Вариативная программа по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Рабочая программа по валеологическому воспитанию «Будь здоров, малыш» для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с введением в действия ФГОС ДО.
Программа определяет содержание и организационно образовательного процесса старшей коррекционной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №15 комбинированного вида 2 категории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края
Принята Утверждаю
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол №___________ «Детский сад № 15»
«___»_________20___г. _______________Н.М.Щербатых
«___»_________20___г.
Вариативная программа по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»
Разработчик
Ольга Геннадьевна
Великосельских
г. Алейск, 2015
Содержание
№ п./п. | Оглавление | Стр. |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели реализации рабочей программы 5 – 7 лет | 3 |
1.3 | Задачи реализации рабочей программы 5 – 7 лет | 3 |
1.4 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 4 |
1.5 | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 5 – 7 лет | 8 |
1.6. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы (в виде целевых ориентиров) | 17 |
2 | Содержательный раздел | 20 |
2.1 | Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности) | 20 |
3 | Организационный раздел | 28 |
3.1 | Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе. | 28 |
4 | Литература | 29 |
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по валеологическому воспитанию «Будь здоров, малыш» для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с введением в действия ФГОС ДО.
Программа определяет содержание и организационно образовательного процесса старшей коррекционной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №15 комбинированного вида 2 категории.
1.2. Цели реализации рабочей программы
Цель: воспитание у дошкольников бережного отношения к своему здоровью
1.3. Задачи программы:
1 .Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
2.Формирование потребности и способов реализации здорового образа жизни.
3.Формирование устойчивой привычки постоянно заботится о своем здоровье.
4.Укрепление здоровья, обеспечение умственной и физической работоспособности.
5.Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости).
6.Привитие гигиенических навыков, приемов закаливания, содействие формированию правильной осанки.
7.Развитие речи, умения высказывать и обосновывать собственные суждения.
8.Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного и физического компетентного поведения.
9.Воспитание интереса к предмету и процессу обучения.
Программа направлена на:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни.
Программа учитывает:
- индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Также Программа строилась с учетом принципов дошкольной педагогики и возрастной психологии:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Нормативно-правовой основой для разработки вариативной образовательной программы являются:
Федеральный уровень
- Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г., №28908)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10января 2014г № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№08-10)).
- Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
- Письмо Министерства образования и науки от 10 января 2014г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО.
- Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Региональный уровень
- Закон Алтайского края от 4 сентября 2013г. № 56 ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (принят постановлением ЗС Алтайского края от 02.09.2013г. № 513)
Программа разработана с учетом:
- Образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края
1.5. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
- МБДОУ «Детский сад № 15» г. Алейска функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 19-30 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
- Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 15 г. Алейска. Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема. Иные 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на воспитание здорового образа жизни детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
- Здание МБДОУ «Детский сад №15» - 1986 года постройки.
- Социокультурное пространство образовательного учреждения ограничено и однообразно. В шаговой доступности расположено МБДОУ СОШ № 4. В рамках расширения образовательного пространства детей осуществляется сотрудничество с городским музеем, городской библиотекой, МБОУ СОШ № 4.
- Сведения о семьях воспитанников
- Педагоги коррекционной группы МБДОУ детский сад № 15 строят свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. В коррекционной группе МБДОУ детский сад № 15 изучается контингент родителей, социальный и образовательный статус членов семей воспитанников.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.
Коррекционную группу общеразвивающей направленности МБДОУ «Детский сад № 15» на 01.09.2015 года посещают – 13 воспитанников в возрасте 5- 7 лет. Из них – 3 девочек, и 10 мальчиков.
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 5 -6 лет.
Физическое развитие.
Продолжается процесс окостенения скелета ребёнка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребёнок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 6-ти годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: уметь одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдаются правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
Речевое развитие.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Познавательное развитие.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируется. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет – это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут менять постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (2, 4, 6 сгибов); из природного материала.
Социально-коммуникативное развитие.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).
Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляют интерес к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.
К лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Проявляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, носок, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.п. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 6 -7 лет.
Физическое развитие.
К 7 годам скелет ребёнка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребёнку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли», «мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький, и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Социально-коммуникативное развитие.
К семи годам у ребёнка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения – один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями, создание среды для самостоятельной игры, пользование простыми безопасными приборами – выключение освещения, телевизора и т.п.)
В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые ситуации, например: свадьбу, болезнь и т.п. игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнерство всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
7-летний ребёнок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).
Речевое развитие.
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуются тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.п.
Познавательное развитие.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они ещё в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходиться констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7-ми годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Художественно-эстетическое развитие.
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы ко взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное и ритмическое движение.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1.ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).
В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.
Решением педагогического совета № 1 («Установочный) (протокол № 1 от 03 сентября 2015 года), планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) проводятся 2 раза в год:
- с 01 сентября (первичный);
- с 15 мая (итоговый);
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
- Накапливается резерв здоровья (снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений);
- Активен хорошо ест и спит;
- Владеет элементами навыками здорового образа жизни (соблюдает навыки личной гигиены проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).
- Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку;
- Владеет культурно-гигиеничекими навыками как элементами здорового образа жизни (умываться, причесываться, носить одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.)
- Проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательности.
- Владеет логическими операциями, способен анализировать и самостоятельно делать выводы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Составление фотоальбома о здоровом образе жизни.
- Проведение спортивных праздников.
- Конкурсы тематических творческих работ.
- Оформление уголка «Я и мое здоровье».
Итог реализации части программы, формируемой участниками образовательного процесса:
В начале и конце года проводится диагностика уровня развития детей (диагностическая карта уровня развития детей, включающая параметры: знания о здоровом образе жизни; элементарные знания о строении тела человека, функционировании его органов; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; уровень сформированности интереса к своему физическому «Я»).
Каждый учебный год завершается открытым итоговым занятием для родителей по валеологии.
Обеспечение программы.
Помещение (групповая комната).
Наглядные пособия (таблицы, иллюстрации, карты-схемы, предметные картинки, настольные дидактические игры по теме программы, методическая литература).
2. Содержательный раздел.
2.1. Комплексно-тематическое планирование (описан е образовательной деятельности)
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь. Занятие № 1 «Друзья Мойдодыра». 1.Развивать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользоваться только индивидуальным полотенцем, чистить зубы полоскать рот после еды, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расческой. 2.Привлекать детей к выполнению элементарных правил гигиены. 3.Воспитывать интерес к своему здоровью, желание его поддерживать правильным уходом за телом, одеждой Занятие № 2. 1.Совершенствовать гигиенические умения и навыки. 2.Продолжать знакомить детей с лечебными и профилактическими свойствами воды, мыла, зубной пасты. 3.Привлекать детей к проведению несложных экспериментов для развития продуктивного мышления, наблюдательности. 4.Воспитывать стремление выглядеть аккуратно. Октябрь. Занятие № 1 «Чтобы глаза глядели». 1.Углублять знания детей о строении тела человека, в частности о глазах-для чего они нужны, как о них заботится. 2.Развиаать стремление детей заботиться о своих глазах, о зрении. 3.Дать понятие о том, что глаза главный орган восприятия мира. 4.Воспитывать интерес к своему здоровью, желание его поддерживать правильным уходом за глазами. Занятие № 2. 1.Уточнять и закреплять знания детей об органах зрения. 2.Познакомить детей со строением глаза. 3.Дать элементарные знания о значении зрения для человека, для будущей профессии. 4.Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Ноябрь. Занятие № 1 «Такие замечательные уши». 1.Продолжать знакомить детей со строением человеческого тела. 2.Формировать способность заботиться о своих ушах, слухе. 3.Дать понятие о том, что уши являются одним из главных органов восприятия мира. 4.Воспитывать желание поддерживать свое здоровье правильным уходом за органами слуха. Занятие № 2. 1.Уточнять и закреплять знания детей об органах слуха. 2.Дать детям понятие о строении уха. 3.Развивать умение детей делать выводы о связи между рекомендацией по предупреждению и причиной нарушения слуха. 4.Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. 2 Квартал. Декабрь. Занятие № 1 «Ох уж эти зубы». 1.Углублять знания детей о строении тела человека (зубы-для чего они нужны, как о них заботиться). 2.Продолжать знакомить с правилами личной гигиены; Дать понимание о детской зубной пасте и щетке, подвести к пониманию их назначения и функции. 3.Развивать у детей психологические процессы-произвольное внимание мышление, правильную разговорную речь. 4.Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, желание поддерживать его правильным уходом за зубами. Занятие № 2. 1.Познакомить детей со строением зуба. 2.Подвести детей к выводу о необходимости зубов для процесса переваривания пищи. 3.Развивать у детей умение видеть взаимосвязь языка и зубов в процессе пережевывания пищи. 4.Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью. Январь. Занятие № 1 « Мой замечательный нос». 1.Создать условия для ознакомления детей с особенностями работы органа обоняния-носа. 2.Рассказать детям о том, зачем человеку нос, каково его назначение. 3.Объяснить, почему нужно заботиться о чистоте воздуха в помещении. 4.Воспитывать у детей представления о здоровом образе жизни. Занятие № 2. 1.Развивать умения детей делать выводы о взаимозависимости органов дыхания. 2.Подвести детей к выводу о правилах обеспечения безопасности дыхания. 3.Закрепить понятие, что правильное дыхание приводит к улучшению работы всех органов. 4.Воспитывть привычку к здоровому образу жизни Февраль. Занятие № 1 «Как кожа помогает человеку». 1.Продолжать знакомить со строением тела человека. 2.Дать элементарные знания о коже-о ее строении, функциях. 3.Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, усилить личностные отношения к культуре души и тела. 4.Воспитывать аккуратность, опрятность. Занятие № 2. 1.Осваивать чувствительность кожи, ее роль в жизни человека. 2.Развивать у детей понимание значения кожи как «защитника» и «помощника» при взаимодействии с окружающим миром. 3.Подвести детей к выводу о важности соблюдения правил личной гигиены для кожи. 4.Воспитывать желание узнавать о себе, стремление содержать свое тело в чистоте. 3 квартал. Март. Занятие № 1 « Приятного аппетита». 1.Формировать представления о здоровом образе жизни, режиме правильного питания, полезной пище. 2.Формировать знания о необходимости наличия витаминов в организме человека. 3.Закрепить правила поведения за столом во время приема пищи. 4.Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. Занятие № 2. 1.Дать элементарную схему строения пищеварительного тракта, рассказать о работе желудка. 2.Формировать у детей стремление соблюдать режим питания (на примере детского сада), мыть руки перед едой, не есть в сухомятку. 3.Развиавть любознательность, логическое мышление. 4.Воспитывать элементарные валеологические представления. Апрель. Занятие № 1 « Сон для человека». 1.Помочь детям понять значение сна в жизни человека, показать, что спят не только люди, но и животные. 2.Познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью. 3.Пазвивать умение рассуждать, делать выводы. 4.Воспитывать положительные привычки перед сном. Занятие № 2. 1.Дать детям знания о том, что во сне восстанавливаются наши силы и отдыхает мозг. 2.Способствовать формированию представлений о том, что можно делать и чего нельзя делать перед сном. 3.Создать положительную мотивацию на режимный момент сна. 4.Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Май. Занятие № 1. Правила на всю жизнь». 1.Развивать желание самостоятельно следить за своим здоровьем. 2.Закрепить с детьми несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. 3.Формировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей. 4.Воспитывать понятие о здоровом образе жизни. Занятие № 2. 1.Закреплять умения детей использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условиях на практике.2.Способствовать расширению представлений о микробах, бактериях, вирусах, о путях попадания их в организм, о пользе и вреде для человека. 3.Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей. 4.Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. | Побеседовать с родителями о том, что в течении месяца с детьми будут проводиться игры, беседы, индивидуальная работа, которые выявят их гигиенические умения и навыки. Предложить родителям вместе с детьми осуществлять водные и закаливающие процедуры. Предложить родителям поговорить с детьми о том, что для полезно, а что вредно. (Можно предложить нарисовать, что вредно для глаз). Консультация по проведению гимнастики для глаз. Родителям с детьми придумать загадку про ухо. Подбор материала в уголок для родителей по теме «Наши органы слуха». Беседы на тему « Правильно ли ваш ребенок чисти зубы?». Подбор материала в уголок валеологии для родителей по теме «Здоровье зубов». Подбор материалов по теме «Дыхание в уголок валеологии». Консультация для родителей «Игры, которые лечат общие бронхолегочные заболевания». Подбор материалов для валеологического уголка по теме «Кожа, ногти, волосы». Беседы с родителями о поощрении самостоятельности ребенка в процессе выполнения гигиенических процедур. Беседы с родителями о поощрении детей за правильное поведение за столом. Подбор материалов для валеологического уголка « Полезная пища, вредная пища». Консультация для родителей « Здоровый сон-крепкое здоровье». Разработать вместе с детьми правила и привычки, которые способствуют крепкому и здоровому сну. Беседы о необходимости соблюдения здоровьесберегающих условий дома. Наглядная информация для родителей о проведенных для детей в течении года оздоровительных мероприятиях. Представление папки с материалами по темам валеологических занятий за год. | Воспитателю обратить внимание на то, как дети пользуются индивидуальными предметами гигиены. Инструктору по физическому воспитанию подобрать комплексы утренних гимнастик и разминок после сна. Воспитателю разучить с детьми гимнастику для глаз. Игра на развитие зрительного внимания «Что изменилось?». Музыкальному руководителю - закреплять умения петь громко или тихо в соответствии с темпом музыки. Инструктору по физическому воспитанию-изменение направления по звуковому сигналу. Музыкальный руководитель- вечер досуга «Мойдодыр в гостях у ребят». Логопед-артикуляционная гимнастика, для артикуляции пищеварения. Автор Руденко А.С. Музыкальному руководителю-упражнения на развитие певческого дыхания. Инструктору по физическому воспитанию-утренняя гимнастика с элементами дыхательной гимнастики. Инструктору по физическому воспитанию - «Почувствуй ступнями». (массажные дорожки). Музыкальному руководителю-беседы с детьми о необходимости правильно подобрать обувь, одежду для занятий в музыкальном зале, о важности опрятности и аккуратности во внешнем виде. Медицинскому работнику-беседа с детьми на тему «Витамины укрепляют организм». Медицинскому работнику-поощрение детей за правильную осанку, культуру поведения за столом. Логопед-разучивание потешек о сне. Музыкальному руководителю-разучивание колыбельных песен. Инструктору по физическому воспитанию-самомассаж в процессе занятия). Музыкальному руководителю-дыхательные упражнения, упражнения на координацию.
|
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.
Для организации образовательной деятельности в ДОУ используются
следующие технические средства обучения:
Видеомагнитофон, видеоплеер, музыкальный центр в физкультурном зале, группах- предназначены для просмотра обучающих фильмов.
АРМ (компьютер, копир, сканер, принтер) в кабинетах заместителей заведующего, подготовка материалов к совместной деятельности с детьми.
Музыкальный центр в спортивном зале, для проведения праздников,
развлечений, физкультурных занятий с воспитанниками.
Магнитофон в групповых помещениях - прослушивание музыкальных произведений, подготовка к непосредственно-образовательной и совместной деятельности.
Мультимедийное оборудование для просмотра видеопрезентаций.
Период обучения – 1 год
Режим работы: занятия проводятся один раз в неделю по 25-30 минут.
Литература
- Береснева З.И. «Здоровый малыш»., - Москва, 2005. ТЦ Сфера.
- Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»., - Москва, 2005. ТЦ Сфера.
- Галанов А.С. «Игры, которые лечат». Педагогическое общество России., - Москва, 2005.
- Зимонина В.Н. «Я узнаю себя», образовательная фирма «Новая школа». – Москва, 1996.
- Колпакова Н.В. «Познаем себя и мир вокруг». Барнаул: Издательство АКИПКРО, 2006.
- Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для 6-7 лет». - Москва, 2007. ТЦ Сфера.
- Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья». - Москва, 2007. ТЦ Сфера.
- Мельничук В.М. «Я и здоровье». Издательство Новосибирского университета, 1997.
- Овчинникова Т.С. «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях». Издательство КАРО. – Санкт-Петербург, 2006.
- Пономарев С.А. «Растите малышей здоровыми». Ссоветский спорт, Москва, 1989.
- Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». Мозаика-синтез.- Москва, 2004.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. «Ради здоровья детей». Просвещение. – Москва, 1985.
- Шорыгина Т.А. «Беседа о здоровье». Москва, 2008. ТЦ Сфера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»
Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
Продолжительность проекта долгосрочный....
Тема по самообразованию :"Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
«Будь здоров, малыш!» - творческий проект по здоровье сбережению детей младшего дошкольного возраста.Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, п...
Проект по здоровье сбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш"
Проект по здоровье сбережению для детей младшего дошкольного возраста "Будь здоров малыш"...
Групповой проект по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
Групповой проект по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста«Будь здоров, малыш!»...
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»...
Реализация программы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Степ – Аэробика» в рамках вариативной части ОП ДО.
Семья обладает значительным воспитательным потенциалом, что и учитываем мы при организации взаимодействия с родителями как участниками образовательных отношений. Воспитание ценностного отношения к...