Применение здоровьесберегающих технологий в старшей и подготовительной группе ДОУ.
статья (старшая группа)

Сидорина Ольга Николаевна

Одной из главных задач дошкольного образования  является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В формировании фундамента физического и психического здоровья человека решающим является именно дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в старшей и подготовительной группе ДОУ.

Сидорина Ольга Николаевна, воспитатель 1 К.К., МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №142" г. Воронежа.

Одной из главных задач дошкольного образования  является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В формировании фундамента физического и психического здоровья человека решающим является именно дошкольный возраст. Ведь интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма идет до семи лет, в это же время  закладываются основные черты личности, формируется характер. Только здоровый ребенок жизнерадостен, оптимистичен, с удовольствием включается во все виды деятельности, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Реализация   здоровьесберегающих образовательных технологий в детском саду  должна осуществляться с  учётом личностных особенностей ребёнка, необходимо также учитывать интересы и предпочтения детей в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.  Если построение педагогического процесса  будет ориентированно  на личность ребёнка, то это закономерным образом будет содействовать его благополучному существованию, а значит здоровью.  Не секрет, что ритм жизни в детском саду у старших дошкольников достаточно высок, и даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью удается не всегда.  И в этом есть противоречие . С одной стороны работа современного детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, с другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования, сохранения и укрепления здоровья ребенка,   нам нужно обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, и для осуществления оздоровительных мероприятий выделить достаточно времени в режиме дня .  Мы постарались создать такую систему работы, при которой  происходила  бы  интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

 В своей работе мы сочли целесообразным системное использование следующих здоровьесберегающих технологий .
Утро у наших детей всегда начинается с
зарядки и пальчиковой гимнастики, самомассажа пальцев рук .Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.
Один день в неделю мы посвящаем  увлекательному миру сказки.
Сказкотерапия. Сказка является одним из наиболее эффективных методов интеграции личности, её самосозидания, она является одним из самых чистых источников формирования у ребенка эстетических эталонов и представлений. Наблюдая за действиями и поступками персонажей, дети учатся выделять себя из окружающего мира, взаимодействовать с другими людьми, заботиться о своём здоровье.
Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы, а так же на  создание положительного эмоционального  настроя. Элементы психогимнастики включаются и в НОД, и используются самостоятельно во второй половине дня.

Динамические паузы проводятся ежедневно, во время занятий в качестве профилактики утомления.
Еженедельно проводятся
занятия из программы «Букварь здоровья». Данная программа включает в себя следующие разделы: « Кто ты?»; «Что делать, чтобы быть здоровым»;« О микробах»; «Зубы, зубы, зубы»; «Одежда и обувь»; «Про еду»; «Двигайся»; «Осанка»;  «О глазах»; «О звуках»; «Если ты заболел»; «Драться или не драться»; «О доброте»,  « Будь осторожен»,  «Беречь природу, чтобы быть здоровым»; «Разговор о том, что нельзя». В процессе реализации данной программы в живой и доступной форме дети узнают о том, что составляет физическое и душевное здоровье человека .
Ежедневное использование
подвижных игр на прогулке и игр малой подвижности в группе.
Ежедневное использование
гимнастики пробуждения. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Коммуникативные игры. В процессе коммуникативных игр  дети учатся устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты, решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом, учатся  сплоченности, умению действовать в коллективе. Проводятся еженедельно.
Музыкальные и танцевальные игры. Проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкально - ритмичные игры, танцы, упражнения необходимы  детям не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма.

В результате системного использования данных педагогических здоровьесберегающих технологий  наши дети получают знания о здоровье, умения оберегать, сохранять и поддерживать его, учатся осознанно относиться к здоровью и к жизни,  с удовольствием ходят в детский сад.


Литература:

1.Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.  – М.:ТЦ «Сфера»,2000.  - 112с.

2.Л.А.Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.- 144с.
3.
 Сивцова А.М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях»  Методист. – 2007.
4.
  Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
5.
 Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в старшей группе.

Презентация на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в старшей группе". Разработан воспитателем старшей группы ГБДОУ №15 Пушкинского района Санкт-Петербурга....

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Материалы, содержащиеся в пособии, будут также полезны широкому кругу практических работников, осуществляющих педагогическую деятельность, направленную на математическое развитие детей дошкольного и м...

Мероприятие День Мамы с применением здоровьесберегающих технологий среди старших дошкольников

В данном мероприятии совмещены различные технологии, позволяющие укреплять здоровье дошкольников не только в детском саду с педагогами, но и в домашних условиях, родителями. Технологии просты и удобны...

Комплексное интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Волшебное превращение пенопласта в новогодние украшения»

Пояснительная записка: Работая на группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, постоянно убеждаюсь, как важно найти и привнести в коррекционный процесс приемы, позволяющие повысить эффективность...

"Применение здоровьесберегающих технологий в режимных моментах в группе раннего возраста"

Выступление педагога группы раннего возраста на Районном Методическом Объединении....