«Формирование валеологической культуры ребёнка»
статья (старшая группа)
«Формирование валеологической культуры ребёнка» Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование валеологической культуры ребёнка»
Воспитатель: Корченова О.В.
Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.
Главная цель валеологии заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества, давать информацию о:
– составных частях тела и его анатомическом строении;
– режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;
– гигиеническом уходе за телом;
– движении тела и его значении для здоровья человека;
– влиянии закаливания (естественных факторов - солнца, воздуха и воды) на здоровье;
– естественном окружении ребёнка и его здоровье;
– установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к её объектам и дарам;
– природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;
– отравляющих растениях и грибах;
– особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, отличие чёрт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявлений организма;
– установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;
– культуре поведения детей как основе здоровья;
– профилактике и устранения вредных привычек;
– детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;
– детских болезнях и их профилактике;
–некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);
«Валеология» в дошкольном учреждении - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:
– воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
– установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
– формирование личности ребенка;
– воспитание привычек личной гигиены;
– закаливание ребенка и его двигательная активность;
– профилактика и устранения вредных привычек;
– осуществление валеологического мониторинга.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста детской заболеваемости, необходимо вооружить ребенка искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, таким как совместная деятельность, приведут к положительным результатам.
Одним из наиболее эффективных путей формирования навыков здорового образа жизни можно считать организацию воспитательного процесса в режиме сотрудничества ребенка с педагогом и сверстниками.
Одним из направлений в работе является воспитание валеологической культуры как неотъемлемое условие социально-личностного развития детей.
Главной причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.
Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.
Организация обучающе- воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях детского сада осуществляется по нескольким направлениям:
1. лечебно-профилактическое (витаминотерапия);
2.обеспечение психологической безопасности личности ребёнка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приёмов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: музыко,сказко и смехотерапия;
3. оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учёт гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребёнка: учёт его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.)
4. формирование валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни.)
В режиме дня используются различные формы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Проводятся занятия и развлечения способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизни.
а)по профилактике травматизма
б)обеспечению безопасного пребывания на льду
в)противопожарной безопасности.
Дети формируют умения приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу, оказанию элементарной медицинской помощи, получают знания о полезных и вредных растениях. Получают знания о строении своего тела и внутренних органах.
На информационных стендах для родителей в приёмной работают рубрики освещающие вопросы оздоровления без лекарств, предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в экологических акциях, в физкультурно-развлекательных мероприятиях. С помощью взрослого дети совершенствуют умения устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста детской заболеваемости, необходимо вооружить ребенка искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, таким как совместная деятельность, приведут к положительным результатам.
Одним из наиболее эффективных путей формирования навыков здорового образа жизни можно считать организацию воспитательного процесса в режиме сотрудничества ребенка с педагогом и сверстниками.
Одним из направлений в работе является воспитание валеологической культуры как неотъемлемое условие социально-личностного развития детей.
Главной причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.
В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Представляется значимым начинать решение обозначенной проблемы как можно раньше.
Функции валеологической культуры помочь ребенку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентировать его в ценностях группы, коллектива, общности, в которые он попал. Такими ценностями для ребенка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности.
Таким образом, валеологическая культура дошкольника – это осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Под валеологической культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Тема исследования: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»...
Презентация "Формирование валеологической культуры дошкольников"
"Формирование валеологической культуры дошкольников"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей ...
Семинар "Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста"
Семинар проводится в форме деловой игры...
доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»
Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/03/picture-647351-1435913511.jpg)
Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849554-1479038025.jpg)
Статья: «Формирование валеологической культуры ребёнка»
Сформировать у детей правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни...