз «Снежинка».
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Пирог».
Игровой массаж «Мячик – маляр».
Занятие 1 «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение). Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.
Занятие 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.
Заседание клуба «Уроки нескучного здоровья»: круглый стол – «Цветотерапия. Жизнь в цвете».
Март
Беседа «Части тела человека».
Подвижная игра «Вейся венок», «Карусель».
Артикуляционная гимнастика «Паровозик», «Расчёска».
Двигательные этюды «Капитан», «Добрый мальчик».
Занятие 1: «Как движутся части тела человека». Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.
Занятие 2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
Оздоровительные игры в семье:
• на правильную осанку
• на предупреждение плоскостопия
Апрель
Экскурсия в медицинский кабинет.
Дидактическая игра «Первая помощь».
Коррегирующая гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».
Самомассаж «Пальчики».
Занятие 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры). Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.
Занятие 2: «Зубы». Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.
Изготовление агитационных листовок совместно с детьми «Здоровый человек».
Посещение городских мероприятий: футбол.
Май
Беседа «Тонкий лёд».
Дидактические игры по правилам безопасного поведения.
Музыкально – спортивный праздник с родителями «Весну встречаем – здоровьем тело наполняем».
Занятие 1: «Правила поведения на воде». Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.
Занятие 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.
Праздник выходного дня «Поход в лес» с родителями.
Изготовление плакатов о безопасности жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изучению русского языка для иноязычных детей средней группы.
Рабочая программа по изучению русского языка для иноязычных детей в средней группе....
Проект : "Если хочешь быть здоров" для детей средней группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №93 г.Карталы» ПроектТема: "Если хочешь быть здоров"для детей средней группы...
Рабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группы
Рабочая программапо разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группыПояснительная запискаРабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» (ОО «Познание») для детей средней группы составл...
План-программа кружка "КАЛЯКА-МАЛЯКА" с тематикой для детей средней группы с внедрением ФГОС .
КРУЖОК «КАЛЯКА-МАЛЯКА» Изобразительная ...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Будь здоров!» для детей средней группы.
Учить детей самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека....
Программа работы кружка "Устное народное творчество" для детей средней группы
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие ...
Проект «Будь всегда, здоров!» для детей средней группы
Цель проекта: повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с педагогами детского сада.Задачи проекта:-для детей:1) укреплять и охранять зд...