Статья "Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста "
статья
Этот материал может быть полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zabelina.docx | 999.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Предмет изучения валеологии - здоровый человек.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Образовательная деятельность предполагает разнообразие педагогических мероприятий с дошкольниками: беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем и т.п. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях и др.
В рамках образовательной области «Физическое развитие» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно-образовательная работа как в ДОУ, так и в семье.
Нами были определены следующие направления осуществления этой проблемы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Мною разработана система мероприятий под названием «Я здоровым быть хочу», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:
1 направление: «Я-человек. Что я знаю о себе?»
Цель: формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни (например: д/и «Что есть во рту»,
«Какие у нас зубы?», «Сказка о зубной щётке» и др., «практические задания, опыты на вкус, запах, звук».
2 направление: «Образ жизни человека и здоровье».
Цель: формировать представления детей об образе жизни человека о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. (Например, «Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой «Где спит рыбка?», советы «Как готовиться ко сну»).
3 направление: « Здоровый образ жизни в условиях природы»
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в окружающем мире; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.
Реализация содержания каждого направления проводится в несколько этапов:
1. Подготовительный этап - это изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; планирование видов работы и организационных форм.
2. Основной этап - это сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются НОД по ознакомлению с окружающим миром.
3. Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через НОД, беседы, прогулки, опыты, игры, оздоровительные и закаливающие мероприятия, чтение литературы.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются организованная образовательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаю детям новые сведения и закрепляю ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому использую интегративный подход к организации образовательной деятельности детей.
В процессе занятий по образовательной области «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.
На занятиях экологической направленности совместно с воспитателями формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Расширяю представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка»,
«Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаю знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.
Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков использую настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)
Формируя привычки потребности в ЗОЖ, стараюсь выработать
такие навыки у детей, как:
- полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;
-спать в облегчённой одежде;
- разминаться после пробуждения;
- уметь избегать опасных ситуаций;
- мыть руки перед едой и после посещения туалета;
- есть больше овощей и фруктов;
- ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Поэтому важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Тема исследования: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»...
« Валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через формирование здорового образа жизни»
опыт работы...
Проект:"Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"
Проект:"Воспитание валеологической культуры детей саршего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"Проект долгосрочный, содержит паспорт проекта, сетеву...
«Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста»
В перспективном плане по теме "Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста" подробно описаны цели, основные задачи, предпологаемые резельтаты, содержание и формы работы с...
Вариативная программа по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»
Рабочая программа по валеологическому воспитанию «Будь здоров, малыш» для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программо...
консультация для педагогов "Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
материал предстаылен в форме практикума...
«Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Статья «Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...