Конспект музыкального занятия « Музыкальный доктор» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Мучичка Инна Владимировна

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду направлена на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни, на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья.

Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.

          Музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

 Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки-распевки; дыхательная и артикуляционная гимнастика; игровой самомассаж; пальчиковые, речевые и подвижные игры;музыкотерапия и сказкотерапия.

На музыкальном занятии сочетаются в игровой форме музыка, речь и движения. В результате чего, у детей повышаются показателей физического развития и развития дыхательной системы детей, улучшаются двигательные навыки и качества (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx35.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия « Музыкальный доктор»

с использованием здоровьесберегающих технологий

для детей 5-6 лет.

Музыкальный руководитель: Мучичка Инна Владимировна

Цель: Обеспечение высокого уровня здоровья детей и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни. Снятие у детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки.

Развивать мнение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. yчить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Задачи:

1.Обучающие:

- обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением

2.Развивающие:

- развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов;

- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности

(игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.)

- развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

- развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики, соотносить движение с текстом в речевых играх, самомассажах;

- развивать у детей позитивную оценку действительности  с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей.

3.Воспитательные:

-воспитывать эстетический вкус в передаче образа;

-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

- воспитывать умение общаться через песню и танец.

4.Оздоровительные:

- формировать здоровьесберегающее поведение в условиях ДОУ;

- с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологическойраспевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье;

- с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)

- способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Ход занятия

Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель.

Муз. руководитель:  Здравствуйте, ребята! А вы, когда ни будь, задумывались на какое слово похоже слово «здравствуй»? (Ответы детей)

Правильно, на слово «здоровье». Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы.

- Здрaвствуйте, девочки!

-Здравствуйте!

-Здравствуйте, мальчики!
-Здравствуйте!

-Солнышко, здравствуй!

-Здравствуй, здравствуй!

-День такой прекрасный!

-Здравствуй, здравствуй!

-Хорошо под солнышком мы растем,

Здоpoвей становимся с каждым днем!

Муз. руководитель:  Дети, давайте «превратимся» в маленький росточек, который просыпается под первыми лучами солнышка.

Упражнение «Росточек под солнцем».

(сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) 

Муз. руководитель:  Всё сильнее пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

 (Дети постепенно встают, медленно поднимают, тянуться вверх и легко покачиваются)

Все движения выполняются под музыку «Утро» Григ.

Муз. руководитель:  Ребята, как у вас сейчас себя чувствуете? (спокойное, светлое, радостное, светлое).  Можно ли сказать, что музыка улучшила ваше настроение и самочувствие? ( Да) Действительно, музыка помогает улучшить здоровье. Сегодня я хочу вас пригласить вас гости  к  Музыкальному доктору и узнать секрет здоровья. Посмотрите,  Музыкальный доктор прислал нам звуковое  письмо. Давайте послушаем.

Звучит запись

Музыкальный доктор: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Музыкальный доктор, я лечу людей  музыкой. Я знаю, что вы хотите узнать секрет здоровья. В этом вам помогут мои помощницы -  нотки здоровья, они живут они здесь, на нотном стане. (1 слайд)  Но, сегодня они расшалились и куда - то разбежались! «Чтоб секрет здоровья вам узнать - надо нотки все собрать. Путь нелегкий предстоит, вам массаж не повредит».

Музыкальный доктор: Ну, что ж, отправимся в путь.

Игровогй массаж « Дождик»

Исходное положение: Дети сидят на полу, вытянув ноги.

Мы по улице идем, Пальцами рук перебирают, нажимая вниз по ногам

Дождик капает кругом. (Поочередно сжимают и разжимают кисти рук)

Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередно массируют пальцы)

Надо зонтик раскрывать (Соединяют руки над головой)

Мы по лужам шлепаем (Выполняют хлопки ладонями по бедрам)

И ногами топаем! (Постукивают кулаками по бедрам)

Ловим капли мы руками, (Поочередно разжимают кулаки обеих рук)

 И качаем головами (Качают головой)

Раз, два, три! (Выполняют 3 хлопка перед грудью)

Посмотри! (Потянулись вверх)

Муз. руководитель:  Ребята, вы чувствуете, как по телу разливается тепло? Значит, мы массаж сделали правильно. Смотрите, вот и первая нотка возвращается на нотный стан (появляется на экране)1 нотка. Нам пришло ещё одно сообщение от Музыкального доктора:

Музыкальный доктор: Чтоб 2-ю нотку отыскать, надо просто помечтать!

Муз. руководитель:  Дети, а вы умеете мечтать? (Да) Расскажите мне о своих мечтах. А сейчас, устраивайтесь удобнее на ковриках, закрывайте глаза и немного помечтайте о чем-нибудь приятном, красивом, добром и хорошем, а потом поделитесь своими впечатлениями со мной.

Слушание 

Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.

Звучит музыка "Сладкая грёза" П. И. Чайковского.

Муз. руководитель:  Какая необыкновенно красивая музыка. Какими словами вы можете рассказать о ней?  (Ответы детей) Вы готовы поделиться своими мечтами, фантазиями которые она вам навеяла?

Муз. руководитель:  Эту музыку написал П. И. Чайковский, и  назвал он свою музыку "Сладкая грёза" - это и есть сон, фантазии, мечты. Давайте оживим свои фантазии, создадим свой выразительный и пластичный танец. А помогут нам вот эти «осенние листья»…

Этюд-импровизация « Листопад»

Муз. руководитель:  Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад». О. Кисилева

Дети под музыку выполняют танцевальную импровизацию

под музыку "Сладкая грёза"

Муз. руководитель:  Вы прекрасно передали в танцевальной импровизации свои мечты! Что вы чувствовали, когда танцевали? Вот и вторая нота возвращается на нотный стан. Давайте послушаем следующее послание от Музыкального доктора!

Музыкальный доктор: Третья нотка живёт на Зеркальной поляне. Она будет рада встретиться с вами.

Муз. руководитель:  Ребята, я знаю, где зеркальная поляна. Давайте подойдём  к зеркалу, улыбнемся своему отражению, и поздороваемся со своим язычком.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Язычок».

Наш забавный язычок (Дети хором произносят слова)

Щелк, щелк. Щелк, щелк. (Щелкают языком).

Зубки чистим мы умело, (Показывают, как чистят зубки)

Вправо-влево, вправо-влево.

Мы ни сколько не устали (Высовывают язычок и «дразнят»)

Вверх вниз им двигать стали.

Словно пчелки пожужжали (Ж-ж-ж-ж-ж)

Как машина, поурчали (У-у-у-у-у)

Как, лошадки, вскачь пустились (Щелкают)

Вовремя остановились! Стоп! (тпру).

Муз. руководитель:  Ребята, а вот и третья нотка! Вы догадались, какой секрет здоровья был спрятан на этой полянке? Правильно, мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку.

Музыкальный доктор: Четвертая нотка вас в песенке ждет, найдет её тот, кто песню споёт. Но чтобы песни распевать, нужно правильно дышать!

Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой

1. Ушки - наклонить голову к плечу, сделать короткий вдох, на выдохе пропеть звук А (снимает любые спазмы, лечит сердце, О (оживляет деятельность поджелудочной железы, У (улучшает дыхание, И («прочищает» нос).

2. Кошечка - присесть с разворотом в сторону, сделать вдох,выпрямиться и на выдохе произносить: АХ, ОХ, УХ (сброс негативной энергии, расслабление).

3. Ладошки – руки согнуты в локтях, ладошки раскрыты. Короткие вдохи с одновременным сжиманием пальцев в кулачки, на выдохе пропеть: Ы (лечит уши, улучшает дыхание, Э (улучшает работу головного мозга) .

Муз. руководитель:  Итак, мы научились правильно дышать, а теперь распоёмся. Продолжаем мы играть, голос будем развивать.

Развивающие игра на изменение силы голоса « Эхо»

( « Музыкальный букварь Н. Ветлугиной»)

Эй, вы, дубы, ау, ау!

 А где грибы, ау!, ау! ( дети поют громко, руки рупором)

А лес в ответ : ау! Ау! ( дети поют тихо)

Грибов здесь нет, ау, ау!

Муз. руководитель:  Дети мы подготовили наши голоса к пению. Теперь мы можем петь легко и свободно. А сейчас, давайте споем песенку про осень.

Песня « Осень» муз. А. Артюхиной

Муз. руководитель:  Ребята, о каком времени года мы пели песню? Какие приметы осени вы знаете? Как мы с вами исполняли песню? (мы пели хором). Как называется исполнитель, который поёт вместе с хором? (солист). Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!

Голосов чудесных пенье улучшает настроенье.

Какое у вас стало настроение? А вот и четвёртая нотка вернулась на нотный стан.

Послушаем, что нам скажет музыкальный доктор.

Музыкальный доктор: Песню спели вы прекрасно! Постарались не напрасно!

А пока вы все трудились, глазки ваши утомились?

Муз. руководитель: Не беда! Мы им поможем! Сделаем массаж им тоже!

Становитесь по порядку! Сделаем для глаз зарядку!

Гимнастика для глаз « Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами :

налево – вверх – направо – вниз

– вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

 Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз.

 (повторить 2 раза).         

Муз. руководитель: И вот, пятая нотка находит своё место на нотном стане.

Музыкальный доктор: Сказка ждет вас впереди. Сказку послушай и нотку найди.

Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы отправимся в  сказку.  Все помнят «Сказку о глупом мышонке»? (Да) Сегодня мы эту сказку исполним не обычно, нам не нужно двигаться и  изображать, а вообразить, к какому действующему персонажу сказки, можно отнести музыкальные инструменты. Посмотрите  музыкальные инструменты, представьте животное и звук, того или иного инструмента.

 Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

 - Ребята, какой музыкальный инструмент можно сравнить с голосом мышки? (колокольчики, бубенцы, треугольник)

Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

 -Давайте вспомним, кто пришел первый ?

Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.

-Подумайте, с звучанием какого инструмента можно сравнить голос утки?

(трещётка, дудочка) Понравилось мышонку пение утки, что он ей сказал?

Побежала мышка-мать,
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.

- Звук какого инструмента похож на цоканье копыт лошадки? ( ложки, деревянная коробочка) Кого ещё звала мышка?

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

- С помощью какого инструмента можно изобразить голос жабы? (кастаньеты)

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

-Может ли рыба петь?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: 

Открывает рыба рот,

А звук оттуда не идет.

Рот по шире открывала,

Только песня не звучала.

 -Кто последний пришел к мышонку? (кошка)                                      

-Побежала мышка мать

Стала кошку в няньки звать

Приходи к нам тетя кошка

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

-Какой инструмент мы выберем? (маракас) Мы подобрали  каждому герою свой музыкальный инструмент, и я предлагаю вам сыграть в оркестре! Что такое оркестр? Какой он бывает? Кто играет в оркестре? Кто управляет оркестром? А кто такой дирижёр?

Оркестр шумовых инструментов

эст.нар.мелодия "У каждого свой музыкальный инструмент". Аранжировка Татьяны Копытовой.

Муз. руководитель:  Замечательно получилось, вы все творческие ребята. Вот и шестая нотка!

-Ребята, посмотрите, кошка подбирается к мышонку все ближе и ближе. Давайте  отвлечем её от мышонка и поиграем с ней в « Ловишки».

                          Музыкальная игра на внимание «Ловишки» ( по руке «брысь»)

Муз. руководитель: А мама мышка уже на пороге. Обняла она мышонка? А он её говорит: « Мама, голос твой хорош, лучше всех ты мне поешь». Ребята, что понял мышонок после того, что с ним случилось?

(Понял, что нет ничего слаще, чем мамин голос).

-Мышка очень благодарна нам, что мы спасли её мышонка, и она принесла нам последнюю- седьмую нотку!

Музыкальный доктор: Теперь вы узнали секрет здоровья! Это- хорошее настроение, физические упражнения, эмоциональные разрядки. Это- артикуляционная, пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастика! Самомассаж, подвижные игры, и сказки! Вы вернули все  нотки на нотный стан, спасибо, вам, до свидания!

Муз. руководитель: Ребята, а что нам сегодня помогало укреплять здоровье.

( музыка) Правильно, музыка нам помогала укреплять здоровье! Мы слушали сегодня музыку - лечили душу, пели - лечили горло, нос, ушки, а игрой мы поднимали себе настроение. На память о сегодняшнем занятии я хочу подарить вам нотки здоровья!

РАЗДАТЬ НОТКИ.

Муз. руководитель: Прощаться, как известно, не очень интересно

Но мы кивнем друг другу, помашем на прощанье,

И дружно-дружно вместе всем скажем: «До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Конспект занятия по музыке в средней группе с использованием различных здоровьесберегающих технологий....

Музыкальное занятие "Осеннее настроение" с использованием здоровьесберегающих и ИК технологий.

В нашем детском саду с. Воскресенское приоритетными задачами являются здоровьесберегающие технологии, которые формируют осознанное отношение детей к своему здоровью и развитию навыков собственного озд...

Конспект физкультурного занятия «Радуга здоровья» с использованием здоровьесберегающих технологий для средней группы

Конспект физкультурного занятия «Радуга здоровья» с использованием здоровьесберегающих технологий для средней группы...

Конспект открытого занятия по музыке с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе

Сохранение и укрепление здоровья детей посредством применения здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности....

Сценарий проведения тематического музыкального занятия "Помогите птицам!" с использованием ИКТ, для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через музыкальное искусство. В сценарии представлены разнообразные виды деятельности детей: речевые, музы...

Музыкальное занятие «Краски леса» с использованием здоровьесберегающих технологий

На занятии развиваем музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии: дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологи...