Программа индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих занятий с использованием методики с видео-биоуправлением «Тимокко»
рабочая программа

Ананьева (Щербакова) Елена Владимировна

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования также большое внимание уделяется здоровьесберегающей среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timokko_programma.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 73 «МАЛЫШ»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель заведующего по ВМР

______________ Ю.В. Козлова «___»___________2021г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

№73 «Малыш»

________________Ж.А.Федорова

Приказ от «___»___________2021г. №___

Программа индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих занятий с использованием методики с видео-биоуправлением

«Тимокко»

Автор составитель: учитель-логопед

Ананьева Елена Владимировна



Принято на педагогическом совете

МБДОУ «№10 «Малыш»

Протокол №___от «___»__________2021г.



Смоленск, 2021

Пояснительная записка

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Актуальность

ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего». Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании предметно-развивающей среды ДОУ необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности

Образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Основной целью нашего педагогического коллектива является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования также большое внимание уделяется здоровьесберегающей среде.

По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди детей, поступающих в школу, число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 %, свыше 65 % детей в РФ с различными нарушениями психических процессов и речи (данные 2020 года). С каждым годом детей с с такими нарушениями становится больше, а сама патология становится сложнее.

Помимо этого у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:

- замедленный темп (незрелость) психо-физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов;

- ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости;

- нарушение памяти, внимания, восприятия;

- слабость познавательных способностей и интересов;

- несформированность творческой продуктивности;

- низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.

Одним из направлений в деятельности дошкольного учреждения является коррекционно–развивающее обучение и воспитание здоровых детей и детей с особыми возможностями здоровья, а также приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни, укрепление их здоровья.

Главным аспектом коррекционной работы является создание особой атмосферы коррекции, обучения и воспитания, направленной:

1) на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом;

2) на предупреждение и коррекцию негативных сдвигов состояния физического и психического здоровья.

В данную деятельность вовлечены все участники образовательного процесса: педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги, медицинский работник, музыкальный руководитель, родители и сами дети. Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические, физкультурные и музыкальные занятия, досуги, занятия с психологом.

Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в таких занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционной и оздоровительной деятельностью. Коррекция - это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в таком процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь.

Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционно-оздоровительное пространство дошкольного учреждения инновационных технологий.

И одной такой игровой инновационной технологией является «Тимокко» - развивающий коррекционный комплекс с видеобиоуправлением.

«Тимокко» предназначен для работы с детьми в широком возрастном диапазоне. Комплекс прекрасно подходит для развивающих занятий с детьми среднего,старшегои подготовительного к школе возраста, и для младших школьников.

Развивающий коррекционный комплекс с видеобиоуправлением является совместной разработкой НПФ «Амалтея» и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий (Timokko LTD).

Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.

Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания,а также развития речи. Эта цель достигается через определённые возможности, которые включают в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме.

Особенность программы заключается в проведение коррекционно-развивающих занятий в игровой форме с использованием современных компьютерных технологий.

Цель программы: улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков в параллели с речью.

Задачи программы:

  1. Развивать внимание и навыки сосредоточения.
  2. Развивать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентацию.
  3. Тренировать память и скорость реакции.
  4. Тренировать навык контроля движений и точности движения рук.
  5. Развитие речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков, грамматического строя, лесико-грамматической стороны речи.

Программа развивающих игровых занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:

1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.

3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корректируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.

4. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

5. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).

6. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.

Программа рассчитана на детей 3-9 лет.

Программа рассчитана на проведение индивидуальных занятий в качестве дополнительных платных услуг на базе детского сада.

Рекомендуемый курс 12 занятий с периодичностью 2 раза в неделю. Также рекомендуется прохождение 3 курсов занятий в течение года.

Основной формой реализации программы является индивидуальное и погрупповоекоррекционно-развивающее занятие с использованием методики «Тимокко» с видеобиоуправлением, которое состоит из трех частей и занимает не более 15 минут для детей 3-4-х лет, не более 20 минут для детей 5-6,5 лет, не более 25 минут для детей 6,5-9 лет, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физиологическим возможностям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Приветствие,

кинезиологические упражнения, игры с использованием массажера су-джок,

упражнения на снятие зрительного напряжения, рефлексия.

5-6,5 лет

20 минут

10 минут

  • Приветствие,
  • кинезиологические упражнения,
  • упражнения на снятие зрительного напряжения,
  • рефлексия.

6,5-9 лет

25 минут

5 минут

  • Приветствие,
  • кинезиологические упражнения,
  • рефлексия.

Первая часть. Коммуникативная. Педагог приветствует ребенка, настраивает его на позитивный лад, активизирует рабочий настрой.

Вторая часть. Основная. Выполнение упражнений согласно плана.

Третья часть. Дополнительная. Педагог проводит игры и упражнения с использованием наглядно-дидактического материала, массажера су-джок, кинезиологические упражнения, упражнения на снятие зрительного напряжения.

Четвертая часть. Рефлексивная. В ходе которой, развиваются способности к обобщению, анализу ситуации, закрепляются положительные эмоции.

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными, уверенными в своих силах, наблюдается устойчивая положительная динамика по многим параметрам психического развития детей

Материально-техническое оснащение программы.

  • Кабинет психолога в стандартной комплектации или групповая ячейка дошкольного учреждения.
  • Комплект «Тимокко» (3 разноцветных шарика-перчатки, 1USB камера, 1 CD диск с установкой программного обеспечения «Тимокко»), 1 электронный ключ),
  • Персональный компьютер,
  • Монитор от 17d.

Программа адресована педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, имеющим высшее профильное образование и осуществляющим коррекционно-развивающую работу с детьми. Речевой материал подбирается учителем-логопедом индивидуально в соответствии с этапом коррекционной работы. Цели ориентированы на большинство воспитанников.

В развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко» входит:

Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр;

Веб-камера;

Цветные шарики-перчатки;

Руководство пользователя, содержащее подробное описание порядка работы с Программным Обеспечением, настройку видеоконтроллера, практические рекомендации для проведения тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы.

ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие.

Когнитивные навыки: концентрация и внимание.

Длинная многоуровневая игра для продолжительной тренеровки

1.Руки по отдельности (зрительно-моторная координация).

2.Скоординированные движения (двухсторонняя координация).

ИГРА «ПАДАЮЩИЕ ФРУКТЫ»

Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управлением движением (точность движений).

Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях).

ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Моторные навыки: мышечный тонус и осанка (развивает навык статичного положения рук ),укрепление плечевого пояса.

Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание.

ИГРА «ПОВАР БАРАБАНЩИК»

Моторные навыки: управление движением (точность движений),скручивание средней части корпуса.

Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание.

ИГРА «ФОТОАЛЬБОМ»

Моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация.

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование

Занятие 1.

  1. Приветствие «Давай знакомиться»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Мыльные пузыри»

Режим: тренировка

Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, двухсторонней координации и равновесия.

  1. Игра «Падающие фрукты»

Режим: тренировка

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, точности движений.

  1. Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Цель: снижение утомляемости, активизация работоспособности

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 2.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Мыльные пузыри»

Режим: демонстрационная игра «одна рука - зрительно-моторная координация»

Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, зрительно-моторной координации и равновесия.

  1. Игра «Падающие фрукты»

Режим: демонстрационная игра, скручивание слева направо

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, точности движений.

  1. Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Цель: снижение утомляемости, активизация работоспособности

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 3.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: тренировка

Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: тренировка

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 4.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Внимание»

Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 1.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 5.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Числа»

Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 2.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 6.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Числа»

Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 3.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Игра «Фотоальбом»

Режим: тренировка

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 7.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Количество»

Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 4.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Игра «Фотоальбом»

Режим: демонстрационная игра с уровня 1.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 8.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Количество»

Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 5.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Игра «Фотоальбом»

Режим: демонстрационная игра с уровня 3.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 9.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Числа и внимание»

Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 5.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Игра «Фотоальбом»

Режим: демонстрационная игра с уровня 4.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 10.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Числа и внимание»

Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 1.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Игра «Фотоальбом»

Режим: демонстрационная игра с уровня 5.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 11.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Количество и внимание»

Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 1.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Игра «Фотоальбом»

Режим: демонстрационная игра с уровня 6.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Занятие 12.

  1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.

  1. Игра «Воздушные шарики»

Режим: демонстрационная игра «Количество и внимание»

Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.

  1. Игра «Повар-барабанщик»

Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 2.

Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.

  1. Игра «Фотоальбом»

Режим: демонстрационная игра с уровня 7.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса

  1. Рефлексия

Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций

30 мин

Общее количество занятий:

6 часов

Список литературы

  1. Руководство пользователя. ООО НПФ «Алматея»«Timocco.ru» 20стр.
  2. Электронный ресурс http://amaltea-spb.com/index.php?path=76&route=product%2Fcategory
  3. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука ( Р )

Индивидуально-ориентированная  программа по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука (Р)  составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедиче...

Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК

Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.   Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...