Сказкотерапия. Язык прикосновений
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сказкотерапевтическое занятие на совместность и индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_prikosnoveniy.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапевтическое занятие «Язык прикосновений»
для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Задачи:
1) развитие сенсорно-перцептивной сферы;
2) развитие произвольности поведения;
3) развитие воображения, символических представлений, креативности;
4) гармонизация эмоционального состояния.
Необходимые материалы. Жидкая гуашь, мука, соль, масло подсолнечное, клей ПВА, вода, пластмассовые баночки 0.5 л, ветошь для обтирания рук, клеенка, картон прессованный, передники, «волшебный мешочек» с мелкими предметами, спокойная музыка.
«Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками.
Для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошкой с Валей. Доброе утро. Катя потрется ладошкой со Светой. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами, лбами. Замечательно!
Ребята, я принесла вам «волшебный мешочек», в котором спрятаны предметы. Давайте отгадаем, что в нем».
Ведущий дает каждому ребенку «волшебный мешочек», в котором спрятан какой-нибудь «волшебный» предмет (волшебная палочка, зеркальце и т. д.). Дети сначала пытаются узнать предмет на ощупь, а потом вынимают его и рассматривают.
«Как вы думаете, где можно встретить эти предметы? Вы догадались. Сказочный мир такой таинственный и неповторимый! Все в нем становится волшебным. И сегодня мы отправимся с вами в сказочную, волшебную страну. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него, не нарушая покоя в волшебной стране. Вы готовы? Ну что ж, тогда устраивайтесь поудобней, сегодня мы познакомимся с волшебством».
Детям предлагается занять удобное для них положение, включается спокойная музыка, дети закрывают глаза.
«Вы слышите эти звуки? Сказка ждет вас. Мы отправляемся в путь. Глубоко вдохните, выдохните. Мы переносимся с вами в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце —на Волшебную поляну… Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы… шелестит трава… журчит ручей… Почувствуем аромат спелой земляники и свежеиспеченного хлеба — его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную, ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники… Шелковая трава нежно щекочет наши руки… ноги… лицо… Кто услышит прикосновение может открыть глаза».
С помощью направленного воображения дети попадают в сказочную страну.
«Дорогие путешественники, сказочная дорога привела нас в страну, жители которой совсем не похожи на нас. Они не имеют глаз, ушей, не умеют они и говорить. Как же они общаются друг с другом? Оказывается, вместо ушей у них спина. А говорят они при помощи рук, прикасаясь к спине другого. Мы с вами находимся в волшебной стране, поэтому и сами можем быть волшебниками. Давайте обернемся жителями этой страны. Ведь они нас многому могут научить, например, тому, как общаться без слов. Сейчас мы найдем себе пару. Один превращается в Рассказчика, другой — в Слушателя. Итак, дорогие Рассказчики удобно устраивайте своих Слушателей, повернув спиной к себе».
Включается музыка. Один ребенок «рисует» на спине у другого, второй внимательно прислушивается и отгадывает, что нарисовано. Затем пары меняются местами. По окончании игры проводится обсуждение:
Насколько верно Слушатели поняли Рассказчиков?
Что вам помогло понять?
«Оказывается, можно общаться и понимать друг друга с помощью прикосновений. Можно так оказывать поддержку другому. Спасибо вам, сказочные жители, вы научили нас общаться без слов.
А сейчас, дорогие волшебники, нам пора приниматься за добрые дела. Мы будем творить «Волшебные краски», чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее сказочное настроение. Вы готовы приступить к работе? Тогда начнем.
Вот наш сказочный поднос со всеми необходимыми вещами (на подносе стоит мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА).
Возьмите в руки стаканчик с мукой. Давайте познакомимся с ней, размешайте ее ручками. Какая мука на ощупь? (мягкая, холодная). Дайте ей частичку своего тепла, вдохните в нее волшебную силу, и она станет тепленькой. У кого уже тепленькая?
Теперь мы добавим соль. Возьмите пятью пальчиками и смешайте с мукой. Мука никогда не встречалась с солью, она ее боится. Надо их подружить. Перемешиваем.
А теперь в наш сосуд мы добавим волшебный эликсир и снова все хорошенечко перемешиваем (каждому ребенку на ладошку наливаем столовую ложку масла). Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск.
Теперь будем добавлять «живую воду», чтобы у нас получилась настоящая, волшебная краска. Подружите воду с нашим содержимым сосуда, перемешайте хорошо, чтобы у нас получилась настоящая, волшебная краска. Подружите воду с нашим содержимым сосуда. Перемешайте хорошо, чтобы не оставалось комочков, иначе краска может не получиться (добавляем воду, чтобы тесто было жидким до густоты сметаны).
Теперь мы добавим клей ПВА, чтобы наши картины были прочными и хорошо приклеились к картону. Снова хорошо перемешиваем. Вот уже почти все готово.
Нам осталось придать нашей Волшебной краске цвет. Выберите себе гуашь, которая вам нравится, и добавьте немножко в краску.
Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изготовили Волшебные краски.
Это краски для всех. Давайте поставим ее в центр. Сейчас мы испробуем наши Волшебные краски, и нарисуем нашу сказочную страну. Выбирайте себе материал, на котором будете рисовать. Внимательно слушайте музыку и рисуйте то, что вы чувствуете».
Детям предлагается прессованный картон разного размера, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками. На задание отводится 5 минут. В процессе работы детям сообщается, что осталось половина времени, 1 минута, чтобы закончить работу.
«Какие прекрасные картины у нас получились. Они все такие разные, потому что и мы с вами тоже все разные. В этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. А таким людям никогда не бывает скучно вместе.
Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране.
Мы учились творить Волшебные краски. Учились общаться друг с другом без помощи слов. Мы получили бесценный опыт радости от совместной работы. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем этот опыт из нашей сказочной страны.
А теперь пришло время возвращаться. Слышите, сказка провожает нас. Давайте скажем до свиданья волшебной стране и спасибо».
Литература : Сакович Н.А. Практика сказкотерапии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИКОСНОВЕНИЕ К НАРОДНОСТИ
Как разрешить проблему национального и общечеловеческого? Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно лишь тогда, когда сам уважа...
Статья «Сказка лечит душу. Сказкотерапия — универсальный язык»
Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. У...
Сказкотерапия на английском языке "The house in the wood"(Теремок)
Данный материал для предназначен для воспитателей старшего и подготовительного групп....
Праздник русского языка с использованием сказкотерапии.
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми "Праздник в деревне" (на основе "Музея старины")....
Совместное занятие №2 "Язык прикосновений"
Гармонизация детско-родительских отношений...
Мастер – класс на тему: «Сказкотерапия как инновационный метод в развитии речевой и художественной деятельности детей дошкольного возраста при обучении русскому языку».
Мастер- класс для воспитателей ДОУ...
МУЗЫКАЛЬНЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ «МУЗЫКА – ЯЗЫК ЧУВСТВ»
Занятие 1 . Три поросенкаПрограммные задачи. Через переживание детьми эмоционального содержания музыкальных произведений подводить к пониманию, что радостное, веселое настроение выражается в характере...