Коррекционно- развивающая программа "Хозяйственно- бытовой труд"
рабочая программа (подготовительная группа)

Землянская Елена Евгеньевна

В программе дан материал для детей с умеренной отсталостью. Содержание программы по разделам: обувь, жилище, питание, одежда. Также указаны способы определения результативности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hozyaystvenno-bytovoy_trud_1.docx54.77 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом – интернат для детей инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Комитета по социальной политике

ПРИНЯТО                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом ДДИ №1                                        приказ №125-05П от 30.12.2020г.

протокол №1 от 30.12.2020                                      Директор _________В.Н. Асикритов

Структурное подразделение психолого- педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Хозяйственно-бытовой труд»

на 2021 год

Группа 11 «А»

Составитель:

Землянская Е.Е.,

воспитатель

Санкт- Петербург

2021

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа «Хозяйственно-бытовой труд» разработана на 2021 год получателей социальных услуг 11 «А» группы.

Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  • Конвенция ООН о правах инвалидов (2006);
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ;
  • Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2017);
  • Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями от 10.02.2020 г.);
  • СанПиН 2.4.3259-15. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • СанПиН 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» разработаны для охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
  • Локальные акты и Устав СПб ГБСУСО ДДИ № 1

Коррекционно-развивающая программа является составной частью системы воспитательной работы в учреждении и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.

Коррекционно развивающая программа «Хозяйственно-бытовой труд» составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения особенностей детей со сложной структурой дефекта и опыта воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, в условиях детского дома-интерната.

Программа разработана с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Характеристика контингента группы.

В группе 11 «А» проживают 6 мальчиков с умеренной умственной отсталостью. Все имеют нарушение двигательной, эмоционально- волевой сферы, тотальное недоразвитие речи, наблюдается нарушение поведения, нестабильное эмоциональное состояние, нарушение общения. Это затрудняет овладение всеми видами деятельности. Собственная речь у детей представлена в виде отдельных звукокомплексов, несколько детей используют в общении жесты, мимику. У всех детей имеются нарушения эмоционально- волевой сферы разной степени, у некоторой эмоциональной лабильности, расторможенность, неадекватность.

Коррекционно развивающая программа «Хозяйственно-бытовой труд» направлена на практическую подготовку детей к жизни в социуме, повышение уровня их общего развития. Содержание программы ориентировано на знакомство детей с обучение гигиене тела, приему пищи, одеванию и раздеванию, простейшему уходу за одеждой, обувью, уборке помещений, формирование представлений о правилах безопасного поведения в быту.

Цель программы. Достижение максимально возможных положительных результатов в самообслуживании себя, для обеспечения бытовой независимости.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию, целенаправленная подготовка к взрослой жизни,
  • Формирование для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности.
  • Обучение применению предметов- орудий.
  • Обучение действиям по подражанию, образцу и словесной инструкции.

Коррекционно-развивающие

  • Развитие в процессе трудовой деятельности внимания, восприятия, наглядного мышления, речи.
  • Развитие моторики рук и зрительно- двигательной координации в процессе обучения приёмам труда.
  • Развитие умений ориентироваться в задании, определять и соблюдать план работы, контролировать ее результаты.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к труду окружающих людей и знаний о нем.
  • Развитие эмоционально- положительного отношения к труду и стремления к самостоятельности в труде.
  • Формирование умения работать в коллективе.
  • Воспитание положительных качеств личности.

Планируемые результаты:

  • пользоваться инструментами, уборочным инвентарем,
  • классифицировать бельё,
  • стирать мелкие предметы личной гигиены,
  • ухаживать за комнатными растениями,
  • приготавливать бутерброды,
  • наводить порядок в шкафу.
  • освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование специальных принципов:

  • Принцип гуманизации – уважение и принятие ребёнка с ментальными нарушениями развития как личности.
  • Принцип единства образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность образовательного процесса, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует регулярного контроля динамики изменений состояния, поведения ребёнка и его реакций. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить содержание работы на занятии, используемые методы и средства.
  • Принцип индивидуализации предполагает подбор содержания, темпа, приёмов и способов взаимодействия с ребёнком, пространственную и временную организацию занятия с учётом его возможностей («зоны актуального и ближайшего развития»), а также состояния в данный момент.
  • Принцип доступности предполагает соответствие содержания материала уровню интеллектуальных, физических возможностей ребёнка.
  • Принцип концентричности – материал предлагается по принципу постепенного усложнения и увеличения объёма информации.

Условия реализации программы: набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии ДДИ №1. Предполагаемый объем учебного времени – 2часа в неделю (исходя из 52 недель в году). Занятия проводятся в помещении группы, оснащенном в соответствии с требованием СанПиН, во второй половине дня - 2 раза в неделю. Продолжительность занятия по времени 45 минут.

В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий: групповая. Занятия проводятся в виде: игры, практического или комбинированного занятия. Программу реализуют воспитатели группы.

Перечень материального оборудования

Группа оборудована в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, диваны, учебная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

        Групповая комната

Объемные показатели кабинета:

Площадь – 40 м

Число посадочных мест- 12

Освещение кабинета:

Естественное – 2 окна

Искусственное- 32 лампы

Дверь- окно- 2

Воздушно- вентиляционный режим кабинета:

Приточно –вытяжная

Окраска стен:

Обои под покраску

Напольное покрытие:

Линолеум

Потолок:

Подвесные потолки

Игровая комната

Объемные показатели кабинета:

Площадь – 31,5 м

Число посадочных мест- 12

Освещение кабинета:

Естественное –6 окон

Искусственное- 32 ламп

Воздушно- вентиляционный режим кабинета:

Приточно –вытяжная

Окраска стен:

Обои под покраску

Напольное покрытие:

Линолеум

Потолок:

Подвесные потолки

Перечень наглядных пособий.

Коррекционно- развивающая  программа

Название

«Хозяйственно –бытовой труд»

  • наличие ковра или паласа,
  • настольные лампы,
  • гармоничная цветовая гамма,
  • кухня, санузел, жилая комната, прихожая;
  • сюжетные картинки с различными видами жилья и подсобных помещений;
  • предметные картинки с различными видами мебели;
  • демонстрационный материал моющих средств;
  • утюг и гладильную доску;
  • стиральную машину;
  • щетки для одежды;
  • демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы; вешалки, пуговицы, нитки, иглы;
  • фартуки, косынки.
  • таблица о закаливание организма;
  • демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
  • носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
  • образцы косметических средств и средств гигиены.
  • таблица продуктов, составляющая рацион питания;
  • график режима питания в группе, меню;
  • методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;
  • набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пище;
  • механические и электробытовые приборы

В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Занятия проводятся в виде: игры, практического занятия, праздника, экскурсии, беседы и др. Программу реализуют воспитатели группы

Тематический план

Название раздела

 Кол-во часов

Формы контроля

1.

Одежда

17

Карта итогового контроля, портфолио, фото

2.

Обувь

14

3.

Жилище

18

4.

Питание

11

  Карта итогового контроля, портфолио, фото

5.

Труд на улице.

6

6.

Предметно практическая деятельность.

35

Всего:

101

Календарный график

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего недель

Количество часов

Режим занятий

9 января 2021 года

30 декабря 2021 года

52

101

2 раза  в неделю по 45  минут

Содержание программы

Одежда и обувь. (35 часов)

Демонстрация детям одежды и обуви по сезону. Ознакомление с предметами одежды, части одежды (рукава, карманы, воротник). Обувь, части обуви (подошва, каблук, ремешок).  Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафу, разложенную на стуле и т. п.).

Раздевание и одевание одежды в определённом порядке с помощью воспитателя и по словесной инструкции. В одевании и раздевании дети с недостатками умственного развития проявляют большую беспомощность.  При обучении этому необходимо соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Обучая всему этому, воспитатель одновременно побуждает ребенка активно участвовать в самом процессе одевания. Ребенок слушает, что говорит воспитатель и постепенно начинает делать то же самое. Когда у ребенка сформируется навык, ему предлагают оказать помощь другу: расстегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, положить обувь на полку.

Проводим игры и упражнения на формирование навыков: называть и показывать одежду, обувь и их части; подбирать одежду и обувь по сезону; последовательно одевать и раздевать куклу Катю; уметь снимать обувь и одевать обувь без шнурков; застегивать и расстегивать застежки различного вида с использованием Монтессори-материалов (застегивать молнии, кнопки, застежки-липучки); знания частей одежды, порядка одевания и раздевания, отличий лицевой и изнаночной частей одежд; уметь различать все ли пуговицы на месте. Очищение обуви от снега, песка; мытье обуви.

Питание.  (11часов)

Знакомство с режимом приема пищи и правилами поведения во время приема пищи.  Дать сведения о значении режима питания для здоровья. Продукты: знакомить детей с основными блюдами, их названием, составом блюд; мучные и хлебобулочные изделия, бутерброды, макаронные изделия. Изучение внешнего вида, названия и назначения столовой посуды и приборов. Демонстрация детям посуды: чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки), столовая (тарелки мелкая и глубокая), столовые приборы (ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож).

Игры и упражнения на формирование навыков: поведения во время еды: удерживание чашки, ложки, брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи; знать название и назначение столовой посуды; уметь пользоваться столовыми приборами; выполнение обязанностей дежурных (помощь в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину). знания времени для завтрака, обеда, ужина, полдника.  уборка посуды после приема пищи.

Жилище. (18 часов)

Знакомим детей с видами жилых помещений. Предметное наполнение учебной, игровой комнат: название мебели, ее назначение. Беседа о необходимости поддержания чистоты и порядка в данных помещениях. Знакомство с уголком хозяйственно-бытового труда: оборудование, инвентарь, его назначение. Правила пользования инвентарем.

Формируем навыки уборки помещения: протирание пыли, мытье поверхностей, игрушек, наведения порядка в личных шкафах и в игровой комнате, ухода за растениями, умение определять непорядок в помещении, выбирать инвентарь для уборки, умение заправлять простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку.

Труд на улице. (6 часов)

Ознакомление детей с материалами, необходимыми для чистки дорожек от снега, от мусора, от листьев. Выполнение простейших трудовых действий по соблюдению порядка на игровой площадке: сбор опавших листьев и сухих веток с деревьев; уборка мусора на участке в ведро, в мешок, вынос мусора к мусорному контейнеру; выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы; утепление корней растений вместе с воспитателем; сгребание снега в определенное место для снежных построек; изготовление снежных построек; расчистка дорожек, запорошенных снегом; посыпание ледяных дорожек песком.

Предметно-практическая деятельность. (35 часов)

Выполнение действий со сменой вида движения. Выполнение по показу действий с предметами: Использование Монтессори-материалов: перекладывание, пересыпание предметов из одной емкости в другую; бросание мелких предметов в сосуд с узким горлышком; складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы её можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов с отверстиями на стержень (пирамида); рамки-вкладыши. Раскладывание предметов, по цветам начиная с двух контрастных: желтый - красный, синий - зеленый, постепенно увеличивая до четырёх. Выбор по образцу и инструкции одной формы из 4-8 предметов «Дай такой же предмет». Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Определять формы независимо от величины и окраски предмета (шар большой и маленький, красный и синий и т.д.) Группировать предметы разной величины, цвета, формы согласно заданию по образцу («Разложи, какие куда подходят. Группировать различные парные предметы по величине (большие - маленькие кольца, кубики, пуговицы, мячи, машины и т. д.). Подбирать друг к другу разнородные предметы, одинаковых по величине» (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки - к таре, шары - к отверстиям разного диаметра).

Дидактические игры: «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные вилки, ложки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета при выборе их из предметов разного цвета. «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, чередование предметов по цвету через один. «Подбери по цвету», подбор разнородных предметов одного цвета (кукле — платье, шапочку, носочки, шарф, в посуде - чашку, блюдце, тарелку). «Подбери по форме»: подбор предметов одной формы разного цвета и размера (шарик, мяч, яблоко, помидор и т. д.). «Картинное лото». Учить выполнять правила игры: ожидание своей картинки, отказ от других. Сличать при игре парные картинки, изображающие предметы одежды, обуви, посуды, игрушки, овощей, фруктов, домашних и диких животных. «Куда подходит»: «Почтовый ящик»: уметь опускать объёмные фигуры в соответствующие по форме прорези коробки способом проб и ошибок и зрительно соотнося фигуры с прорезями. «Поиск в окружающем»: находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с показанными учителем. «Что лишнее»: исключение по цвету, форме, величине. Складывание из счётных палочек фигур и узоров по образцу, картине: двухэтажный дом, грузовая машина, буквы, алфавит и т. д. Складывание разрезных картинок из 2-4 частей, разрезанных по горизонтальным и вертикальным линиям, кубиков. Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями. Выполнение различных комбинаций из 5-6 объёмных и плоскостных форм по образцу. Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу: стол на четырёх ножках (кубиках); диван, кресло; дом одноэтажный; дом с воротами, забором и дорожкой; двухэтажный дом; автомобиль; поезд. Выполнение подражательных движений для развития движения рук, кистей и пальцев рук («Замочек», «Топор», «Пальчики здороваются», «Шарик» и пр.). Ввести выполнение этих упражнений одновременно двумя руками. Выполнение действий со сменой вида движения («Стучим-прячем», «Бежим-приседаем»). Выполнение по показу действий с предметами: - Использование Монтессори-материалов: перекладывание, пересыпание предметов из одной емкости в другую; бросание мелких предметов в сосуд с узким горлышком; складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы её можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов с отверстиями на стержень (пирамида); рамки-вкладыши.

Оценочные и методические материалы.

Способы определения результативности

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение за ребенком и его деятельностью, появлением новообразований в деятельности и личностном развитии, успехов и достижений;

- педагогический анализ активности воспитанников на занятиях, в самостоятельной деятельности;

- мониторинг динамики усвоения воспитанниками программного материала.

Виды диагностической работы:

- начальный контроль (проводится в начале учебного года с целью определения уровня возможностей детей, имеющихся умений и навыков); на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа;

- текущий контроль (проводится в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками программного материала, определение готовности детей к восприятию нового материала, повышение активности и воспитание интереса к занятиям, подбор оптимальных методов и средств обучения) с применением методов педагогического наблюдения и педагогического анализа;

-  промежуточный контроль (проводится в середине учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками программного материала, определения результатов обучения за полугодие), на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа, заполняется дневник педагогического наблюдения, а также проводится открытое занятие;

- итоговый контроль (проводится в конце учебного года с целью определения динамики усвоения воспитанниками программного материала, определения результатов обучения, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения). В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами игр, занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в карте итогового контроля и оцениваются по пятибалльной шкале:

1 балл - выполняется только в совместной деятельности;

2 балла - выполняется с помощью и поддержкой взрослого;

3 балла - выполняется под контролем взрослого;

4 балла - выполняется под частичным контролем взрослого;

5 баллов - выполняется самостоятельно.

Методическое обеспечение занятий.

Практические действия использования ложки, отработка действий во время еды. Усвоение навыка последовательности приема пищи в совместных имитационных играх и упражнений, практических действиях: держать ложку в правой руке, аккуратно брать еду ложкой, тщательно пережевывать пищу, вставать и выходить из-за стола только по окончанию еды, благодарить. Упражнения на формирование умений держать чашку, спокойно пить небольшими глотками, ставить чашку на стол.

Упражнения на формирование знаний о последовательности приёма пищи по пиктограммам, обучение сопряженному проговариванию действий.

Игры на обучение элементарным правилам пользования салфеткой во время еды и после еды. Упражнения и ролевые игры: «За столом», «Кукла Таня обедает» и др. Обучение элементарным игровым действиям.

Беседы с детьми, побуждающие их к невербальному и вербальному общению по ситуациям пищи, изображенным на картинках. Обыгрывание простых ситуаций из жизни детей.

Игры и упражнения на привлечение внимания детей к своему внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, показывать одежду на себе, разложенную на столе. Дидактические игры на распознавание различных видов одежды («Выбери одежду для улицы, дома»). Практические действия по одеванию носков, брюк, расстегиванию и застегиванию застежек на липучках, молниях, пуговицах в совместных практических упражнениях. Формирование знаний о последовательности действий в процессе раздевания и одевания, складывания одежды. Игры на определение порядка в одежде. Проигрывание ситуаций: «Моя одежда». Практические упражнения по   формированию элементарных навыков ухода за одеждой.

Совместные, имитационные и практические действия шнуровки. Практические упражнения по формированию навыков аккуратности и элементарного ухода за обувью (вытереть тряпочкой, поставить на полку для обуви). Игры «Мы помощники», «кукла идет на прогулку».

Для проведения занятий по хозяйственно-бытовому труду следует:

  • использовать наглядные средства обучения (натуральные предметы, орудия, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии, иллюстрации, видеофильмы, операционные карты и т.д.)
  •  систематически организовывать наблюдения и экскурсии;
  • применять сочетание наглядных методов и активных действий с предметами и объектами;
  • в ходе обучения использовать четкую инструкцию, пояснение и словесный комментарий;
  • применять моделирование реальных ситуаций;
  • в системе закреплять упражнения по усвоению и отработке трудовых действий, различных двигательных приемов;
  • использовать разнообразные виды игр (дидактические, сюжетные, имитирующие и т.д.), прибегать к помощи игровых персонажей;
  • создавать доступные до понимания проблемные ситуации;
  • предлагать решать доступные логические задачи с использованием трудовых операций.

Выбор и сочетание методов и приемов варьируется в зависимости от особенностей детей.

Примерный перечень дидактических игр и упражнений на занятиях.

  • Дидактические игры и упражнения: «Разложи обувь парами», «Почистим зубки», «Поручения», «Послушные ручки», «Мои игрушки», «Где наша кроватка», «Заправь кровать для куклы», «Самый опрятный», «Мы дежурные», «Чумазый Хрюша», «Ждем гостей», «Каждой вещи свое место», «Постираем свои носки», «Мы помощники», «Чистые стульчики», «Наш гардероб», «Подбери оджеду по сезону», «Приводим одежду в порядок», «Гигиена обуви», «Покажем мишке, как мы умываемся», «За столом», «Кукла идёт на прогулку».
  • Рассказы для детей: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Б. Шергин, «Красный день» В. Распутин, «Федорино горе» К.Чуковский, сказка «Репка», «Труд красит человека», «Зимовье зверей», «Айболит», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Ш Перро «Золушка».
  • Пальчиковая гимнастика: «Полетели птички», «Мышка мылом мыла мышку», «Водичка, водичка», «Моя семья», «Пальчики», «Лесенка», «Пальчики в лесу», «Игра на рояле», «Кто приехал?».

Литература

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». - СПб, Изд. «Союз»,2001г.
  2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудоваяподготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта» - М.,«Педагогика», 1988г.
  3. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. Б.П. Пузанова. - Мн.: Издательский центр «Академия», 2006,
  4. Худенко Е. Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционныетехнологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М. 2007.
  5. Шинкаренко В.А. «Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно – бытового труда у умственно отсталых детей / Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителей. – Минск: Из-во БелАПДИ «Открытые двери», 1997г.
  6. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 2009.

Приложение 1

Календарно – тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Одежда

1.

Д/И «Магазин одежды»

Д/И «Одежда для Вани и Мани»

2

09.01

12.01.

2.

Смена одежды по сезонам.

1

16.01.

3.

Развешивание одежды на плечике.

1

19.01.

4.

Знакомство с понятием «опрятность»

1

23.01.

5.

Стирка мелких предметов. Д/и «Посмотри внимательно»

1

26.01.

6.

Уход за одеждой: чистка с помощью щетки.

1

30.01.

7.

Порядок одевания различных частей одежды.

1

02.02.

8.

Изнаночная и лицевая сторона одежды

1

06.02.

9.

Правильное застегивание пуговиц

1

09.02.

10.

Развитие шнуровать ботинки.

1

13.02.

11.

Обучение детей умению загружать стиральную машинку

1

16.02.

12.

Формировать у детей навык развешивать бельё

1

20.02.

13.

Умение различать свою одежду среди других.

1

23.02.

14.

Застегивание молнии. Д/и «Делай как я»

1

27.02.

15.

Складывание поглаженных вещей.

1

02.03.

16.

Итоговый практикум «Приводим одежду в порядок»

1

06.03.

Жилище

17.

Соотнесение предметов для уборки жилья с картинками и пиктограммами.

1

09.03.

18.

«Мы помощники». Д/и «Смотри и делай».

1

13.03.

19.

Дежурство по столовой.

1

16.03.

20.

Ремонт книг. Д/и «Для чего это нужно?»

1

20.03.

21.

Инвентарь для работы и уборки помещений. Виды уборки.

1

23.03.

22.

Уход за мебелью. «Чистые стульчики»

1

27.03.

23.

Уход за комнатными растениями: полив

1

30.03.

24.

Уход за комнатными растениями: рыхление

1

03.04.

25.

Уход за комнатными растениями: опрыскивание

1

06.04.

26.

Проведение влажной уборки: мытьё подоконников

1

10.04.

27.

 Практическое занятие « Влажная уборка игровой комнаты»

1

13.04.

28.

Проведение влажной уборки: подметание пола веником.

1

17.04.

29.

Уход за коврами и напольными покрытиями.

1

20.04.

30.

Складывание покрывал в спальне

1

24.04.

31.

Сроки смены белья. Правила хранения белья для стирки

1

27.04.

32.

Включение , сборка и разборка пылесоса.

1

04.05.

33.

Беседа о необходимости поддержания порядка в группе.

1

08.05.

34.

Итоговый практикум «Наведение порядка в группе»

1

11.05.

Обувь

35.

Обувь, части обуви (подошва, каблук, ремешок).

1

15.05.

36.

Обувь для девочек и мальчиков.

1

18.05.

37.

Застегивание липучек на обуви.

1

22.05.

38.

Завязывание шнурков.

1

25.05.

39.

Разновидность обуви и их назначение.

1

29.05.

40.

Уход за уличной обувью.  

1

01.06.

41.

Вытирание и чистка обуви об решетку

1

05.06.

42.

Мытье и сушка обуви.

1

08.06.

43.

Упражнения в обувании и снятии обуви.

1

12.06.

44.

Различение правого-левого ботинка. Игра «Ботинки поссорились».

2

15.06

19.06

45.

Д/и «Подбери пару»

1

22.06

46.

Практические упражнения по уходу за обувью (Вымыть, высушить, убрать)

2

26.06

29.06

Труд на улице

47.

Признаки чистого и грязного участка (определить и назвать с помощью фото)

1

03.07.

48.

Практическая работа: уборка участка.

1

06.07.

49.

Сезонные явления природы. Признаки.

1

10.07.

50.

Наблюдения за работой дворника и  механизированной сезонной уборкой территории.

1

13.07.

51.

Подметание дорожек.              

1

17.07.

52.

Подметание беседки веником.

1

20.07.

Питание  

53.

Обязанности дежурного. Практические упражнения «Сервировка стола к завтраку».

1

24.07.

54.

Правила поведения за столом. Вежливые слова.

1

27.07.

55.

Соотнесение предметов кухни с картинками и пиктограммами.

1

31.07.

56.

Правила пользования острыми, режущими предметами.

1

03.08.

57.

Практическая работа. Приготовление бутербродов.

1

07.08

58.

Практическая работа: нарезка овощей.

-приготовление фруктового салата;

-приготовление овощного салата.

2

10.08.

14.08

59.

Заваривание чая.

1

17.08.

60.

Знакомство с правилами безопасного обращения с горячей водой.

1

21.08

61.

Средства ухода за посудой (жидкое мыло, чистящий порошок). Практическая работа: как я мою чашки»

1

24.08.

62.

 Продукты питания.  Названия, характеристика продуктов.

1

28.08.

Предметно практическая деятельность

63.

Работа с мозаикой. Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу

1

31.08.

64.

Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов.

1

04.09.

65.

Знакомство с ножницами. Выполнение серии надрезов (вдоль и поперек бумаги)

1

07.09.

66.

Д/и «Волшебная коробка».

1

11.09

67.

Игра «Разноцветные шарики».

1

14.09.

68.

Складывание из счётных палочек: «Домик», «Забор», «Ёжик»

1

18.09.

69.

Складывание разрезных картинок: 4 частей

1

21.09.

70.

Складывание разрезных картинок: 6 частей

25.09.

71.

Игра «Весёлые матрешки».

1

28.09.

72.

Игра «Большой- маленький»

1

02.10.

73.

Игра «Цветная радуга»

1

05.10.

74.

Д/и «Подбери по форме»

1

09.10.

75.

Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из 3-4.Определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел.

2

12.10.

16.10

76.

Выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу

1

19.10.

77.

Работа с пластическими материалами. Составление композиций: «Грибная поляна», «Корзина с фруктами».

2

23.10.

26.10

78.

Деятельность с разборными игрушками Пирамидки

1

30.10.

79.

Разборка и складывание трех-, четырех-, пятисоставной матрешки; умение сложить каждую матрешку отдельно; расположение матрешек в ряд по величине;

2

02.11

06.11

80.

Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру.

1

09.11.

87.

Аппликация «Елочки», «Фрукты на подносе» из готовых фигур

2

13.11.

16.11

89.

Работа с природным материалом. Составление композиции «Ежик и грибы».

1

20.11.

90.

Нанизывание крупных бус (захват щепотью)

1

23.11.

91.

Работа с нитками: разрывание ниток, сортировка ниток по цвету, наматывание ниток на картон.

2

27.11.

30.11

92.

Диагностика получателей социальных услуг.

3

04.12.

07.12

11.12

93.

Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор»

1

14.12.

94.

Переливание воды из одной емкости в другую

1

18.12.

95.

Работа с сыпучими материалами: пересыпать из одной большой емкости в две маленькие поровну

1

21.12.

96.

Повторение и закрепление материала.

2

25.12.

28.12

Приложение 2

Диагностика, динамика усвоения программного материала

Характеристика

 2021

Январь

первичная

Июнь

Промежуточная  

Декабрь

Итоговая

  1.  Одежда

1

Знает виды одежды.

2

Знает одежду по сезонам.

3

Стирает мелкие предметы одежды.

4

Имеет представления о уходе за одеждой.

5

Складывает свою одежду в определенной последовательности, после раздевания.

6

Знает признаки лицевой и изнаночной стороны.

7

Умеет вешать одежду на плечики.

8

Умеет застегивать/расстегивать липучки, пуговицы, молнии

9

Следит за своим внешним видом.

10

Умеет загружать стиральную машину.

11

Знает правила развешивания белья.

12

Отделяет светлую одежду от темной.

  1. Жилище

1

Выполняет обязанности дежурного.

2

Знает признаки непорядка в помещении.

3

Умеет мыть стульчики.

4

Имеет представление о выборе инвентаря для уборки.

5

Умеет заправлять постель: сложить одеяло, накрыть покрывалом.

6

Умеет складывать покрывало в спальне.

7.

Умеет ухаживать за растениями: поливать, опрыскивать.

8

Умеет подметать пол.

9

Умеет вытирать пыль в определенной последовательности.

10

Имеет представления как стирать одежду.

11

Умеет мыть игрушки.

  1. Питание

1

Знает режим питания.

2

Знает правила поведения во время еды.

3

Пользуется салфеткой во время еды.

4

Знает основные блюда меню.

5

Выполняет обязанности дежурного.

6

Имеет представления о времени завтрака, обеда, ужина.

7

Умеет готовить бутерброды.

8

Знает правила пользования режущими предметами

9

Различает столовую и чайную посуду.

10

Имеет представления о заваривании чая.

11

Знает правила пользования столовыми приборами

12

Знает средства ухода за посудой.

  1. Труд на улице

1

Имеет представления об инструментах для уборки мусора с дорожек.

2

Выполняет уборку мусора на участке в ведро.

3

Относит мусор к мусорному контейнеру.

4

Умеет подметать беседку.

5

Участвует в расчистке дорожек.

  1. Обувь

1

Знает основные части обуви.

2

Различает обувь для мальчиков и девочек.

3

Застёгивает липучки на обуви.

4

Умеет завязывать шнурки.

5

Знает, как ухаживать за уличной обувью.

6

Умеет мыть обувь.

7

Различает обувь по назначению.

8

Различает левый и правый ботинок.

  1.  Предметно практическая деятельность

1

Выкладывает геометрические фигуры по цвету.

2

Умеет резать бумагу ножницами.

3

Складывает фигуры из счетных палочек.

4

Умеет складывать разрезные картинки.

5

Находит такой же предмет.

6

Подбирает предметы по форме.

7

Делает постройки из строительного материала.

8

Собирает правильно пирамидку.

9

Умеет собирать матрешку.

Итог по разделу:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование соци...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

ВведениеВ последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальн...

Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения

Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения разработана на основе комплексной программы «Программы специальных (коррекционных) образователь...

Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №2 Тема выпуска: "Я - помощник" Приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду. (Труд в природе и хозяйственно - бытовой труд)

   Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах тр...

КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «_Ручной труд » Социально-педагогической направленности Тема: Аппликация из геометрических фигур «Дом для зайца»

1.    Учить составлять предмет из нескольких частей геометрических фигур, соблюдая определённую последовательность, закреплять знание геометрических фигур.2....

Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию хозяйственно –бытовых навыков и сенсорного воспитания на тему: «Помощники» в группе компенсирующей направленности для детей с РАС и нарушением интеллекта

Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию  хозяйственно –бытовых навыков и сенсорного воспитания детей на тему: «Помощники» в группе  компенсирующе...