Исследовательский педагогический проект "АБВГДейка" (обучение дошкольников началам грамоты и и подготовка их руки к письму)
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.

Актуальность проблемы:

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Исследования ученых (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.Е. Шулешко, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.) позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Е.Е. Шулешко в своей работе "Обучение письму и чтению" выделил, что "перенос обучения письму и чтению в дошкольный возраст помогает избежать того колоссального напряжения, которое испытывает ребёнок, приступая к началу школьного обучения, делает процесс интересным, увлекательным, длительным, сохраняя при этом детскую непринуждённость и здоровье". Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образование администрации

городского округа  «Город Йошкар-Ола»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад №72 г. Йошкар-Олы «Солнышко»

(обучение дошкольников грамоте

и подготовка их руки к письму)

Йошкар - Ола

2010

Информационная характеристика

исследовательского педагогического проекта

 Автор проекта: Сушенцова Мария Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы 8 лет.

Руководитель: Пуртова Алевтина Валентиновна, заведующая

МБДОУ «Детский сад №72 г. Йошкар–Олы «Солнышко»

 Исполнители:  воспитатели, специалисты

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей, подготовительной к школе группы, родители (законные представители ребёнка), бабушки, дедешки.

Возраст детей: 5 – 7 лет

База работы:  МБДОУ «Детский сад № 72

г. Йошкар-Олы «Солнышко»

Вид проекта: исследовательский, 2 года (2010 – 2012 г.г.)

Адрес:

424028, Республика Марий Эл,

г. Йошкар – Ола, ул. Й. Кырля, д. 16 «б»,

т. 73 – 33 – 98

Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.

Актуальность проблемы:

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Исследования ученых (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.Е. Шулешко, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.) позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Е.Е. Шулешко в своей работе "Обучение письму и чтению" выделил, что "перенос обучения письму и чтению в дошкольный возраст помогает избежать того колоссального напряжения, которое испытывает ребёнок, приступая к началу школьного обучения, делает процесс интересным, увлекательным, длительным, сохраняя при этом детскую непринуждённость и здоровье". Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Цель проекта: Создать  методическую систему работы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму.

Задачи проекта

  1. Создание в группе особого микроклимата, доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему;

  1. Формирование у дошкольников начального познания языковой действительности, овладение элементами грамоты на которую можно опереться при обучении в школе;

  1. Повысить профессиональную компетентность воспитателей  в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;    

         

  1. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе

Гипотеза:

Система работы по обучению детей дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму позволит:

  1. развить у ребёнка фонематическое восприятие, умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, делать простейший звуковой анализ;
  2. формировать интерес к чтению как средству познания;
  3. овладеть графическими навыками;
  4. владеть педагогам методикой обучения грамоте и подготовки руки к письму;
  5. вовлечь родителей воспитанников в совместную работу по подготовке детей к школьному обучению;

Ожидаемый результат проекта:

  1. Дети переходят на качественно новую ступень развития социальной компетентности, приобщаются к деловому разговору;
  2. У старших дошкольников выровнен уровень подготовленности к школе через работу в микрогруппах. Развит единый ритм и темп общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;
  3. Дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком, проводят звуковой анализ работая со словом, сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении. Дети знают все буквы русского алфавита, их названия и соотносят с соответствующим звукам речи;
  4. Сформировано умение читать плавно и внятно по слогам и целым словом, вычленяя слова из предложения и составлять предложения и тексты. Развит интерес к чтению, как средству познания, читательского кругозора;
  5. У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки. Они умеют ориентироваться на плоскости – составлять серии рисунков, в том числе с использованием медиаторов, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки (медленно и быстро).  Умеют рисовать цифры от 9 до 1 (по сложности написания). Рисуют "буквицы", подписывают печатными буквами свои работы. Соблюдают основные правила гигиенического письма (посадка, наклон тетради, положение рук и ручки);
  6. Расширен активный словарь детей. Умеют делать выводы. обосновывать свои суждения. Сформированы приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развита память, внимание.
  7. Дети умеют придумывать загадки, небылицы, задачи, рассказывать истории из жизни по картинам, картам, схемам.
  8.  Создана система повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовки их руки к письму;
  9.  Создана система методической работы и условия для раскрытия творческого потенциала педагогов, усовершенствовалось планирование, наработка конспектов, подбор диагностических методик, использование интерактивных форм работы;
  10. Активизировалось тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в работу по подготовке детей к школе. Составлен план сотрудничества с родителями воспитанников;

Мероприятий по реализации проекта.

 

Этап реализации проекта

Направления

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

I  Этап

Подготови-

тельный

Анализ состояния

проблемы

-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт,  законодательных документов по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

Сентябрь 2010

Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме

-Изучить  мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование;

-Изучить уровень компетентности  педагогов по данной проблеме.

Октябрь 2010

Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения.

Обогащение предметно-пространственной среды  по обучению грамоте и подготовке руки к письму

Подобрать, изготовить   наглядный, дидактический, раздаточный материала по обучению грамоте и подготовке руки к письму, игр, канцелярских принадлежностей, схем.

весь период

Обогатиться предметно-пространственная, развивающая  среда по данной проблеме.

Усовершенствование системы методической работы

-Обобщить свой опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;

- Сделать анализ и провести корректировку форм организации;

- Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру занятий по обучению грамоте в детском саду;

- Изучить и подобрать диагностический материал;

- Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте;

- Подготовить методические рекомендации для педагогов по обучению дошкольников грамоте и подготовки руки к письму, по подборке дидактического материала;

  1. Составить перспективно-тематического плана по обучению грамоте и подготовки руки к письму с учётом возраста и плана работы кружка;
  2. Разработать серию тематических занятий по обучению грамоте;
  3. Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме;

Весь период

Создана система методической работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и по подготовке их руки к письму, усовершенствована работа по планированию;

использованы интерактивные формы работы на занятиях с детьми по  обучению грамоте;

Сделан подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;

Обогащена предметно -развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

Организована планомерная работа по обучению грамоте;

II этап -

Практи -

ческий

Создание системы повышения профессиональ- ного мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.

Выступить на педагогическом совете:

1. "Роль развития сенсорных систем в формировании предпосылок учебной деятельности";

2. "О развитии интегративных качеств у детей с учётом их возраста и ведущей игровой деятельности, интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе".

Провести:

- Методико-обучающее занятия

1.  "Подводное  путешествие" (по обучению грамоте в старшей группе);

2. "В гостях у слова" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму в подготовительной группе);

3. "Путешествие в тундру" (интегрированное занятие для детей подготовительной группы).

- Тематический семинар "Мастер класс"

1. "Речь и речевое общение детей";

2. "О формах, методах, приёмах развития речи детей" (о навыках правильного звукопроизношения, грамматического строя речи);

3. "Позитивные тенденции инновационной деятельности";

 - Семинар - практикум:

1. "Об игровой коррекционно-развивающей работе с детьми по подготовке к письму и развитию речи".

 

ноябрь 2010

февраль 2012

ноябрь 2010

октябрь 2011

март 2012

октябрь 2010

март 2011

февраль 2012

октябрь

2011

Создана система повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;

- Консультации для воспитателей:

1.  "Развитие речи и мелкой моторики рук через рисование штрихом";

2. "Использование дидактических игр в процессе фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте";

3. "Реализация педагогических технологий программ и проектов в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения";

- Разработать методические рекомендации:

1. По ознакомлению со звуковой культурой  речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их. проводить звуковой анализ слова и др.)

2. По формированию общих представлений о языке ("звук", "слог", "буква",  "слово", "предложение")

3. По организации работы формированию гигиенических правил письма

Сентябрь

2010

Январь 2011

Октябрь 2012

Декабрь

2010

Апрель 2011

Сентябрь 2011

Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте и подготовки руки к письму

Провести:

- Анкетирование родителей

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»;

- Семинар -практикум:

1. "Готовим руку к письму";

2. "Учимся играя" (Игры и упражнения по     обучению дошкольников грамоте).

- Консультацию для родителей

1. "Первые шаги. Учимся грамоте";

2. «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»;

3. "Роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте";

- Оформить папки-передвижки:

1. "Как научить ребёнка читать";

2. "Готовимся к школе. Игры развивающие речь ребёнка";

3. "Игры с буквами";

4. "Весёлые дорожки или я умею красиво писать" (Упражнения по подготовке руки к письму).

Сентябрь

2010

Февраль

2011

Октябрь

2010

Март

2011

Сентябрь

2011

Апрель

2011

Октябрь

2011

Февраль

2012

Март 2012

Активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;

родители вовлечены в работу по обучению детей грамоте и подготовке их руки к письму; составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению.

Совместная деятельность педагогов-родителей-детей

Привлечь  родителей:

-к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте и подготовки руки к письму;

-к  изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме;

-к совместному участию творческом детско-родительском краткосрочном проекте "Весёлая Азбука"

 

Весь период

Март

2012

Родители участвуют:

- в создание предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

-разработке детских проектов,

-проявляют интерес к участию совместных мероприятиях.

Повышение уровня овладения основами грамоты в старшем дошкольном возрасте.

- Организовать работу с детьми по обучению дошкольников грамоте и подготовке руки к письму (согласно комплексно-тематического планирования) в непосредственной образовательной  деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;

- Организовать работу по овладению детьми основ грамоты детей в центрах знаний, сюжетно-ролевой и дидактической игры изобразительной деятельности, конструирования, музыки, моделирования;

- Разработать с детьми и реализовать детский творческий  проект "Весёлая Азбука"

по плану сентябрь 2010 – май 2012

сентябрь 2010 – май 2012

март 2012

Дети овладевают основами грамоты, подготовлена рука к письму.

Дети проявляют активный интерес  к учебной деятельности.

III   Этап

Итоговый, обобщающий

Апробация и проверка конечного продукта

-Выявить успешность развития системы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовке их руки к письму.

октябрь 2010 -

май 2013

Выявлен уровень успешности  работы системы обучения основам грамоты и подготовки руки к письму.

Оценка  и подведение итогов

- Выявить уровень развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму.

май 2013

Выявлен  уровень успешности  работы по обучению грамоте и подготовки их руки к письму.

Выявлен уровень развития у детей интегративного качества "Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние занятий бисероплетением на развитие тонкой моторики старших дошкольников для подготовки руки к письму».

Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто...

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Образовательный проект «Подготовка детской руки к письму у детей с ОВЗ как трамплин успешности обучения в школе»

Образовательный проект «Подготовка детской руки к письму у детей с ОВЗ как трамплин успешности обучения в школе»...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...

Проект по обучению грамоте и подготовке руки к письму в подготовительной группе «АБВГДейка»

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Дети с нарушениями звукопроизношения  к моменту поступления в школу, не достигают ну...

Графомоторные дорожки для подготовки руки к письму, развития моторики руки дошкольника.

Графомоторные дорожки нужны для подготовки руки к письму.Они позволят ребенку:Научиться регулировать силу нажатия на ручку или карандаш.Развить правильный темп письма и плавность движений.Тренировать ...