Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Здравушка"
рабочая программа (средняя группа)

Норбу Валентина Ликпер-ооловна

зож

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_s_detmi.docx255.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1

«СОЛНЫШКО» г. ШАГОНАР

ПРОГРАММА

«Здравушка»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Одуванчик»

ДЕТСКОГО САДА №1  «СОЛНЫШКО» Г, ШАГОНАР

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=290a9eeddfe016d2d6dd26f173c72e20-l&n=13

ВОСПИТАТЕЛЬ: Норбу Валентина Ликпер-ооловна

Г. ШАГОНАР

                                       


        

Пояснительная записка.

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.

     Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

   

     Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

   

  Здоровье – это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания.

   

Так как  именно в дошкольный  период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. 

Актуальность программы Актуальность. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья является самой актуальной. Особенно остро стоит этот

вопрос в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Именно в дошкольном детстве укрепляется и сохраняется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества, необходимые для всесторонне гармоничного развития личности.

Цель программы:   всестороннее развитие личности ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Новизна программы «Здоровейка» заключается именно в том, что в результате её выполнения формируется активная позиция у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению при совместном участии в педагогическом процессе педагогов, детей и родителей.

Задачи программы:

Обучать:

Правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; упражнениям сохранения зрения.

Развивать:

любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям; психофизические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость); двигательные способности (функции равновесия, координации движений).

Воспитывать:

бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; умение преодолевать трудности. Отличительные особенности программы: выявление индивидуальных возможностей воспитанника; создание ситуации успеха в ходе образовательной деятельности; использование нетрадиционных видов упражнений (игропластика, игровой самомассаж, креативная гимнастика, игры – путешествия).

Ожидаемые результаты и способы их определения.

В ходе реализация программы «Здоровейка» обучающиеся будут знать: особенности влияния вредных привычек на здоровье дошкольника; особенности воздействия двигательной активности на организм человека; основы рационального питания; способы сохранения и укрепление здоровья; значение физических упражнений для сохранения и укрепления  здоровья.

В ходе реализация программы «Здоровейка» обучающиеся будут

уметь:

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать «полезные» и «вредные» продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ

определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;

       Программа «Здравушка» уже апробировалась в работе   в МАДОУ № 1 «Солнышко» г. Шагонар.  

Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.  Программа рассчитана для работы с детьми средней  группы «Фиалка». Занятия содержат познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительными минутками, упражнениями для осанки и др.), необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни. В занятия включены не только вопросы физического развития детей,  но и вопросы духовного здоровья. Дети учатся любви к себе, людям, к жизни.  

     На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

     

  Программа построена на основании психическом и физическом развитии ребенка данного возраста. В  нем несколько уровней погружения ребенка в проблему человека и его здоровья.

     Первый уровень – информативный.  

Обращаясь к детям, воспитатель сообщает необходимые сведения о еде,  образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать. Детей знакомят с темами, связанными с миром, природой, со всем живыми живущим, а также правилами безопасности и правилами поведения в экстремальных ситуациях.

             Второй уровень – это уровень развития сознания ребенка на основе полученных знаний.

Разговор о нем, о его трудностях, привычках, о том, как помочь самому себе, как узнать себя, как стать здоровым и как сохранить здоровье. Воспитатель учить ребенка быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению.

   

 Для уточнения своих знаний, для их активного использования, а также для самопроверки и самоисследования детям предлагаются различные игры и задания. Но ведущей формой организации детей является ролевая игра.  

Конечная цель  программы – выработка осознания необходимости  здорового образа жизни.

План

2

Моё здоровье в моих руках

3

Чтоб забыть про докторов

4

Я и моё окружение

5

Народные игры

6

Игры на развитие психических

процессов

7

Подвижные игры

8

. Веселые старты

   В группе  проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме.  Материал данной программы реализуется во время непосредственно образовательной деятельности,  и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах  – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.

Непосредственно образовательная деятельность:

Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.

Специально организованная деятельность:

- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;

- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.);

- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);

- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;

- оздоровительный бег, босохождение;

- динамические паузы;

- бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);

- гимнастика пробуждения;

- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);

- кислородный коктейль;

- чесночно -луковая ингаляция;

- массаж;

- рациональное питание;

- психологическая поддержка;

- проектная деятельность;

- прием детей на улице в теплое время года;

- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, бассейна, спортивных уголков в группах

Совместная деятельность детей и педагога:

Наблюдения на прогулке, ситуации, общение,  дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, тематические досуги, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.

Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:

  • Дидактические игры,
  • рассматривание иллюстраций,
  • сюжетные игры.

     

      В программе представлены игры, ситуации, общение, и перечень художественной литературы. Данный перечень используется по усмотрению воспитателя с целью закрепления знаний и осуществления личностно-ориентированного подхода.

 Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении определенных ситуационных задач.

     Решая проблемные ситуации, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.

    Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с  другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

   Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче  разнообразного содержания.   Используются ситуационные задачи  разных типов.  Это и   построение задач на основе программного содержания по разделам, и создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий детей.  А также задачи из реальной жизни,  задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.    

          Условием интеграции  становится насыщение разных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально - положительного отношения к данному процессу.

Программа  пронизывает все виды деятельности дошкольника, и  осуществляется  в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.        

Практическая значимость программы  заключается  в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.  

         

Для осуществления программы  необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда.  Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.

     Только в этом случае реализация проекта  будет способствовать  развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни.    Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых  форм организации  воспитания и развития детей.

Используются элементы различных инновационных технологий:

1.Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.

2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы)

3. Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)

4. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)

5. Элементы здоровьесберегающих технологий.

Планируемые результаты.

    Результатом освоения программы «Здравушка» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий  элементарные правила здорового образа жизни.

    Это ребенок, который:

  • имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом.
  • знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
  • бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
  • осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.
  • имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

Механизм оценки получаемых результатов

Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы



Критерии 


Показатели 


1


Запоминание и воспроизведение учебного материала

-Знание строения организма
-Значение органов
-Знание и выполнение системы закаливания и первичной профилактики заболеваний
-Умение взаимодействовать с окружающей средой и правильно вести себя в экстремальных ситуациях


2

Способность понимать значение изученного материала

-Использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях
-Предполагать результат здорового образа жизни


3

Синтез знаний, умений в процессе поисково-опытнической работе

-Умение ставить проблемную задачу и путем опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая вывод

4

Оценка результатов работы

-Умение критично оценивать результаты своего труда и товарищей

5

Творческая активность

-Проявление интереса, любознательности, инициативности.

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов

    Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов осуществляется, по разработанным картам  даёт педагогам возможность  отследить усвоение программного материала каждым ребёнком и реализацию задач каждого блока   программы, что позволяет более полно анализировать и прогнозировать воспитательно-образовательную деятельность.

    Многолетняя работа по мониторингу с использованием данных карт показала эффективность, простоту в заполнении и обработке их.

        Карты могут быть использованы в работе воспитателей всех возрастных групп, для этого разделы отсутствующие в группах младшего возраста просто не заполняются.

    Формой отчета является мониторинговые  карты и  диаграммы.

Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, для проведения полученных в процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.    

    Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Тематическое планирование        

                                                                 

Блок  «Здоровье»

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Что такое здоровье?

- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

 - Дать сведения  о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания,  физического развития.

Октябрь

О правильном питании

- Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.

Ноябрь

Чтобы нам не болеть

- Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Декабрь

Тело человека и личная гигиена

- Познакомить  детей со строением  тела человека,

- Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица,

- Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.

 - Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.  

Январь

Спорт для здоровья

- Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

- Познакомить с некоторыми видами спорта.

Блок  «Безопасность»

Месяц

Тема

Задачи

Февраль

Безопасное поведение в быту

- Формировать представление   детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

- Закрепить  правила безопасного поведения в быту.

Март

Ребенок и другие люди

- Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми,

- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

- Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни,  на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.

Апрель

Пожарная безопасность

- Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара,

- Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.

Май

Ребенок на улицах города

- Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками,

- Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения,

- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Июнь – август

«Ребенок и природа»

- Учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми,  знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных.

- Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека,

 - Развивать понимание, что человек – часть природы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Сентябрь

Тема: «Что такое здоровье»

Задачи:

- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.

 - Дать сведения  о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного

   питания,  физического развития.

Как я буду заботиться о своем здоровье

Быть здоровым хорошо или плохо?

Как вы одеваетесь на прогулку.

Мишка болен.

Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?

Что помогает детям не болеть в холодный зимний день?

Октябрь

Тема: «О правильном питании»

Задачи:

-Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.

«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках»

«Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты»

«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках»

«Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты»

Ноябрь

Тема: «Тело человека и личная гигиена»

Задачи. Познакомить  детей со строением  тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.

Расскажи и покажи части тела и лица.

Водичка, водичка умой мое личико.

Для чего нужна вода?

Машенька хочет купаться (не хочет купаться).

Уроки Мойдодыра.

Декабрь

Тема: «Чтобы нам не болеть»

Задачи.  Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Где хранятся витамины? (В погребе).

Я хочу быть здоровым.

Кому нужны эти предметы?

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.

Где хранятся витамины? (В погребе).

Я хочу быть здоровым.

Кому нужны эти предметы?

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.

Январь

Тема: «Спорт для здоровья»

Задачи. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.

Кто спортом занимается

Какие виды спорта вы знаете?

Какая ваша любимая подвижная игра?

Как соблюдать режим?

Февраль

Тема: «Безопасное поведение в быту»

Задачи.  Дать детям представление  об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, учить осторожно обращаться с ними, оберегать свое лицо и тело, бережно относиться к другим

Опасные предметы.

Я знаю, что можно, что нельзя.

Март

Тема: «Ребенок и другие люди»

Задачи. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.

Ты один дома: незнакомый человек просит открыть дверь.

Почему незнакомый взрослый может быть опасен?

Взрослый угощает тебя конфетой, мороже-ным, жвачкой.

Апрель

Тема: «Пожарная безопасность»

Задачи.  Дать  детям элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.

Какие беды приносят пожары?

Почему детям не разрешается включать газовую плиту?

Можно ли оставлять включенным утюг?

Спички не тронь – в спичках огонь.

О пожарной безопасности

От чего происходят пожары?

Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Задачи.  Дать детям представления об улице, ее основных частях, познакомить со светофором, учить различать виды наземного транспорта.

Как надо ходить по улице.

Где мы гуляем?

Где едут машины?

Сигналы светофора.

Берегись автомобиля.

Если ты потерялся на улице

Как надо ходить по улице.

Где мы гуляем?

Где едут машины?

Сигналы светофора.

Берегись автомобиля.

Если ты потерялся на улице

Используемая литература

  1.  Авдеева Н.Н. и др.  Безопасность  СПб, 2002
  2.  Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
  3. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
  4. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности        в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье                      и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
  5. Алямовская В.Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.
  6.  Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
  7.  Артемова Л.В.  Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
  8.  Баль Л.В., В.В.Ветрова  Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995
  9. Белая К.Ю.  и др.  Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
  10.  Белая К.Ю. и др.  Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
  11.  Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
  12.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
  13.  Голицына Н.С.  Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
  14.  Голицына Н.С.  Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007
  15.  Голицына Н.С. Твои возможности, человек
  16.  Голицына Н.С., Шумова И.М.  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
  17.  Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
  18.  Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
  19.  Дрязгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
  20.  Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей, подготовительный класс, Минск «Тесей» 1999
  21.  Зайцев Г.К.  Уроки Айболита СПб, ,1995
  22.  Зайцев Г.К.  Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.
  23.  Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология           21 века.-М.: АРКТИ,2000
  24.  Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы, пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.-М.: ГНОМ, 2001.
  25.  Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми.    М.: Медицина, 1989
  26.  Извекова Н.А. и др.  Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008
  27.  Козлова С.А., О.А.Князева, С.Е.Шукшина  Программа «Я – человек», 1999
  28.  Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
  29.  Макиняева М.Р. и др.  Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76
  30.  Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
  31.  Насонкина С.А.  Уроки этикета – СПб.: Изд-во Акцидент, 1995
  32.  Петерина С.В.  Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста,
  33.  План-программа образовательно-воспитательной работы по программе «Детство»
  34.  Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
  35.  Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образователь-ного процесса в ДОУ ч.II, c. 18
  36.  Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,
  37.  Хромцова Т.Г. Воспитание  безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста  М.,2005
  38.  Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Новосибирск, Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997г
  39.  Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
  40.  Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
  41.  Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003
  42. Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб . 1998