Поход в разное время года
план-конспект занятия

Пушкина Татьяна Сергеевна

Сценарий туристического похода с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pohod_v_raznoe_vremya_goda.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулки-походы с детьми дошкольного возраста

1. «МЫ — ТУРИСТЫ! МЫ — В ПОХОД!»

Прогулка-поход с детьми старшего дошкольного возраста

Время проведения: осень.

Место проведения: прогулка в лесной зоне, за пределами территории детского сада. Задачи: совершенствовать физические качества и двигательные навыки детей; углублять и расширять знания детей об окружающем мире, природе; воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению; взаимодействовать с родителями воспитанников.

Оборудование: рюкзаки и бутылочки с кипячёной водой на каждого ребёнка, мячи, скакалки, ведёрки, канат, карта маршрута.

Содержание прогулки

Организационный момент. Построение группы на участке детского сада, краткое сообщение о маршруте. Обсуждение с детьми правил поведения в походе: двигаться вместе со всеми, не отставать; ав-томобильные дороги переходить парами по пешеходному переходу и только на зелёный сигнал светофора; на привале не отходить далеко от поляны, не есть ягоды.

Игра «Что возьмём с собой в поход?». Воспитатель перечисляет предметы: котелок, ручка, спички, пульт, фонарик, палатка, холодильник, карта, кукла, попугай, лопата, рюкзак, диван, машинка, спальный мешок, еда, компас, вода, стол. Дети дружно хлопают в ладоши, если берут названный предмет с собой в поход, и топают ногами, если не берут.

Движение до леса. Движение по маршруту парами в колонне, пере-ход проезжей части, выход на полянку леса. Первым идёт инструктор по физической культуре, воспитатель замыкает колонну, в руках у них флажки. Родители также сопровождают колонну детей.

Короткая остановка на лесной поляне

Беседа на тему «Лес осенью». Дети читают стихотворения о лесе и природе (по выбору, рассказывают об особенностях данного времени года. Воспитатель предлагает полюбоваться красотой природы, послушать звуки леса, рассмотреть деревья, растения, цветы, шишки.

Задание «Собери шишки» (сосновые, еловые). Дети наполняют шишками принесённые с собой ведёрки.

Продолжение движения по маршруту. Дети идут небольшими группами, наблюдая за окружающей природой, поведением птиц и насекомых.

Привал. Привал можно организовать на берегу водоёма. Дети сни-мают рюкзаки и отдыхают. Наблюдают за птицами и насекомыми.

Эстафеты и соревнования

«Передай шишку» (дети, стоя в колонне, передают шишку над голо-вой сзади стоящему ребёнку).

«Пронеси жёлудь в ложке» (дети по очереди проносят жёлудь в лож-ке и передают следующему).

«Кто быстрее соберёт ведро с шишками» (дети по очереди собирают и складывают в ведро по одной шишке).

«Кто быстрее соберёт букет осенних листьев».

«Чья команда сильнее?» (перетягивание каната).

Подвижные игры

«Найди свой домик». Дети выбирают для себя домики (скамейку, бревно, пенёк). По сигналу выбегают на площадку (полянку) и бегают, изображая бабочек, зайчиков и т. д. По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются, занимая свои «домики». Водящий ловит детей, не успевших забежать в «домик».

«Догонялки». Дети выбирают водящего, который их догоняет и оса-ливает.

Самостоятельная деятельность детей: наблюдения за растениями и насекомыми; игры и упражнения: прыжки через скакалки, игры с мячами; рассматривание схемы маршрута похода, определение пути для возвращения в детский сад.

Возвращение. Движение по короткому маршруту в детский сад.

Отражение впечатлений в детских рисунках. Использование листьев, шишек и желудей в изготовлении поделок и оформлении группы.

Методические подсказки

Не забываем соблюдать правила:

— по улице и дороге дети идут парами, соблюдая правила дорожного движения, а на лесной тропинке и на лугу передвигаются свободно, друг за другом или группируясь по своему желанию;

— взрослые во время передвижения держат в поле зрения всех детей. Если часть детей ушла вперёд, подаётся сигнал к остановке (например, свисток, по которому они должны остановиться и быстро собраться;

— впереди идущий предупреждает всех об опасности (крутой склон, густой кустарник, ветка дерева и т. д.);

— на месте стоянки необходимо следить за самочувствием и на-строением детей.

2. «ОСЕННИЙ ТУРПОХОД»

Прогулка-поход с детьми старшего дошкольного возраста

Время проведения: осень.

Место проведения: прогулка в лесной или парковой зоне, за пределами территории детского сада.

Задачи: совершенствовать физические качества и двигательные навыки детей; углублять и расширять знания детей об окружающем мире, природе; воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным; воспитывать дружеские отношения среди детей и взрослых.

Особенности проведения: поход организуется совместно с родите-лями. Заранее определяются «костровые» — 2—3 папы, которые первыми приходят на место привала, выбирают место для костра, заготавливают дрова, пекут картофель, подготавливают место для отдыха детей.

Оборудование: рюкзаки и бутылочки с кипячёной водой на каждого ребёнка, мячи, ведёрки, карта маршрута, карточки для дидактической игры.

Содержание прогулки

Организационный момент. Построение группы на участке детского сада, краткое сообщение о походе в осенний лес. Воспитатель уточняет у детей знание адреса детского сада (район, улицу, дом и номер) и расположение близлежащих социальных объектов. Проверка спортивной экипировки для похода и содержания рюкзачков, правил поведения и безопасности в походе. Рассматривание карты и определение маршрута движения по компасу.

Движение по маршруту. Организованное движение парами, затем перестроение в колонну по одному и движение по тропинке до ручья. Небольшой привал на бревне. Наблюдения за осенней природой. Беседа с детьми о погоде, об осенней природе, о звуках леса.

Преодоление естественных препятствий. Переход через ручей по мостику. Подъём в горку широким шагом. Спуск с горки лёгким бегом.

Привал. Детей встречают папы — «костровые». Организуется общий стол: все пьют чай, едят печёный картофель, общаются. Папы рассказывают об устройстве компаса, его назначении. Мамы показывают цветы и лекарственные растения, растущие на лесной поляне.

Беседа о грибах. Детям загадывают загадку о грибах. Задают вопросы. Например: на какие группы разделяются грибы? Какие съедоб-ные грибы вы знаете?

Дидактическая игра «Соберём грибы в корзинку». Воспитатель по-казывает детям картинки, они называют грибы. Если гриб съедобный — картинка кладётся в корзинку, если несъедобный — откладывается в сторону.

Наблюдение за муравейником. Если представится возможность по-наблюдать за муравейником, обязательно надо рассмотреть его с ребятами. В процессе наблюдения воспитатель уточняет знания детей о насекомых: из чего строят муравейник, чем питаются муравьи и т. д.

Эстафеты и игры

«Дострой муравейник». Дети распределяются по двум командам. Соревнуются парами: несут «брёвнышки» до ориентира — «муравейника» — и бегом возвращаются, взявшись за руки.

«Муравьиные бега». Дети распределяются по двум командам. Пер-вый ребёнок бежит до ориентира — «муравейника» — и обратно, берёт за руку следующего игрока. Каждый раз к ним присоединяется новый «муравей». Побеждают самые быстрые «муравьи».

Игра «Точный глазомер». Участникам предлагается на глаз опреде-лить, сколько шагов до дерева. Затем ответы проверяются.

Игра «Найди пару». Детям раздают листья деревьев (дуба, осины, берёзы, тополя и др.). Дети должны узнать, с каких деревьев упали эти листья: по сигналу они находят пару — того, у кого такой же лист.

Самостоятельная деятельность: сбор шишек, листьев, сухих пало-чек для изготовления поделок и макетов.

Спортивные игры: футбол, бадминтон.

Сбор. Перед уходом дети вместе со взрослыми собирают вещи и убирают место стоянки. «Костровые» вместе с детьми тушат костёр — заливают его водой.

Возвращение. Дети возвращаются в детский сад по короткому пути. Делятся впечатлениями о походе с детьми других групп, с сотрудниками детского сада.

Последующая работа: создание гербария из листьев; составление букета из осенних листьев; рисование осеннего леса; отражение впечатлений о походе в других детских работах; рассматривание фотографий и видеофильма о походе.

3. «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!»

Прогулка-поход с детьми старшего дошкольного возраста

Время проведения: зима.

Место проведения: прогулка может быть проведена как по территории детского сада, так и за его пределами, например в парке.

Задачи: закреплять знания детей об отличительных признаках зимы; расширять представления о жизни птиц зимой; совершенствовать двигательные умения и навыки детей; воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Оборудование: план местности с нанесённым на него схемой маршрута похода, детские лопаты, кормушка для птиц, семечки, семена деревьев, санки-ледянки.

Содержание прогулки

Организационный момент. Воспитатель предлагает детям отпра-виться в поход в зимний лес (парк). Дети рассматривают план местности и решают, откуда начать поход. Вспоминают правила поведения в походе.

Движение до привала. Дети идут друг за другом в колонне по одно-му. Воспитатель напоминает: дорога незнакомая, чтобы не заблудиться и не потеряться, идти надо друг за другом, след в след, не отставая. Дети наблюдают за зимней погодой, деревьями, птицами. Рассматривают на снегу следы птиц и животных.

Игры малой подвижности. «След в след». Впереди идущий прокла-дывает дорогу, остальные дети идут за ним, стараясь попасть в след предыдущего ребёнка. Воспитатель следит, чтобы дети сохраняли равновесие и не падали.

«Протаптывание тропинок». Дети протаптывают тропинки в ме-стах, где по снегу ещё никто не проходил.

«Кривые дорожки». Ходьба друг за другом по извилистым дорож-кам.

Привал. Дети вместе с воспитателем рассматривают карту местности и отмечают, что место привала отмечено крестиком. Воспитатель обсуждает с детьми, что же здесь может находиться. Принято решение: копать клад! Дети находят шкатулку, в которой оказываются семена разных деревьев. Они рассматривают семена и угадывают, каким деревьям они принадлежат.

Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, висящую на дереве. Ребята рассказывают о зимующих птицах. Воспитатель предлагает покормить птиц принесёнными с собой семенами.

Далее все двигаются по маршруту, отмеченному на карте, и выходят на большую поляну, где расчищен снег для проведения подвижных игр и эстафет.

Подвижная игра «Хлопну — не зевай и задание выполняй!». Воспитатель произносит слова «горка», «каток» или «сугроб», и дети выполняют соответствующие движения. «Горка» — дети стоят в паре, ли-цом друг к другу, держатся за руки и поднимают их вверх. «Каток» — держатся за руки по 4—6 человек и образуют несколько кругов. «Сугроб» — приседают и наклоняют голову, сжавшись в комок.

Игры и упражнения

«Змейка». Дети встают друг за другом, держатся за пояс впереди стоящего ребёнка. По сигналу двигаются «змейкой» между деревьями и снежными постройками. Ребёнок, разорвавший «змейку», выходит из игры.

«Поезд». Дети катаются с невысокой горки по нескольку человек — сидя или стоя, но держат друг друга за пояс. Усложнение: при скатывании дети должны проехать в воротца, поднять одной рукой обруч и т. д.

«По дорожке на одной ножке». Соревнование в прыжках на двух или одной ноге.

Индивидуальная работа по развитию движений. Ходьба по бревну и прыжки с него развивают чувство равновесия у детей и умение прыгать с возвышенности. Катание с горки на санках-ледянках упражняет детей в скольжении.

Методические подсказки

«Снежные шары». Дети распределяются по нескольким группам (по 5 человек) и расходятся по всей площадке. По сигналу каждая группа начинает катать снежный ком. Через 3—5 минут подаётся сигнал, и группы подкатывают свои шары к центру площадки. Воспитатель и дети оценивают размеры снежных шаров. Побеждает та группа, которая скатала самый большой шар.

«Меткие стрелки». В игре участвуют 3—4 команды, по нескольку детей в каждой. Необходимо подготовить мишени размером 30x30 см из досок или фанеры. В начале игры ребёнок отходит от мишени на пять шагов. По сигналу все игроки каждой команды одновременно бросают снежки в мишени (по одному снежку). Если хоть один снежок попадает в мишень, команда отходит на один шаг назад. Побеждает та команда, которая к концу игры дальше отойдёт от своей мишени.

4. «ВЕСЁЛЫЕ РЮКЗАЧКИ»

Прогулка-поход с детьми старшего дошкольного возраста

Время проведения: лето.

Место проведения: территория детского сада.

Задачи: познакомить детей с правилами поведения и безопасности в походе; расширить их представления о туристах, о назначении и использовании таких предметов, как рюкзак, палатка, маршрутная карта; обогащать двигательный опыт ребят; способствовать развитию дружеских взаимоотношений во время похода, проведения игр и общения с детьми и взрослыми.

Предварительная работа: беседа о том, что такое поход, кто такие туристы, с какой целью ходят в поход, какая одежда удобна для похода, что нужно брать с собой в поход; ознакомление с правилами поведения в походе: слушать команды взрослого — руководителя похода, не мусорить, помогать товарищам; рассматривание предметов для похода: рюкзак, палатка, спальный мешок, котелок и т. п. ; рассказ о разных видах походов (туристический, экологический, военный).

Оборудование: рюкзаки, бутылочки с кипячёной водой, дождевики, палатка (2 шт., мангал, чтобы развести костёр и подогреть чай (по согла-сованию с администрацией организации, или термосы с чаем, одноразовые стаканчики, спортивный инвентарь для организации подвижных игр и движения через препятствия, схема маршрута прогулки-похода.

Содержание прогулки

Организационный момент. Сбор и беседа с детьми о правилах по-ведения в походе. Участники похода рассматривают схему с изображением маршрута. На улице дети строятся в колонну друг за другом и отправляются в путь.

Движение до привала. Маршрут можно продумать как по терри-тории детского сада, так и вокруг него. Выйти за пределы детского сада, обойти один раз вокруг, затем вернуться на участок. Ходьба детей друг за другом с рюкзаками за спиной, преодоление препятствий, встречающихся на пути.

Препятствие «Ручей»: перейти по мостику друг за другом (предва-рительно сделать условный мостик, выложенный из палочек). Необходимо обращать внимание на то, чтобы ребята помогали друг другу.

Препятствие «Болото»: перепрыгивать по кочкам.

Препятствие «Гора»: проползти через тоннель.

Препятствие «Паутина»: пролезть через горизонтально натянутые шнуры, не задев их.

Привал. Выход на поляну — конечный пункт маршрута. Привал лучше организовать не на участке, где дети гуляют каждый день, а на той территории, где они бывают редко. Остановиться, снять рюкзаки, сесть на брёвна.

Игровая ситуация «Разведём костёр». Детям предлагают собрать веточки для костра. Воспитатель показывает, как правильно складывать веточки для костра. Педагоги и родители разводят костёр, подогревают чай или разливают его из термосов. Все пьют чай и беседуют, делятся впечатлениями.

Игры-соревнования: «Кто быстрей наденет дождевик», «Кто быстрей достанет из рюкзака названный предмет и даст другу», «Кто быстрей найдёт указанный на карте объект», «Кто быстрей соберёт рюкзак» и др.

Игровая ситуация «Мы в походе». Воспитатель предлагает устроиться на ночлег. Взрослые вместе с детьми собирают палатки. В палатке можно устроить чтение стихов, отгадывание загадок, провести речевые игры «Испорченный телефон», «Найди ошибку» и т. п.

Сбор. Все собирают палатки, складывают рюкзаки, убирают терри-торию. Дети строятся в колонну друг за другом и отправляются в обратный путь.

Возвращение. Участники похода обходят здание детского сада и с песней возвращаются в группу. Их встречают и радостно приветствуют сотрудники детского сада. Задают вопросы, интересуются настроением детей. Во второй половине дня или на следующий день дети отражают свои впечатления о походе в рисунках, оформляют стенгазету.

Методические подсказки

Пословицы и поговорки про поход

Время года и погода не помеха для похода.

В походе и иголка тяжела.

В поход не бери лишнего — не потеряешь нужного.

Как обуешься, так и дойдёшь.

Тяжело в ученье — легко в походе; легко в ученье — тяжело в походе.

На привале весело — в походе легко.

Когда пойти в поход?

Для прогулок-походов выбирается самое оптимальное время в режиме дня — с 9 до 12 часов. Вместе с тем хорошо, если дети будут иметь возможность видеть природу и вечером, и ранним утром, и в дневную жару. Поэтому прогулки-походы для детей дошкольного возраста (совместно с родителями) целесообразно проводить в разное время суток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда ребенок начинает осознавать себя частью огромного мира. В своей работе я столкнулась с проблемой запоминания детьми последовательности см...

Наблюдения на прогулках за птицами в разное время года

Планирование наблюдений за птицами...

Наблюдение на прогулках за птицами в разное время года

Планирование наблюдений за птицами...

Наблюдения на прогулках за птицами в разное время года

Планирование наблюдений за птицами...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста в разное время года. аста

Несмотря на большую популярность физической культуры,  её пока ещё нельзя назвать образом жизни каждого человека. Исследования ученых показывают, что состояние здоровья населения, особенно ...

Прогулка – поход в осеннее время года со старшими дошкольниками «Букет для мамы»

Прогулка – поход в осеннее время года со старшими дошкольниками «Букет для мамы»...

«Осенняя экскурсия». Прогулка – поход в осеннее время года со старшими дошкольниками

laquo;Осенняя экскурсия». Прогулка – поход в осеннее время года со старшими дошкольниками...