Оздоровительная программа «Здравушка»
рабочая программа на тему

Ляшова Екатерина Стефановна

   Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы его жизни.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительная программа

«Здравушка»

Пояснительная записка

 

   Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы его жизни.  

     Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, оценка состояния здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:  

  1. Физическое развитие;  
  2. Развитие движений;
  3. Психическое развитие;  
  4. Адаптационные возможности

 

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3 – 4%, с нарушением осанки 50 – 60%, с плоскостопием – 30% . За последние годы состояние здоровья детей резко ухудшается. Результаты состояния здоровья детей, поступающих в наше дошкольное учреждение не утешительны.

 

Состояние здоровья детей

 

 

Показатели заболеваемости детей за 3 года  

 

Год  

Зарегистрировано заболеваний

Число дней, пропущенных одним

ребенком по болезни

Часто болеющие дети

Дети с хроническим заболеванием

Всего

В том числе:

просту

дные

инфекци

онные

Количество

%

Количество

%

2012  

212

188

4

17

12

11,4

6

5,7

2013  

213

167

-

17

8

7,4

10

9,3

2014

258

195

-

17

10

9,4

8

7,5

 

 

В результате анализа заболеваемости мы выявили следующее:  

  • постепенный рост общей заболеваемости;  
  • снижение количества ЧБД в 2013 году;  
  • снижение количества детей с хроническими заболеваниями в 2014г.

По результатам заболеваемости 1 раз в квартал проводили глубокий анализ физкультурно – оздоровительной работы и профилактических мероприятий, выявляя причины повышения заболеваемости.

Усилили контроль за физкультурно – оздоровительной работой со стороны администрации.

Усилили просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями.

 

Группы здоровья

 

 

Группа здоровья

2011/2012г.

2012/2013 г.

2013/2014 г.

ранний возраст

дошкольный

ранний возраст

дошкольный

ранний возраст

дошкольный

1

группа

2

12

2

12

5

5

2

группа

21

60

25

64

23

64

3

группа

-

9

-

4

2

7

4

группа

-

-

-

-

-

-

 

Из общего количества детей на «Д» учете состояли - 7, с плоскостопием -15 , с нарушением осанки -5 , с избыточным весом -1 , малоподвижных -1 .

Причин роста патологии множество: плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и психологические перегрузки.                                Поэтому необходим поиск средств сохранения и укрепления здоровья детей. Поэтому в детском саду была создана программа «Здравушка» и методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа комплексного подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.  

 

Цель программы:  

Сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей дошкольного возраста.

 

Задачи:  

  1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей.
  2. Оздоровление детей через систему лечебно–профилактических мероприятий.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
  4. Формирование         основ         двигательной         культуры         и         обеспечение нормального         уровня         физической         подготовленности         с         учетом возможностей и состояния здоровья детей.
  5. Воспитание у физически слабых и малоактивных детей уверенности в своих силах и повышение их двигательной активности.
  6. Осуществление единого понимания и подхода к оздоровительно – закаливающей системе воспитания детей и единства действий родителей и всего персонала ДОУ (физкультура и закаливающие мероприятия каждый день, облегченная одежда, режим дня)

 

Стратегические задачи по формированию мотивации здорового образа жизни                        по возрастам:

  • младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены;         формировать         навыки         охраны         личного         здоровья, здоровья окружающих;  
  • средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;  
  • старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию)

 

Нормативно – правовое обеспечение

  • Устав ДОУ
  • Типовое положение ДОУ  
  • Должностные инструкции
  • Инструкции по охране жизни и здоровья детей
  • Приказ по ДОУ  

 

Основные направления программы – оздоровительное  

 

Программа охватывает все возрастные группы ДОУ  

 

Принципы

  • принцип научности
  • принцип системного подхода
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода
  • принцип динамического обучения
  • принцип единства диагностики и коррекции
  • принцип эмоционально – положительного настроя  

 

Условия  

  • Музыкальный зал, оснащенный физкультурным оборудованием
  • Спортивная площадка
  • Площадка для обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол, и т.д.)
  • Физкультурные уголки для организации работы с детьми по физическому развитию и укреплению здоровья во всех возрастных группах.

 

Разделы программы  

  • Диагностика физического развития и состояния здоровья детей
  • Оздоровительная работа
  • Реабилитационная работа  
  • Коррекционная работа  
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами

Диагностика физического развития и состояния здоровья  

Диагностика проводится в соответствии с разработанным на федеральном уровне медицинскими и психолого – педагогическими стандартами 2 раза в год (сентябрь, май)

Ожидаемые результаты

  • Снижение уровня заболеваемости
  • Повышение уровня физической готовности
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни

Формы и методы оздоровления детей

 

Формы и методы  

Содержание  

Контингент детей  

1.

Обеспечение здорового ритма жизни  

- щадящий режим

(адаптационный период);  

-гибкий режим;  

-организация благоприятного психологического микроклимата в группе.

Все группы  

2.

Физические упражнения  

- утренняя гимнастика;

 - физкультурно–оздоровительные занятия;  

  • подвижные игры;  
  • спортивные игры;  
  • профилактическая гимнастика, гимнастика пробуждения

(дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрение);  

  • оздоровительный бег.

Все группы  

3.  

Гигиенические и водные процедуры  

  • обширное умывание;  
  • игры с водой;
  • обеспечение чистоты среды.

Все группы  

4.

Свето – воздушные ванны  

  • проветривание помещений (в том числе сквозное);
  • прогулки на свежем воздухе;
  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Все группы  

5.

Активный отдых

  • развлечения, праздники;  
  • игры – забавы;  
  • дни здоровья.

Все группы  

6.

Аромотерапия и фитотерапия

- фиточай, отвары.  

 

Все группы  

7.

Диетотерапия  

- рациональное питание (четырехразовый режим питания по технологическим картам, витаминизация третьих блюд).

Все группы  

8.

Музыкотерапия  

- музыкальное сопровождение режимных моментов;  

- музыкальное оформление фона занятий;

- музыкально–театральная деятельность.

Все группы  

9.  

Специальное закаливание  

  • босоножье;  
  • игровой массаж;  
  • дыхательная гимнастика;  
  • обширное умывание.

Все группы  

10.

Пропаганда ЗОЖ  

  • занятия по ОБЖ;
  • беседы.  

Старший дошкольный возраст

 

 

Закаливающие процедуры

 

Характер действий

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух

(температурное воздействие на организм)

Утренняя гимнастика.  

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде.

Медицинский отвод после болезни.

Прогулка.

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону.

   -  

Воздушные контрастные ванны. Гимнастика пробуждения.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в групповой комнате).

Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний.

Хождение босиком.

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов

Вода

(температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему)

Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой)

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1 –й младшей группы. Чередование процедур    (2 недели – отвар трав,     2 недели – кипяченая вода)

Аллергическая восприимчивость

Обширное умывание  

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится                    1 раз после сна.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов

Солнце

 (общее

температурное воздействие на организм)

Прогулка. Солнечные ванны.

Использование

ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни.

Хронические

заболевания, температура свыше

30С

 

 

 

Педагогика сотрудничества в создании и реализации оздоровительной технологии

 

 

 

                    Мероприятия  

   Ответственные  

Формирование у детей положительного о отношения к ЗОЖ

1.

Беседы с детьми о здоровье «Болезни грязных рук», «Если хочешь быть здоров - закаляйся» и др.

Воспитатели  

2.

«Уроки Неболейки» практические советы  

Воспитатели  

3.

Все виды оздоровительных и закаливающих мероприятий по сезонным картам.

Воспитатели, медсестра

4.

Дни здоровья

Ст. воспитатель  

 

                         Физическое развитие

 

1.

Физкультурные развлечения  

ежемесячно

Воспитатели  

2.

Физкультурные праздники

2 раза в год

Воспитатели  

3.

Музыкально – спортивные праздники

2 раза в год

Воспитатели,                            Муз. руководитель  

4.

Туристический поход по экологической тропинке

1 – 2 раза в год

Воспитатели  

 

                                Работа с родителями

 

     Мероприятия  

Количество  

Ответственный  

1.

Оформление медицинской и педагогической информации

в уголках, папках - передвижках

ежемесячно

Воспитатели,              Ст. воспитатель

2.

Консультации, семинары

2 раза в год

Ст. воспитатель, Медсестра  

3.

Дни открытых дверей о ЗОЖ

1 раз в год

Заведующий ДОУ

4.

Нетрадиционные формы работы с родителями о здоровье детей, ЗОЖ

2 раза в год

Воспитатели,                  Ст. воспитатель

5.

Анкетирование родителей по данной теме

 

 Воспитатели

 

 

Работа с педагогами

 

   Мероприятия

  Количество  

Ответственный  

1.

Оформление выставок информации по оздоровительной работе с детьми

По годовому плану

Воспитатели, Медсестра  

2.

Педсоветы, семинары, семинары – практикумы, консультации

По годовому плану  

Воспитатели, Медсестра,                                      Ст. воспитатель, Заведующий  ДОУ

3.

Подготовка и участие в днях открытых дверей о ЗОЖ, физической культуре

1 раз в год

Заведующий ДОУ  

4.

Анкетирование педагогов по данной проблеме  

1 раз в год

Ст. воспитатель  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Приложение № 1   

Использование современных здоровьесберегающих технологий в регламентированной и нерегламентированной деятельности

 

Виды здоровьесберегающих пед.технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технология с охранения и стимулирования здоровья

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр

Воспитатели  

Динамические паузы

Во время занятий, 2 – 5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики других в зависимости от вида занятия

Воспитатели  

Релаксация  

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Использовать спокойную классическую музыку, звуки природы

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика  

С младшего возраста индивидуально

или с подгруппой

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время

Воспитатели, Учитель-логопед

Гимнастика для глаз  

Ежедневно по 3 – 5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Воспитатели  

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, проинструктировать детей о гигиене полости носа перед проведением процедуры

Воспитатели  

Гимнастика пробуждения  

Ежедневно после дневного сна 5 – 10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание и т.д.

Воспитатели  

Корригирующая гимнастика  

В различных формах физкультурно– оздоровительной работы  

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей  

Воспитатели  

2. Технология о бучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятии  

2 раза в неделю в музыкальном зале. Ранний возраст -  в групповой комнате, 10 минут.

Младший возраст – 15 – 20 мин.

 Старший возраст – 25 – 30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение

Воспитатели

Самомассаж

В зависимости поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах физкультурно– оздоровительной работы.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Воспитатели,

Медсестра

Точечный массаж

Проводится в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста.

Показана детям с частыми простудными заболеваниями

Воспитатели, Медсестра  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Приложение № 2  

 

Алгоритм планирования «Дня здоровья»

 

  1. цель
  2. задачи
  3. пути решения  

 

      Утро:  

  • организация двигательной среды (место и оборудование для самостоятельно организованных подвижных игр)
  • двигательная разминка в зале (2 группы вместе) – танцы под музыку вместе с воспитателем
  • обязательно обсуждать с детьми все мероприятия – словесно закреплять эмоциональное состояние

 

     День:  

  • познавательные занятия
  • прогулки – развлечения, построенные на элементах спортивных игр по сезону, или народных игрищ

 

    Вечер:  

  • викторины, конкурсы, маленькие праздники, походы в гости, посиделки с друзьями

 

 План проведения Дня Здоровья «К защите Родины готов!»

Мероприятие

Ответственный

Спортивная эстафета: «Сильные, смелые, ловкие!»

Игра «Разведчик»

Воспитатели

Игра «Солдаты в путь!»

Военно – спортивные соревнования 

«А ну- ка Парни!»

Инструктор по физической культуре

План проведения Дня Здоровья «Забавы зимушки-зимы!»

Мероприятие

Ответственный

Построение снежных фигур, крепостей и других сооружений из снега

Воспитатели

Эстафеты «Зимушка – Зима!»

Инструктор по физической культуре

Беседы с детьми «Здоровье – круглый год!

План проведения Дня Здоровья «Твое здоровье – в твоих руках!»

Мероприятие

Ответственный

Эстафета «Быстрее, выше, сильнее»

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Спортивные подвижные игры

Инструктор по физической культуре

Дружеские встречи совместно с взрослыми «Мы любим спорт»

План проведения Дня Здоровья «Движение это - жизнь!»

Мероприятие

Ответственный

Викторина «Здоровым будешь – все добудешь»

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Спортивные подвижные игры

КВН «Будь здоров»

Игра по станциям «Мое здоровье – в моих руках»

Инструктор по физической культуре

 

 

 

                                                                                                Приложение № 3  

 

Примерный тематический план бесед о спорте и здоровье

 

 

Занятия в группе

 

На занятиях воспитатель в доступной и интересной форме излагает основные положения темы, дополняя рассказ иллюстративным, фотоматериалом.

 

 

 

Примерное распределение тематики по месяцам

 

Месяц

Название темы

Группа общеразвивающей направленности детей                            от 5 до 6 лет

Группа общеразвивающей

направленности детей

от 6 до 7 лет

Сентябрь

Виды спорта  

Спорт в нашей жизни

Октябрь

Спорт и спортсмены

Спорт и здоровье  

Ноябрь

Что такое человек

Я и мое здоровье  

Декабрь

Что такое человек

Олимпийские игры  

Январь

Что такое гигиена

Олимпийские игры

Февраль

Я и другие  

Зимние олимпийские игры

Март

Я и другие  

Здоровье души

Апрель

Природа и здоровье  

Мир, в котором я живу

Май

Неделя здоровья  

Неделя здоровья

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Здравушка"

Техники телесно-ориентированной терапии, как средство коррекции психо-физических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

Программа Коррекционно-оздоровительная программа с детьми дошкольного возраста.

«Маленькие йоги» Коррекционно-оздоровительная гимнастика с элементами йоги с детьми дошкольного возраста....

«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа группы оздоровительной направленности на 2015 – 2020 годы

Физкультурно-оздоровительная программагруппы оздоровительной направленностина 2015 – 2020 годы...

Программа"Здравушка"

           Программа «Здравушка» направлена на работу с детьми групп компенсирующей направленности, имеющих расстройства речевой деятельности и включае...

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...