Рабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группы
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
Рабочая программа
по разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группы
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» (ОО «Познание») для детей средней группы составлена на основе:
- основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Росток»;
- приоритетного направления МБДОУ «Ягодка»: Художественно-эстетическое развитие дошкольника и его творческих способностей;
Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:
1.Природа Крайнего Севера.
2.Растительный и животный мир.
3. Игры и традиции народов Севера.
Программа рассчитана на 36 периодов непосредственно-образовательной деятельности (далее – НОД) в год (1 период в неделю). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 5-го года жизни - не более 20 минут.
К программе прилагается:
- календарное планирование НОД по познавательному развитию;
- промежуточные результаты освоения Программы;
- мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rebenok_poznaet_mir.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группы
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» (ОО «Познание») для детей средней группы составлена на основе:
- основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Росток»;
- приоритетного направления МБДОУ «Ягодка»: Художественно-эстетическое развитие дошкольника и его творческих способностей;
Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:
1.Природа Крайнего Севера.
2.Растительный и животный мир.
3. Игры и традиции народов Севера.
Программа рассчитана на 36 периодов непосредственно-образовательной деятельности (далее – НОД) в год (1 период в неделю). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 5-го года жизни - не более 20 минут.
К программе прилагается:
- календарное планирование НОД по познавательному развитию;
- промежуточные результаты освоения Программы;
- мониторинг.
Цель Программы:
- Обеспечить реализацию воспитательной, образовательной и оздоровительной системы, направленной на осуществление комплексного подхода в воспитании и развитии личности ребенка, полноценного проживания детьми периода дошкольного детства.
Задачи Программы:
- Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
- Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.
- Помогать детям упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире через понятие последовательность и целевые связи.
- Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
- Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию первых избирательных интересов детей, появлению самостоятельной познавательной активности детей.
Содержание программы носит развивающий характер. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. Занятия предполагают различные формы: объединения детей в пары, малые подгруппы, работа всей группой. Основной упор в обучении отводится партнерству с педагогом, общению со сверстниками.
Основные направления психолого-педагогической работы в области «Познание» образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие сенсорной культуры;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Виды интеграции образовательной области «Познание» | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми) - «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира - «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни - «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире - «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности - «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы - «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства | «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира) «Музыка» и «Художественное творчество» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание». |
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребенок «хорошо себя ведет» только в отношении наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение 4–5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ребенку все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т. п.).
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина», они больше тяготеют к «красивым» действиям. К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствуют реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб, и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем возрасте и в самом начале дошкольного последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре ребята называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться.
В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от 2 до 5 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40–50 минут. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребенок еще не относится к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети все чаще стараются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настоять на своем.
В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга (миелинизация нервных окончаний), совершенствованием психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и т.п.), достаточно высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем непосредственном окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.
Ребенок четырех лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Для него это новый способ познания. Теперь малышу для познания необязательно только видеть и действовать. Взрослому достаточно рассказать о чем-либо, и ребенок сумеет усвоить информацию.
Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему выходить за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, мысленно преодолевать пространство и время (перешагивать границы ближайшего окружения).
Возможность воспринимать информацию на словесном уровне (т.е. на уровне мыслительных операций) без обязательного подкрепления ее зрительным образом или практическим опытом способствует интеллектуальному развитию ребенка, расширению его кругозора, появлению и развитию внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он поймет, что на нем изображено. При этом возможна небольшая помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).
К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения».
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении пятилетнего ребенка.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»
4-5 лет
- создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями (Социализация);
- развивать конструирование из строительного материала по плану, предложенному взрослым, а также по собственному плану; поощрять постройку различных конструкций одного и того же объекта (например, дома) (Художественное творчество);
- развивать восприятие, обогащать представления детей о наглядных свойствах предметов, ставить перцептивные задачи на восприятие пространственных и временных отношений (Художественное творчество);
- развивать познавательное и эмоциональное воображение: использовать различные схематические изображения для их последующей детализации в процессе обсуждения с детьми, создавать условия для проживания различных ситуаций (Коммуникация);
- развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;
- развивать исследовательскую деятельность детей с использованием простейших наглядных схем; выявлять и анализировать такие отношения, как начало процесса, середина и окончание, для чего организовывать наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением (Труд, Художественное творчество, Социализация, Коммуникация);
- развивать наглядно-образное мышление, используя схематизированные изображения: ставить задачи, решение которых возможно на основе применения простых схем - ориентировка в пространстве, предвосхищение наступления тех или иных событий в результате взаимодействия объектов; осваивать использование простых схем наблюдаемых событий и историй (Чтение, Безопасность, Социализация, Труд, Художественное творчество, Коммуникация);
- развивать все компоненты устной речи детей, диалогическую форму речи, монологическую речь, используя наглядные модели (Коммуникация);
- создавать проблемные ситуации, которые могут быть решены с применением простых схем (Чтение, Социализация, Безопасность, Коммуникация).
Формы работы с детьми 4 – 5 лет
(образовательная область «Познание»)
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
Развитие сенсорной культуры | Сюжетно-ролевые игры Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсия Рассказ Беседа | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | 20 мин., а также в рамках реализации других образовательных модулей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определенных для каждого конкретного образовательного модуля). |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности | |||
Формирование элементарных математических представлений | |||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | |||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Развитие сенсорной культуры | Сюжетно-ролевые игры Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ | Групповая Подгрупповая Индивидуальная | 20 мин. |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности | |||
Формирование элементарных математических представлений | |||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | |||
Самостоятельная деятельность детей | |||
Развитие сенсорной культуры | Сюжетно-ролевые игры Рассматривание Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры | Подгрупповая Индивидуальная |
Промежуточные результаты освоения программы
Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной подпериод освоения Программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям и отвечают следующим требованиям:
- соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
- возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы;
- проверяемости (достоверности подтверждения их достижения).
4 года
Интегративные качества | Динамика формирования интегративных качеств |
1. Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками | Познание Имеет элементарные представления о культурно-гигиенических навыках, сохранении здоровья, здоровом образе жизни, питании и режиме. |
2. Любознательный, активный | Любопытство и активность вызывает что-то совершенно новое, случайно попавшее в поле зрения ребёнка, или предложенное взрослым. Познание Проявляет познавательную активность, интерес к новым объектам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними. |
3. Эмоционально отзывчивый | Подражает (заражается) эмоциям взрослых и детей. Познание Сохраняет положительный эмоциональный настрой в процессе познавательной деятельности, при знакомстве с новыми объектами и способами их использования. Стремится поделиться своими эмоциями с партнёрами (взрослыми и детьми) в совместной познавательно-исследовательской деятельности. |
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Общение носит ситуативный характер, во многом зависит от практических действий взрослых и сверстников. Предпочитает общение и взаимодействие со взрослыми. Познание Использует общение со взрослым для расширения и конкретизации представлений об окружающем. Появляются первые познавательные вопросы. |
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Способен соблюдать простые (гигиенические и режимные) правила поведения при контроле со стороны взрослых. Познание Поисковые действия ребёнка приобретают направленный характер с учётом достигаемого результата. Проявляет определённое упорство в стремлении удовлетворить познавательный интерес. |
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), Адекватные возрасту мира природы поведения. | Использует практические ориентировочные действия при решении интеллектуальных задач. Стремится самостоятельно решить личностные задачи, но может сделать это только с помощью взрослого. Познание Решает простейшие интеллектуальные задачи (ситуации), пытается применить разные способы для их решения, стремится к получению результата, при затруднениях обращается за помощью. |
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), Государстве (стране), мире и природе | Познание Имеет начальные представления о свойствах предметов (форма, цвет, величина, назначение и др.). Сравнивает предметы на основании заданных свойств. Пытается улавливать взаимосвязи между отдельными предметами или их свойствами. Имеет элементарные представления о ближайшем непосредственном окружении. |
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. | Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого. Познание Начинает направлять своё внимание на знакомство с новым познавательным содержанием. Пытается использовать рекомендованные взрослым способами деятельности. Способен использовать имеющиеся представления при восприятии нового. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью. |
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками | Познание Сенсорная культура: - выполнять элементарные перцептивные (обследовательские) действия; - выделять признаки предметов; находить сходство предметов по названным признакам. Познавательно-исследовательская деятельность: - выполнять элементарные действия по преобразованию объектов. |
Требования к уровню подготовки
К концу учебного года ребенок должен знать:
Я сам
1. Знает свое имя, фамилию, возраст.
2. Знает домашний адрес.
3. Знает название города, в котором живет.
4. Может рассказать о своей семье, родителях, о других членах семьи.
5. Знает, где они работают или учатся.
Рукотворный мир
- Знает из чего изготавливают одежду.
- Определяет и называет свойства предметов и материалов, из которых изготовлены вещи.
- Выделяет существенные признаки предметов, группируя по материалу, качеству, назначению.
- Различает транспортные средства данной местности, наземный, воздушный транспорт.
- Знает правила поведения пешеходов, назначение сигналов светофора, пешеходного перехода.
Общество
- Ориентируется в ближайшем окружении, имеет представление о родном городе, его достопримечательностях.
- Знает несколько видов профессий, существующих в нашем городе, имеет представления о трудовых действиях.
- Знает о профессии нефтяника.
- Знает некоторые праздники, имеет представление о празднике «День города».
- Знает историю возникновения нашего города.
- Знает о народности «ханты», имеет представление об их жизни и быте.
Развитие элементарных естественно-научных представлений
- Знает наименование окружающих предметов, их качества и свойства.
- Знаком с основными видами и характеристиками движения.
- Экспериментирует с лупой и магнитом.
- Знает о родном крае.
- Имеет элементарные знания об отличии Севера от Юга.
Живая природа
- Различает по листьям и коре несколько лиственных и хвойных деревьев.
- Знает деревья, которые растут на Севере.
- Знает названия комнатных растений.
- Знает растения, растущие на Севере.
- Имеет представление о коре, листе, стебле.
- Знает съедобные и несъедобные грибы.
- Знает домашние животные и их условия жизни.
- Знает животных, живущих на Севере.
- Имеет представления о детенышах диких и домашних животных.
Неживая природа
- Имеет конкретные представления о сезонных явлениях.
- Различает и называет состояние погоды.
- Стремится упорядочить представление об окружающем мире (распорядок дня, смена частей суток, времена года).
- Создает и осмысливает целостности: лес, улица, озеро, север.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных занятий 2 раза в год: первичный – с 01.10 по 15.10, итоговый – с 15.05 по 31.05.
При проведении мониторинга необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно в выборе ответа. Все цели и задачи переходят из одной возрастной группы в другую с усложнением.
Уровни освоения программы
Высокий.
- Знает и классифицирует разные виды транспорта.
- Самостоятельно рассказывает о выращивании растений из семян.
- Знает и рассказывает об условиях жизни диких и домашних животных, их характерных особенностях.
- Знает название родного года, домашний адрес.
- Самостоятельно может описать основные трудовые действия повара, врача, почтальона.
- Знает и различает 3-4 вида деревьев, 2 кустарников, 3 комнатных растений.
- Узнает по голосу 2-3 птицы.
- Узнает и называет съедобные и несъедобные грибы.
Средний.
- Знает и называет 1-2 вида общественного транспорта.
- С помощью наводящего вопроса может рассказать о выращивании растений из семян.
- С помощью наводящего вопроса может рассказать об условиях жизни диких и домашних животных.
- С помощью наводящего вопроса может рассказать о трудовых действиях врача, повара, почтальона.
- Называет по одному дереву, кустарнику, комнатному растению.
- Не узнает и не различает съедобные и несъедобные грибы.
Низкий.
- Предполагает практически невыполнение задания, даже с помощью воспитателя.
- Знания ребенка не прочны, не систематизированы.
Ребенок познает мир
Группа № ___________ Педагоги: _____________________________
Познавательное развитие Средняя группа | Знает и классифицирует разные виды транспорта | Самостоятельно рассказывает о выращивании растений из семян | Знает и рассказ-ет об условиях жизни диких и дом. животных, характерных особенностях | Знает название родного города | Знает домашний адрес | Самостоятельно может описать трудовые действия врача, повара, почтальона | Знает и различает 3-4 дерева | Знает и различает 2 кустарника | Знает и различает 3 комнатных растения | Узнает по голосу 2-3 птиц | Узнает и показывает съедобные и несъедобные грибы | |||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | н | с | к | ||||||||||||||||||||||||||
н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | ||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Тематический план
№ | Тема(раздел) | Количество | Продолжительность |
1. | «Как я провел лето». | 1 | 20 мин |
2 . | «Знакомство с группой.» | 1 | 20 мин |
3. | «Знакомство с участком группы». | 1 | 20 мин |
4. | «Глина природный материал». | 1 | 20 мин |
5. | «Лес-создание коллажа.» | 1 | 20 мин |
6. | «Знакомство с профессией помощника воспитателя.» | 1 | 20 мин |
7. | «Моя семья.» | 1 | 20 мин |
8. | «Лес.» | 1 | 20 мин |
9. | «Аквариум.» | 1 | 20 мин |
10. | «Знакомство с профессией повара.» | 1 | 20 мин |
11. | «Знакомство с понятием последовательность.» | 1 | 20 мин |
12. | «Знакомство с основными частями тела.» | 1 | 20 мин |
13. | «Осень.» | 1 | 20 мин |
14. | «Экскурсия на почту.» | 1 | 20 мин |
15. | «Праздники в нашей жизни.» | 1 | 20 мин |
16. | «Лед.» | 1 | 20 мин |
17. | «Кто как к зиме приготовился.» | 1 | 20 мин |
18 | «Знакомство с профессией врача.» | 1 | 20 мин |
19. | «Птицы зимой.» | 1 | 20 мин |
20. | «Знакомство с отделением связи.» | 1 | 20 мин |
21. | «Самые любимые.» | 1 | 20 мин |
22. | «Праздник смелых людей.» | 1 | 20 мин |
23. | «Зима.» | 1 | 20 мин |
24. | Создание альбома»Все работы хороши.» | 1 | 20 мин |
25. | «Поздравление сотрудников с наступающим праздником 8 марта.» | 1 | 20 мин |
26. | «Домашний труд» | 1 | 20 мин |
27. | «Как снеговики правду о весне искали» | 1 | 20 мин |
28. | Посадка рассады | 1 | 20 мин. |
29. | «Знакомство с профессией» | 1 | 20 мин |
30. | Экскурсия «Моя улица» | 1 | 20 мин |
31. | «Стекло» | 1 | 20 мин |
32. | «Мои зелёные друзья» | 1 | 20 мин |
33. | «Труд людей» | 1 | 20 мин |
34. | Экскурсия на почту | 1 | 20 мин |
35. | «Весна» | 1 | 20 мин |
36. | «Что подарит лето нам» | 1 | 20 мин |
36 | 12часов 00 мин |
Система работы по познавательно-речевому развитию («Познание»)
«Ребенок познает мир»
Календарно-тематический план по разделу «Ребёнок познаёт мир». Образовательная область «Познание»
Дата(месяц) | № | Тема НОД, форма проведения. | Цель НОД. | Содержание НОД. | Средства обучения. | ||||||
Базовая программа. | Национально-региональный компонент. | Компонент ДОУ | |||||||||
план. | факт | ||||||||||
Первая неделя сентября «До свидания лето!» | |||||||||||
05.09. | 1. | «Как я провел лето». Форма проведения – групповая. | Выяснить какими новыми впечатлениями обогатились дети во время летнего отдыха, активизировать словарь. | 1.Беседа о лете. 2.Рассматривание иллюстраций, фотографий. 3.Вопросы к детям. 4.Создание альбома «Как я провел лето». | Рисование: «Что такое лето?» - вызвать у детей воспоминание о лете, учить передавать свои впечатления | 1.Фотографии, зарисовки. 2.Плакаты: «Цветная клумба», «Наш луг». 3.Картины: А.Бубнов «На поляне», Т.Яблонская «Летом» | |||||
Вторая неделя сентября «Мой город» | |||||||||||
12.09 | 2 | «Знакомство с группой». Форма проведения – групповая. | Объяснить детям, чем вызваны увиденные изменения, для чего нужны те или иные предметы, что, где и как надо хранить в групповой комнате. | 1.Экскурсия по группе. 2.Вопросы к детям. 3.Заключительная часть. | 1.Рисование: «Картинки для наших шкафчиков»- создать условия для самостоятельного творчества- рисовать предметную картинку и обрамлять рамочкой из цветных полосок. | План группы. | |||||
Третья неделя сентября «Мой дом – Ямал» | |||||||||||
19.09 | 3. | «Знакомство с участком группы». Форма проведения – групповая. | Обратить внимание детей на растительность, насекомых и животных, которых можно встретить на участке, заложить основу для последующих наблюдений | Осмотр участка. | Экскурсия в комнату «Севера» - закрепить представление о России, дать знания о своеобразии жизни народов севера (природа, жилище, труд) | 1.«Мы гуляем на участке» -развивать у детей эстетическое восприятие. | |||||
Четвёртая неделя сентября «Урожай» | |||||||||||
26.09 | 4. | Глина природный материал». Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с природным материалом – глиной, рассказать о некоторых свойствах и качествах глины, сформировать правила обращения с глиняными предметами. | 1.Чтение сказки «Глиняный парень». 2.Беседа по сказке. 3.Практическая часть. 4.Заключительная часть. | Лепка: «Дымковская птица»- создавать у детей интерес к народной игрушке, передавать характерные признаки птицы. | Иллюстрации с дымковской игрушкой. | |||||
Октябрь Мониторинг(первичный) с 01.10 по 15.10. Форма организации: индивидуальная, подгрупповая и в ходе наблюдения. | |||||||||||
Первая неделя октября «Краски осени» | |||||||||||
03.10 | 5. | «Лес» - создание коллажа. Форма проведения – групповая. | Закрепить представление о лесе. | 1.Беседы о лесе. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Создание коллажа «Лес». 4. Заключительная часть. | 1.Фотографии, картины. 2.Рисунки детей. | ||||||
Вторая неделя октября «Мир животных» | |||||||||||
10.10 | 6. | «Знакомство с профессией помощника воспитателя». Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с профессией помощника воспитателя, с предметами труда няни, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. | 1.Беседа о труде помощника воспитателя. 2.Вопросы к детям. 3.Заключительная часть. | Рисование: «Предметы помощники»- закрепить название предметов труда няни. | Иллюстрации профессий. | |||||
Третья неделя октября «В гостях у доктора Айболита» | |||||||||||
17.10 | 7. | «Моя семья» Форма проведения – групповая. | Ввести понятие «Семья» - члены семьи и их взаимоотношения. | 1.Рассматривание семейных фотографий педагога. 2.Беседа о членах семьи детей. 3.Изготовление альбома «Моя семья». 4.Заключительная часть. | Рисование: «Моя семья» -воспитывать уважение, заботливое отношение к каждому члену семьи, развивать диалогическую речь. | 1.Фотографии членов семьи педагога и детей. 2.Альбом «Как я провел лето». | |||||
Четвёртая неделя октября «Транспорт» | |||||||||||
24.10 | 8. | «Лес». Форма проведения – групповая. | Начать работу с природной целостностью «лес», на основе которой дети в последующем будут устанавливать зависимости и закономерности в природе. | 1.Рассмотреть с детьми панно «Лес». 2.Беседа с детьми о лесе осенью. 3.Вопросы к детям. 4.Практическая работа «Оденем лес в осенний наряд». 5.Заключ. часть. | Создание панно «Лес». | 1.Иллюстрации с осенней тематикой. 2.Рисунки детей. 3.Серии картин «Времена года», «Лесные животные». | |||||
Пятая неделя октября «Дружба» | |||||||||||
31.10 | 9. | «Аквариум». Форма проведения – групповая. | Закрепит имеющиеся представления об аквариуме, дать новую информацию о его обитателях, вызвать желание заботиться о них. | 1.Загадать детям загадку. 2.рассматривание картины «Дети кормят рыбок». 3.Беседа по картине. 4.Заключительная часть. | Рисование «Рыбки в аквариуме»- учить рисовать рыбок разной формы. | Картина «Дети кормят рыбок». | |||||
Первая неделя ноября «Наш быт» | |||||||||||
07.11. | 10. | «Знакомство с профессией повара». Форма проведения – групповая. | Знакомить детей с профессией повара, профессиональными действиями, с предметами – помощниками, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. | 1.Беседа с детьми о профессии повара. 2.Рассматривание предметов-помощников повара. 3.Наблюдение за приготовлением супа. 4.Итог. | Создание альбома «Все работы хороши». | 1.Иллюстрации профессий. 2.Предметы-помощники. | |||||
Третья неделя ноября «Азбука вежливости» | |||||||||||
14.11 | 11. | Знакомство с понятием «последовательность» Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с понятием «последовательность». Сообщить им о важности и необходимости соблюдения последовательности в жизни, упражнять детей в умении самостоятельно выделять различные последовательности и действовать с ними в мысленном план | 1.Беседа о понятии «последовательность». 2.Рассказы детей о нарушенных последовательностях. 3.Практическая работа. 4.Итог. | Рисование: «Радуга-дуга» - формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге), воспитание эстетического отношения к природе. | Плакат «Радуга» | |||||
Четвёртая неделя ноября «Мамин день» | |||||||||||
21.11 | 12. | «Осень». Форма проведения –групповая. | Познакомить с основными частями тела, подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени | 1.Беседа об осени. 2.Вопросы к детям. 3.Чтение стихотворения С.Иванова «Встреча осени». 4.Заключительная часть. | Рисование: «Мы гуляем развивать у детей воображение, замысел, изображать фигурки человека, украшать их цветными полосками из бумаги. Рисование: «Радостная осень» - развивать у детей эстетическое восприятие, желание передать красоту осенней природы. | 1.Календарь природы. 2.Панно «Лес». 3.картина И.Левитана «Золотая осень | |||||
Пятая неделя ноября «Здоровей – ка » | |||||||||||
28.11 | 13. | Знакомство с профессией врача (медицинской сестра). Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с профессией врача (медицинской сестрой) с некоторыми профессиональными действиями врача, с предметами – помощниками в труде врача, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду | 1.Вспомнить с детьми сказку К.И.Чуковского «Айболит». 2.Беседа медсестры с детьми. 3.Экскурсия в кабинет медсестры. 4.Знакомство с предметами -помощниками | Рисование: «Предметы – помощники»- совершенствовать навыки рисования, закрепить название предметов- помощников в труде врача. | Иллюстрации профессий. | |||||
Первая неделя декабря «Здравствуй, зимушка – зима!» | |||||||||||
5.12. | 14. | Экскурсия на почту». Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с работой отделения связи – с функцией почты, рассказать, как правильно подготовить письмо к отправке. | 1.Рассказ сотрудников почты о своей работе. 2.Отправка детьми писем | Аппликация: «Наша почта»- воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать у детей творческое воображение. | 1.Иллюстрации разных профессий. 2.Детские книги: Н.Григорьева «Ты опустил письмо», А.Шейкина «Вести приходят так». | |||||
Вторая неделя декабря «Город мастеров» | |||||||||||
12.12. | 15. | «Праздники в нашей жизни». Форма проведения – групповая. | Разобрать с детьми понятие «праздник», отметить значение праздников в жизни людей, выделить некоторые характерные особенности праздника (атрибутика, отношения, правила поведения), закрепить полученные представления на примере праздника Новый год. | 1.Беседа с детьми о праздниках. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Вопросы к детям. 4.Итог. | Рисование: «Подарки для Деда Мороза»- закрепить технические навыки рисования круга и его равномерного закрашивания, сделать подарки для Деда Мороза – елочные шары. | 1.Иллюстрации и изображением различных подарков. | |||||
Третья неделя декабря «Азбука безопасности» | |||||||||||
19.12 | 16. | «Лед». Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с качествами и свойствами льда на основе полученных представлений, сформировать правила безопасности. | 1.Рассказать про Матушку водицу. 2.Рассмотреть кубики льда. 3.Сформировать правила. 4.Итог. | Рисование: «Разноцветные льдинки» - учить детей изображать прямоугольную форму последовательно проводить линии, закрашивать. | Кубики льда. | |||||
Четвёртая неделя декабря «Новогодний калейдоскоп» | |||||||||||
26.12 | 17. | «Кто как к зиме приготовился». Форма проведения – групповая. | Показать зависимость неживой и живой природы. | 1.Беседа о зиме. 2.Чтение произведения К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы». 3.Вопросы по прочитанному произведению. 4.Итог. | Коллективная аппликация: «Животные в зимнем лесу» (из готовых форм) – обогащать знания детей о животных. | Иллюстрации о зиме. | |||||
Вторая неделя января каникулы. | |||||||||||
Третья неделя января «В гостях у сказки» | |||||||||||
16.01 | 18. | «Знакомство с основными частями тела». Форма проведения – групповая | Познакомить с основными частями тела, подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. | 1.Беседа с детьми о кроте и человеке. 2.Знакомство ос основными частями тела человека. 3.Вопросы к детям. 4.Итог. | . Рисование: «Мы гуляем развивать у детей воображение, замысел, изображать фигурки человека, украшать их цветными полосками из бумаги. | Плакат «тело человека». | |||||
Четвёртая неделя января «Я познаю мир» | |||||||||||
23.01 | 19. | «Птицы зимой». Форма проведения – групповая. | Уточнить представления детей о непростой жизни зимующих птиц, нацелить детей на помощь им. | 1.Беседа о зимующих птицах. 2.Изготовление кормушек. 3. Итог. | Изготовление кормушек для птиц – воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | Иллюстрации зимующих птиц. | |||||
Пятая неделя января «Моя семья» | |||||||||||
30.01 | 20. | «Самые любимые». Форма проведения – групповая. | Показать детям, что у каждого человека свой круг близких людей, обсудить понятие «близкий человек». | 1.Беседа с детьми о самых любимых, самых близких людях. 2.Чтение стихотворения А.Кондратьева «Рядом мама». 3.Вопросы по прочитанному. | Рисование « Моя семья». | Альбом «Моя семья». | |||||
Первая неделя февраля «Международный день родного языка» | |||||||||||
6.02. | 21. | «Знакомство с связи». Форма проведения – групповая. | Продолжать знакомить детей с отделением связи, с одной из основных функций почты (доставка корреспонденции, газет и журналов). | 1.Рассказ работников почты о своей профессии. 2.Отправка письма родителям с приглашением на праздник 8 марта. 3.Итог. | Изготовление «Открытка – приглашение на праздник 8 Марта» - вызвать у детей желание в соответствии с этикетом заблаговременно пригласить своих родных на праздник 8 Марта. | Открытки с праздником 8 Марта. | |||||
Вторая неделя февраля «Маленькие исследователи» | |||||||||||
13.02 | 22. | Праздник смелых людей. Форма проведения – групповая. | Рассказать о профессиях, которые требуют от людей быть смелыми и отважными (пожарный, милиционер, военный) начать формировать понятие «смелый». | 1.Беседа с детьми о смелых людях. 2.Рассматривание иллюстраций пожарного, милиционера, военного. 3.Вопросы к детям. 4.Итог. | Аппликация: «Танк» - развивать у детей воображение, вызвать доброжелательное отношение близким, стремление сделать им приятное. | Иллюстрации смелых людей. | |||||
Третья неделя февраля «Наши защитники» | |||||||||||
20.02 | 23. | «Зима». Форма проведения – групповая. | Закрепить и упорядочить накопленные представления о зиме, подчеркнуть мысль о том, что разные живые существа по-разному относятся к одним и тем же явлениям. | 1.Беседа о зиме. 2.Рассматривание картин о зиме. 3.Вопросы к детям. 4.Итог. | Рисование: «Зимушка – зима» - вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. | 1.Панно «Лес». 2.Репродукции картин о зиме. | |||||
Четвертая неделя февраля «Весна шагает по планете» | |||||||||||
27.02. | 24. | «Создание альбома «Все работы хороши»». Форма проведения – групповая. | Закреплять и расширять представление детей о профессиональной деятельности людей. | 1.Беседа с детьми о профессиях, которые им уже знакомы. 2.Вопросы к детям. 3.Создание альбома. | Иллюстрации, фотографии профессий, предметов – помощников. | ||||||
Первая неделя марта «Международный женский день» | |||||||||||
06.03 | 25. | Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта. Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с сотрудниками детского сада, их профессиями, поздравить женщин с наступающим праздником. | 1.Беседа о приближающемся празднике 8 Марта. 2.Поздравление детьми сотрудников детского сада с наступающим праздником. | Аппликация: «Открытка – поздравление» - вызвать у детей радостное настроение в преддверии праздника, воспитывать у детей любовь, уважение к сотрудникам детского сада, желание сделать им приятное. | 1.Иллюстрации профессий. 2.Поздравительные открытки с праздником | |||||
Вторая неделя марта «Юные пешеходы» | |||||||||||
13.03 | 26. | «Домашний труд» Форма проведения – групповая. | Закрепить представления детей о домашнем труде, (труд для себя и семьи), познакомить с некоторыми предметами – помощниками в домашнем труде, нацелить детей на посильную помощь дома. | 1.Беседа с детьми о людях разных профессий. 2.Вопросы к детям. 3.Игровое упражнение «Домашние помощники». 4.Заключительная часть. | «Предметы хантыйцев и мансийцев» - воспитывать интерес и желание побольше узнать о предметах, познакомить с предметами быта хантыйцев и мансийцев. | 1.Иллюстрации с изображением различных бытовых предметов и бытовой техники. 2.Загадки о предметах быта хантыйцев. | |||||
Третья неделя марта «В мире растений» | |||||||||||
20.03 | 27. | «Как снеговики правду о весне искали». Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с основными приметами весны, нацелить детей на последующее наблюдение природы весной, показать влияние весенних изменений в природе на жизнь и деятельность людей | 1.Беседа о веселых снеговиках. 2.Рассказ детей об изменениях в жизни весной. 3.Заключительная часть. | Рисование: «Волшебное превращение снеговиков» - упражнять детей в рисовании снеговиков. | 1.Панно «Лес». 2.Иллюстрации с весенними пейзажами, животными весной. | |||||
Четвертая неделя марта «Этикет» | |||||||||||
27.03 | 28. | Посадка рассады. Форма проведения – групповая. | Дать представление о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады. | 1.Беседа о истории рождения цветка. 2.Рассмотреть почву для посадки растения. 3.Посадка цветов – астр. | Рисование: «Рисуем красивые цветы» - побуждать к изображению цветов доступными средствами выразительности. Развивать у детей эстетическое восприятие. | Иллюстрации с цветами. Почва, семена. | |||||
Первая неделя апреля «Встречаем птиц» | |||||||||||
03.04. | 29. | «Знакомство с профессией». Форма проведения – групповая. | Познакомить детей с профессией одного из сотрудников детского сада, с некоторыми профессиональными действиями, с предметами помощниками в труде, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. | Иллюстрации профессий. | |||||||
Вторая неделя апреля «Неделя детской книги» | |||||||||||
10.04 | 30. | Экскурсия «Моя улица». Форма проведения – групповая. | Расширять и закреплять представления детей о понятии «улица», начать формировать понятие «понятие», повторить правила поведения на улице. | Беседа с детьми – уточнить домашний адрес. | Ханты и манси. Познакомить с коренными жителями Севера – ханты и манси дать представление о разновидностях жилища хантыйцев и мансийцев. | 1.Иллюстрации о родном поселке. 2.Иллюстрации с изображением хантыйских построек. 3.Пословицы и поговорки народов севера. | |||||
Третья неделя апреля «Быть здоровыми хотим» | |||||||||||
17.04 | 31. | «Стекло». Форма проведения – групповая. | Познакомить с рукотворным материалом – стеклом, рассказать о некоторых его свойствах и качествах, сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. | 1.Беседа с детьми о стекле. 2.Вопросы к детям. 3.Заключительная часть. | 1.Различные стеклянные предметы. 2.Памятки – «Техника безопасности при работе со стеклом» (наглядные). | ||||||
Четвёртая неделя апреля «Путешествие в космос» | |||||||||||
24.04 | 32. | «Мои зеленые друзья». Форма проведения групповая. | Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру, дать представление о строении растения (корень, побег, стебель с листьями и цветок), вызвать у детей желание заботиться о комнатных растениях. | 1.Рассказ о цветке, которому нужна помощь. 2.Пересадка растения. 3.Вопросы к детям. 4.Итог. | 1.Плакат последовательности роста цветка. 2. Иллюстрации из серии «Уход за комнатными растениями». | ||||||
Май. Итоговый мониторинг с 15.05 по 31.05. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая и в ходе наблюдения | |||||||||||
Первая неделя мая» Праздник весны и труда» | |||||||||||
08.05. | 33. | «Труд людей». Форма проведения – групповая. | Закрепить полученные детьми элементарные представления о разнообразии труда человека, воспитывать уважение к труду и желание самим принимать в нем посильное участие. | 1.Беседа с детьми о труде людей. 2.рассматривание иллюстраций в альбоме «Все работы хороши». 3.Вопросы к детям. 4.Итог. | «Промыслы ханты и манси» - познакомить детей с основными промыслами ханты и манси, познакомить с основными передвижениями рыбака и охотника, воспитывать уважение к людям этих профессий. | 1.Альбом «Все работы хороши», «Наши славные дела». 2.Иллюстрации, фотографии с изображением промыслов ханты и манси. | |||||
Вторая неделя мая «День победы» | |||||||||||
15.05 | 34. | «Экскурсия на почту» Форма проведения – групповая. | Закрепить представление детей о работе почтового отделения связи. | 1.Беседа с детьми о профессии почтальона. 2.Вопросы к детям. | 1.Иллюстрации с изображением различных профессий. 2.Книги Н.Григорьева «Ты опустил письмо», А.Шейкин «Вести приходят так». | ||||||
Третья неделя мая «Страна дорожных знаков» | |||||||||||
22.05 | 35. | «Весна» (итоговое занятие). Форма проведения – групповая. | Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о весне. | 1.Беседа о весне. 2.Рассматривание картин о весне. 3.Вопросы к детям. 4.Итог. | 1.панно «Лес». 2.Картины И.Левитан «Март», «Первая зелень», А.Саврасов «Грачи прилетели». | ||||||
Четвёртая неделя мая «Уроки безопасности» | |||||||||||
29.05 | 36. | «Что подарит лето нам». Форма проведения – групповая. | Закрепить представление детей о лете, нацелить их на наблюдения за летними проявлениями в природе и жизни человека, обратить их внимание на то, что лето не только пора активного отдыха, но и время большого труда. | 1.Беседа о лете. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Вопросы к детям. 4.Итог. | 1.Панно «Лес». 2.Иллюстрации, демонстрирующие природные явления, растения и животных летом, а так же труд и отдых людей летом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа обучения и воспитания в детском саду средняя группа (программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)
Рабочая программа обучения и воспитания в детском саду средняя группа (программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)...
Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» (вторая младшая, средняя группы)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театральной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельнос...
Рабочая программа "Детство" (раздел: социально - коммуникативная область) для средних, старших и подготовительных групп.
Рабочая программа "Детство" (раздел программы "Детство" - социально-коммуникативная область)....
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеразвивающей направленности детей 4-5 лет средней группы «Солнышко» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Светлячок» г. Цимлянска составлена на основе общеобразовательной программы ДОУ, в с
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с ФГОС ДО, ООП МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска, с учетом инновационной программы дошкольного образования &l...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной средней группы . Составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» 2020 года под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответс...