Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя средней группы)
статья
Для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_razvitie_kgn_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Демидчук Лидия Александровна,
воспитатель
ГБДОУ детского сада № 18
комбинированного вида
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя средней группы)
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков включает в себя освоение детьми навыков личной гигиены, культуры еды, бережного обращения с вещами личного пользования и навыков поддержания порядка в окружающей обстановке.
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.
Учёт возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
В средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребёнка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребёнку восстановить силы и успокоиться.
Белостоцкая Е.М. и Виноградова Т.Ф считают, что в средней группе акцент в работе по воспитанию культурно-гигиенических навыков делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».
Формирование культурно-гигиенических навыков в средней группе продолжает работу, начатую в этой области в младших группах. При этом, учитывая специфику возраста воспитанников, акцент делается на большую степень самостоятельности при отработке умений. Эта особенность определяет важность методически грамотного выбора приёмов взаимодействия педагога с детьми и малышей между собой, а также рационального сочетания разных видов работы в рамках выполнения режимных моментов и отдельных занятий поэтому, образовательному направлению.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы выдвигает следующие требования в средней группе:
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Прочность и гибкость культурно-гигиенических навыков и привычек детей дошкольного возраста зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребёнка, упражнений в определенных действиях.
Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определённых трудностей.
Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К.Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее. Ребёнку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приёма пищи, предварительно научив его этому.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Для формирования культурно-гигиенических навыков используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и другие. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и так далее).
На физкультурных занятиях, во время общеразвивающих упражнений, можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму. После окончания занятий аккуратно складывать форму и мыть руки с мылом до локтя (проводить влажные обтирания до пояса).
Во время труда в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. Например, воспитатель объясняет, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарём. Детям следует напоминать также и о необходимости поддерживать чистоту на своём рабочем месте, в рабочей зоне.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и так далее.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример.
Таким образом, для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и так далее.);
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
4) индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы воспитателя).
Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность — это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами н...
Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя СРЕДНЕЙ группы).
Главная задача воспитателя охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей, а для этого нужно знат...
Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)
Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...
Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).
Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...
Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В последнее время особенно актуальным становится физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии - пониженной двигате...
Статья. Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования ...