Программа"Здравушка"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа «Здравушка» направлена на работу с детьми групп компенсирующей направленности, имеющих расстройства речевой деятельности и включает в себя применение здоровьесберегающих технологий, которые тесно и связаны с основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимыми в группах компенсирующей напрвленности, а именно:
- коррекция рече - двигательных нарушений (развитие и укрепление артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);
- коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие речи и движения);
- развитие ВПФ
Использование в работе данной программы помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Т.к. данная комплексная система предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, сохранение здоровья и их личностного развития, что является приоритетной задачей в работе с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами в группах компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdravushka.docx | 88.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Радуга»
ПРОГРАММА «ЗДРАВУШКА»
по использованию здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми группы компенсирующей направленности
Составила:
учитель – логопед Бойцева И.Г.
г.Тихвин
2020г.
«Представление, что при любом двигательном
тренинге … упражняются не руки, а мозг,
вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов”.
Н.А. Бернштейн
Пояснительная записка.
Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Самую представительную группу среди детей и подростков с нарушениями в развитии представляют дети с органическим поражением центральной нервной системы, имеющие проблемы в речевом развитии, в развитии общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Логопедическая работа с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом, введение их в социум.
Программа «Здравушка» направлена на работу с детьми групп компенсирующей направленности, имеющих расстройства речевой деятельности и включает в себя применение здоровьесберегающих технологий, которые тесно и связаны с основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимыми в группах компенсирующей напрвленности, а именно:
- коррекция рече - двигательных нарушений (развитие и укрепление артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);
- коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие речи и движения);
- развитие ВПФ
Актуальность программы заключается в том, что нарушения речи – отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможность познавательного развития и адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в социуме.
Логопедическое воздействие с применением нетрадиционных технологий стимулирует речевое развитие с учётом нарушенной функции речевого механизма, помогает проводить коррекцию и компенсацию нарушений функции речевого механизма (отдельных звеньев и всей речевой системы в целом). Также, в процессе проводимой коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей данной категории.
Цель программы:
- преодоление речевых нарушений, формирование произносительных умений и навыков у детей ОВЗ и детей - инвалидов, посещающих группы компенсирующей направленности
- достижение высокой результативности в развитии речи детей с ОВЗ и детей-инвалидов, при создании комфортных условий с использованием здоровьесберегающих технологий
Задачи программы:
- создание условий для развития мелкой моторики и координации движений;
- формирование полноценной фонетической системы языка;
- развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза;
- автоматизация слухо - произносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи;
- совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
- развитие точности выполнения движений уровня переключаемости, полноты объема движений пальцев рук;
- совершенствование координации движений руки и глаза;
- улучшение концентрации внимания, снижение трудностей переключения с одного вида деятельности на другой;
- активизация познавательного интереса.
- Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы детей с ОВЗ и детей-инвалидов групп компенсирующей направленности с педагогами группы, специалистами ДОУ( учителем-дефектологом, педагогом-психологом музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, и, что немаловажно, с родителями (или лиц их заменяющими).
С учетом того, группы компенсирующей направленности посещают дети с разными органическими поражениями ЦНС, и имеющими такие диагнозы как ЗПР, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость, то и работа выстраивается с учетом имеющихся диагнозов и возраста.
Форма работы (организации):
- фронтальная
- подгрупповая (3 – 4 чел.)
- индивидуальная
Успешную динамику речевого развития может дать лишь комплексное воздействие на ребенка.
Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май с закреплением пройденных лексических тем, и с использованием здоровьесберегающих технологий в течение летних месяцев. Включается как элемент (часть) занятия не только в работе логопеда и воспитателя, но и других специалистов:
- учителя-дефектолога
- педагога-психолога
- музыкального руководителя
- инструктора по физической культуре
Характер и результативность логопедической программы определяются следующими принципами:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
- Принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
- Деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для положительной динамики в его развитии.
- Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
- Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы к новому материалу необходимо переходить после сформированности того или иного умения.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка (подростка) с ОВЗ возрастной норме, учет уровня речевого и физического и развития каждого ребенка и подростка.
- Учет эмоциональной сложности материала включает в себя требования к созданию благоприятного эмоционального тона к предъявляемому материалу, упражнениям.
- Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе, осознанное отношение педагогов и родителей (лиц их заменяющих) к речевому развитию детей и подростков, взаимодействие ДОУ и семьи.
В работе используются методы:
- практические (показ упражнений);
- наглядные (карточки, рисунки, схемы);
- словесные (пояснение, объяснение, вопросы)
Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и представлений об окружающем мире, формирование определенных психических процессов.
Для реализации задач программы используются здоровьесберегающие компоненты.
1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений на развитие релаксационно- диафрагмального дыхания).
2. Развитие общей и мелкой моторики
- комплексы физминуток (речь с движением)
- пальчиковые игры,
3. Су - Джок терапия – это регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Процедура очень эффективна при плохой подвижности пальчиков - значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. На коррекционных занятиях применяются су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики - ими можно массировать труднодоступные места. Применение су-джок способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей, равномерно распределяя нагрузку, что предохраняет отдельные зоны коры головного мозга от переутомления. Данная гимнастика вызывает у детей приятные ощущения, способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных.
При использовании данных технологий в работу включаются слуховой, речевой, и кинестетический анализаторы - ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Все упражнения подобраны с учетом изучения лексической темы.
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения у детей результатов Программы путем общей диагностики речи в конце учебного года.
Заключение. Использование в работе данной программы помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Т.к. данная комплексная система предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, сохранение здоровья и их личностного развития, что является приоритетной задачей в работе с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами в группах компенсирующей направленности.
Литература:
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. - М: ТЦ Сфера, 2006.
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - СПб: ООО «Издательство» ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011.
Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. - М, 1987.
Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушениями зрения. // Дефектология. - 1998, №4.
Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. - СПб, 1998.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М, 1999.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М: АРКТИ, 2008.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. Учебное пособие. - М. 1999.
Интернет - ресурсы
- http://nadysha.ru/relaksaciya-dlya-detej-s-pomoschyu-uprazhnenij.html
- http://festival.1september.ru/
- http://gigabaza.ru/doc/7546.html
- http://vk.com/rechecvetik
Приложение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по использованию дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, речи с движением, Су – джок.
Лексическая тема «Правила дорожного движения»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Cу - Джок |
Машина Машина по улицам мчится, из-под колес пыль клубится. Би-би-би (на выдохе) | Городской транспорт Автобус, троллейбус, машина, трамвай- О них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. Поочередное соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Соединяют пальчики двух рук одновременно. | «Постовой» Постовой стоит упрямый (шагаем на месте). Людям машет: «Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз). Здесь машины едут прямо (руки перед собой). Пешеход, ты погоди!» (руки в стороны). Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс). Приглашает нас идти (шагаем на месте). «Вы машины, не спешите (хлопки руками). Пешеходов пропустите!» (прыжки на месте). | «Дети едут на машине» Дети едут на машине, (катаем су-джок между ладонями) Смотрят на дорогу – Слева – постовой стоит, (переложили су-джок в левую руку) Справа – светофор горит (переложили су-джок в левую руку) |
Лексическая тема «Детский сад»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Поехали!» И.п. – стоя Завели машину (вдох).- Ш-Ш... Ш-Ш (выдох) Накачали шину (вдох) Ш-Ш... Ш-Ш... (выдох) Улыбнулись веселей (вдох) И поехали быстрей. Ш-Ш...Ш-Ш. (выдох) | «Наша кукла» Наша кукла рано встала Две матрешки - на окошке, Две Иринки на перинке, На дубовом сундуке! (загибают пальцы на руке, перечисляя игрушки) | «Танины куклы» Вот большая пирамидка, (тянутся вверх с вытянутыми руками) Вот веселый звонкий мяч, (прыгают на месте) Мягкий мишка косолапый, (шагают на месте как медведи) Все живут в большой коробке. (показывают большой квадрат) Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) Начинают все играть . (хлопают в ладоши | «Катины куклы» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. (поочередно катают шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. |
Лексическая тема «Осень золотая»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су – Джок |
«Ветер» И. П.—сидя на гимнастической скамейке, стуле. Ветер сверху набежал, Вдох. Ветку дерева сломал: «В-В-В!» Выдох. Дул он долго, зло ворчал Вдох. Листочки на землю он опускал «Ф-Ф-Ф» Выдох. | «Осень, осень к нам пришла…» Пожелтел зеленый сад,.( Покачивают ладонями вправо, влево) Шу-шу-шу, шу-шу-шу, (Трут ладонью о ладонь) ( Имитация клювиков птиц пальцами) ( Ручки на коленочки) | игра "Дождик" Начался дождь - Указательный палец одной руки постукивает по ладони другой руки Дождь усиливается, усиливается, усиливается... - добавляется: стучат по очереди - второй, третий, четвёртый палец Пошёл сильный ливень - хлопки двумя ладонями Загремел гром... - к хлопкам добавляется топанье ногами Гром затихает... А дождик всё идёт и идёт... - остаются только хлопки, без топота Дождик становится всё меньше, меньше, меньше - стучат по ладошке сначала четыре пальца, затем три, два, один И совсем закончился | «Осень» Солнышко греет уже еле – еле, Перелетные птицы на юг собрались, Красивы деревья, пустынны поля, Золотом листьев покрыта земля. (катают шарик между ладонями, проговаривая слова) |
Лексическая тема «Растения осенью. Овощи.»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Cу - Джок |
Как овощи росли И.П.— основная стойка. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох. Опуститься в И. П. — выдох. Лук рос, рос и вырос… (репа, морковь и т. д.) | Чищу овощи для щей Чищу овощи для щей (вертикальные движения руками, словно отряхиваем от земли) (пожимают плечами) (загибаем три пальца на левой руке) (загибаем еще два пальца) (загибаем пальцы на правой руке) (еще один палец на правой руке) ("раздвигаем" в сторону капусту) | «Овощи» Как-то вечером на грядке Репа, свёкла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. (идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга - водящий с завязанными глазами) Рассчитались чётко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. (останавливаются, крутят водящего) Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. (разбегаются, приседают, водящий ищет) | «У девчушки Зиночки» У девчушки Зиночки овощи в корзиночке, Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик Вот пузатый кабачок положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко, Помидор и огурец. Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого. Наша Зина – молодец! Показывают большой палец |
Лексическая тема «Мир растений. Фрукты»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Cу - Джок |
«Фрукт, вырасти большой» И.П.— основная стойка. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох. Опуститься в И. П. — выдох. Груша росла, росла и выросла…(яблоко, апельсин и т. д. | «Апельсин» Мы делили апельсин; Много нас, а он один. На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра, . Загибание пальчиков, начиная с большего. А для волка – кожура Бросательное движение правой рукой. Он сердит на нас беда!!! Разбегайтесь кто куда!!! Сжимают кулаки, прижимают их к груди, бегут пальцами по столу | «Будем мы варить компот» Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Дети маршируют, образуют круг, Будем яблоки крошить, «крошат» Грушу будем мы рубить. «рубят» Отожмём лимонный сок, «отжимают» Слив положим и песок. «кладут» Варим, варим мы компот. «помешивают» Угостить честной народ. хлопают в ладоши. | « Фрукты» Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, вкусная , красивая. Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, просит . « Ну – ка, скушай !» Этот пальчик – ананас, Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко. Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке. |
Лексическая тема «Деревья»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Эхо» Оказался я в лесу И зову своих друзей, Я им кричу: «Ay, ay! Откликайтесь поскорей!» По лесной тропинке Бродит эхо-невидимка. Если что-то крикнут дети, Эхо тут же им ответит! Делаем глубокий вдох, складываем ладони у рта рупором и на выдохе с различными интонациями произносим «ау-ау...». А теперь пробуем изобразить свой крик и ответ эха. | «Осенние листики» | «Деревья» Мы вокруг берёзы Весело пойдём, (дети становятся в круг и идут) Руки вверх поднимем, поднимают, Покружимся слегка. кружатся, И подбросим листья Вверх под облака. делают движения подбрасывания. | «Деревья» Будем мы с тобой играть, и деревья называть Дети катают Су – Джок между ладонями. Дуб и береза, ель, осина и сосна (поочередно одевать колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) Пять пальцев мы в кулак зажмем, И пять деревьев назовем. (сжимать пальцы в кулачок) |
Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Корова» делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му-у...», стараясь, чтобы звук был ровным. | «Кучерявая овечка» Кучерявая овечка (показать «кудряшки» на голове) Переходит через речку («идем» пальчиками по столу) Щуря желтые глаза, ей навстречу шла коза.(показать «рога») - Не пущу тебя, овечка, (наклонить голову с «рогами») Не пройдешь ты через речку! (погрозить пальцем) Лошадь мимо проходила и овечку пропустила.(руки развести в стороны) | «Козочка» Я козочка Ме-ме-ме, Я гуляю на лужке. (идут по кругу) Острые рожки, Тоненькие ножки. (показывают рожки, прыгают на носочках) На самой макушке – Бархатные ушки. (ладошками показывают ушки) Язык полотняный, (показывают язык «лопаткой») Хвостик конопляный… (рукой показывают хвостик) Как прыгну – сразу забодаю. (прыгают, «бодаются») | «Ребятки» Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Как же довольна свинья поросятами ! Довольна коза своими козлятами, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. А мама довольна своими ребятками! |
Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Ежик» И. П.— упор сидя сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди (группировка), медленный выдох на звуке «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф». Разогнуть ноги — вдох (4—5 раз). | «Белка» Сидит белка на тележке Продает она орешки: (ритмично сжимают и разжимают пальцы рук) Лисичке - сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому. Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.) | «Прогулка в лес» Раз, два, три, четыре, пять Дети в лес пошли гулять (маршируют по кругу друг за другом) Там живет лиса (рукой показать хвост за спиной) Там живет олень. (пальцы рук разведены в стороны) Там живет барсук. (кулачки прижать к подбородку) Там живет медведь. (руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя) | «На поляне, на лужайке» На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки. (подбрасывать на ладошке шарик) И катались по траве, (катать вперед – назад) От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, (подбрасывать на ладошке шарик) Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку) Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец) |
Лексическая тема «Посуда»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | |
«Что за чудный запах?» Что за чудный запах веет из столовой? Это повар варит суп нам в кастрюле новой! Делаем глубокий вдох, складываем ладони вместе и на выдохе с различными интонациями произносим «ах-ах...». | «Мы в столовую идем» Мы в столовую идем, «Идут» пальчиками по столу Пахнет свежим там борщем (делают глубокий вдох) Руки вымыли водой Имитация движений За столы мы дружно сели Положили руки на колени Вкусного борща поели. Имитация движений. | «Чайная посуда» Вот большой стеклянный чайник. (одна рука на поясе, другая изогнута как носик), Очень важный как начальник. Вот фарфоровые чашки (приседают, одна рука на поясе) Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг), Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, (потягиваются, поднятые вверх руки смыкают над головой). Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес (ложатся на пол, вытягиваются). | «Порядок» Девочка Иринка порядок наводила. Дети катают Су – Джок между ладонями. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны бить в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль, конечно, в солонке!» Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки |
Лексическая тема «Мебель»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Шкаф маленький, шкаф большой» У медведя шкаф большой, А у зайца маленький. Мишка наш пошел домой, Да и крошка заинька. И. п.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением «ш – ш – ш» (у зайки шкаф маленький). Выпрямиться , встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя шкаф большой). Повторить упражнение 4 – 6 раз. | «Стульчик» «Стульчик» ты из рук сложи и детишкам покажи. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большими пальцами к себе. | «Мебель в квартире» Раз, два, три, четыре! (ритмично сжимают и разжимают пальцы рук) Много мебели в квартире, (хлопают в ладоши) Загибают пальчики, начиная с большого: В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть – чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили (хлопают в ладоши) Много мебели в квартире! (разжимают пальцы рук) | Мебель в магазине Эту мебель мы купили С папой вместе в магазине. (Дети катают Су – Джок между ладонями) Это стул, на нем сидят Это стол, за ним едят. На диване отдыхают, Книги умные читают. На кровати крепко спят. Вещи все в шкафах хранят. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Лексическая тема «Транспорт»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Гудок парохода» И.п. - произвольное Представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы, когда здороваются друг с другом? Я огромный пароход, У меня отличный ход. По волнам вперед иду, Прочь с дороги: «У-у-у!» Делать резкий короткий вдох, задерживают дыхание на 1-2 секунды и выполняют длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у...». | «Путешествие пальчика» Садись-ка пальчик в вертолёт, С тобой отправимся в полёт. Сядем с этим мы в такси, Он рад домой нас отвезти. С тобой поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. С этим пальчиком в ракете Полетим к другой планете. Ну а с этим малышком В зоопарк пойдём пешком. (на каждое название транспорта загибать по одному пальчику, начиная с большого) | «Перекресток» Там, где шумный перекресток, (шагают на месте) Где машин не сосчитать, (сжимают и разжимают кулачки) Перейти не так уж просто, если правила не знать. (покачать головой) Пусть запомнят твердо дети: верно поступает тот (наклоны вправо – влево) Кто лишь при зеленом свете (хлопки в ладоши) Через улицу идет! (шагают на месте) | «Транспорт» Есть игрушки у меня: (катают шарик между ладонями) Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран – Настоящий великан. (поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) Сколько вместе, как узнать? Помогите сосчитать! (катать шарик между ладонями) |
Лексическая тема «Одежда, головные уборы, обувь»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Чистка одежды» И.П. – стоя (сидя). Дети дуют поочередно на одно плечо, на другое, имитируя сдувание пыли. | «Обувь» Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь мы считать: (загибают по очереди пальцы на руке) Раз – туфли, Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) Ножкам надо отдыхать. ( хлопок ладонями) | «Стирка одежды» Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна.(идут по кругу) Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать (имитация движений стирки белья) Твои платья и носки, твои юбки и чулки, свитер, варежки, жакет, шапочку, цветной берет. (поочередное загибание пальцев) Я налью воды чуток, в таз насыплю порошок, пену снежную взобью, (имитация движений) Постираю и пойду («шагают» на месте). Пока светит солнышко, (складывают руки в замок и поднимают пальцы ) Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, (имитация движений) Ветерком все просушу(делают махи руками) Поработали вдвоем (вытирают лоб рукой), А теперь мы отдохнем. | «Рукавицы» Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы: (катать шарик между ладонями) Для лисенка Саши, Для лисички Маши, Для лисенка Коли, Для лисички Оли, А маленькие рукавички Для Наташеньки - лисички. Поочередно одевать колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. В рукавичках да-да-да! Не замерзнем никогда! (катать шарик между ладонями) |
Лексическая тема «Моя малая Родина»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Часики» Мы повесим в дом часы, Чтобы во время лечь спать, Чтобы во время лечь спать, Чтобы утром не проспать, И.П.—стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так» на выдохе (10—12 раз) Повтор 3-4 раза | «Строим дом» Целый день тук да тук - Раздается звонкий стук. (руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам. Молоточки стучат, (стучать кулаком о кулак) Строим домик для ребят . Пальцы соединить, показать "крышу". Вот какой хороший дом, Сжимать-разжимать пальцы. Как мы славно заживем. Вращать кисти рук. | «Кровельщик» То не град, то не гром – Кровельщик на крыше. (стоят кружком, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх) Бьёт он громко молотком – (изображают удары молотком) Вся округа слышит. (закрывают уши руками) Он железом кроет дом, (изображают удары молотком) Чтобы сухо было в нём. (наклоняются, достают носки руками) | «Мы большой построим дом» Мы большой построим дом. Катают мячик по ладони круговыми движениями Чтоб не тесно было в нем. Чтобы весело играть. Никогда не унывать! Поочередно подносить мячик к каждому пальчику, делая легкие надавливающие движения. |
Лексическая тема «Зима»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Подуй на снежок» И.П. стоя (сидя). Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами) Повтор 3-4 раза | «Пришла зима» Пришла зима (трем ладошки друг о друга) Принесла мороз. (массажируем плечики) Пришла зима (трем ладошки друг о друга) Замерзает нос. (массажируем носик) Снег (ладошки влево-вправо) Сугробы (кулаками стучим по коленям поочередно) Гололед. (ладошками разнонаправленно гладим колени) Все на улицу вперед (подзываем ладошками к себе) Теплые штаны наденем, (имитация одевания) Шапку, шубу, валенки. Руки в варежках согреем (гладим ладошки) И завяжем шарфики. (Руки пркладываем к горлу) | «Зима» Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.) Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся.) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.) | « Зимние забавы» Давай, дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок – катим круговыми движениями су-джок между ладоней Он превратится в толстый ком И станет ком снеговиком. Далее с пружинками Его улыбка так светла! Два глаза... шляпа... нос... метла... Но солнце припечёт слегка – Увы! - и нет снеговика.
Хлопок, и разводим руки в стороны |
Лексическая тема «Новый год спешит к нам в гости»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Ух-ух!» Белый пух, снежный пух, «Ух-ух!» Повтор 3-4 раза | «На елке» Мы на ёлке веселились, И плясали и резвились, (ритмично хлопают в ладоши) После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, ( ударяют кулачками, рисуют) В них же вкусные предметы. Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, Один золотистый мандарин. (загибают на обеих руках пальцы.) | «Наступает Новый год!» Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу) Висят на елке шарики, (поочередно соединяют пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. (делают «фонарики») Вот сверкают льдинки, (сжимают и резко разжимают кулаки по очереди) Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями) В гости дед Мороз идет, (пальцы «шагают» по коленям или по столу) Всем подарки он несет. (трут друг об друга ладони) | «Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок лепили. ( «лепят» комочек) Круглый, крепкий очень гладкий. И совсем – совсем не сладкий Раз - подбросим, два – поймаем, Три – уроним, и – сломаем. (подбрасывают и ловят мячики) Чтоб комочки посчитать, Будем пальцы загибать: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. (по - очереди массажируют каждый палец колечком) |
Лексическая тема «Зимние забавы»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Подуй на снежинку» И.П. стоя (сидя). Как подул Дед Мороз — В воздухе морозном Полетели, закружились Ледяные звезды. Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение. Кружатся снежинки в воздухе морозном. Падают на землю кружевные звезды. Повтор 3-4 раза | «Во дворе» Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному) («Идут» по столу указательным и средним пальчиками) («Лепят» комочек двумя ладонями) (Кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой) (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) | «Зимние забавы» Любит рисовать мороз, ( рисуют в воздухе узор) Детвору щипать за нос, (берут себя за нос) И ликует детвора (прыжки на месте) Прямо с самого утра (качают головой вправо – влево) Всюду слышен звонкий смех, (изображают смех) Выпал первый белый снег. (показывают как падает снег – плавно, волной опускают ладони) Лыжи и коньки, салазки (изображают катание на коньках и на санках) Кутерьма всей зимней сказки! (круговые движения руками) | « Зимние забавы» Что зимой мы любим делать . Дети катают Су – Джок между ладонями. В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Лексическая тема «Я и моя семья»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Братья» Совсем большой Мой старший брат – Пойдет он скоро в школу. С ним поиграть всегда я рад, Брат добрый и веселый! А я хотя росточком мал, Но все же очень я удал! И.П. - стоя. Педагог: «Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими! Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!» Повтор 3-4 раза | «За работу» Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. (Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать»-энергично шевелить ими) | «Дом на горе» На горе мы видим дом, (кистями рук изобразить домик) Много зелени кругом, (волнообразные движения руками) Вот деревья, вот кусты, (руками «показывают» деревья, кусты) Вот душистые цветы (пальцами «показывают» бутон) Окружает всё забор, (пальцами «показывают» забор) За забором - чистый двор, ( гладят ладонью об ладонь) Мы ворота открываем, («открываем» кистями ворота). К дому быстро подбегаем, (бег на месте) В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!» (стучат кулаком о кулак) Кто – то к нам идёт на стук. (ладонь приложить к правому уху, прислушаться) В гости к другу мы пришли и подарки принесли. (вытянуть руки вперёд, как будто что – то даря) | «Мальчик-пальчик» -Мальчик-пальчик Где ты был? -С этим братцем- В лес ходил. С этим братцем- Щи варил. С этим братцем- Кашу ел. С этим братцем- Песни пел. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Лексическая тема «Зимующие птицы»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
Вороны И.п. стоя Вот под елочкой зеленой Вдох. Скачут весело вороны — Прыжки на одной ноге. Кар-кар-кар! Прыжки на другой ноге. Целый день они летали, Дети кричат на выдохе. Спать ребятам не давали - Бег на месте со взмахом рук в стороны и вниз. Кар-кар-кар! Дети кричат на выдохе. Только к ночи умолкают, Ходьба на месте. Вместе с ними засыпают - Присед с выдохом. Ш-ш-ш-ш... Повтор 3-4 раза | «Прилетайте, птички!» Прилетайте, птички! ( делают «зовущие» движения пальцев) Сала дам синичке. ( делают 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки Хлебушка немножко. ( делают пальцы щепоткой – «крошат хлеб», трут подушечками пальцев друг о друга) Эти крошки – голубям, (вытягивают вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям. (делают то же – левой рукой) Галки да вороны, Ешьте макароны! (трут ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны») | «Птички» Птички прилетали, Крыльями махали, (бегут по кругу, машут руками) Сели, посидели (садятся на корточки, сжимают и разжимают пальцы рук) И дальше полетели (бегут по кругу, машут руками). Чтоб быстрее им летать, Надо крыльями махать (машут руками быстрее). | «Воробьи» Пять воробьёв на заборе сидели, (катают шарик между ладонями), Один улетел, а другие запели. И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, а четверо осталось. Сидели вчетвером и немного устали, Один улетел, а трое остались. Сидели втроём и немного устали, Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоём и снова скучали Один улетел и остался один. Один посидел, да и взял улетел. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Лексическая тема «Игрушки. Народная игрушка»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Качели» Дети, в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Повтор 3-4 раза | «Мои игрушки» Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, (Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Это зайка, (Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.) Это пёс. (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Вот машинка без колёс. Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. | «Танины игрушки» На большом ковре и в ряд Дети маршируют на месте, останавливаются, изображают персонажей Куклы Танины стоят. Два медведя, Буратино И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок . Раз, два, три, четыре, пять Вместе мы пойдем гулять прыгают, маршируют, уходят с ковра | «Юла» Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой. Я юлу кручу, верчу, И тебя я научу. |
Лексическая тема «Мое здоровье. ЗОЖ»»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Душистое мыло» И.п. – стоя, сидя. Чтобы ручки были чище, Мы достанем мыло: Мыло пенное, душистое, ароматное. клубничное Дети «нюхают» воображаемое мыло, лежащее на ладони - через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!» Повтор 3-4 раза | «Прогулка» Пошли пальчики гулять, (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену) А вторые догонять. Третьи пальчики бегом, (выполняют ритмичные движения указательными пальцами. движения средних пальцев в быстром темпе) А четвертые пешком, (медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям Пятый пальчик поскакал (ритмичные касания мизинчиками по бедрам). И в конце пути упал. (хлопок обеими ладонями по коленям) | «Головами покиваем» Головами покиваем Носиками помотаем А зубами постучим, (выполняем подражательные движения в соответствии с текстом) И немножко помолчим И немножко отдохнём. (наклонившись вниз, | «С добрым утром» С добрым утром, глазки. Вы проснулись? С добрым утром, ушки. Вы проснулись? С добрым утром, ручки. Вы проснулись? С добрым утром, ножки. Вы проснулись? С добрым утром, солнце. Я проснулся? поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) |
Лексическая тема « День защитника отечества»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Куранты» И.п. – стоя Дети имитируют часы. Выполняя наклоны туловища влево – вправо, произнося на выдохе: «Бом, бом!» Повтор 3-4 раза | «Российская семья» Живут в России разные народы (сжимают и разжимают пальцы рук) (ладонями имитируют плаванье рыбки) (руки перекрещивают над головой,пальцы расставляют в стороны) Одни кумыс готовит, (выполняют круговые поглаживания живота рукой) (вытирают рот тыльной стороной ладони) ( руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями). (приседают, поглаживают «траву») (делают «Домик» из рук) | «Февраль, февраль» Февраль, февраль, зима и солнце! (маршируют по кругу) (бегут по кругу, машут руками) (стоя тянутся вверх) (делают круговые движения руками) | «Богатыри и матрешки» Мы отважны и сильны, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Мы красавицы матрешки, |
Лексическая тема «Какие краски у весны»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Весенний дождь» И.п. - стоя Руки к солнцу поднимаю «Ф - Ф - Ф» Повтор 3-4 раза | «Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, | «Шаловливые сосульки»Шаловливые сосульки (Складывать ручки щепоткой и острым концом показываем вниз по очереди каждой рукой) Сели на карниз. (Садиться на корточки.) Шаловливые сосульки Посмотрели вниз. (Наклонять голову.) Посмотрели чем заняться? (Пожимаем плечами) Стали каплями кидаться. (Взмахивать кистями рук одновременно) Целый день идет трезвон: Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.) | «Солнышко, солнышко…» Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. (катать шарик между ладонями) Где твои детки? Где малолетки? (перекладывать мячик мз руки в руку, сжимая его) Сидят на ветке, В соломенной клетке. Камушки катают, Собачкам бросают. (поочередно одевать колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) |
Лексическая тема «Очень сильно я люблю маму милую мою!»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Цветы для мамы» И.п. – стоя Мамочке любимой Букет я подарю, И скажу как сильно Я её люблю! Дети «нюхают» воображаемый букет - через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!». Повтор 3-4 раза | «Много мам на белом свете» Много мам на белом свете, Всех их любят очень дети! (сжимают и разжимают пальцы рук) Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель. (загибают по одному пальчику, начиная с большого) Мамы разные нужны, Мамы разные важны! (сжимают и разжимают пальцы рук) | «Мамин день» Вот подснежник на поляне,(округленные ладони соединяют в виде цветка) (округленные ладони соединяют в виде полураспустившегося цветка) ,(обнимают себя) (медленно раскрывают руки) (обнимают себя) | «Мама – парикмахер» Моя мама - парикмахер отличный. (катают шарик между ладонями) Трудится мама в салоне столичном. Делает мама модные стрижки. (поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) Мамы моей не боятся детишки. (катают шарик между ладонями) |
Лексическая тема «Перелетные птицы»
Лексическая тема «Откуда хлеб пришел»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
Ароматный хлеб Вот он Хлебушек душистый, Дети «нюхают» воображаемый хлеб - через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!». Повтор 3-4 раза | «Тесто» Тесто замесили мы, Сжимаем, разжимаем кулачки Имитация посыпания Соединили ладошки вместе Руки вперед, вверх ладонями Имитация стряпни пирожков | «Хлеб» Рос сперва на воле в поле, Дети стоят, слегка покачивают руками, поднятыми вверх. Летом цвел и колосился (ладошки вместе, имитация распустившегося цветка) А потом обмолотился, (постукивают кулаками друг о друга) Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются») Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки) В магазине занял место. (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх) Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх и тянутся на носочках) А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх) |
(перекладывать су-джок из руки в руку, сжимая) А из теста мы слепили Далее с пружинкой –надевать на каждый палец: Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи. Все мы испечем в печи! |
Лексическая тема «Цветы. Комнатные растения»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Сдуем пух с одуванчика» И.п. – стоя, сидя. Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают на воображаемый одуванчик. Повтор 3-4 раза | «Цветы» Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают. Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперёд – назад. | «Зернышко» Посадили в землю зернышко, ("кладут" в ладонь «зернышко») На небе выглянуло солнышко. Свети, солнышко, свети! (сжимают кисти и по очереди разжимают) Расти, зернышко, расти! (ладони соединяют вместе и поднимают руки вверх) Появляются на стебельке листочки, (соединяют ладони, пальцы один за одним соединяют с большим пальцем и одновременно на двух руках) Распускаются на стебельке цветочки, (сжимают кисти и по-очереди разжимают) | «Цветы на окне» На окно скорее глянь: (cжимают шарик ладонями) Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония - Мы все названья помним! (Прокатываем пружинки по пальцам) Мы взрыхлим цветы, польем, Пусть подрастают день за днем! (Обе ладошки соединяют «бутоном», в ладошках –шарик, раскрывают «цветком») |
Лексическая тема «Насекомые»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Пчелка» И.п. – стоя. Пчелка, гуди, Легко взмахивают кистями рук. В поле лети. С поля лети — Медок неси. Ж-ж-ж... Ам! Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!» Повтор 3-4 раза | «Улитка» Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены Улитка, улитка, высуни рога. Улитка, улитка, высуни рога. (Большие пальцы обеих рук «появляются» их кулачков и ложатся на стол) Затем мизинцы, указательные… Дам тебе, улитка, Я пирога. (все пальцы «убегают» и прячутся в кулак) Повторить на слова текста.
| «Чок – чок» Чок – чок, каблучок! (топаютногами) В танце кружится сверчок (кружатся). А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. (движения руками, как при игре на скрипке) Крылья бабочки мелькают – (движения руками, как крыльями) С муравьем она порхает. (покружиться вокруг себя) Под веселый гопачок Лихо пляшет паучок. (делают танцевальные движения, как в гопаке) Звонко хлопают ладошки! (хлопают в ладоши) Всё! Устали ножки! | «Улей» Вот маленький улей, Где спрятались пчелы (катают шарик между ладонями) Никто их не видит. (прячут мячик в ладошке) Вот они показались из улья: (раскрывают ладошку,показывают мячик) Одна, две, три, четыре, пять. (поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) |
Лексическая тема «Космические дали»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
«Ракета» И. п.: стоя Посмотрите в небеса, Там ракета, как оса, «Ж-ж-ж-ж-ж», — жужжит ракета И виднеются кометы. Эй, ребята, в полет! Космос вас великий ждет! Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж-ж», — вдох, опустить руки — выдох. Повтор 3-4 раза | «Комета» В космосе сквозь толщу лет (сжимают – разжимают пальцы) Ледяной летит объект (поднимают кулак вверх, наклоняются вправо – влево) Хвост его – полоска света, (из второй руки «делают комету» и «прикрепляют» к кулаку) А зовут объект ….Комета! (сжимают – размают пальцы) | «Полет» Мы летим к другим планетам- Объявляем всем об этом. (идут по кругу, взявшись за руки) Весь игрушечный народ Снами просится в полёт. (повороты туловища влево – вправо) Жмётся заинька к ракете- Полечу я с вами дети. (прыгают на месте) Крошки-мышки пропищали- Мы летали , не боялись (приседают, изображая мышей) Даже плюшевый медведь (идут как медведи) Хочет к звёздам полететь (поднимают руки вверх) И с большой медведицей (хлопают в ладоши) В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх, смотрят на потолок, кружатся) | «Посмотрите, луноход» (поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) |
Лексическая тема «Водный мир. Рыбы»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су – Джок |
«Рыба сорвалась с крючка» И.П.-ноги на ширине плеч, слегка согнуты руки «держат удочку» 1-имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох) 2 - на выдохе произнести : «Э-э-эх!» Повтор 3-4 раза | «Жил да был один налим» Жил да был один налим (плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников) Два ерша дружили с ним (ладони раздвинуты, движения ладонями порознь) Прилетали к ним три утки По 4 раза в сутки (руки сложены накрест, взмахи ладонями) И учили их считать: (разжимать и сжимать кулачки) Раз, лва, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого). | Рыбка плавает в водице Рыбка плавает в водице (сложенными ладонями изображают, как плывет рыбка.) Рыбке весело играть (поворачиваются вокруг себя.) Рыбка, рыбка озорница (грозят пальчиком.) Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони.) Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка.) Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками.) Рыбка хвостиком махнула, (виляют «хвостиками».) Рыбка быстро уплыла. (убегают на свои места.) | «Рыбки» Рыбки пляшут в синем море Катаем шарик между ладонями Хорошо им на просторе. («шагают» почередно всеми пальцами по шарику) |
Лексическая тема «Профессии»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су – Джок |
Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, Д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук». Повтор 3-4 раза | «Повар» Повар готовит обед, А тут отключили свет. Повар леща берет (Ребром ладони правой руки стучать по ладони левой руки) И опускает в компот. (Загибать большой палец правой руки) Бросает в котел поленья, (Загибать указательный палец правой руки) В печку кладет варенье. (Загибать средний палец правой руки) Мешает суп кочерыжкой, (Загибать безымянный палец правой руки) Угли бьет поварешкой. (Загибать мизинец правой руки) Сахар сыплет в бульон, (Пальцы собрать в щепоть и как бы сыпать сахар) И очень доволен он! (Развести руки в стороны) | «Летчик» Быть шофером хорошо (крутить воображаемый руль) А лётчиком лучше. (расставить руки в стороны) Я бы в лётчики пошёл, Пусть меня научат . (поворачиваются в разные стороны) Наливаю в бак бензин , (наклонить воображаемый сосуд) Завожу пропеллер. (круговые движения кулаками) «В небеса мотор вези Чтобы птицы пели» (руки в стороны, лететь.) | «Маляры» (сжимают шарик ладонями поочередно – правой и левой рукой) Стены кистью купоросят. (прижимают поочередно пальцы одной руки к щарику, находящемуся в другой руке). (круговые движения шариком между ладонями) |
Лексическая тема «Великий День Победы!»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су – Джок |
И.п.— ноги на ширине плеч, руки опущены 1-вдох 2 – произносить на длительном выдохе «Салю-ю-ют!» Повтор 3-4 раза | «Майский день» Май встречает радостно Наша вся страна. (сжимают - разжимают кулачки) По дорогам Родины Вновь идет весна. («идут» пальчиками по столу) Здравствуй, здравствуй, (сжимают - разжимают кулачки) Теплый, ясный, ( гладят одной ладошкой другую) День Победы,День прекрасный. (хлопают в ладоши) | «День Победы» Майский праздник — День Победы – (маршируют на месте) Отмечает вся страна. (разводят руки в стороны) Надевают наши деды Боевые ордена. (скрещивают руки на груди, хлопают по груди ладонми) Их с утра зовет дорога На торжественный парад, (маршируют на месте) И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят.(руки на поясе, делают повороты влево – вправо) | «День Победы» Аты-баты, аты-баты! – (cжимают шарик ладонями) На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! (поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки) |
Лексическая тема «Школа. Школьные принадлежности»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су – Джок |
«Букет» Скоро в школу мы пойдем, букет красивый понесем (вдох – выдох носом: «понюхали букет») Повтор 3-4 раза | «В школу» В школу осенью пойду. (дети «шагают»пальчиками по столу.) Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, (загибать по одному пальчику на обеих руках) Быстро, правильно считать. Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду (грозят указательным пальчиком правой руки) | «Школа» День стоял веселый – Осень на дворе. Мы шагали в школу (движения по тексту) Утром в сентябре. Прямо и направо, А потом назад. А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. Если хочешь строить мост, (идут по кругу) Наблюдать движенье звезд, (останавливаются, поднимают руки вверх) Управлять машиной в поле (бегут и крутят воображаемый руль) Иль вести машину ввысь, - («летают» по группе) Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники) Добросовестно учись! | Скоро в школу мы пойдем Скоро в школу мы пойдем («шагают» пальцами по шарику) И портфель с собой возьмем. (катать шарик между ладонями вверх-вниз) Книжки, ручку, карандаш Мы в портфель положим наш. (поочередно надевать массажное колечко на пальцы руки) |
Лексическая тема «Смена времен года. Лето»
Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Речь с движениями | Су - Джок |
« Летний ветерок» И.п. – сидя, стоя Паруса надуй, дружок, Пусть плывет кораблик мой К папе с мамочкой домой. Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе«Ф-ф-ф...» Повтор 3-4 раза | «Ласковое солнышко» Солнцем ласковым согрето, («идут» указательным и средним пальцами одной руки.) За весной приходит лето. (стучат кулаком о кулак) Будем в озере нырять, («ныряют» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд) И цветочки собирать. («Срывают» одной рукой и «собирают» в другую.) | «Доброе утро» - Доброе утро! - птицы запели. (машут руками) (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте) | «Времена года» Круглый год, круглый год! (катают мяч между ладонями) За зимой весна идет, (Прокатывают пружинки по пальцам) А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Здравушка"
Техники телесно-ориентированной терапии, как средство коррекции психо-физических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....
Авторская программа валеологического кружка "Здравушка" (средняя группа)
Автором представлен материал для планирования и организации работы с детьми среднего дошкольного возраста по ЗОЖ....
Авторская программа валеологического кружка "Здравушка" (старшая группа)
Автором представлен материал по кружковой работе с дошкольниками по формированию основ ЗОЖ....
Оздоровительная программа «Здравушка»
Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ КРУЖОК «ЗДРАВУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
Программа «Здравушка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым ...
Парциальная программа "Здравушка"
Программа ДОУ...