Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Николаенко Валентина Ивановна

Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении.

 В Концепции дошкольного воспитания ключевую позицию занимает охрана и укрепление здоровья детей: “Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Поскольку физическое здоровье ребенка образует неразрывное единство с его психическим здоровьем, с его эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и их индивидуальных особенностей”.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижные игры классифицируются по:

1). степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);

2). преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.);

3). предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение. Л.В.Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к 5-ти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти. Наиболее интенсивно в игре развивается воображение, которое составляет основу формирования творческой личности. В игре развивается символическая функция (предметы-заместители).

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды».

Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.

Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);

• развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

• профилактика простудных заболеваний;

• профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:

• физкультурные занятия;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая аэробика);

• двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

• оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);

• прогулки;

• дни здоровья;

• экскурсии и походы;

• физкультурные досуги, праздники;

• самостоятельная двигательная активность;

• работа с родителями

Несформированность этих функций вызывает трудности обучения в школе. В плане морального развития Д.Б.Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так в игре в лапту, ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, “засаленного” ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель– помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются нечасто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: “Помоги Артему завязать шарф; “Помоги Маше убрать кубики”. Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды (“Чье звено скорее построит дом?”, игры - эстафеты). Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других ( Серёжа - очень ловкий. – Ловишке трудно поймать его). Ценно и то, что ребёнок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих ( в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые.

“Игра- это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха”. (Из” Декларации прав ребёнка на игру”, приняты Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977году).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения, используемые на занятиях по обучении грамоте

Предложенные игры и игровые упражнения помогают педагогу  в увлекательной игровой форме обучить детей раннему чтению....

Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении.

Игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников....

Игры, занятия и упражнения с мячами. Сухой бассейн. (Обучение, коррекция, профилактика)

              Сухой бассейн является специфическим тренажёром, позволяющим решать задачи соматического оздоровления детей. Он располагает широким спектром воз...

Игры и игровые упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Данная статья предназначена в помощь педагогу на занятиях по обучению грамоте детей подготовительной группы...

"Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении"

quot;Игра, развивающие двигательные упражнения как фактор успеха в обучении"Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из акти...

интегрированное занятие "Подвижная игра + развивающее - дидактическое упражнение "Совушка"" 5-7 лет. (задание чемпионата по проф.мастерству) "

Интегрированное задание, подвижная игра "Совушка" 5-7 лет. Можно использовать: палочки Кюизенера , блоки Дьенеша , мозаика...