Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ"
презентация

Гайворонская Жанна Владимировна

 

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вашему вниманию пример использования мной здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

  • Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
  • Здоровье сберегающие технологии - это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Я как музыкальный руководитель ставлю перед собой цель: организовывать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявить и развить музыкальные и творческие способности, формировать привычку к здоровому образу жизни.

И в этой связи мне представляется уникальная возможность применять здоровье сберегающие технологии именно на музыкальных занятиях. Главный принцип проведения этих занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.

Данные занятия включают в себя:

  • речь с движениями;
  • дыхательную гимнастику;
  • упражнения на развитие дикции и артикуляции;
  • пальчиковую гимнастику;
  • фонопедические упражнения;
  • ритмопластику;
  • психогимнастику и релаксацию.

После анализа занятий я пришла к выводу, что надо:

  • систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),
  • в начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • систематизировать применение элементов здоровье сбережения во время танцев и игр- драматизаций.

 

  • Для решения первой задачи - систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),- я использую пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, они помогают сделать разминку перед пением. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.
  • Для решения второй задачи, поставленной в результате анализа занятия, в начало и конец занятия внедряю элементы психогимнастики, релаксацию позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • Для решения третьей задачи, поставленной в результате анализа занятия, во время танцев и игр- драматизаций использую элементы логоритмики, психогимнастики, ритмопластики.

А сейчас мы подробнее остановимся на каждом элементе здоровьесберегающих технологий.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в  ДОУ.  

  • Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
  • Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
  • Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
  • Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Речь с движением.

Стимулирует развитие речи; развивает пространственное мышление; развивает внимание, воображение; воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

А сейчас давайте с вами поиграем.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут

вверх.

У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».

 

 Пальчиковая гимнастика.

Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Да, вы правы, мы на своих занятиях используем пальчиковую гимнастику. И сейчас с вами мы ее проведем.

«Моя семья»

Этот пальчик — дедушка, - сжав пальчики в кулачки,

Этот пальчик — бабушка, разжимаем их по-очереди

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! - сжимаем пальчики в замок

Психогимнастика.

Снятие эмоционального напряжения; обучение умению изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения; коррекция настроения и отдельных черт характера; обучение ауто-релаксации.

              Коммуникативная игра - танец «Здравствуй, мой дружок!»

Цель: развитие координации движений, воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

Дети стоят в кругу.

Здравствуй, здравствуй, каблучок! - стучат пяточкой о пол

Здравствуй, здравствуй, кулачок! - постукивают кулачками перед собой

А теперь пойдём в кружок. - идут в центр круга, взявшись за руки

Здравствуй, здравствуй, мой дружок! - приветствуют друг друга, кивая головой

               Дыхательная гимнастика.

Корректирует нарушения речевого дыхания; помогает выработать диафрагмальное дыхание; помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.

               Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха

Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

 Артикуляционная гимнастика.

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

 

Упражнение «Жаба Квака»

Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала. - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала. - глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

           Фонопедические упражнения.

Развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание; стимулируют гортанно-глоточный аппарат; стимулируют деятельность головного мозга.  

  • звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
  • звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
  • звук “о - и - о - и” массирует сердце;
  • звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

       Ритмопластика.

Развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус; развивает умение правильно и красиво двигаться; укрепляет различные группы мышц и осанку; развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

 

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.

3. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр.

4. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра - 1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

      Заключение

  • Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
  • Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

 

 Используемые источники:

Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Картушина М.Ю. "Логоритмические занятия в детском саду" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.

Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ Презентацию подготовила музыкальный руководитель: Гайворонская Жанна Владимировна

Слайд 2

Здоровьесберегающие технологии это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса

Слайд 4

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Слайд 5

Речь с движением стимулирует развитие речи развивает пространственное мышление развивает внимание, воображение воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность

Слайд 6

Речь с движением Игра-упражнение «У мишки дом большой» Цель: развитие подражательных движений У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут вверх. У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки опускают к полу. Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь. А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей совершенствует внимание и память формирует ассоциативно-образное мышление облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма

Слайд 8

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик — дедушка, - сжав пальчики в кулачки, Этот пальчик — бабушка, разжимаем их по-очереди Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! - сжимаем пальчики в замок

Слайд 9

обучение ауто - релаксации Психогимнастика снятие эмоционального напряжения обучение умению изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения коррекция настроения и отдельных черт характера

Слайд 10

Психогимнастика Коммуникативная игра - танец «Здравствуй, мой дружок!» Цель: развитие координации движений, воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми Дети стоят в кругу. Здравствуй, здравствуй, каблучок ! - стучат пяточкой о пол Здравствуй, здравствуй, кулачок! - постукивают кулачками перед собой А теперь пойдём в кружок. - идут в центр круга, взявшись за руки Здравствуй, здравствуй, мой дружок! - приветствуют друг друга, кивая головой

Слайд 11

Дыхательная гимнастика помогает выработать диафрагмальное дыхание помогает выработать силу и правильное распределение выдоха корректирует нарушения речевого дыхания

Слайд 12

Дыхательная гимнастика Игра-упражнение «Машина» Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами " бр-р-р " . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

Слайд 13

Артикуляционная гимнастика выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем

Слайд 14

Артикуляционная гимнастика Упражнение «Жаба Квака » Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны Сладко-сладко позевала. - дети зевают Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения, Да водички поглотала. - глотают На кувшинку села, Песенку запела: " Ква-а-а-а ! - произносят звуки отрывисто и громко Квэ-э-э -! Ква-а-а-а ! Жизнь у Кваки хороша!

Слайд 15

Фонопедические упражнения стимулируют гортанно-глоточный аппарат стимулируют деятельность головного мозга развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание

Слайд 16

Подул ветер «У-у-у!..» Листья пожелтели, задрожали, «Ф! Ф! Ф!» Полетели на землю, «П! П! П!» Зашуршали «Ш-ш… Ш-ш…» Стоят деревья голые, Жалобно скрипят. Фонопедические упражнения

Слайд 17

"Кто много поет, того хворь не берет!" звук “а - а ” массирует глотку, гортань, щитовидную железу ; звук “о - о ” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Слайд 18

укрепляет различные группы мышц и осанку развивает умение чувствовать и передавать характер музыки Ритмопластика развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус развивает умение правильно и красиво двигаться

Слайд 19

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий 1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. 2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением. 3. Пение, песенное творчество: распевки , артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр. 4 . Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра - 1 упр. 5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики. 6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы. 7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование . 8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Слайд 20

Результаты музыкально-оздоровительной работы: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника; повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости; стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Слайд 21

Заключение Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Слайд 22

Используемые источники: Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009. Картушина М.Ю. " Логоритмические занятия в детском саду" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях английским языком в ДОУ"

Материал знакомит с разными приемами здоровьеформирующих технологий, используемых на занятиях английским языком в ДОУ....

Проект презентации «Применение ИКТ технологий на занятиях кружка «Сказочное оригами». Создание мультимедийного фильма "Теремок".

Повышение мотивации и интереса у детей к образовательной деятельности посредством использования ИКТ при организации познавательного процесса . На мой взгляд визуальное представление материала позволяе...

Презентация: "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях музыки в детском саду" д.с "Непоседа"

Использование здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду на занятиях музыки....

Презентация «Использование нетрадиционных технологий на занятиях по физической культуре»

Цель:  Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры Задачи:Развитие физических качеств(скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)...

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"...

Презентация опыта работы "Проектная технология с использованием ИК-технологии на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста"

Творческий проект "Новогодняя сказка" направлен на создание условий для развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность с использованием ИКТ на занятиях...