Педагогический проект «Ритмика для дошкольников» на 2021-2022\г.
проект (старшая группа)
Тип проекта: долговременный на 4 года, коллективный, творческий.
Цель проекта: содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, развитие навыков свободного движения, раскрепощения, самовыражения и обогащения эмоционального мира воспитанников в соответствии с метроритмическими особенностями музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Ритмика для дошкольников»
на 2021-2022\г.
Автор и руководитель проекта :
Плотникова О.Л.-хореограф
Юрлова Е.А. – инструктор по физической культуре.
Клепикова Л.А. – музыкальный руководитель.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Тип проекта: долговременный на 4 года, коллективный, творческий.
Цель проекта: содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, развитие навыков свободного движения, раскрепощения, самовыражения и обогащения эмоционального мира воспитанников в соответствии с метроритмическими особенностями музыки.
- Задачи проекта:
- Научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.
- Формировать умение чувствовать эмоциональную наполненность музыки и передавать ее в движении, мимике и пантомимике.
- Создать условия для развития творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку, к импровизации в движении.
- Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма), музыкальную память.
- Развивать физические качества – гибкость, координацию движений, выносливость, силу, точность движений, умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную осанку, походку.
- Развивать коммуникативные навыки – умение общаться в группе во время выполнения ритмических заданий, игр, формировать чувство такта, культуру поведения при общении взрослых и детей.
Актуальность проекта:
- Основоположником современной ритмики является швейцарский музыкант, педагог, композитор, музыковед Эмиль Жак – Далькроз (1865-1950). Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». По мнению Далькроза, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
- Актуальность проекта связана с использованием разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей. Это позволяет насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
- Здоровье ребенка – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. Ритмика помогает творчески реализовать эту потребность.
- Анализ ситуации.
- Мы заметили, что дети данной группы охотно откликаются на знакомые музыкальные произведения, с большим удовольствием повторяют предложенные им движения. Сами (в силу возраста) выразить свои чувства, эмоции посредством движений не умеют. Движения однообразны, не отражают характер музыки, не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Наблюдались и дети, которые испытывали чувство стеснения и зажатости при выполнении совместных танцевальных движений. Хотя по мимике заметно, что и они получают эмоциональное удовольствие от совместных ритмических движений. Для того, чтобы удовлетворить потребность детей в самовыражении, посредством музыки и движения был разработан данный проект. Мы предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта поможет раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. Поскольку бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление, воображение ребенка. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.
Ресурсы обеспечения проекта
Организационные:
- деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ,
- образовательная программа воспитания и обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- интеграция направления «Социально-коммуникативного развития» в О.Д «Физическая культура» и «Музыка».
Информационные:
- научно-методическая литература, аудио сопровождение, СD диски;
- компетентность педагогов;
- информирование родителей;
- анкетирование, взаимосвязь с другими специалистами ДОУ, участвующими в реализации проекта.
Кадровое обеспечение:
- музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 32 год, образование высшее педагогическое;
- инструктор по физической культуре высшей категории, стаж работы 28 лет, образование высшее педагогическое;
- воспитатели 2 категории, стаж работы 13 и 15 лет, образование высшее педагогическое.
Финансовое обеспечение: бюджет МБДОУ
Материально-техническое обеспечение:
- спортивный и музыкальный зал МДОУ, мультимедийная аппаратура, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты.
Описание этапов:
1этап. Разработка учебных материалов.
Задачи:
- Определить разделы и содержание ритмики (какие разделы будут использованы в 1-4 годы реализации проекта);
- Подобрать музыкальный, танцевальный и игровой репертуар и материал (игры под музыку (с предметами и без), музыкальные и двигательные упражнения, ритмические этюды и т.д.).
2 этап. Становление проекта.
Задачи:
- использовать разработанный учебный материал, периодически его пополнять;
- повышать компетентность педагогов: обмен информацией, новыми коммуникативными играми; интегрированные занятия совместно со специалистами ДОУ;
- показательные выступления детей младшей группы на праздниках, мероприятиях ДОУ с ритмическими номерами;
- активное привлечение родителей к участию в проекте: совместные ритмические постановки в ДОУ; использование музыкальных игр и ритмики с детьми на домашних праздниках; созданию дополнительных наглядных пособий, атрибутов для развлечений.
Содержание проекта.
Данный проект по ритмике определяют следующие разделы:
1. Игроритмика.
2. Игропластика (стретчинг, гимнастика)
3. Строевые упражнения
4. Музыкально-подвижные игры
5. Элементарные танцевальные движения
6. Танцевально-ритмические этюды, постановки.
1.Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры:
• Темп музыки • Взаимосвязь темпа музыки и движений • Устойчивость в темпе; • Переключение с одного темпа на другой; • Постепенное ускорение или замедление темпа; • Влияние темпа музыки на ее характер
• Динамика музыки • Влияние динамики музыки на ее характер • Способ исполнения • Влияние способа исполнения на характер музыки • Отражение в движении характера музыки; • Строение музыкального произведения – вступление, начало, проигрыш, концовка, часть (законченный музыкальный образ), предложение, фраза (законченная музыкальная мысль) • Форма – двухчастная, трехчастная, куплетная • Сильная, слабые доли. Такт. Затакт • Ритмический рисунок. Длительности. Паузы
2. Игропластика (стретчинг, гимнастика)- способствует развитию мышечной силы и гибкости у детей, укреплению позвоночника
. • Шаг • Хлопки • Топ-топ, • танцевальные позиции ног – 1,6;
• Вытянутая и сокращенная стопа • позиции рук, • позиция головы • постановка корпуса стоя • постановка корпуса сидя – «по-турецки», поза ученика, с вытянутыми ногами • постановка корпуса лежа • перекаты вперед-назад; • упражнения для развития мышечной силы и гибкости
3. Строевые упражнения - являются средством организации, а также способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну
• Марш – на месте, с продвижением, со сменой направления • Марш различными длительностями • Соблюдение интервала • Бег – колени впереди, стопы назад, на месте и с продвижением 12
• Прыжки – на месте, с продвижением, с вытянутыми ногами, с поджатыми ногами
• построение в шеренгу (линию) и в колонну;
• перестроение в круг; • бег по кругу и по ориентирам «змейкой»; • перестроение из одной шеренги в несколько, из одной колонны в несколько • построение в шахматном порядке
• Движения в паре, ладушки.
4. Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике;
• игры на определение динамики музыкального произведения; • игры для развития ритма и музыкального слуха; • подвижные игры, с мячом, с погремушками, с муз. инструментами • игры-превращения, подражания, образные сравнения • ролевые игры • имитация разнообразных действий • имитацией поведения птиц, зверей
5. Элементарные танцевальные движения - позволяют не только постичь эстетику движения, но и способствуют решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
• Русский поклон, поклон с приставным шагом для девочек, поклон с приставным шагом для мальчиков • Шаг хороводный, танцевальный. Топающие шаги • Шаг приставной, приставной с полуприседанием • Тройной шаг • Шаг с припаданием • Притоп, шаги с притопом, приставной шаг с притопом, тройной притоп, тройной поворот с поворотом • Ковырялочка с притопом • Полуприседание (пружинка) с наклоном корпуса, полуприседание с поворотом корпуса • Полуприседание с выставлением ноги на пятку. • Подскоки. • Перескоки. • Боковой галоп, боковой галоп с поворотом • Танцевальный бег.
6. Танцевально-ритмические этюды, постановки - здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями:
- гимнастическими
- имитационными
- образными
- общеразвивающими
- координационными
- танцевальными
- образно-танцевальными композициями.
Опираясь на выбранные разделы, мы определили основные методы и формы. Целостный процесс освоения ритмики, можно условно разделить на 3 этапа:
Начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению) характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, пробуют выполнить упражнение.
Этап углубленного разучивания упражнения - характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. К приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен).
Этап закрепления и совершенствования упражнения- характеризуется образованием двигательного навыка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической свободой.
Форма проведения занятия групповая,
Метод проведения- игровой, сюжетно - тематический.
Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия по ритмике необходимо начинать со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п. Игровой метод облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий и творческих способностей ребенка. Занятия предлагается проводить в форме игр-путешествий (или сюжетные занятия).
В группах раннего и младшего возраста при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется и т.д.).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2018 – 2019 уч./г.
- проекта «Ритмика» – младшая группа (первый год обучения)
№ | «Физическое развитие» | «Музыка» | |
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | Строевые упражнения. Шаги на месте с высоким подниманием колен, свободные шаги по залу под музыку. | «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова « | |
2. | Игропластика (гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости. Комплекс упражнений «Мы котята» | « Кто мурлычет под рукой?» | |
ОКТЯБРЬ | |||
1. | Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение «Мышки и мишки» | «Мишка –мышка» - музыка контрастов | |
2. | Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический этюд «Цыплята» | «Петушок и курочки» | |
3. | Игроритмика. Хлопки под музыку («хлопаем в ладоши 1-2-3, топаем ногами1-2-3») | «Ножки весело стучат» музыка Г.Ф. Вихаревой. | |
4. | Игропластика. Под темп музыки – быстро, медленно. двигаемся в соответствием с темпом. | «Веселятся малыши…» Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой | |
НОЯБРЬ | |||
1. | Строевые упражнения. Шаги на месте, свободные шаги по залу под музыку. Игра «спортивные лошадки» | «Лошадки» | |
2. | Игропластика (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Котята» | Игра «Котята и кошка» | |
3. | Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение с имитацией движений животных и птиц. | Игра «Колокольчик» (дети придумывают, кого разбудил кол-к) | |
4. | Танцевально-ритмический этюд. «Лягушки» | Игра с платочками | |
ДЕКАБРЬ | |||
1. | Игроритмика. Игра с погремушками «Непослушный дождик». | Игра с палочками «Дождик с самого утра» | |
2. | Игропластика. Темп музыки – быстро, медленно в сочетании с движениями и остановками. | «Stop end gou» (имитационные движения с остановкой) | |
3. | Музыкально-подвижные игры. Имитация поведения птиц, зверей «Кошечка» | «Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой | |
4. | Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический имитационный этюд «Паровоз» | «Топ-топ, сапожок» | |
ЯНВАРЬ | |||
1. | Игроритмика. Топ-топ на месте и с продвижением. Игра «Прогулка» | «Плывем по морю с тобой» | |
2. | Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический общеразвивающий этюд «Поплыли» | «Наши детки в пары встали» | |
3. | Игропластика (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Ремонт самолетов» | "Часы" | |
4. | Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение «Мишка косолапый» | «Посмотри на медвежат» | |
ФЕВРАЛЬ | |||
1. | Строевые упражнения. Марш на месте и в движении, знакомство с маршевой музыкой. | Барабанщики . ( движение, палочки) | |
2. | Игроритмика. Динамика – громко, тихо П\игра «Девочки – мальчики». | Речевая игра «Девочки и мальчики» | |
3 | Музыкально-подвижные игры. Имитация поведения птиц, зверей. Игра «Змейка». | Игра «Змейка» | |
4. | Танцевально-ритмические этюды. «Самолет». | «Самолет построим сами» | |
МАРТ | |||
1. | Строевые упражнения. Бег по залу на звуковой сигнал по кругу и врассыпную. | Барабанщики. Двигательные Упражнения | |
2. | Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический этюд с мячом | «Мой веселый мяч» | |
3. . | Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический общеразвивающий этюд «Ветерок» | "Прогулка" | |
4. | Игропластика (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Мельница» | Подружились. Муз.Т.Вилькорейской | |
АПРЕЛЬ | |||
1. | Строевые упражнения. Прыжки на месте под смену ритма. | Игра «Зайки, зайки скок да скок» | |
2 | Игроритмика. Игра «Вот лягушки по дорожке», движения согласовывать под ритм хлопков и текст. |
Ритмическая игра «Дружба» | |
3 | Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение «Большие и маленькие» | Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера. | |
4. | Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический имитационный этюд «Шофер и машинки» | Игра « Автомобиль и птички» | |
МАЙ | |||
1. | Строевые упражнения. Прыжки с продвижением по удары бубна, хлопки музыку. |
| |
2. | Музыкально-подвижные игры. Имитация поведения птиц, зверей, сюжетная «Лягушка-путешественница». | «Мячи и смешные человечки» | |
3. | Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический этюд с погремушками. | « Жили – были в домике маленькие гномики» |
Предполагаемый результат Возраст 3-4 года
- Знает движения танцевальных композиций, эмоционально откликается и сам активно учувствует в ритмических композициях и играх;
- Пытается согласовывать основные виды движений, упражнений (ходьбы, бега, прыжков) с заданным темпом и ритмом;
- Имитирует движения знакомых животных, птиц и т.д. и может самостоятельно передавать их движения под музыку.
- Пытается самостоятельно импровизировать с использованием движений под музыку.
- Может свободно ориентироваться в зале, умеет двигаться, не наталкиваясь на других детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский педагогический проект "АБВГДейка" (обучение дошкольников началам грамоты и и подготовка их руки к письму)
Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.Актуальность проблемы:В современных условиях система образования предъявляет высокие требования ...
Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с их правами
1.Доступность предлагаемого материала.2.Систематичность и постепенность его усвоения.3.Наглядность и практическое применение.4.Коллективное взаимодействие....
Педагогический проект "Журналистика для дошкольников".
Проект проводился с детьми подготовительной группы. итогом нашей работы стал выпуск журнала "Непоседы". Дети сами составляли статьи, составляли рассказы о родителях, жизни, домашних питомцах, о праздн...
Педагогический проект для младших дошкольников «Дружно все в лесу живут, к себе в гости зиму ждут»
Тип проекта: познавательно-исследовательскийВозраст детей: младший дошкольныйЦель проекта: Приобщать детей к процессу познания окружающего мира; формировать реалистические представления о ...
Педагогический проект «Ритмика для дошкольников»
Актуальность проекта: Основоположником современной ритмики является швейцарский музыкант, педагог, композитор, музыковед Эмиль Жак – Далькроз (1865-1950). Один из основных принципов его системы ...
Проект "Красная книга глазами детей" 2021-2022г
Проект красная книга...
Педагогическая диагностика на конец учебного года 2021-2022г
Итоги мониторинга на конец учебного года 2021-2022г...