Мастер-класс для педагогов «Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Мастер класс для педагогов "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста" содержит цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, прменение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников. задачи: знакомство с теорией о кинезиологии, как одним из методов здоровье сберегающей технологии, знакомство и отработка с некоторыми упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kineziologiya_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Славянска – на - Кубани муниципального образования Славянский район
Мастер-класс для педагогов
«Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»
Поготовила: педагог-психолог Любарчук В.П.
2020 г.
Мастер-класс для педагогов
«Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников
Задачи:
1. Теоретическая часть - знакомство с теорией о кинезиологии, как одним из методов здоровьесберегающей технологии.
2. Практическая часть - знакомство и отработка некоторых кинезиологических упражнений.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Актуальность темы: В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа).
Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
Одной из задач педагога-психолога является психологическая подготовка ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, готовность к учебной деятельности.
Сегодня я хочу познакомить вас с одним из методов здоровьесберегающей технологии – кинезиология, которая очень важна для повышения у ребенка познавательной активности, особенно у детей с ОВЗ.
Итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Головной мозг человека представляет собой содружество функционально ассиметричных полушарий -левого и правого, каждое из которых не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другого.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, его больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учение, и решить проблему не успешности.
Цель кинезиологических упражнений:
Развитие межполушарного взаимодействия;
Синхронизация работы полушарий;
Развитие мелкой моторики;
Развитие способностей;
Развитие памяти, внимания, мышления, речи
Развитие способности к произвольному контролю.
Виды упражнений
Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).
Растяжки регулируют силу мышечного тонуса (нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие
Упражнения на развитие мелкой моторики (стимулирует речевые зоны головного мозга).
Телесные упражнения (развивают межполушарные взаимодействия, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Оказывается для человека закрепления мысли необходимо движение.
Упражнения для релаксации
способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Массаж (помогает «перезарядить» энергию организма, освободиться от усталости).
1.Дыхательные упражнения
«Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох
втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
ФОТО Дуем на вертушку цифру и др. варианты
2. Растяжки
«Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоко»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
Глазодвигательные упражнения
«Взгляд влево-вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
«Восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
Упражнения для релаксации
«Ковер-самолет»
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
«Шалтай-болтай»
Выполняется под чтение стихотворения С. Я. Маршака:
Шалтай-Болтай Шалтай-Болтай
Сидел на стене. Свалился во сне.
Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз.
Упражнения на развитие мелкой моторики
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак - ребро – ладонь».
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
«Змейка».
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Рисование двумя руками. «Гусь-курочка-петух»
Телесные упражнения
Оказывается для человека закрепления мысли необходимо движение.
«Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Массаж
Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох .
Потом сделайте тоже самое для правой руки .
Игра «Солнышко-заборчик-камушки»:
покажите солнышко: ладони с растопыренными пальцами, теперь заборчик: ладони вместе, направлены от себя, а теперь камушки: постучать кулачками друг о друга.
Затем педагог быстро и вразнобой произносит «солнышко», «камушки», «заборчик», а дети показывают.
А теперь дети делают то, что видят, а не то что слышат, глядя на педагога (повторить правила детьми).
Педагог показывает движения вразнобой, но при этом называет другие движения.
Затем дети делают то что слышат, а не то, что видят.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
занятия проводятся утром 10-15 минут;
занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
упражнения проводятся комплексами;
длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения можно объединить в сказку, такой способ обучения упражнениям кинезиологии интересен дошкольникам.
Два котенка.
(способ организации – сидя за столом)
Жил-был на свете котенок, он был белый и пушистый и звали его Снежок(дети показывают правый кулачок).Он очень любил прогуливаться по своему саду(упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).В саду росли высокие деревья(руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться(выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок(выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться(выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки(выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять(Упр. «Колечко»).И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним(упр. «Кошка»).И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру(упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд(упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды(упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома(упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются). Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Сегодня мы познакомились с некоторыми кинезиологическими упражнениями и играми, которые вы можете использовать при работе с детьми.
Заключение
- Занятие гимнастикой дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
- Под влиянием тренировок происходят положительные структурные изменения, чем интенсивней нагрузка, тем значительнее эти изменения.
- Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
В заключение скажу: во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.
Список литературы:
Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека. М: СпортАкадемПресс, 2003.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.
3. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М., 2003.
4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование традиционной народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей ГБОУ....
Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"
В работе раскрыты основные методы и приемы работы педагогов с детьми по освоению различных нетрадиционных техник рисования....
Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.
Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства при изучении метода мандалы, ...
Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию папки лэпбук.Задачи:1. познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком
Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком...
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....