Консультация "Развитие мелкой моторики и оздоровление дошкольников через игры и упражнения с применением морской соли"
консультация
Цель: развитие мелкой моторики и профилактика заболеваний органов дыхания через упражнения, сочетающие пальчиковую и дыхательную гимнастику с использованием морской соли в сопровождении проговаривания стихов и потешек.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук посредством упражнений с морской солью;
2. Профилактика простудных заболеваний, через использование дыхательной гимнастики;
3. Снятие мышечных зажимов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Развитие мелкой моторики и оздоровление дошкольников через игры и упражнения с применением морской соли
«Калейдоскоп педагогических идей-2018»
Воспитатель:
Метелкина Наталья Николаевна
г. Лесосибирск 2018г.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости у детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои
силы»
В.А. Сухомлинский
Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена. Основа физического и психоэмоционального здоровья закладывается в дошкольном возрасте. Использование природных материалов, в НОД, не только стимулирует активность детей, а и способствует укреплению физического и психоэмоционального здоровья детей благодаря уникальным свойствам природных материалов. Одним из таких природных материалов является поваренная соль (хлорид натрия, NaCl).
И.Д. Зверев советский российский ученый, автор произведения «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» пишет, что «Соль входила и в состав самых древних лекарств, она обладает целебными свойствами, очищающими и дезинфицирующими действиями. Причем с давних пор подмечено, что соль разных месторождений имеет разные биологические свойства: самая в этом отношении полезная – морская».
Соль является пищевой добавкой, а вдыхание паров соли не имеет противопоказаний и применяется для профилактики всех болезней органов дыхания и активизации защитных сил организма. Так как соль обладает антисептическим свойством её можно не однократно использовать в детских играх и упражнениях. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, что способствует развитию мелкой моторики рук.
Изучив различные методические источники, описывающие применение соли в работе с детьми, адаптировала комплекс упражнений с морской солью для организации игровой деятельности с детьми 4-5лет.
Комплекс упражнений состоит из упражнений сочетающих пальчиковую и дыхательную гимнастику с использованием морской соли в сопровождении проговаривания стихов и потешек. Тактильно – кинестетические ощущения при соприкосновении рук ребенка с солью обладают релаксационным эффектом, что способствует мышечному расслаблению, снятию зажимов и общего напряжения. Используемые стихи и потешки помогают настроить ребенка на определенный ритм, задают тон упражнениям, при проговаривании работа дыхательных органов активизируется, что способствует более глубокому вдыханию паров соли, тем самым увеличивается её профилактический эффект заболеваний органов дыхания.
Цель: развитие мелкой моторики и профилактика заболеваний органов дыхания через упражнения, сочетающие пальчиковую и дыхательную гимнастику с использованием морской соли в сопровождении проговаривания стихов и потешек.
Задачи: 1. Развитие мелкой моторики рук посредством упражнений с морской солью;
2. Профилактика простудных заболеваний, через использование дыхательной гимнастики;
3. Снятие мышечных зажимов.
Оборудование и материалы:
Сухая морская соль (без ароматических добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки, различные мелкие предметы (игрушки, горох, фасоль, лего и т д ).
Предварительная работа:
С целью усиления оздоровительного эффекта, один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, чтобы обогащать воздух целебными свойствами. Он не предназначен для упражнений и игр.
В непосредственной образовательной деятельности происходит знакомство детей с солью. Дети трогают, разглядывают её кристаллы, пересыпают, описывают соль, рассказывают, что им известно о соли. Предлагаю послушать увлекательный рассказ о морской воде, в которой содержится соль, и другие факты из истории соли. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
Перед выполнением упражнений с солью, дети выполняют небольшую дыхательную гимнастику, проговаривая небольшие скороговорки, стихи, потешки.
Пальчиковые упражнения с солью:
- «Жучки» — погружение в соль только подушечек пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок».
- «Солим суп» — захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора».
- «Хлопки» — похлопывать ладонями: «Хлопайте ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте».
- «Курочки» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность: «Травку дружно мы клюем, червячка сейчас найдем».
- «Моем ручки» — захватить соль обеими ладонями, слегка растирать между ними. «Моем руки чисто-чисто, моем руки быстро-быстро».
- «Пересыпь соль» — пересыпать соль из одной ладони в другую. «Соль, пересыпайся, да не просыпайся».
- «Ладушки» — похлопывать ладонями о соляную поверхность. «Хлопайте ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте».
- «Кулачки» — захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать. «Мы соль в кулак зажали, и крепко подержали».
- «Гуси» — пальцы щипают соль. «Щиплют гуси травку дружно, торопиться им не нужно.
- «Ловись рыбка» — в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
- «Строители» — использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
- «Художники» — указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы (самостоятельно и по заданию педагога).
- «Угадай-ка» — найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
- «Кладоискатели» — одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
- «Пальчики, ладошки» — ребенок отпечатывает свои ладошки, пальчики или использует их, изображая точки, линии, следы животных, морскую волну и др.
- «Печать» — печатание по соли, используя природный материал, мелкие игрушки, изображающие различных персонажей, крышечки, колесики и т.п.
- «Пальчиковые походы» — выполнение заданий по поиску сокровищ, в том числе с закрытыми глазами.
- «Солевая песочница» – в этой соли могут бродить мелкие зверушки, разыгрываться тематические истории. Предварительно можно покрасить кристаллы в разные цвета, разграничив игровые зоны и, придумывая вместе с ребенком разные сюжеты.
Опыт педагогической практики дает возможность с уверенностью рекомендовать широкое использование морской соли как педагогам в непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, так и родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики рук. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Здоровье ребенка, среди всех земных благ – ценный дар, данный ему природой, заменить который нельзя ничем.
Список литературы:
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. – 2004. – №1.
- Домаркова Н.В. Комплекс упражнений с морской солью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dsov20.ucoz.ru/kompl.uprazhnenij.pdf
- Фёдорова С.В. Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Летающие капли в стиле эбру». – г. Лиски, 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_136/cd_site/articles/art
- https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3046929
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии и физиологии и гигиене человека .М.: Просвещение 1978г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности являются наилучшим средством гармоничного развития кистей рук у дошкольников....
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников,через пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников, через пальчиковые игры....
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....
"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через дидактические игры и упражнения" март 2021 год
quot;Только та игра целесообразна, вкоторой ребенок активно действует, строит, комбинирует, преодолевает трудности" - А. С. Макаренко...
«Развитие мелкоймоторики рук у дошкольников через дидиктические игры и упражнения»
laquo;Развитие мелкоймоторики рук у дошкольников через дидиктические игры и упражнения»...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников через игру
Эффективность игровых упражнений как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской рук...