Наблюдения на прогулках за птицами в разное время года
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Наблюдения на прогулках за птицами в разное время года.
(старшая группа)
ОСЕНЬ
1. Вспомнить с детьми, чем питались птицы летом, чем кормили своих птенцов (семенами растений, насекомыми, гусеницами). Осенью стало холодно, и насекомые попрятались, семена с растений упали на землю, их поели птицы. С приближением зимы птицам становится го лодно и холодно, поэтому многие из них стаями или в одиночку летят в теплые края на зимовку. Трогаются в дальний путь скворцы, кукушки, журавли, дикие утки и гуси.
2. Предложить детям отыскать на территории детского сада птичьи перья. Какие птицы могли побывать на нашем участке? Какой они величины и расцветки, какие перья у них? (Разные, легкие, внутри пустые, полые.) Сравнить найденные перья. Они все разные, найти два абсолютно одинаковых невозможно. Эти перья мы возьмем в группу, чтобы пополнить коллекцию в комнате природы или использовать во время конструирования.
Словарная работа: Перья, перышко, легкое, полое, разнообразные, неповторимые.
3. В синем небе слышится грустное курлыканье журавлей, из-за деревьев показался журавлиный треугольник. Высоко он летит. Впереди вожак - самый сильный и опытный журавль. Про этих птиц народ сложил много стихов, песен, сказок, в которых рассказывается о красоте этой птицы, её величии. В народе ласково называют ее журавушка, журка.
«Журавушка», А. Дольский («Животный мир», стр. 348).
4. Птицы — отважные путешественники, сколько испытаний им предстоит перенести за долгий путь в теплые края! Много их погибает во время этого опасного пути. Стало у нас пусто, тихо после отлета птиц (пустует скворечник, не сидит на жердочке скворец и не распе вает свои веселые звонкие песни, в лесу не слышно крика кукушки) Почему птицы покидают родные места? Воспитывать у детей теплые чувства к птицам нашего края, к перелетным птицам и желание снова увидеться с ними весной.
«Улетают, улетел!» Е. Благинина («Времена года», стр. 182).
5. Какие птицы остались рядом с нами? Понаблюдать, чем они питаются, как себя ведут. Вот слышно стрекотание сороки, карканье ворон. Эти птицы осенью перебрались из леса ближе к жилью челове ка, чтобы прокормиться холодной зимой. Птицы могут рассчитывать на нашу помощь. Проверить сохранность кормушек, если нужно, под ремонтировать их. Какой у нас запас корма, хорошо и правильно ли он хранится? Если на улице сухо, есть время собрать его побольше.
6. Кто из птиц остался с нами на зиму? (Воробей, голубь.) Воро бей питается разнообразной пищей. Своих птенцов воробьи кормили насекомыми, а осенью они находят семена растений. Понаблюдать за поведением птиц. Какие воробьи? (Шумные, подвижные, крикливые, не поседы.) А как мы можем помочь зимующим птицам? Вспомнить, опи раясь на опыт детей.
«Воробей», В. Викторов («Животный мир», стр. 253).
7. Нужно установить кормушку пораньше, чтобы привлечь больше птиц, и лучше всего на том же месте, где она была в прошлом году. Корм нужно давать в одно и то же время (утром). Зимой птицам холодно долго ждать корма. Если в определенный час корма в кормуш ке не будет, птицы исчезнут и появятся только через несколько дней. Выучить загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гос тей» (кормушка).
Словарная работа: Кормушка, птичья столовая, устанавливают, подвешивают, при влекают, корм, холодно, голодно, опасно, страшно.
ЗИМА
1. Вот прилетела ватага воробьев. Они сели на крышу веранды (провода). Часто перелетают с места на место, чирикают, а потом с шу мом спускаются к нашей кормушке. Отобедав, опять взлетают и садятся на провода, а около кормушки остаются разбросанные крошки, зёрна и следы. По поведению этих птиц можно определить погоду.
Если воробей забирается в хворост — жди усиления мороза, воро бьи дружно расчирикались - к оттепели (к теплу).
Словарная работа: Ватага воробьев, прилетели, садятся, кормушки, клюют.
2. Предложить детям подумать над народной мудростью: «Вся кая птица своим клювом сыта» (((Животный мир», стр. 231). Какое время года самое трудное для птиц? Почему зима? Действительно, семена растений, насекомые остались под снегом; постоянные снегопады, го лоледица, иней мешают птицам отыскивать корм. Вот и летают бедные пичуги с места на место в поисках пищи. Найдут хлебную корку – а она твердая, застывшая. Долбят, долбят ее своим клювом, а добыть ни чего не могут. Клювик тоненький, того и гляди повредишь, сломаешь. Поэтому мы сыплем в кормушку хлебные крошки, зерно и измельчен ные семечки подсолнуха; такой корм птицам легче клевать.
Словарная работа: Птица, пташка, бедная пичуга, клюв маленький, тонкий; застыв ший, твердый, сухой хлеб.
3. В народе говорят: «Всякая птичка свою песенку поет». (((Жи вотный мир», стр. 230). Давайте послушаем в парке птичьи голоса. Кто что услышит? Вот где-то пропищала синица: «си-си-си», прочирикали воробьи, застрекотала вдалеке сорока. А крики вороны мы слышим где-то у реки. Учить детей вслушиваться в голоса птиц, в звуки окружающей природы. О чем сейчас, в суровое время года, могут говорить (верещать, пищать) птицы? (Предположения детей.) Походить по парку, послушать в тишине птичьи голоса, понаблюдать за поведением птиц.
4. Прочитать стихотворение «Доброе окно», Е. Фейерабенд («Жи вотный мир», стр. 228). Спросить у детей: а у них добрые окна? (Добрые, если за окном висит кормушка; равнодушные, хмурые, если не висит.) Кто вывесил за окна своего дома кормушки? Из чего смастерили кормуш ки? Кто помогал? Какие птицы уже побывали у кормушки? Какой дети сыпали корм? Расширять знания детей о жизни зимующих птиц; при вивать ответственное, заботливое отношение к ним.
Словарная работа: Доброе, равнодушное, хмурое окно, кормушка, зимние гости, мастерили, корм, насыпаем, добавляем, следим.
5. Вывесить дополнительные кормушки, которые изготовлены из коробок, бутылок (пластмассовых) детьми. Дети знакомятся с допол нительным (вторичным) использованием предметов (коробок, буты лок, пакетов из-под соков, минеральной воды). Такие кормушки просты в изготовлении и легки в использовании. Наступило самое трудное (тяжелое, тревожное) время для зимующих птиц - они могут погибнуть от голода. Поэтому ежедневно мы должны проверять кормушки, подсыпать корм. И чем больше будет висеть кормушек вокруг здания детского сада, тем больше птиц будет прилетать к нам.
Словарная работа: Вторичное использование, пакеты, пластмассовые бутылки, подкормка, забота, тревога, помощники, трудное время.
6. Вспомнить народную песенку «Ой, сороки, чудо-птицы...» («Животный мир», стр.393). Да, птицы летают высоко, далеко, много видят вокруг. Ребята, а давайте помечтаем, подумаем, о чем нам мо гут рассказать сороки-белобоки? Провести игру-беседу. Начало может быть таким. Воспитатель обращается к одному из детей: «Сорока, со рока, где была?» Ребенок: «Далеко!» (Далее идет небольшой рассказ ребенка, сопровождаемый движениями.)
7. Гуляй да присматривай: «Если сорока вертится возле дома, норовит залезть под крышу - быть метели». Как ведет себя сорока се годня: беспокоится или спокойно сидит на ветке и наблюдает за нами? Почему сороку называют «белобокой»? Какую роль играет хвост у со роки? Почему её называют «лесной болтушкой»? Дети смогут отве тить на все эти вопросы после многократных наблюдений за сорокой и чтения рассказа В. Зотова «Сорока» («Животный мир», стр. 387).
Словарная работа: Сорока - тараторит, кричит, рассказывает, стрекочет, болтает, трещит, предупреждает.
8. Трудно представить русскую зиму без сорок. То и дело мелькают на заборах, на березах эти черно-белые птицы. Особенно красив у них хвост — длинный, черный, с зеленовато-синим отливом. Когда птица летает, то быстро машет крыльями, а хвостом правит, словно рулем (понаблюдать за полетом сороки). Её называют «лес ной болтушкой». И правда, где бы она ни появилась, везде трещит и стрекочет.
«Сорока», А. Прокофьев («Животный мир», стр. 392).
9. Сытой синице сильный мороз не так страшен. А когда синица голодная, то её и маленький морозец погубить может. Вот и летят пти цы поближе к человеку, чтобы прокормиться. Кто сала кусочек привя жет, кто семечек или крошек насыплет. Не боятся синицы человека, го ворят ему за его доброту «спасибо». Сытые птицы целый день свистят, поют, звенят, заливаются, пищат.
«Зимние гости», В. Егоров («Животный мир», стр. 369).
10. Без синиц зимою нам было бы очень скучно. Синица с писком и пиньканьем перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево осматривает каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не при бился ли где уснувший жучок? В лютую стужу синицы прилетают к жилью человека, и ребята слышат их веселое «си-си-си», сыплют для них зерно или кладут кусочки сала и хлеба в кормушки, а то голодные синицы замерзнут в лесу.
«Стук в окно», В. Береснев («Животный мир», стр. 367).
11. Почему в народе говорят: «Ворона одна из самых чутких и смышленых птиц»? По поведению вороны люди научились предска зывать погоду: «Ворона кричит зимой - к метели», есть и другие при меты. Когда вороны поднимаются вверх и шумят, то их слышно очень далеко, про них говорят: раскаркались.
Словарная работа: Раскричались, расшумелись, горланят, кричат во все горло.
12. Осенью прилетела к жилью человека ворона. Птица эта крупнее голубя. Туловище у нее пепельно-серое, клюв, голова, ноги, хвост чёрные. У вороны зоркие глаза, она хорошо чувствует запахи и издале ка слышит, как подкрадывается хитрый зверь. Птица очень осторожная и внимательная. Стоит во двор выйти мальчишке, который бросает в ворон камнями, они сразу же улетают. Поэтому, если захочешь понаб людать за этой птицей, нужно быть очень осторожным, стоять в укром ном месте спокойно, тихо.
«Ворона», Вл. Степанов («Животный мир», стр. 341).
13. Загадать загадку о голубях: «Как зовут почтальона, которому ад рес не пишут и на словах не говорят, а он все-таки письмо доставляет?» («Животный мир», стр. 279). Почему их называют «почтальонами»? Это очень умная птица, раз она поддается обучению (дрессировке). Голуби могут не только переносить на дальнее расстояние сообщения (письма), но и быть настоящими артистами цирка - выполнять сложные трюки, упражнения, команды. Красиво и своеобразно голуби воркуют, перего вариваются. Народ ласково называет этих птиц: Голубок, голубка, голубочек, гуля, сизенький, миленький, сизо крылый, разумный, умный.
14. Каких птиц мы часто видим на нашем участке? (Голубей.) Если мы будем наблюдать за поведением этих птиц, то сможем научиться предсказывать погоду. В городах живут в основном домашние голуби. Есть и дикие голуби, они живут за населенными пунктами, в лесах. Для домашних голубей строят специальные домики - голубятни, за готавливают корм, обучают выполнять разные команды, ведь голуби могут переносить на большие расстояния разные сообщения (письма).
Голуби прячутся — погода портится; воркуют голуби - зазывают тепло.
Словарная работа: Голуби воркуют, разговаривают, домашние, дикие, голубятня.
15. Воробья называют смышленой птахой. Он живет под крыша ми наших домов. Зимой воробьи стайками слетаются к человеческому жилью, питаются у мусорных ящиков или у кормушек. Чем питаются воробьи летом? (Мошкарой, разными жучками, червяками, семенами растений.) Воробей чрезвычайно хитер и осторожен, его трудно поймать силком или западней.
Старого воробья на мякине не проведешь.
16. Плохо приходится птицам зимой. Трудно отыскать под снегом зернышки, гусениц или жуков. И голодные птицы летят поближе к жи лью человека. Отыщут они где-нибудь «птичью столовую», обрадуют ся, слетятся со всех сторон. Чем больше будет вывешено кормушек для птиц, тем легче им будет перезимовать (переждать, пережить холод ную зиму). Спросить у детей, у кого под окном дома висит кормушка, что они сыплют в эти кормушки, кто прилетает к «птичьей столовой».
Словарная работа: Птицы зимуют, слетаются, пережидают, переживают, ищут, ра дуются, сытые, веселые, беззаботные, пищат, кричат, благодарят.
ВЕСНА
1. С первыми теплыми лучами солнца происходит оживление в поведении зимующих птиц: весело чирикают воробьи, перелетая с вет ки на ветку. А с появлением первых луж они сразу устраивают банный день. Понаблюдать, как воробьи опускаются в лужу и начинают быс тро-быстро взмахивать крыльями, поднимая капли воды. Кругом сто ит шум, слышен плеск воды, птичьи крики. После купания вся стайка птиц взлетает на крышу дома, на провода. Птицы распускают крылья и сушат свои перышки на солнце. У воробьев сегодня «банный день».
«Март», Я. Аким («Животный мир», стр. 248).
Словарная работа: Оживление, шум, банный день, гомон, зимующие птицы.
2. С первыми теплыми днями из городов и поселков улетают об ратно в лес, дальше на север синицы, снегири, сороки, вороны. Этих птиц в теплый период года мы не увидим около своего жилья, в горо дах и поселках. Теперь у птиц новые заботы. Да и в лесу они могут отыскать себе корм, ведь из своих зимних «квартир» вылезли насеко мые, освободились из-под снега многие травяные растения, на кото рых остались прошлогодние семена. Кончилось для птиц холодное и голодное время, помощь человека им пока не нужна. Теперь они будут строить, ремонтировать в лесу свои домики-гнезда и выводить птенцов (потомство).
Словарная работа: Зимующие птицы, теплый период, семена, травянистые расте ния, гнезда, потомство.
3. Вынести с детьми на участок скворечник (плотник его уже подремонтировал, мы его очистили от прошлогоднего мусора). Куда нужно (необходимо) повесить (закрепить) скворечник, чтобы в нем поселились скворцы? (На шесте нужно закрепить надежно, чтобы он не раскачивался во время ветра, непогоды.) Зачем нужна перед входом в скворечник планка (жердочка)? Почему вход в скворечник (неболь шой) имеет круглую форму? (Чтобы в скворечник не смогли попасть дру гие, крупные птицы.)
«Новый дом», Г. Ладонщиков («Животный мир», стр. 424).
«Увидел скворца, знай - весна у порога». Когда же в наш скво речник прилетит жилец?
4. Любит русский народ скворца, скворушку. Красивый, блестящий, желтоклювый скворушка привлекает к себе внимание своим пением, поведением. Каждый добрый хозяин считает долгом повесить на шесте у ворот дупло или дощатый домик-скворечник. В сельской местности почти около каждого дома на шесте (длинной палке) можно увидеть скворечник. Вернувшись в родные края, утолив голод, сквор цы бросаются врассыпную к своим дуплам и скворечникам. Идут от чаянные драки из-за «квартир».
«Скворушка», Л. Некрасова («Животный мир», стр. 426).
5. Веселее стало вокруг с прилетом скворца, скворушки. С утра до ночи льется песня скворца. В его песне можно услышать мяуканье кошки, визг поросенка. Всех передразнивает этот веселый шут (клоун). То нахохлится, то начинает кланяться, то машет крылышками в такт песни, словно хороший дирижер. За поведением скворца можно на блюдать часами, и каждый раз он нас будет удивлять и радовать. Загад ка: «На дворе весна гуляет, скоро белый снег растает, там и тут бегут ручьи, гнезда делают ... (скворцы)» («Животный мир», стр. 429).
«Скворец», Л. Павлова («Животный мир», стр. 424).
6. Около нашего скворечника появилась скворчиха - подруга скворца. У скворцов целый день идет работа - нужно утеплить скво речник, натаскать в него стебельки, соломинки, перья. Птицы летают, снуют взад-вперед. Быстро бегают скворцы по освободившейся от сне га земле, газонам, отыскивая в земле насекомых, гусениц. Большую пользу приносят скворцы, уничтожая в садах и огородах вредных для культурных растений гусениц, жучков, бабочек.
Словарная работа: Скворчиха, скворец, утепляют, летают, отыскивают, стебелек, соломинка, культурные растения, гусеница, бабочка.
7. Около скворечника наступила тишина. Скворчиха сидит на яйцах, высиживая птенцов. Отец-скворец сидит на шесте, охраняя свой дом (семью). Мы тоже должны помнить об ответственном момен те и стараться не играть, не шуметь около скворечника, чтобы лишний раз не беспокоить птиц. Пройдет две недели, вылупятся птенцы, и тогда новые заботы появятся у родителей-скворцов: забота о маленьких (прокормить, обогреть, защитить от опасности).
«Скворец», Г. Ходырев («Животный мир», стр. 428).
8. Вместе с детьми понаблюдать за поведением птиц (воробьев, голубей), которые остались и находятся всегда рядом с нашим жильем.
Почему птицы, как только начнешь сыпать крошки или семечки, тут же слетаются со всех сторон, иногда даже не успеваешь их позвать. Летят, торопятся к еде. Как птицы клюют, переходят с одного места на другое? Послушать их звуки, понаблюдать за поведением, а затем поделиться своими наблюдениями с другими детьми.
«Всякая птичка свою песенку поет»; «Всякая птица своим клю вом сыта».
9. Весной птицы демонстрируют самые красивые, интересные и необычные танцы, игры. Понаблюдать вместе с детьми за танцами и играми голубей. Вот голубь распушил свой хвост, расправил кры лышки, показывая, какой он красивый, и начал важно, грациозно по ворачиваться, ходить по земле, громко воркуя. Так голуби хвастаются перед голубками, показывая свою ловкость и красоту. Но бывает, что голуби затевают между собой драки, тогда кругом стоит шум, в разные стороны летят перья - это они показывают перед своими собратьями силу и ловкость.
Народные песенки («Животный мир», стр. 278).
Словарная работа: Танцы, игры, красивые, необычные, важные, гордые, грациоз ные птицы, шумные, драчливые, ловкие, сильные.
ЛЕТО
1. Сколько существует на земле человек, столько же времени слышит он птичьи голоса. Сначала это были голоса только диких птиц, потом появились домашние птицы. Но никто никогда не пытался по нять эти звуки, никому даже в голову не приходило, что птичьи голоса имеют какой-то смысл. Лишь недавно ученые занялись птичьими раз говорами и стали делать открытия. Помогает людям техника - специ альные аппараты, магнитофоны, упорство и находчивость.
Словарная работа: Птичьи голоса, звучат, раздаются, звенят, слышатся; ученые -изучают, записывают, делают открытия; упорство, находчивость, сме калка, терпение.
2. Птицы могут научиться произносить чужие звуки. Могут разговаривать и вороны, и галки, и сороки. Мы уже слышали в пес не скворца звуки разных животных. У скворцов очень хороший слух, очень хорошая память, но нет собственных песен. Вот они и «занима ют» их у других. Запоминать посторонние звуки и воспроизводить их способны многие птицы, но не все, потому что голосовые связки не у всех устроены одинаково. Одни могут воспроизводить только мело дичное пение, другие - и пение, и грубые звуки, третьи - только грубые звуки. Вот поэтому одних можно научить лишь петь, а других еще и разговаривать на языке людей.
Словарная работа: Произносят, чужие звуки, подражают, занимают, запоминают, повторяют, воспроизводят.
3. Если мы будем наблюдать за воробьем и слушать его, то сможем узнать много интересного. Угрожая врагу, воробьишка издает устраша ющий звук, напоминающий (только гораздо тише) рычание собаки, или, найдя крошку хлеба, воробей вдруг начинает громко чирикать, будто хочет созвать всю стаю. И стая прилетает, а воробей останется без еды - крошку отнимут у него более проворные птицы. Для чего воробей кри чит о своей находке? Если еды много, понятно, он всех своих собратьев созывает. Но он кричит и когда найдет самую малость! Среди птиц так уж повелось: нашла одна еду - и сразу сообщи остальным.
«Воробей», Л. Кабанова («Животный мири, стр. 251).
Словарная работа: Воробей, воробьишка, шустрый, проворный, чирикает, угрожа ет, ищет, кричит, созывает, проворный, верткий, добрый, находка.
4. Люди уже знают, что у каждой птицы множество сигналов на все случаи жизни. Голоса играют в жизни птиц огромную роль — ведь птицы не воспринимают запахи. Для птицы звук очень важен. Часто она ему доверяет больше, чем зрению. Звуки, издаваемые птицами, - определенные сигналы. Сейчас их изучают, стараются понять значение этих сигналов.
«Люблю птиц», Г. Ладонщиков («Животный мир», стр. 198).
Словарная работа: Птицы, пташки, пичуги, пернатые друзья, сигнал, звук, изучают, записывают, прослушивают, стараются понять.
5. В июне покидают свои гнезда птенцы многих видов птиц. Из скворечника вылетают птенцы - скворчата, молоденькие воробьи выбираются из укромных уголков, из дупел и искусственных птичьих домиков вылетают птенцы синицы. Малыши выбрались из гнезда. Но на этом работа родителей не заканчивается. Взрослые птицы кормят и охраняют своих детей. Какие правила поведения должны соблюдать люди (взрослые, дети), проходя по лесу, парку, вдоль берегов рек? (От веты детей.)
«Птенцы», С. Айдогдыев («Животный мир», стр. 214).
Словарная работа: Птенцы, родители - заботятся, охраняют, защищают, обучают, кормят, следят.
6. У птицы в лесу вывелись птенцы, а их нужно кормить. Вот и суетятся (беспокоятся, летают, заботятся, хлопочут) птицы-родители, отцы и матери, тащат птенцам в гнездо и мух, и мелких бабочек, и раз ных червячков. Весь день суют птицы корм в раскрытые клювы своих птенцов. Маленькие обжоры знают одно - подавай еду. Но есть птенцы -у тетерева, рябчика, глухаря, которые, как цыплята, ходят за матерью-наседкой и сами кормятся: в опавшей листве пороются, червячка с тра винки склюют.
Словарная работа: Птенцы, вывелись, вылетели, суетятся, беспокоятся, заботятся, червячки, клюв, обжоры, наседка, тетерев, рябчик.
7. Учить детей различать птиц по голосам - кукушку, дятла, со року и других птиц леса. В лесу предложить детям послушать голоса птиц, попробовать различить кукование кукушки, стук дятла. Вспом нить с детьми, чем пернатые выкармливают своих птенцов? (Личинка ми, гусеницами, жуками, которые приносят вред лесу). Поэтому птицы — главные, необходимые и самые надежные друзья леса.
Словарная работа: Птицы, кукушка, дятел, поют, верещат, пищат, пернатые друзья, личинки, гусеницы, вредители.
8. Спросить детей, кого называют хищниками? Есть насекомые-хищники, которые питаются другими насекомыми. А ведь хищники -это и красивая стрекоза, и очень безобидная божья коровка... Понаб людать за поведением божьей коровки, как она ползает, перелетает с травинки на травинку. Но если взять в руки этого жучка, то можно уви деть, что он выделяет пахучую жидкость, которая отпугивает врагов божьей коровки. Это один из способов защиты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения на прогулках за птицами в разное время года
Планирование наблюдений за птицами...
Наблюдение на прогулках за птицами в разное время года
Планирование наблюдений за птицами...
Консультация для родителя «Прогулки в разное время года»
«Прогулки в разное время года» Одно из важных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространств...
Консультация для родителей. Тема: Польза наблюдений за природой , в разное время года, вместе с ребенком.
Консультация для родителей....
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Организация проведения трудовой деятельности на прогулке в разные времена года.
Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития. Важно чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными, разнообразными и достовляли им удовольствие и...
Консультация для родителей . Тема: Польза наблюдений за природой, в разное время года, вместе с ребенком .
Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным . Но это не так , ведь именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать...
Комментарии
Окружающий мир.