Оздоровительная программа «Здравушка»
рабочая программа на тему
Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оздоровительная программа «Здравушка» | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительная программа
«Здравушка»
Пояснительная записка
Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы его жизни.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, оценка состояния здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
- Физическое развитие;
- Развитие движений;
- Психическое развитие;
- Адаптационные возможности
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3 – 4%, с нарушением осанки 50 – 60%, с плоскостопием – 30% . За последние годы состояние здоровья детей резко ухудшается. Результаты состояния здоровья детей, поступающих в наше дошкольное учреждение не утешительны.
Состояние здоровья детей
Показатели заболеваемости детей за 3 года
Год | Зарегистрировано заболеваний | Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни | Часто болеющие дети | Дети с хроническим заболеванием | ||||
Всего | В том числе: | |||||||
просту дные | инфекци онные | Количество | % | Количество | % | |||
2012 | 212 | 188 | 4 | 17 | 12 | 11,4 | 6 | 5,7 |
2013 | 213 | 167 | - | 17 | 8 | 7,4 | 10 | 9,3 |
2014 | 258 | 195 | - | 17 | 10 | 9,4 | 8 | 7,5 |
В результате анализа заболеваемости мы выявили следующее:
- постепенный рост общей заболеваемости;
- снижение количества ЧБД в 2013 году;
- снижение количества детей с хроническими заболеваниями в 2014г.
По результатам заболеваемости 1 раз в квартал проводили глубокий анализ физкультурно – оздоровительной работы и профилактических мероприятий, выявляя причины повышения заболеваемости.
Усилили контроль за физкультурно – оздоровительной работой со стороны администрации.
Усилили просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями.
Группы здоровья
Группа здоровья | 2011/2012г. | 2012/2013 г. | 2013/2014 г. | |||
ранний возраст | дошкольный | ранний возраст | дошкольный | ранний возраст | дошкольный | |
1 | ||||||
группа | 2 | 12 | 2 | 12 | 5 | 5 |
2 | ||||||
группа | 21 | 60 | 25 | 64 | 23 | 64 |
3 | ||||||
группа | - | 9 | - | 4 | 2 | 7 |
4 | ||||||
группа | - | - | - | - | - | - |
Из общего количества детей на «Д» учете состояли - 7, с плоскостопием -15 , с нарушением осанки -5 , с избыточным весом -1 , малоподвижных -1 .
Причин роста патологии множество: плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и психологические перегрузки. Поэтому необходим поиск средств сохранения и укрепления здоровья детей. Поэтому в детском саду была создана программа «Здравушка» и методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа комплексного подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.
Цель программы:
Сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей.
- Оздоровление детей через систему лечебно–профилактических мероприятий.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Формирование основ двигательной культуры и обеспечение нормального уровня физической подготовленности с учетом возможностей и состояния здоровья детей.
- Воспитание у физически слабых и малоактивных детей уверенности в своих силах и повышение их двигательной активности.
- Осуществление единого понимания и подхода к оздоровительно – закаливающей системе воспитания детей и единства действий родителей и всего персонала ДОУ (физкультура и закаливающие мероприятия каждый день, облегченная одежда, режим дня)
Стратегические задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам:
- младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;
- средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;
- старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию)
Нормативно – правовое обеспечение
- Устав ДОУ
- Типовое положение ДОУ
- Должностные инструкции
- Инструкции по охране жизни и здоровья детей
- Приказ по ДОУ
Основные направления программы – оздоровительное
Программа охватывает все возрастные группы ДОУ
Принципы
- принцип научности
- принцип системного подхода
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода
- принцип динамического обучения
- принцип единства диагностики и коррекции
- принцип эмоционально – положительного настроя
Условия
- Музыкальный зал, оснащенный физкультурным оборудованием
- Спортивная площадка
- Площадка для обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол, и т.д.)
- Физкультурные уголки для организации работы с детьми по физическому развитию и укреплению здоровья во всех возрастных группах.
Разделы программы
- Диагностика физического развития и состояния здоровья детей
- Оздоровительная работа
- Реабилитационная работа
- Коррекционная работа
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
Диагностика физического развития и состояния здоровья
Диагностика проводится в соответствии с разработанным на федеральном уровне медицинскими и психолого – педагогическими стандартами 2 раза в год (сентябрь, май)
Ожидаемые результаты
- Снижение уровня заболеваемости
- Повышение уровня физической готовности
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптационный период); -гибкий режим; -организация благоприятного психологического микроклимата в группе. | Все группы |
2. | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно–оздоровительные занятия;
(дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрение);
| Все группы |
3. | Гигиенические и водные процедуры |
| Все группы |
4. | Свето – воздушные ванны |
| Все группы |
5. | Активный отдых |
| Все группы |
6. | Аромотерапия и фитотерапия | - фиточай, отвары.
| Все группы |
7. | Диетотерапия | - рациональное питание (четырехразовый режим питания по технологическим картам, витаминизация третьих блюд). | Все группы |
8. | Музыкотерапия | - музыкальное сопровождение режимных моментов; - музыкальное оформление фона занятий; - музыкально–театральная деятельность. | Все группы |
9. | Специальное закаливание |
| Все группы |
10. | Пропаганда ЗОЖ |
| Старший дошкольный возраст |
Закаливающие процедуры
Характер действий | Метод | Методика | Противопоказания |
Воздух (температурное воздействие на организм) | Утренняя гимнастика. | Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде. | Медицинский отвод после болезни. |
Прогулка. | Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону. | - | |
Воздушные контрастные ванны. Гимнастика пробуждения. | Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в групповой комнате). | Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний. | |
Хождение босиком. | Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья | Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов | |
Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) | Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой) | Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1 –й младшей группы. Чередование процедур (2 недели – отвар трав, 2 недели – кипяченая вода) | Аллергическая восприимчивость |
Обширное умывание | Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна. | Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов | |
Солнце (общее температурное воздействие на организм) | Прогулка. Солнечные ванны. | Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. | Хронические заболевания, температура свыше 30С |
Педагогика сотрудничества в создании и реализации оздоровительной технологии
№ | Мероприятия | Ответственные |
Формирование у детей положительного о отношения к ЗОЖ | ||
1. | Беседы с детьми о здоровье «Болезни грязных рук», «Если хочешь быть здоров - закаляйся» и др. | Воспитатели |
2. | «Уроки Неболейки» практические советы | Воспитатели |
3. | Все виды оздоровительных и закаливающих мероприятий по сезонным картам. | Воспитатели, медсестра |
4. | Дни здоровья | Ст. воспитатель |
Физическое развитие
1. | Физкультурные развлечения | ежемесячно | Воспитатели |
2. | Физкультурные праздники | 2 раза в год | Воспитатели |
3. | Музыкально – спортивные праздники | 2 раза в год | Воспитатели, Муз. руководитель |
4. | Туристический поход по экологической тропинке | 1 – 2 раза в год | Воспитатели |
Работа с родителями
№ | Мероприятия | Количество | Ответственный |
1. | Оформление медицинской и педагогической информации в уголках, папках - передвижках | ежемесячно | Воспитатели, Ст. воспитатель |
2. | Консультации, семинары | 2 раза в год | Ст. воспитатель, Медсестра |
3. | Дни открытых дверей о ЗОЖ | 1 раз в год | Заведующий ДОУ |
4. | Нетрадиционные формы работы с родителями о здоровье детей, ЗОЖ | 2 раза в год | Воспитатели, Ст. воспитатель |
5. | Анкетирование родителей по данной теме |
| Воспитатели |
Работа с педагогами
№ | Мероприятия | Количество | Ответственный |
1. | Оформление выставок информации по оздоровительной работе с детьми | По годовому плану | Воспитатели, Медсестра |
2. | Педсоветы, семинары, семинары – практикумы, консультации | По годовому плану | Воспитатели, Медсестра, Ст. воспитатель, Заведующий ДОУ |
3. | Подготовка и участие в днях открытых дверей о ЗОЖ, физической культуре | 1 раз в год | Заведующий ДОУ |
4. | Анкетирование педагогов по данной проблеме | 1 раз в год | Ст. воспитатель |
Приложение № 1
Использование современных здоровьесберегающих технологий в регламентированной и нерегламентированной деятельности
Виды здоровьесберегающих пед.технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технология с охранения и стимулирования здоровья | |||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр | Воспитатели |
Динамические паузы | Во время занятий, 2 – 5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Использовать спокойную классическую музыку, звуки природы | Воспитатели |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально или с подгруппой | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время | Воспитатели, Учитель-логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3 – 5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Воспитатели |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, проинструктировать детей о гигиене полости носа перед проведением процедуры | Воспитатели |
Гимнастика пробуждения | Ежедневно после дневного сна 5 – 10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание и т.д. | Воспитатели |
Корригирующая гимнастика | В различных формах физкультурно– оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели |
2. Технология о бучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурные занятии | 2 раза в неделю в музыкальном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 минут. Младший возраст – 15 – 20 мин. Старший возраст – 25 – 30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение | Воспитатели |
Самомассаж | В зависимости поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах физкультурно– оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | Воспитатели, Медсестра |
Точечный массаж | Проводится в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. | Показана детям с частыми простудными заболеваниями | Воспитатели, Медсестра |
Приложение № 2
Алгоритм планирования «Дня здоровья»
- цель
- задачи
- пути решения
Утро:
- организация двигательной среды (место и оборудование для самостоятельно организованных подвижных игр)
- двигательная разминка в зале (2 группы вместе) – танцы под музыку вместе с воспитателем
- обязательно обсуждать с детьми все мероприятия – словесно закреплять эмоциональное состояние
День:
- познавательные занятия
- прогулки – развлечения, построенные на элементах спортивных игр по сезону, или народных игрищ
Вечер:
- викторины, конкурсы, маленькие праздники, походы в гости, посиделки с друзьями
План проведения Дня Здоровья «К защите Родины готов!»
Мероприятие | Ответственный |
Спортивная эстафета: «Сильные, смелые, ловкие!» Игра «Разведчик» | Воспитатели |
Игра «Солдаты в путь!» | |
Военно – спортивные соревнования «А ну- ка Парни!» | Инструктор по физической культуре |
План проведения Дня Здоровья «Забавы зимушки-зимы!»
Мероприятие | Ответственный |
Построение снежных фигур, крепостей и других сооружений из снега | Воспитатели |
Эстафеты «Зимушка – Зима!» | Инструктор по физической культуре |
Беседы с детьми «Здоровье – круглый год! |
План проведения Дня Здоровья «Твое здоровье – в твоих руках!»
Мероприятие | Ответственный |
Эстафета «Быстрее, выше, сильнее» | Воспитатели Инструктор по физической культуре |
Спортивные подвижные игры | Инструктор по физической культуре |
Дружеские встречи совместно с взрослыми «Мы любим спорт» |
План проведения Дня Здоровья «Движение это - жизнь!»
Мероприятие | Ответственный |
Викторина «Здоровым будешь – все добудешь» | Воспитатели Инструктор по физической культуре |
Спортивные подвижные игры | |
КВН «Будь здоров» | |
Игра по станциям «Мое здоровье – в моих руках» | Инструктор по физической культуре |
Приложение № 3
Примерный тематический план бесед о спорте и здоровье
Занятия в группе
На занятиях воспитатель в доступной и интересной форме излагает основные положения темы, дополняя рассказ иллюстративным, фотоматериалом.
Примерное распределение тематики по месяцам
Месяц | Название темы | |
Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет | Группа общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет | |
Сентябрь | Виды спорта | Спорт в нашей жизни |
Октябрь | Спорт и спортсмены | Спорт и здоровье |
Ноябрь | Что такое человек | Я и мое здоровье |
Декабрь | Что такое человек | Олимпийские игры |
Январь | Что такое гигиена | Олимпийские игры |
Февраль | Я и другие | Зимние олимпийские игры |
Март | Я и другие | Здоровье души |
Апрель | Природа и здоровье | Мир, в котором я живу |
Май | Неделя здоровья | Неделя здоровья |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Здравушка"
Техники телесно-ориентированной терапии, как средство коррекции психо-физических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....
Программа Коррекционно-оздоровительная программа с детьми дошкольного возраста.
«Маленькие йоги» Коррекционно-оздоровительная гимнастика с элементами йоги с детьми дошкольного возраста....
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа группы оздоровительной направленности на 2015 – 2020 годы
Физкультурно-оздоровительная программагруппы оздоровительной направленностина 2015 – 2020 годы...
Программа"Здравушка"
Программа «Здравушка» направлена на работу с детьми групп компенсирующей направленности, имеющих расстройства речевой деятельности и включае...
Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ»(программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)
Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...
Парциальная программа "Здравушка"
Программа ДОУ...
- Мне нравится (3)