Программа индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих занятий с использованием методики с видео-биоуправлением «Тимокко»
рабочая программа
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения.
Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
На современном этапе развития дошкольного образования также большое внимание уделяется здоровьесберегающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timokko_programma.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 «МАЛЫШ» | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель заведующего по ВМР ______________ Ю.В. Козлова «___»___________2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ №73 «Малыш» ________________Ж.А.Федорова Приказ от «___»___________2021г. №___ |
Программа индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих занятий с использованием методики с видео-биоуправлением «Тимокко» | |
Автор составитель: учитель-логопед Ананьева Елена Владимировна | |
Принято на педагогическом совете
МБДОУ «№10 «Малыш»
Протокол №___от «___»__________2021г.
Смоленск, 2021
Пояснительная записка
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Актуальность
ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего». Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании предметно-развивающей среды ДОУ необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности
Образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Основной целью нашего педагогического коллектива является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения.
Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
На современном этапе развития дошкольного образования также большое внимание уделяется здоровьесберегающей среде.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди детей, поступающих в школу, число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 %, свыше 65 % детей в РФ с различными нарушениями психических процессов и речи (данные 2020 года). С каждым годом детей с с такими нарушениями становится больше, а сама патология становится сложнее.
Помимо этого у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:
- замедленный темп (незрелость) психо-физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов;
- ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости;
- нарушение памяти, внимания, восприятия;
- слабость познавательных способностей и интересов;
- несформированность творческой продуктивности;
- низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.
Одним из направлений в деятельности дошкольного учреждения является коррекционно–развивающее обучение и воспитание здоровых детей и детей с особыми возможностями здоровья, а также приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни, укрепление их здоровья.
Главным аспектом коррекционной работы является создание особой атмосферы коррекции, обучения и воспитания, направленной:
1) на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом;
2) на предупреждение и коррекцию негативных сдвигов состояния физического и психического здоровья.
В данную деятельность вовлечены все участники образовательного процесса: педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги, медицинский работник, музыкальный руководитель, родители и сами дети. Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические, физкультурные и музыкальные занятия, досуги, занятия с психологом.
Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в таких занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционной и оздоровительной деятельностью. Коррекция - это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в таком процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь.
Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционно-оздоровительное пространство дошкольного учреждения инновационных технологий.
И одной такой игровой инновационной технологией является «Тимокко» - развивающий коррекционный комплекс с видеобиоуправлением.
«Тимокко» предназначен для работы с детьми в широком возрастном диапазоне. Комплекс прекрасно подходит для развивающих занятий с детьми среднего,старшегои подготовительного к школе возраста, и для младших школьников.
Развивающий коррекционный комплекс с видеобиоуправлением является совместной разработкой НПФ «Амалтея» и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий (Timokko LTD).
Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.
Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания,а также развития речи. Эта цель достигается через определённые возможности, которые включают в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме.
Особенность программы заключается в проведение коррекционно-развивающих занятий в игровой форме с использованием современных компьютерных технологий.
Цель программы: улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков в параллели с речью.
Задачи программы:
- Развивать внимание и навыки сосредоточения.
- Развивать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентацию.
- Тренировать память и скорость реакции.
- Тренировать навык контроля движений и точности движения рук.
- Развитие речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков, грамматического строя, лесико-грамматической стороны речи.
Программа развивающих игровых занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:
1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корректируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
4. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
5. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
6. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.
Программа рассчитана на детей 3-9 лет.
Программа рассчитана на проведение индивидуальных занятий в качестве дополнительных платных услуг на базе детского сада.
Рекомендуемый курс 12 занятий с периодичностью 2 раза в неделю. Также рекомендуется прохождение 3 курсов занятий в течение года.
Основной формой реализации программы является индивидуальное и погрупповоекоррекционно-развивающее занятие с использованием методики «Тимокко» с видеобиоуправлением, которое состоит из трех частей и занимает не более 15 минут для детей 3-4-х лет, не более 20 минут для детей 5-6,5 лет, не более 25 минут для детей 6,5-9 лет, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физиологическим возможностям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Приветствие,
кинезиологические упражнения, игры с использованием массажера су-джок,
упражнения на снятие зрительного напряжения, рефлексия.
5-6,5 лет
20 минут
10 минут
- Приветствие,
- кинезиологические упражнения,
- упражнения на снятие зрительного напряжения,
- рефлексия.
6,5-9 лет
25 минут
5 минут
- Приветствие,
- кинезиологические упражнения,
- рефлексия.
Первая часть. Коммуникативная. Педагог приветствует ребенка, настраивает его на позитивный лад, активизирует рабочий настрой.
Вторая часть. Основная. Выполнение упражнений согласно плана.
Третья часть. Дополнительная. Педагог проводит игры и упражнения с использованием наглядно-дидактического материала, массажера су-джок, кинезиологические упражнения, упражнения на снятие зрительного напряжения.
Четвертая часть. Рефлексивная. В ходе которой, развиваются способности к обобщению, анализу ситуации, закрепляются положительные эмоции.
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными, уверенными в своих силах, наблюдается устойчивая положительная динамика по многим параметрам психического развития детей
Материально-техническое оснащение программы.
- Кабинет психолога в стандартной комплектации или групповая ячейка дошкольного учреждения.
- Комплект «Тимокко» (3 разноцветных шарика-перчатки, 1USB камера, 1 CD диск с установкой программного обеспечения «Тимокко»), 1 электронный ключ),
- Персональный компьютер,
- Монитор от 17d.
Программа адресована педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, имеющим высшее профильное образование и осуществляющим коррекционно-развивающую работу с детьми. Речевой материал подбирается учителем-логопедом индивидуально в соответствии с этапом коррекционной работы. Цели ориентированы на большинство воспитанников.
В развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко» входит:
Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр;
Веб-камера;
Цветные шарики-перчатки;
Руководство пользователя, содержащее подробное описание порядка работы с Программным Обеспечением, настройку видеоконтроллера, практические рекомендации для проведения тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы.
ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие.
Когнитивные навыки: концентрация и внимание.
Длинная многоуровневая игра для продолжительной тренеровки
1.Руки по отдельности (зрительно-моторная координация).
2.Скоординированные движения (двухсторонняя координация).
ИГРА «ПАДАЮЩИЕ ФРУКТЫ»
Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управлением движением (точность движений).
Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях).
ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»
Моторные навыки: мышечный тонус и осанка (развивает навык статичного положения рук ),укрепление плечевого пояса.
Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание.
ИГРА «ПОВАР БАРАБАНЩИК»
Моторные навыки: управление движением (точность движений),скручивание средней части корпуса.
Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание.
ИГРА «ФОТОАЛЬБОМ»
Моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация.
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Занятие 1.
- Приветствие «Давай знакомиться»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Мыльные пузыри»
Режим: тренировка
Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, двухсторонней координации и равновесия.
- Игра «Падающие фрукты»
Режим: тренировка
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, точности движений.
- Кинезиологическое упражнение «Колечко»
Цель: снижение утомляемости, активизация работоспособности
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 2.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Мыльные пузыри»
Режим: демонстрационная игра «одна рука - зрительно-моторная координация»
Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, зрительно-моторной координации и равновесия.
- Игра «Падающие фрукты»
Режим: демонстрационная игра, скручивание слева направо
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, точности движений.
- Кинезиологическое упражнение «Колечко»
Цель: снижение утомляемости, активизация работоспособности
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 3.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: тренировка
Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: тренировка
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 4.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Внимание»
Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 1.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 5.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Числа»
Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 2.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 6.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Числа»
Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 3.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Игра «Фотоальбом»
Режим: тренировка
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 7.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Количество»
Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 4.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Игра «Фотоальбом»
Режим: демонстрационная игра с уровня 1.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 8.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Количество»
Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 5.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Игра «Фотоальбом»
Режим: демонстрационная игра с уровня 3.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 9.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Числа и внимание»
Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 5.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Игра «Фотоальбом»
Режим: демонстрационная игра с уровня 4.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 10.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Числа и внимание»
Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 1.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Игра «Фотоальбом»
Режим: демонстрационная игра с уровня 5.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 11.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Количество и внимание»
Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 1.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Игра «Фотоальбом»
Режим: демонстрационная игра с уровня 6.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Занятие 12.
- Приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком.
- Игра «Воздушные шарики»
Режим: демонстрационная игра «Количество и внимание»
Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки.
- Игра «Повар-барабанщик»
Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 2.
Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений.
- Игра «Фотоальбом»
Режим: демонстрационная игра с уровня 7.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса
- Рефлексия
Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций
30 мин
Общее количество занятий:
6 часов
Список литературы
- Руководство пользователя. ООО НПФ «Алматея». «Timocco.ru» 20стр.
- Электронный ресурс http://amaltea-spb.com/index.php?path=76&route=product%2Fcategory
- Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Программа индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука ( Р )
Индивидуально-ориентированная программа по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука (Р) составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедиче...
Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК
Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Коррекционно – развивающее индивидуальное занятие психолога с ребенком с ОВЗ 4-х лет (РАС, ЗПРР) с использованием метода «Сенсорная интеграция» на тему «Друг для Снеговика»
Данное занятие будет интересно для психологов, работающих с детьми с РАС....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...