Применение здоровьесберегающих технологий в старшей и подготовительной группе ДОУ.
статья (старшая группа)
Одной из главных задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В формировании фундамента физического и психического здоровья человека решающим является именно дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_starshey_i_podgotovitelnoy_gruppe_dou.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий в старшей и подготовительной группе ДОУ.
Сидорина Ольга Николаевна, воспитатель 1 К.К., МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №142" г. Воронежа.
Одной из главных задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В формировании фундамента физического и психического здоровья человека решающим является именно дошкольный возраст. Ведь интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма идет до семи лет, в это же время закладываются основные черты личности, формируется характер. Только здоровый ребенок жизнерадостен, оптимистичен, с удовольствием включается во все виды деятельности, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в детском саду должна осуществляться с учётом личностных особенностей ребёнка, необходимо также учитывать интересы и предпочтения детей в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Если построение педагогического процесса будет ориентированно на личность ребёнка, то это закономерным образом будет содействовать его благополучному существованию, а значит здоровью. Не секрет, что ритм жизни в детском саду у старших дошкольников достаточно высок, и даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью удается не всегда. И в этом есть противоречие . С одной стороны работа современного детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, с другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования, сохранения и укрепления здоровья ребенка, нам нужно обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, и для осуществления оздоровительных мероприятий выделить достаточно времени в режиме дня . Мы постарались создать такую систему работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
В своей работе мы сочли целесообразным системное использование следующих здоровьесберегающих технологий .
Утро у наших детей всегда начинается с зарядки и пальчиковой гимнастики, самомассажа пальцев рук .Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.
Один день в неделю мы посвящаем увлекательному миру сказки. Сказкотерапия. Сказка является одним из наиболее эффективных методов интеграции личности, её самосозидания, она является одним из самых чистых источников формирования у ребенка эстетических эталонов и представлений. Наблюдая за действиями и поступками персонажей, дети учатся выделять себя из окружающего мира, взаимодействовать с другими людьми, заботиться о своём здоровье.
Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы, а так же на создание положительного эмоционального настроя. Элементы психогимнастики включаются и в НОД, и используются самостоятельно во второй половине дня.
Динамические паузы проводятся ежедневно, во время занятий в качестве профилактики утомления.
Еженедельно проводятся занятия из программы «Букварь здоровья». Данная программа включает в себя следующие разделы: « Кто ты?»; «Что делать, чтобы быть здоровым»;« О микробах»; «Зубы, зубы, зубы»; «Одежда и обувь»; «Про еду»; «Двигайся»; «Осанка»; «О глазах»; «О звуках»; «Если ты заболел»; «Драться или не драться»; «О доброте», « Будь осторожен», «Беречь природу, чтобы быть здоровым»; «Разговор о том, что нельзя». В процессе реализации данной программы в живой и доступной форме дети узнают о том, что составляет физическое и душевное здоровье человека .
Ежедневное использование подвижных игр на прогулке и игр малой подвижности в группе.
Ежедневное использование гимнастики пробуждения. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Коммуникативные игры. В процессе коммуникативных игр дети учатся устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты, решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом, учатся сплоченности, умению действовать в коллективе. Проводятся еженедельно.
Музыкальные и танцевальные игры. Проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкально - ритмичные игры, танцы, упражнения необходимы детям не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма.
В результате системного использования данных педагогических здоровьесберегающих технологий наши дети получают знания о здоровье, умения оберегать, сохранять и поддерживать его, учатся осознанно относиться к здоровью и к жизни, с удовольствием ходят в детский сад.
Литература:
1.Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М.:ТЦ «Сфера»,2000. - 112с.
2.Л.А.Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.- 144с.
3. Сивцова А.М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Методист. – 2007.
4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в старшей группе.
Презентация на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в старшей группе". Разработан воспитателем старшей группы ГБДОУ №15 Пушкинского района Санкт-Петербурга....
Конспект занятия с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе "Путешествие в страну Крепкого здоровья"
Занятие направлено на приобщение детей к здоровому образу жизни...
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Материалы, содержащиеся в пособии, будут также полезны широкому кругу практических работников, осуществляющих педагогическую деятельность, направленную на математическое развитие детей дошкольного и м...
Спортивное развлечение с применением здоровьесберегающих технологий «Зимушка - зима» в подготовительной группе
Разработка спортивного развлечения для детей подготовительной группы...
Мероприятие День Мамы с применением здоровьесберегающих технологий среди старших дошкольников
В данном мероприятии совмещены различные технологии, позволяющие укреплять здоровье дошкольников не только в детском саду с педагогами, но и в домашних условиях, родителями. Технологии просты и удобны...
Комплексное интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Волшебное превращение пенопласта в новогодние украшения»
Пояснительная записка: Работая на группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, постоянно убеждаюсь, как важно найти и привнести в коррекционный процесс приемы, позволяющие повысить эффективность...
"Применение здоровьесберегающих технологий в режимных моментах в группе раннего возраста"
Выступление педагога группы раннего возраста на Районном Методическом Объединении....