Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении.
В Концепции дошкольного воспитания ключевую позицию занимает охрана и укрепление здоровья детей: “Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Поскольку физическое здоровье ребенка образует неразрывное единство с его психическим здоровьем, с его эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и их индивидуальных особенностей”.
Ребенок – существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.
Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижные игры классифицируются по:
1). степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);
2). преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.);
3). предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение. Л.В.Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к 5-ти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти. Наиболее интенсивно в игре развивается воображение, которое составляет основу формирования творческой личности. В игре развивается символическая функция (предметы-заместители).
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды».
Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.
Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.
Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);
• развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• профилактика простудных заболеваний;
• профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:
• физкультурные занятия;
• подвижные игры;
• утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая аэробика);
• двигательно-оздоровительные физкультминутки;
• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
• оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);
• прогулки;
• дни здоровья;
• экскурсии и походы;
• физкультурные досуги, праздники;
• самостоятельная двигательная активность;
• работа с родителями
Несформированность этих функций вызывает трудности обучения в школе. В плане морального развития Д.Б.Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так в игре в лапту, ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, “засаленного” ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель– помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются нечасто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: “Помоги Артему завязать шарф; “Помоги Маше убрать кубики”. Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды (“Чье звено скорее построит дом?”, игры - эстафеты). Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других ( Серёжа - очень ловкий. – Ловишке трудно поймать его). Ценно и то, что ребёнок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих ( в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые.
“Игра- это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха”. (Из” Декларации прав ребёнка на игру”, приняты Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977году).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения, используемые на занятиях по обучении грамоте
Предложенные игры и игровые упражнения помогают педагогу в увлекательной игровой форме обучить детей раннему чтению....
Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении.
Игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников....
Игры, занятия и упражнения с мячами. Сухой бассейн. (Обучение, коррекция, профилактика)
Сухой бассейн является специфическим тренажёром, позволяющим решать задачи соматического оздоровления детей. Он располагает широким спектром воз...
Игры и игровые упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Данная статья предназначена в помощь педагогу на занятиях по обучению грамоте детей подготовительной группы...
"Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении"
quot;Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении"Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из акти...
интегрированное занятие "Подвижная игра + развивающее - дидактическое упражнение "Совушка"" 5-7 лет. (задание чемпионата по проф.мастерству) "
Интегрированное задание, подвижная игра "Совушка" 5-7 лет. Можно использовать: палочки Кюизенера , блоки Дьенеша , мозаика...
интегрированное занятие "Подвижная игра + развивающее - дидактическое упражнение " Птичка и птенчики" 3-4 года. (задание чемпионата по проф.мастерству) "
Подвижная игра "Птички и птенчики" для детей 3-4 лет с развивающим оборудованием....