консультация для педагогов "Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
консультация на тему

Нехожина Елена Вячеславовна

материал предстаылен в форме практикума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologiya.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

        Для правильного формирования валеологической культуры  у детей дошкольного возраста необходима определённая система знаний и умений,  которые ребёнок получит в процессе своей деятельности.
       Проблема формирования валеологической культуры детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа.

        Первым этапом работы в данном направлении является создание и пополнение развивающей среды по воспитанию валеологической культуры у дошкольников. Мы в своей группе оформили центр здоровья, где разместили дидактические игры и энциклопедии по валеологии, при этом постарались разместить оборудование и атрибуты так, что бы дети могли подойти к ним с разных сторон, не мешая друг другу.

     Формирование валеологической культуры у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения, применения  разных  форм, методов и приемов работы с детьми.

     В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимают проведение занятий с детьми различного  характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т.д.
    На познавательных занятиях  я знакомлю детей с элементарными научными знаниями о внешних и внутренних органах человека; с основами первой помощи; безопасности поведения.

       Начинать разговор с ребенком о его теле можно даже тогда, когда он еще не в состоянии осмыслить свое тело, но уже способен понять, как называются части тела.

        Рассматривая картинки, спрашивайте ребенка, зачем ему нужны руки и ногиладошки и пальчики на руках и на ногах. Объясните ему, что гибкость тела обеспечивают суставы — подвижные соединения костей, благодаря чему человек может производить руками и ногами множество различных движений.

        Поупражняйтесь с детьми, используя действия частей тела. С этой целью проведите игры: «Кто быстрее пробежит на прямых ногах», «Возьми яблоко со стола прямой рукой и, не сгибая рук, откуси кусочек», «Нарисуй карандашом, вложив его в пальцы ног» и др. Эти упражнения интересны ребенку, и он, пытаясь их выполнить, познаёт необходимость именно такого устройства своего тела. Уместно также в целях познания возможностей тела и его органов создавать проблемные ситуации в процессе занятий. Например, детей со связанными руками можно попросить нарисовать картинку, завязать шнурки, одеться, выполнить какое-то задание попеременно при помощи рук и при помощи ног и т.п. Задания такого рода подводят ребенка к пониманию значения рук и ног для полноценной жизни, к осознанию необходимости бережного, заботливого отношения к ним. Они повышают к тому же его умственную и познавательную активность, помогают усвоить функциональные возможности верхних и нижних конечностей: какие задания можно выполнить только руками, какие — только ногами, а какие выполняются только при условии координации движений рук и ног.

       Огромную помощь при подготовке и проведении занятий по валеологии мне оказывает вот этот тематический словарь в картинках, который так и называется «Я и моё тело».

        В первой части данного пособия детям дается представление о больших заместительных возможностях человеческого организма на примере людей с ограниченными возможностями. (Например: нет рук — играет на музыкальном инструменте, рисует, держит ложку при помощи ног.) Занимаясь по этой книге, регулярно проводятся с детьми физкультминутки: повороты с наклоном головы; круговые движения шеей, наклоны туловища; рывки руками; подскоки; приседания. Такие упражнения позволяют закрепить представления детей о строении тела человека, развивают двигательные навыки, ориентировку в пространстве, активизируют интерес к познанию себя, своего тела, своих возможностей, вызывают радостное настроение.

Часть вторая. ОРГАНЫ ЧУВСТВ

       Предложенный в этой части пособия картинный материал направлен на изучение органов чувствзрения (глаза), слуха (ухо), обоняния (нос).

     Он помогает расширить представления детей об этих органах чувств и рассказать им, что, к примеру, глаза нужны для того, чтобы видеть, они бывают разного цвета и разной формы. По глазам человека можно узнать о его настроении, так как они бывают веселыми и грустными, умеют смеяться и плакать. И если глаза не беречь — они хуже видят и нужно надевать очки. Рассматривание картинок с детьми лучше проводить в разных формах.   Можно побеседовать с детьми на заданные темы, а в процессе общения задавать вопросы, попросить рассказать о том, что они видят на картинке.  

       Другой вариант работы — предложить детям рассказать о том, какую помощь оказывает им тот орган, что нарисован на картинке. При этом полезно попросить ребенка вспомнить и показать, как и в каких случаях он опирается на помощь своих органов чувств или частей тела. Сопровождаю ответы детей поговорками, стихами («ручками похлопаем, ножками потопаем», «ушки на макушке» и т.д.). После того как я уверена в умении детей не только назвать и показать свои органы чувств, но и объяснить, зачем они нужны человеку, перехожу к следующему этапу.

       Рассказываю детям о том, что такие же органы чувств есть у животных, но они отличаются от человеческих тем, что, например, кошка может видеть в темноте, а человек не может; что орел может увидеть свою добычу с очень большого расстояния, а человек не может и др. Но человек придумал такие приборы, которые восполняют эти недостатки: очки, бинокль, увеличительное стекло и др.

        Следующий этап — овладение способами бережного отношения к своим органам чувств. Дети с помощью взрослых составляют свод правил для каждого органа чувств: для глаз — смотреть книги при хорошем освещении, рисовать не склоняясь над бумагой, мыть каждые утро и вечер всё лицо и особенно глаза и др.; для ушей — не включать музыку очень громко, не кричать на ухо, надевать шапку с ушами зимой, чтобы не простудить уши, чистить уши и т.д. И так для каждого органа чувств. Разговор о «врагах» органов чувств проводится с помощью картинок и объяснения детям. На данном этапе к нам всегда приходит вот такой «Микроб». Где на чистое тело дети прилепляют вот такие клетки – микробы и называют почему они появляются, а затем мы их убираем, называя, правила гигиены.  

       Говорить можно по меньшей мере о четырех главных «врагах»: грязь, разница температур, внешние раздражители, опасные предметы. И наконец, можно побеседовать с детьми о том, как плохо жить человеку, у которого нет какого-то органа чувств, и о том, как можно помочь ему. При этом следует обратить внимание ребенка на то, что это очень сильные духом люди, они живут, не умея порой разговаривать или не слыша или не видя мир.

Часть третья – самая сложная для детского восприятия. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

       Картинки этой части пособия предназначены для работы с детьми 6–7 лет, так как детей этого возраста уже интересует, «что у них внутри». С этого вопроса и можно начать рассматривать картинки, беседуя с ребенком. Давай посмотрим, что у нас внутри. Но сначала потрогай себя, меня. Что ты чувствуешь? Человек мягкий или твердый? Даже в тех местах, где он кажется тебе мягким, если хорошо нажать, можно почувствовать твердость — это кости. Все косточки вместе составляют скелет человека. В гости к нам «приходит» вот такой скелет. Мы с детьми его рассматриваем, трогаем, затем я предлагаю посмотреть, как он изображен на картинке. Вот это скелет, а на нем мышцы, они-то и мягкие. Зачем скелет человеку? Он помогает нам «держать» свое тело и охранять внутренние органы. Вот видишь: внутри скелета находятся легкие, сердце. Скелет защищает их от ударов. Только благодаря скелету наше тело сохраняет форму. Кости человека очень прочные, но при резком ударе, неудачном прыжке, падении они могут сломаться. Поэтому следует осторожно вести себя, чтобы не повредить их. Вот на картинке врач, он осматривает ребенка, проверяет, все ли косточки у него в порядке, не сломал ли он какую-нибудь при прыжке.

        Очень важный внутренний орган — сердце. На картинке нарисовано сердце человека и показано, как оно, как мощный насос, перекачивает кровь по всему организму. Кровь заключена в длинные трубочки — сосуды, которые разносят кровь по всему организму. Вот поэтому, где бы мы ни порезали нашу кожу, сразу же появляется кровь. Это значит, мы разрезали какой-то сосудик. Важно сразу остановить кровь, чтобы человек не потерял много крови при ранении. Сердце работает всегда, даже когда человек спит или отдыхает. Работу сердца проверяет врач с помощью специального прибора, который называется «фонендоскоп». (Хорошо бы показать ребенку реальный фонендоскоп и дать ему возможность послушать, как бьется сердце.) На следующей картинке ребенок увидит дыхательные пути человека. Рассматриваем с детьми картинку и показываем на них самих, как происходит дыхание. Они  наберают носом воздух, потом «выпускают» его. Рассказываю им, что лёгкие — очень важный орган.  Человек дышит всегда, даже когда он спит. Объясняю, что дыхательные пути легко простудить. Человек постоянно вдыхает в себя воздух, и если он очень холодный, то можно застудить бронхи, вызвать насморк и даже заболеть воспалением лёгких. Поэтому нельзя сопротивляться, когда взрослые говорят, что нужно теплее одеваться. По такой же схеме рассматриваются и другие картинки этой серии. Затем можно провести игры. Предложите ребенку составить по какой-либо картинке рассказ-загадку, т.е. составить его так, чтобы слушающий смог угадать, какую картинку описывает ребенок. Можно поиграть в игру «Что ты знаешь о...». Вы задаете ребенку вопрос: «Что ты знаешь о сердце человека?» или «Что ты знаешь о скелете человека?» и т.д., а ребенок отвечает. Или еще игра «Что было бы, если бы...». Что было бы, если бы скелет убежал от человека? Если бы у человека не было зубов? Если бы сердце у какого-то человека решило отдохнуть и перестало биться? Если бы человек съел очень много пищи? А если очень мало? Особого внимания заслуживает рассмотрение картинок по теме «Помоги себе сам». Не следует относиться к ним как к медицинским рекомендациям. Цель этих занятий — формировать у детей

навыки осознанного отношения к своему телу, к своему здоровью.  

       Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Для этого в группе имеется вот такая детская энциклопедия с окошками. Многочисленные окошки с секретами, увлекательный текст и красочные иллюстрации помогают детям узнать, как устроено человеческое тело. (Пример несколько страниц книги)

        Так же нами приобретены энциклопедии «Моя первая книга о человеке». Подборка журналов «Тело человека» поможет не только познакомить ребят со строением человеческого организма, но и провести доступные опыты. На каждой странице журнала подробная иллюстрация, которая раскроет все секреты человеческого тела, можно не просто прочитать информацию, но еще и увидеть все что описывается, а также поэкспериментировать.

     Например, изучив, из чего состоит кость, как формируется скелет и почему кости прочно соединены между собой, можно с помощью обычного клея, коктейльных трубочек и картона самим сконструировать кость. Здесь даны подробные инструкции для проведения опытно-экспериментальной деятельности, что максимально облегчает педагогам работу по планированию.

      При знакомстве детей с внутренними органами, мы демонстрируем вот этот макет и вкладыш из журнала «Тело человека». Так же мы рассматриваем и ощупываем отдельные части тела – уши, зубы, глаза, которые впоследствии собираются вот в такую голову. Здесь же мы знакомим детей со строением головного мозга. Превратившись в докторов, мы вскрываем черепную коробку и видим, что наш мозг состоит из двух полушарий с извилинами, которые соединены вот таким мозжечком. (Показ)

        Наибольший интерес у детей вызывает вот эти умные карточки – «Я и мое тело». Набор состоит из 32 больших карточек. На одной стороне карточки - крупное изображение предмета по теме, на обратной - несколько вопросов и заданий, которые помогут интересно провести занятие.

         Так же валеологический аспект мы включили в свой лэпбук «Радуга Здоровья», который мы вам демонстрировали на прошлой неделе.

    В заключении хочу отметить, что в качестве основной формы работы с детьми мною использовались занятия, проводимые 2 раза в месяц. Методика работы строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делался на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждение их к творческому отношению их при выполнении задания. Занятия содержали познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития соответствующих навыков ребенка. Содержание занятий наполнялись сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

       Занятия, как основная форма работы, нацеливались на побуждение ребенка думать, создание эмоционального настроя на учение заботиться о своем здоровье, беречь, уважать и понимать себя, окружающих людей.

       Во время таких занятий я стараюсь включить не только вопросы физического, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, есть здоровую пищу, надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

       Наши дети быстро устают и от шума, и от большого количества детей в группе. Решая эту проблему, мы делили детей для проведения занятий на подгруппы. Использовалась система взаимодействия специалистов, а конкретно учителя-логопеда, и воспитателей, чтобы дети чувствовали себя комфортно даже во время интеллектуальной нагрузки на занятиях. Проведение занятий по подгруппам позволяло учитывать особенности психофизического развития и состояние здоровья детей, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, а также значительно снижать нагрузку, не изменяя времени занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей саршего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"Проект долгосрочный, содержит паспорт проекта, сетеву...

«Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста»

В перспективном плане по теме "Формирование валеологической культуры детей младшего дошкольного возраста" подробно описаны цели, основные задачи, предпологаемые резельтаты, содержание и формы работы с...

Вариативная программа по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»

Рабочая программа по валеологическому  воспитанию «Будь  здоров, малыш» для детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программо...

«Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Статья  «Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Статья "Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста "

Этот материал может быть полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям...