Статья «Сказка лечит душу. Сказкотерапия — универсальный язык»
статья на тему

Усова Ирина Викторовна

Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_dlya_detey.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Статья на тему:

«Сказка лечит душу.

Сказкотерапия — универсальный язык»

Подготовила:

 педагог-психолог

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2014

Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история. Современные психологи используют проигрывание сказочных сюжетов или рассказывание сказок, как один из методов психотерапии. Этот метод психотерапевтического воздействия на человека  называют сказкотерапия.

С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.

Сила терапевтических сказок (сказкотерапии)

Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.

Дети – самые благодарные слушатели и самые неутомимые фантазеры. Сочинять сказки вместе с детьми – одно удовольствие, которое, ко всему прочему, привносит в психику ребенка еще и позитивные изменения. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет – в этом возрасте у них уже сформировано примерное представление о мире, ребенок умеет оживленно разговаривать и способен облекать свои фантазии в слова. Кроме того – и это важно! – малыш уже умеет четко разграничивать реальный и выдуманный мир.

Виды терапевтических сказок

1. Дидактические сказки

Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. др.

2. Художественные сказки

Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.

3. Диагностические сказки

Вы наверно знаете, какие сказки и о чем больше нравятся вашему ребенку. Это означает, что ребенок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себя модель его поведения. Так девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша.
4. Профилактические сказки

Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.

5. Лечебно-психологические сказки

Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

6. Медитативные сказки

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Многие родители порой замечают, что они как бы разговаривают со своим ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между родителями и ребенком.

Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с ребенком поможет в:

- воспитании, развитии и обучении ребенка;

- самопознании ребенка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.

Врачевание и развитие души с помощью сказки, доброй или поучительной истории органично самой природе человека.

Замечательная исследовательница сказок Кларисса Эстес пишет:

«Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать, — достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают печаль, волнение, вопросы, понимание и стремления.

Мы становимся старше, умнее, логичнее, дальновиднее, прагматичнее; мы начинаем работать с цифрами, механизмами, схемами; попадаем в жесткие условия выживания — и нам «не до сказок». И в этот самый момент подросток, взрослый интуитивно тянется именно к сказке! Он берет в руки детектив, фэнтези, идет в кино и с интересом ребенка смотрит «Пиратов Карибского моря» или «Код да Винчи». Девушки и женщины припадают к телеэкрану и смотрят «Не родись красивой». Кто-то — с придыханием, а кто-то — подсмеиваясь над собой. Так сказки заполняют нашу жизнь, берут «реванш». Так подключаются ресурсы нашего правого полушария, украшая жизнь.

Спектакли, кинофильмы, литература — форматы сказок для взрослых, в которых язык метафоры, увлекательный сюжет проявляют себя в новых красках. Они питают нашу душу, направляют процесс размышлений, влияют на наши отношения и принимаемые нами решения. Вот что делает с нами сказочный язык!

Поэтому не стоит думать, что сказки — это только народные или авторские истории. Сказки — повсюду в нашей культуре, они заполняют наш досуг, а у некоторых из нас являются важной составляющей работы.

Каждому возрасту — своя сказка, свой образный и проблемный ряд, свой сюжет, свои декорации. Это очевидно. И это необходимое условие сказкотерапии.

Метод сказкотерапии подходит не только для детей, но и для взрослых. Через сказочный сюжет взрослый человек «примеряет на себя» поступки и действия различных героев, выбирая роль счастливого и удачного героя, преодолевая житейские трудности. При помощи сказкотерапии можно безопасно и безболезненно пересмотреть свой жизненный сценарий или сформировать новый.

Применение сказкотерапии помогает при важном выборе, когда у взрослого человека не хватает решительности действовать. Написанная для себя сказка позволяет поднять на поверхность то, что скрыто в подсознании. После написания сказки очень важно правильно ее проанализировать.

Взрослым сказкотерапия помогает рассмотреть свою проблему, найти решение или укажет на возможные средства решения проблемы, создает позитивное ожидание.

Итак, сказкотерапия — это особый язык общения с человеком. То, что бывает сложно передать обычными словами, молено передать через историю.Булат Окуджава призывал нас говорить друг другу комплименты. Пришло время дополнить его пожелание такими словами: «Давайте рассказывать друг другу добрые и мудрые сказки!» Тогда сердца людей станут чувствительнее и добрее, а окружающий мир — ярче»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сказка помогает запомнить предлог"

Статья "Сказки про предлоги"....

Статья "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит".

В данной статье описан проект "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит". Приведены основные разделы учебного плана по программе азбука общения.В статье собраны авторские детские сказки на тему "Ког...

ВЕЛИЧИЕ И ОПАСНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯЗЫКА

ВЕЛИЧИЕ И ОПАСНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯЗЫКА...

МУЗЫКАЛЬНЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ «МУЗЫКА – ЯЗЫК ЧУВСТВ»

Занятие 1 . Три поросенкаПрограммные задачи. Через переживание детьми эмоционального содержания музыкальных произведений подводить к пониманию, что радостное, веселое настроение выражается в характере...

Статья. Сказки читаем. Сказки играем. (с детьми младшего дошкольного возраста) Аликулиева.Ф.М.

Чем больше вы читаете ребёнку сказок, обсуждаете происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения, работа с книгой....

Консультация для родителей «Лечим душу музыкой»

Консультация для родителей «Лечим душу музыкой»Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, ненависти, снимает раздражение и нервное напряжение, активизирует мыслительные процес...