Наблюдения на прогулках за птицами в разное время года
методическая разработка (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Наблюдения на прогулках за птицами в разное время года
(2 младшая группа)
ОСЕНЬ
1. Во время прогулки обратить внимание на птиц, которые пры гают, летают по территории детского сада. Что есть у птиц? (Туловище, крылья, голова, хвост, лапки.) Для чего нужны глаза, клюв? (Чтобы ис кать зернышки, клевать.) Понаблюдать за поведением птиц.
Словарная работа: Птица, птичка, летает, скачет, туловище, крылья, хвост, зерныш ки, клюет.
2. Обратить внимание на стайку птиц - это воробьи, воробушки. Когда они прилетают на участок, то сразу становится шумно - они на чинают громко чирикать, искать зернышки. Понаблюдать, как воробьи прыгают с места на место, отыскивая корм.
Ш «Воробей», А. Барто («Животный мир», стр. 249).
Словарная работа: Воробей, воробушек, чирикает, прыгает, ищет, летает.
3. Обратить внимание детей на стайку птиц на заборе. Что это за птицы? Почему они так тихо сидят? (Это стайка воробьев. На дво ре холодная, дождливая погода. Им холодно, нет нигде зернышек. Вот они и приумолкли.) Трудно приходится птицам в холодную погоду, поэтому взрослые и старшие дети строят для птиц специальные домики - кор мушки, куда будут каждый день сыпать зернышки и крошки хлеба.
Словарная работа: Стайка птиц, воробушки, кормушка, подкармливать, холодно, голодно, трудно.
4. Посмотреть, как дети старших групп насыпают в кормушки корм. Спросить у них, для чего они так делают, для кого? После бе седы с детьми старших групп поинтересоваться, нет ли у них лишней кормушки. Малыши тоже будут заботиться о птицах зимой, подкарм ливать их на своем участке. Все вместе выбирают место для кормушки и прочно ее закрепляют. Старшие дети еще раз напоминают малышам, что корм нужно будет насыпать каждый день, чтобы птицы привыкли и прилетали к этой «столовой».
Словарная работа: Кормушки, корм, помощь, подкормка, заботиться, насыпать.
5. Спросить детей, что за птицы прилетели к нам на участок? (Голуби.) Сказать детям, если они затруднятся вспомнить, что это гули, голубки - так можно называть их ласково. Отметить, что среди голубей нет одинаковых птиц - они отличаются по окраске перьев, которые бы вают черные, белые, зеленые, коричневые. Перья очень красиво блес тят, переливаются на солнце.
Словарная работа: Голуби, голубок, перья, разноцветные, коричневые, черные, бе лые, блестят, переливаются.
6. Понаблюдать за поведением голубей (как они ходят, переле тают с одного места на другое, как отыскивают корм, разгребая землю лапками). Голуби всегда очень внимательны и при первой же опаснос ти взлетают, поэтому нужно наблюдать за птицами где-нибудь в сторо не, стоять спокойно, не разговаривать.
Словарная работа: Голубок, ходит, ищет, разгребает, внимательный, осторожный.
7. Сказать детям, что голуби и воробьи остаются с нами на зиму. Их мы будем видеть каждый день. Им очень трудно придется в зимние дни: трудно отыскивать корм, холодно. Голуби и воробьи часто летают вместе, прилетают и садятся к нам на участок, отыскивая семена, зер нышки. Если приближается опасность, голуби могут быстрее это заме тить. Они сразу же поднимаются вверх, и воробьи тут же улетают.
8. К нам прилетели воробьи и голуби. Понаблюдать вместе с де тьми за птицами. Сравнить их по величине, по способу передвижения (воробьи прыгают, голуби ходят по земле). Развивать у детей наблю дательность, любознательность. Игры с выполнением имитирующих движений.
Словарная работа: Голуби, голубки, голубок, воробьи, воробушек, летают, ходят, прыгают, взлетают.
9. Обратить внимание детей на птицу, которая прилетела к нам на участок. Это сорока. Сидит, смотрит во все стороны или быстро на чинает скакать по земле. У сороки длинный, черный хвост, белая груд ка, длинный клюв, большие крылья. В холодные зимние дни эта птица будет нашей частой гостьей. В лесу нечем прокормиться, насекомые — жуки, комары, мухи — попрятались, растения завяли, вот и голодно ста ло многим птицам, и летят они поближе к жилью человека.
10. Понаблюдать за поведением сороки. Что она делает? (Пры гает, скачет, ищет корм, перелетает с места на место, кричит, сидит на заборе.) Что есть у птицы? (Туловище, крылья, голова, хвост, глаза.) Откуда прилетела в посёлок сорока? (Из лесу.) Насыпать в кормушку кро шек, семечек, зернышек. Понаблюдать, как птицы будут клевать
«Для птичьей столовой», В. Сиберев («Животный мир», стр. 225).
Словарная работа: Сорока-белобока, прыгает, смотрит, скачет, кричит, стрекочет, поворачивает голову, машет крыльями.
11. На участке появилась новая, с желтой грудкой, птица. Это синич ка. Она все время скачет, вертится, перелетает с одного дерева на другое, с ветки на ветку. Все время что-то ищет. А ищет она под корой деревьев мелких маленьких жучков, которые могут повредить деревьям.
Словарная работа: Синичка, желтая грудка, маленькая птичка, прыгает, скачет, пе релетает, ищет, осматривает.
12. Какие птицы прилетают к нашей кормушке? К нам на участок? Как мы можем узнать (увидеть) воробья, сороку, синичку среди других птиц? О чем мы должны всегда помнить, чтобы птицы прилетали к нам на участок каждый день? (Насыпать корм в кормушку для птиц.
«Покормите птиц», А. Яшин («Животный мир», стр. 227).
Зима
1. Во время подкормки птиц обратить внимание, что после сне гопада кормушка засыпана снегом. Его нужно обязательно убирать, почему? (Зернышки, легкие крошки могут провалиться в снег, и птицы не смогут их достать.) Убирать снег нужно осторожно, чтобы не уронить, не сломать кормушку. Все свои действия воспитатель сопровождает рассказом, объяснениями.
2. Обратить внимание детей, что вокруг кормушки для птиц очень много следов. Чьи это следы? (Птичьи.) Все ли одинаковые? (Разные.) Значит, к нашей кормушке прилетали разные птицы (большие, малень кие). Кроме следов, на снегу видны остатки зерен, хлебных крошек, се мечек. Продолжать учить детей наблюдать за окружающей природой, видеть изменения. Учить детей «читать» следы на снегу.
3. Обратить внимание детей на птиц, которые прилетели на учас ток. «Воробьи хотят есть. Сейчас мы им дадим зерен». Посмотреть, как воробьи клюют корм, как они машут крылышками, перелетая с дерева к кормушке. После наблюдения за поведением птиц спросить у детей: «Кто прилетал сегодня к нашей кормушке? Чем воробьи клевали зер нышки?». Выполнить с детьми имитирующие движения (полетали, как воробушки).
Словарная работа: Воробей, воробушек, клюют, перелетают, чирикают, ищут.
4. Дети наблюдают, как воробьи (другие птицы) прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при неосторожном движении людей. Поэ тому, когда хочется увидеть, заметить что-нибудь интересное из жизни птиц, нужно спокойно стоять на месте, не разговаривать. После наблю дения за птицами спросить у детей, что интересного, необычного они увидели сегодня в поведении птиц.
5. Какие птицы прилетели сегодня к нам на участок? Где они расселись? (На крыше веранды, на заборе, в песочнице и т.д.) Чем они за нимаются? Очень трудно им приходится в зимние дни: и холодно, и голодно. Вот и летят они поближе к жилью человека, надеясь, что люди не забудут насыпать им в кормушку корма.
6. Продолжать знакомить детей с птицами нашего края. Голубь крупнее воробья. Много ли птиц на участке? Что есть у голубя? По наблюдать, как птицы ходят по земле, поворачивают голову в сторону, взлетают, поднимаясь вверх.
Словарная работа: Голубь, голуби, лапки, голова, крылья, туловище; ходят, смот рят, взлетают.
7. Взять на прогулку крошки хлеба. Мы будем кормить голубей. Посыпать крошки в ряд, и голуби их будут клевать с двух сторон. По дозвать голубей, ласково разговаривая с ними («гули-гули, голубки, го лубочки»). У голубя есть глаза, они видят корм, который им насыпают; есть клюв, которым они клюют крошки.
Словарная работа: Голуби, голубка, корм, глаза, клюв, видят, клюют.
8. Во время наблюдения за голубями продолжать знакомить де тей с внешним видом птиц. Голуби бывают разной окраски. Постарать ся найти несколько перьев голубя, рассмотреть их, принести в группу. Обратить внимание, как птицы взлетают (расправляют крылья в сторо ны, взмахивают ими). Куда они полетели, где живут?
Словарная работа: Голуби, голубочек, перья разного цвета, взлетают.
9. Понаблюдать за повадками голубей: они летают мало, больше ходят и при каждом шаге кивают головой. Голуби постоянно держатся стайками (вместе), и если кто-нибудь их потревожит, они перелетают на другое место (или поднимаются вверх): на балкон, забор, на крышу дома. Поэтому около стайки птиц нельзя громко разговаривать, взма хивать руками, быстро ходить, бегать.
Словарная работа: Голуби внимательные, осторожные, пугливые.
10. Во время кормления птиц предложить детям послушать, как они между собой переговариваются (голуби - воркуют, воробьи - чи рикают). Что они могут друг другу рассказывать? (Сообщают, что се годня много еды, крошек: благодарят детей за их заботу.)
Словарная работа: Голуби воркуют, воробьи чирикают, благодарят, клюют, собирают.
11. Когда птицы сытые, они начинают чиститься, охорашивать ся. Посмотреть, как воробьи, голуби клювами убирают между перьями мусор, остатки корма. Птицы очень чистоплотные (аккуратные), и поэ тому много времени уделяют уходу за своим телом. Чистятся не только при помощи клюва, лапок, но и купаются в снегу, в воде, в песке.
Словарная работа: Птицы аккуратные, чистятся, охорашиваются, заботятся, следят, купаются.
12. Обратить внимание, что птицы постепенно к нам привыкают, уже не так боятся, не взлетают, когда мы к ним подходим, чтобы дать корм. Люди кормят птиц, потому что любят их, заботятся о них. А у того, сто их уже давно кормит, птицы могут взять корм с руки. Голуби садятся на руку, с ладошки клюют крошки и радостно при этом воркуют.
13. После многократных наблюдений сравнить голубя и воробья. Воробьи всегда рядом с голубями, они меньше голубей. Голубь воркует, воробей чирикает; голубь ходит, воробей прыгает. Развивать у детей на блюдательность, желание выполнять разные имитационные движения.
Словарная работа: Голуби, воробушки, летают, воркуют, слушают, чирикают.
14. Какие еще птицы прилетают на наш участок? Как мы можем узнать синичку? (По внешнему виду, по повадкам.) Чем она отличается от других птиц? Понаблюдать за поведением птицы (вертится, крутится, перелетает с ветки на ветку). Попытаться найти перья синички, рас смотреть их, принести в группу, сравнить с перьями голубя, воробья. «Синица», 3. Петрова («Животный мир», стр. 368).
15. Спросить у детей, чем бы они могли лакомиться каждый день? А что мы насыпаем в кормушку птицам? Что любят клевать голуби, воробьи? Показать детям кусочек сала: «А это любимое лакомство си нички, которая тоже прилетает в нашу «столовую». Сало можно подве сить на веревочке или прикрепить на ветке дерева, но так, чтобы кусо чек сала не упал, чтобы синичке было удобно им лакомиться».
Словарная работа: Синичка, лакомство, кормушка, кусочек сала, подвешиваем.
16. Обратить внимание детей, что в те дни, когда деревья и кус тарники стоят в красивом снежном уборе (инее), птицы не садятся на деревья. Им неудобно лапками держаться за снежные веточки и трудно искать себе корм — жучков, которые попрятались в маленькие щелочки коры деревьев. В такие дни нужно больше корма насыпать в кормушки для птиц.
«Наши друзья», Г. Ладонщиков («Животный мир», стр. 226).
17. Какие птицы прилетали сегодня в нашу «столовую»? Лакоми лась ли синичка кусочком сала, клевали ли воробьи и голуби зерна и хлебные крошки? Как можно это узнать? (По количеству корма в кормуш ке, по следам на снегу, по найденным перышкам и т.д.) Воспитывать у детей желание участвовать в подкормке и заботиться о птицах.
«Наши друзья», Г. Ладонщиков («Животный мир» стр. 226).
18. Обратить внимание детей на следы, которые можно заметить на снегу. Следы в виде черточек оставили птицы, а маленькие ямки (углубления) - это собачьи или кошачьи следы. Если внимательно пос мотреть вокруг, то можно определить, с какой стороны прибежала со бака, где бегала, в какую сторону убежала. Развивать у детей наблюда тельность, сообразительность.
Весна
1. На улице потеплело, и к кормушке больше не прилетают си ницы - они, дождавшись весны, снова улетели в лес. Сейчас им уже не страшен голод и холод, они смогут выжить без нашей помощи. Какие же птицы остались рядом с жильем человека? (Воробьи, голуби.) За эти ми птицами мы можем наблюдать каждый раз, как только они прилетят на наш участок.
2. Посмотреть с детьми, как воробьи купаются в весенних лужах. Они прыгают, кружатся, перышки взъерошили, радуются, что наступи ли теплые дни и, накупавшись, взлетают на забор послушать песни других птиц. Не забывают посушить свои перышки на солнышке.
«Воробей», А. Барто («Животный мир», стр. 249).
Словарная работа: Воробьи, воробушки, купаются, прыгают, кружатся, сушат.
3. Понаблюдать за воробьями, нашедшими кусочек хлеба. Какой стоит кругом шум! Как быстро воробьи слетелись со всех сторон, уви дев хлеб! Они ссорятся, отбирают друг у друга крошки хлеба. Но вот хлеб съеден, и на земле (песке), где только что были воробьи, осталось большое количество следов. Рассмотреть их.
«Воробей», А. Давьянов («Животный мир», стр. 252).
4. Предложить детям спокойно постоять и послушать пение (чи риканье) воробьев. Это воробушки разговаривают друг с другом, поют песенки, радуясь теплому солнышку. Всегда ли воробьи одинаково чи рикают? (Громко ~ во время опасности, драки; тихо, когда греются на сол нышке.)
«Воробей», Б. Пак («Животный мир», стр. 253).
Словарная работа: Воробей, воробушек, поет, чирикает, зовет; чирикает громко, ра достно, весело, звонко.
5. Понаблюдать, как голуби и воробьи купаются (в песке, в воде), чистят свои перышки, клювом убирают соринки между перышками. Птицы заботятся о чистоте своего перьевого покрова. Затем, взлетев на забор, провода, будут сушиться на солнышке, на теплом весеннем ветерке.
«Эй, веселый воробей!», А. Сидоров («Животный мир», стр. 230).
ЛЕТО
1. Вода нужна и птицам в жаркий день. Если есть лужи, то голу би и воробьи купаются в них, пьют из них воду. Понаблюдать за пове дением птиц, как они машут крыльями, опускаются в воду, плещутся, а затем чистят свои перья, сушатся на солнышке. Расширять знания детей о жизни животного мира в летний период.
Словарная работа: Птицы, голуби, воробьи, купаются, чистятся, сушатся.
2. Понаблюдать за птицами в жаркий день. Воробьи, голуби спрятались от горячих лучей солнца в тень. Сидят на жердочке, дрем лют, некоторые прижались друг к другу. В тени поставить в большой плоской посуде воду для птиц и посмотреть, как они себя поведут.
«Все живое любит воду», А. Красе («Домашние животные», стр. 8).
3. Постоять около здания детского сада, веранды, прислушать ся. Где-то под крышей слышны голоса птиц, там, наверное, воробьи устроили себе гнездо и выводят маленьких птенцов. Если постоять тихонько или посидеть на скамейке, то можно услышать голоса птиц. Или удастся увидеть вылетевшего из-под крыши воробья. Он полетел за кормом для своих птенцов.
Словарная работа: Гнездо, птицы, птенец, корм, искать.
4. В лесу можно услышать пение птиц. И к нам на участок при летают воробьи и громко чирикают. Вот они стайкой вылетели из-под крыши и сели на забор. Воробьи-родители выкормили своих птенцов, и сейчас они все вместе греются на солнышке.
«Воробьи», А. Ближняя («Животный мир», стр. 255).
Словарная работа: Воробьи, воробушки, птенцы, чирикают, подросли.
5. Если присмотреться к стайке голубей, которые собирают на земле крошки, то можно увидеть птиц разных размеров (побольше и поменьше). Голуби тоже вывели птенцов, которые подросли и уже хо дят вместе с родителями, ищут крошки, воркуют, кружатся на месте, взлетают во время опасности.
«Голуби», И. Токмакова («Животный мир», стр. 277).
Словарная работа: Голуби, голубки, воркуют, кружатся, танцуют, ищут, крошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение на прогулках за птицами в разное время года
Планирование наблюдений за птицами...
Наблюдения на прогулках за птицами в разное время года
Планирование наблюдений за птицами...
Консультация для родителя «Прогулки в разное время года»
«Прогулки в разное время года» Одно из важных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространств...
Консультация для родителей. Тема: Польза наблюдений за природой , в разное время года, вместе с ребенком.
Консультация для родителей....
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Организация проведения трудовой деятельности на прогулке в разные времена года.
Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития. Важно чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными, разнообразными и достовляли им удовольствие и...
Консультация для родителей . Тема: Польза наблюдений за природой, в разное время года, вместе с ребенком .
Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным . Но это не так , ведь именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать...