Статья "Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста "
статья

Ирина Забелина

Этот материал может быть полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zabelina.docx999.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса. 

Предмет изучения валеологии - здоровый человек.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Образовательная деятельность предполагает разнообразие педагогических мероприятий с дошкольниками: беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем и т.п. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях и др.

В рамках образовательной области «Физическое развитие» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно-образовательная работа как в ДОУ, так и в семье.

Нами были определены следующие направления осуществления этой проблемы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.

Мною разработана система мероприятий под названием «Я здоровым быть хочу», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:

1 направление: «Я-человек. Что я знаю о себе?»
Цель:
 формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых  внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни (например: д/и «Что есть во рту»,

«Какие у нас зубы?», «Сказка о зубной щётке» и др., «практические задания, опыты на вкус, запах, звук».

2 направление: «Образ жизни человека и здоровье».
Цель: формировать представления детей об образе жизни человека о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. (Например, «Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой «Где спит рыбка?», советы «Как готовиться ко сну»).

3 направление: « Здоровый образ жизни в условиях природы»
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в окружающем мире; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.

Реализация содержания каждого направления проводится в несколько этапов:

1. Подготовительный этап - это изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; планирование видов работы и организационных форм.

2. Основной этап - это сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются НОД по ознакомлению с окружающим миром.

3. Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через НОД, беседы, прогулки, опыты, игры, оздоровительные и закаливающие мероприятия, чтение литературы.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются организованная образовательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаю детям новые сведения и закрепляю ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому использую интегративный подход к организации образовательной деятельности детей.

В процессе занятий по образовательной области «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.

На занятиях экологической направленности совместно с воспитателями формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

Расширяю представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка»,

«Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаю знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.

Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков использую настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)

Формируя привычки потребности в ЗОЖ, стараюсь выработать

такие навыки у детей, как:

- полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;

-спать в облегчённой одежде;

- разминаться после пробуждения;

- уметь избегать опасных ситуаций;

- мыть руки перед едой и после посещения туалета;

- есть больше овощей и фруктов;

- ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Поэтому важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

C:\Users\Андрей\Desktop\НВ фото\006_Забелина 23.09.19 ВР Наше сердце\IMG_6511.JPG

I:\066_физкультурные занятия\IMG_5488.JPG

C:\Users\Андрей\Desktop\НВ фото\День защиты детей\IMG_4748 — копия.JPGI:\КОЛИБРИ\ФОТО\042_Вечер развлечений\IMG-818886dd367e5e90886c720d7979101d-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей саршего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"Проект долгосрочный, содержит паспорт проекта, сетеву...

«Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста»

В перспективном плане по теме "Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста" подробно описаны цели, основные задачи, предпологаемые резельтаты, содержание и формы работы с...

Вариативная программа по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»

Рабочая программа по валеологическому  воспитанию «Будь  здоров, малыш» для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программо...

«Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Статья  «Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...