Развитие мелкой моторики у старших дошкольников через игру
консультация (подготовительная группа)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
В. А. Сухомлинский
Актуальность заключается в том, что одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу — это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Часто родители ошибочно полагают, что самое главное научить ребенка читать, считать до поступления в школу. В действительности, такая подготовка не гарантирует успешного обучения в школе. Часто бывает так, что якобы подготовленный ребенок, начиная обучение в школе, теряется, замыкается в себе и, в конце концов, снижает свои успехи. Дошкольники с недостаточно развитой ручной моторикой чувствуют себя несостоятельными в простых, примитивных действиях, доступных для остальных детей. Это глубоко влияет на его самооценку и эмоциональное благополучие ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Чем раньше начинается развитие двигательных способностей пальчиков малыша, тем лучше удастся сформировать интеллект ребенка.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи:
• улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
• развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
• содействовать нормализации речевой функции.
• создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
• информировать родителей о значении игр и упражнений, развивающих мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста.
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребёнка, развивают мышцы. Дети, которым позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
О необычных свойствах и значении развития мелкой моторики рук знали еще наши прадеды. Из поколения в поколение передаются народные потешки, пестушки, прибаутки, поговорки: «Петушок¬-петушок», «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона кашу варила» и др..
Пальчиковые игры
Эти игры очень интересны детям, они эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности, их можно проводить где угодно, для них не нужно специального оборудования. «Пальчиковые игры» как бы изображают различные истории из окружающего мира, деятельность людей, явления природы, животных, предметы при помощи движений пальцев. Огромное значение при проведении игр-упражнений, пальчиковой гимнастики имеет текст. Он должен быть легким в заучивании, веселым и увлекательным для детей.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Например: пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, рукавички, перчатки, которые надеваются на отдельный пальчик так и на всю руку ребенка. Применение пальчикового театра способствует развитию воображения, творческой активности и развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками (пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит, ¬ развивают речь).
- Пальчиковые гимнастики и физкультминутки, где движения детей сочетаются с речью.
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка.
Массаж кистей рук
Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Например: Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
«Огонёк»
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
«Быстро палочкой мы трем - огонек сейчас найдем»
«Вертолёт»
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.
«Вертолёт лети, лети. Быстро лопасти верти»».
Например: Массаж рук мячиками-прыгунами
«Непослушные мячики» - покатать их ладонью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу).
В.П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка».
Лепка из разных материалов
Для тренировки кистей рук можно использовать самые разные материалы – пластилин, соленое тесто, глину. Прекрасное творческое занятие – создание пластилиновых картин, когда маленький скульптор размазывает пластилин по картону и создает образ, который подсказывает ему фантазия.
Лепка — это лучшее средство для развития мелкой моторики рук. Даже самое обычное пельменное тесто так приятно разминать в ручках и размазывать по столу.
А лучше приготовьте для ребёнка специальное солёное тесто, которое будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.
– 1 стакан соли тонкого помола смешиваем с одним стаканом муки, добавляем одну ложку растительного масла и полстакана воды. Хорошо вымешать. После этого оно готово к работе.
Развитие мелкой моторики с помощью раскрасок
При раскрашивании развивается мелкая моторика и кисть руки, что, напрямую связано с развитием мышления ребёнка, а также с успешностью освоения навыков письма. Раскрашивание помогает ребенку почувствовать свою ведущую руку и научиться управлять ею.
Игры с бумагой
Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания: сминание и разглаживание листа бумаги; складывание оригами. Кусочки рваной бумаги можно использовать для «рваной аппликации». Предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (салфетки, газеты, картон).
Игры с веревочками и шнурками
Для развития мелкой моторики у детей отлично подходят игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме. Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету. Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно сделать самостоятельно из фетра.
Например: фетровая книга с заданиями.
Игры с песком и сыпучими веществами
Игры с песком, как средство развития мелкой моторики, существенно усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать. Детям можно предлагать такие задания: пересыпать песок из одной емкости в другую; отсыпать песок мерной ложкой; просевать песок через сито; рисование пальцами по песку; лепка из мокрого песка; поиск в песке зарытых мелких предметов. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а так же речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию социально¬-ролевой игры и коммуникационных навыков ребенка. Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделок из цветной соли.
Игры с крупами и семенами
Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки.
Например: игра «Золушка».
Для этой игры смешайте в мисочке разные семена и круп, и предложите ребёнку рассортировать по тарелкам. Захватывать горошинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее. Можно взять и макароны разных видов, это не только стимулирует моторику, но и развивает мышление ребёнка, учит его анализировать.
Из круп и семян можно выкладывать пластилиновые картины, создавать аппликации.
Игры с пуговками
Например: заполнить пуговицами геометрические фигуры на рисунке, подбирая их по цвету. Выкладывать линии по заданному рисунку.
Игры с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Например: приделать крылья птичке; сделать лепестки цветку; добавить лучики солнышку и др. Игры можно использовать на занятиях по математике – посчитать примеры и прикрепить на шаблон соответствующее количество прищепок.
Конструирование и моделирование
Мелкую моторику и пространственное мышление развивают металлические, магнитные, пластмассовые и деревянные конструкторы. Сделать более ловкими пальцы помогают игрушечные и взрослые инструменты — отвертка, молоток и пассатижи.
Рукоделие
Огромную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие. Девочек стоит научить вязанию, вышивке и шитью. Впрочем, ничего странного, если эти занятия заинтересуют и мальчика – пусть попробует. Чем больше разнообразных навыков приобретет ребенок, тем богаче будет его кругозор.
Игры со счётными палочками
Например: выкладывание из палочек фигурки, которые нарисованы на картинке.
Графические умения
Перед поступлением в школу важно помочь будущим первоклассникам подготовить руку к письму. В 6-7 лет полезно раскрашивать по тонкому контуру, с мелкими деталями, стараясь не выходить за пределы. Хорошо, если ребенок освоит обведение фигур по пунктиру, научится проводить ровные линии в графическом лабиринте, дорисовывать симметричные изображения. Научите его копировать фигуры на листе в клетку и чистом листе бумаги, штриховать в разных направлениях и тонировать – нажимать на карандаш с разным усилием, чтобы получались тоны разной насыщенности.
Такая работа должна проводиться регулярно, только тогда можно достичь хороших результатов. Необходимо пополнять и расширять развивающую предметно-пространственную среду игрушками и предметами, помогающими развитию мелкой моторики (игры-шнуровки, бутылочки с крышками, коврики с мелкими деталями, конструкторы, вертушки и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М...
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников,через пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников, через пальчиковые игры....
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....
"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через дидактические игры и упражнения" март 2021 год
quot;Только та игра целесообразна, вкоторой ребенок активно действует, строит, комбинирует, преодолевает трудности" - А. С. Макаренко...
Консультация "Развитие мелкой моторики и оздоровление дошкольников через игры и упражнения с применением морской соли"
Цель: развитие мелкой моторики и профилактика заболеваний органов дыхания через упражнения, сочетающие пальчиковую и дыхательную гимнастику с использованием морской соли в сопровождении проговаривания...
«Развитие мелкоймоторики рук у дошкольников через дидиктические игры и упражнения»
laquo;Развитие мелкоймоторики рук у дошкольников через дидиктические игры и упражнения»...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...