Подвижные игры дошкольников в формировании культуры безопасности
статья

Сухорукова Татьяна Александровна

Материал содержит теоретическое обоснование данного направлния деятельности воситателя, также примеры кейсов по формированию культуры безопасного поведения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_v_fkb.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

           Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. В игровой деятельности они приобретают практический опыт культуры общения: у них развивается познавательная активность, формируются коммуникативные способности и навыки словесного общения. Организуя подвижные игры, у ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, его ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе. В процессе подвижных игр формируются двигательные умения и навыки, развиваются ориентировка в пространстве, физические качества, приобретается свобода в движениях. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками подчинять свои интересы интересам окружающих. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов и быстроте реакции и нестандартным действиям. Подвижные игры приучают  мгновенно реагировать на действия партнеров, развивают внутреннюю речь и логику.

       Подвижные игры являются важнейшим средством физического воспитания дошкольников. П.Ф. Лесгафт считал, что «игра относится к упражнениям, которые подготавливают ребенка к жизни».  Именно при проведении подвижных игр необходимо учить ребенка соблюдать правила безопасности. В дошкольном возрасте происходит становление опыта безопасного поведения, развитие самосознания, формирование самооценки, умение осознавать последствия своих поступков, предвидеть результаты своей деятельности, осуществлять контроль поведения, появление потребности поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, способности планировать свои действия.[ Тимофеева Л. Л. Т41 Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 208.]

Все вышеперечисленные личностные и психологические новообразования возникают в дошкольном возрасте и являются основой безопасного поведения. Подвижные игры могут служить формой «педагогической поддержки естественного хода развития ребенка в процессе формирования культуры безопасности»  [Тимофеева Л. Л. Т41 Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 208.]

       Опираясь на структуру культуры безопасности, можно выделить следующие направления работы педагога по формированию культуры безопасности в подвижных играх детей дошкольного возраста:

-формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления;

-формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;

-формирование психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности.[ Л. Л. Тимофеева Т39 Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 160 с.]

       При конструировании конспекта подвижной игры важно помнить, что необходимо перейти от сообщения информации к погружению детей в определенные ситуации. Такой подход даст возможность решения  выделенной в ФГОС ДОО задачи формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности: в рамках таких ситуаций дети овладевают общими способами действий, «которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения». Также к предпосылкам учебной деятельности относится умение выделять в предложенном задании учебную задачу, работать по инструкции, самостоятельно находить способ решения задачи, осуществление контроля за выполнением своих действий, сформированность уровня произвольности, управляемости своим поведением. Планируя проведение подвижной игры, педагогу важно не только выделить программные задачи, но и:

-определить вид личностного опыта, который могут приобрести дети;

-осуществить выбор личностно значимыхзадач, способных заинтересовать детей, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей ее достижения;

-выявить мотивационные основы предстоящей работы, мотивы включения в деятельность отдельных детей;

-установить способы приобретения детьми соответствующего опыта, способы самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактику оказания помощи в «открытии себя».[ Л. Л. Тимофеева Т39 Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 160 с.]

      Также важно применение проблемного подхода, ведь по мнению С.Л. Рубинштейна «именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения обычно начинается мышление». Противоречие, лежащие в основе проблемы, должно быть доступно пониманию детей, значимо для дошкольника. В этом случае результатом разрешения проблемы становятся не только новые знания, навыки, компетенции, но и личностные новообразования.

   На основе личностно ориентированных образовательных ситуаций может быть построено проведение подвижной игры, спортивной игры-путешествия.                    Кроме того, для работы по формированию культуры безопасности у дошкольников при проведении подвижных игр могут применяться кейс-технологии.

     В методе кейсов используется описание практической ситуации, реальной или гипотетической. Предлагаемая проблема основана на фактах из реальной жизни, проблема не предложена в открытом виде, детям предстоит выявить ее из информации в описании кейса. Кроме того, проблема не имеет однозначного решения, необходимо из множества вариантов выбрать наиболее целесообразный.  Дети изучают предложенную ситуацию, предлагают пути решения и совместно со взрослым  выбирают оптимальный выход из проблемы. Данный метод позволяет педагогу не только оценить объем усвоенной воспитанником информации, но и актуальную готовность ребенка к практической деятельности. В процессе освоения кейс-технологий дошкольники учатся получать необходимую информацию, аргументировать свое мнение, слушать мнение сверстников, формировать собственную точку зрения, у детей развивается активность, коммуникативные навыки, навыки работы в команде.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;
  • иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мышление;
  • провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;
  • быть привлекательным и увлекательным для участников;
  • быть наглядным: речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса;

По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся выделяют:

  • практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Основная задача такого кейса – закрепление знаний, умений навыков поведения у дошкольников в предложенной ситуации. Кейс должен быть наглядным, создающим практическую модель ситуации.
  • обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут или могли бы быть в жизни. Они характеризуются искусственностью.[ Кейс-технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие/ Коллектив авторов под общей редакцией Л.Ф. Дьяконовой, И.Е. Граматкиной. – Тольятти, 2017.,]

   В дошкольном детстве возможно  использование практических кейсов, таких как:

  1. Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – кейсы, представляющие собой картинку  с ситуацией, которая требует анализа и разрешения. Можно использовать кейс-ситуации на основе мультфильмов или литературных произведений.
  2. Кейсы-вариации и догадки – использование данных кейсов в работе с дошкольниками позволяет нам научить детей видеть возникающую проблему и работать с вариантами её разрешения.  Это могут быть: серия опорных картинок,  сюжетная картинка, отражающая источник опасности,  ситуация-наоборот, заключающаяся в том, что дети знакомятся с итогом ситуации, в которой оказался ребенок, и исходя из этого предполагают, какой опасности он подвергался и кейсы-варианты развития событий, используя которые педагог предлагает детям несколько возможных вариантов продолжения ситуации, наблюдаемой воочию, в инсценировке или на картинке, а дети обсуждают, выбирают вариант и обосновывают его.

Важно помнить, что выбранная ситуация для кейса должна  соответствовать потребностям детей дошкольного возраста, иллюстрировать те проблемы, с которыми ребенок уже сталкивался или может столкнуться. Конкретные примеры ребенок запомнит  и сохранит в памяти. В этой ситуации должно быть достаточно информации, но должна отсутствовать подсказка относительно разрешения данной ситуации.

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Кейсы позволяют оптимально сочетать теорию и практику. Этот  метод является активным методом обучения и воспитания при формировании компетенций безопасного поведения у дошкольников, требующим от дошкольников проявления различных личностных качеств.

Приведем примеры  подвижных игр для решения задач формирования культуры безопасности дошкольников.

Игры для младших дошкольников. Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер. Подражание – центральный механизм развития на четвертом году жизни. Младшие дошкольники копируют поступки взрослых, не осознавая их смысла, в оценке своего поведения ориентируясь на реакцию взрослых. [  Л. Л. Тимофеева Т39 Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 160].Объяснение подвижной игры детям младшего дошкольного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом и развертыванием самой игры. Дети постарше, из второй младшей группы, объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала до конца, но в ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения, добивается большей точности выполнения движений и правил. Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы не могут еще хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес. Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.  Для детей более старшего возраста необходимо внесение усложнений и изменений в уже знакомые игры. Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества, выдумки. [ Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.]

Содержание подвижных игр для маленьких детей 3-4, 4-5 лет  в детском саду направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания. Важно обращать внимание детей соблюдение правил безопасности во время игры. Взрослый является образцом, инициатором обсуждения и выявления этих правил, участником игры и наблюдателем за соблюдением правил игры и безопасного поведения при игре.

В зависимости от времени года взрослый знакомит детей с сезонными изменениями в природе, знакомит с моделями безопасного поведения на игровой площадке и использования спортивного инвентаря посредством объяснения, а также в процессе наблюдения за играми старших дошкольников. Для детей 3-4 лет важен показ образца правильных с позиций безопасности приемов выполнения действий. Наблюдая за деятельностью воспитанников, педагог дает им оценку, корректирует их. При ознакомлении с правилами безопасности акцент делается не на ознакомлении с последствиями нарушений, а на необходимость их неукоснительного соблюдения.[ Л. Л. Тимофеева  Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 160 с.] Возможно предложить детям обыграть различные подвижные игры при помощи игрушек, учить применять знание игровых правил. Показать, что может произойти при нарушении правил безопасности на игровой площадке, формировать начальные наиболее общие представления о последствиях нарушения данных правил.[Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада: методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 192]  

Для детей 4-5 лет проведение подвижных игр предваряется проговариванием правил безопасного осуществления данного вида двигательной деятельности, происходит знакомство с правилами безопасного поведения на игровой площадке. Организуется отработка выполнения различных правил, на элементарном уровне формируется умение сопоставлять свои действия с правилами.[ Л. Л. Тимофеева  Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 160 с.] Педагог организует наблюдение за играми старших дошкольников, обращает внимание воспитанников на ребят, демонстрирующих модели безопасного поведения, озвучивает правила безопасности, которые они соблюдают. Также используются игровые ситуации с участием различных персонажей, в ходе которых дети учатся выбирать место для подвижных игр, организовывать игры, осуществлять самонаблюдение, подходят к пониманию того, что безопасность человека во многом зависит от соблюдения им правил.

[ Тимофеева Л. Л.  Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 208.]

]

Игры для старших дошкольников. У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. .[pedsovet.su] Применение и осмысление знаний, умений, накопление опыта происходит в различных видах самостоятельной детской деятельности. Педагог стимулирует воспитанников включать освоенные знания и умения в игровые ситуации, помогает организовывать игры. Также педагог активизирует и дополняет представления детей о правилах безопасности, которые нужно соблюдать во время дождя, в метель, во время гололеда, во время подвижных игр в помещении и на игровой площадке, организует их обсуждение, учит прогнозировать последствия несоблюдения. В ходе имитационных упражнений отрабатываются необходимые навыки. С ростом самостоятельности дошкольников при организации подвижных игр акцент делается на формирование умения правильно выбрать место  и инвентарь для игры, учитывать погодные условия, оценивать ход игры не только с точки зрения соответствия ее правилам, но и требованиям безопасности. Большое внимание уделяется неукоснительному соблюдению норм безопасного поведения. В этом возрасте дети могут выступать как наставники детей младшей группы при организации подвижных игр.[Л. Л. Тимофеева Т39 Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 160 с.]

Воробушки и автомобиль.

 Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.Учить детей соблюдать правила игры, соблюдать правила безопасного передвижения по игровой площадке. Формировать начальные представления о дороге, тротуаре, знакомить с правилами безопасного поведения на улице.

         

      Подвижная игра "Найди себе пару".

       Развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары, учить детей соблюдать правила игры, согласовывать свои действия с действиями партнеров. Учить соблюдать правила безопасного поведения на игровой площадке.

      Подвижная игра  "У медведя во бору"  

        Развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание, учить соблюдать правила безопасного поведения на игровой площадке.  Учить детей выбирать место для игры.

       Подвижная игра «Бегите ко мне»       

       Учить детей понимать суть игрового задания, быстро реагировать на сигнал, упражнять в беге, учить соблюдать правила безопасного передвижения на игровой площадке, развивать способность ориентироваться в пространстве.

          Подвижная игра «Два мороза»

 Упражнять детей в беге, развивать ловкость, увертливость, быстроту реакции на сигнал, учить соблюдать правила на игровой площадке, избегать столкновений. Знакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать во время двигательной активности  в зимний период.

Подвижная игра «Светофор»

 Учить детей соблюдать правила игры, упражнять в беге, развивать внимание. Формировать элементарные правила безопасности, связанные с транспортными средствами.

Подвижная игра «Водяной»

 Развивать двигательную активность, внимание. Учить детей соблюдать правила игры, развивать внимание, способствовать формированию положительного эмоционального настроя. Знакомить детей с правилами поведения у водоемов.

Кейсы по ФКБ с подвижными играми

Кейс №1

Цель: формирование знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

 Задачи:

 - формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников;

- развивать двигательную активность.

Кейс содержит:

  1. Фотографию, на которой дети играют на проезжей части в мяч.
  2. Д/И «Назови части улицы» (тематические картинки с изображением проезжей части, тротуара, пешеходного перехода нерегулируемого, регулируемого светофором пешеходного перехода, парк, игровая площадка)
  3. Описание подвижных игр «Светофор», «Цветные автомобили», «Автобусы».

Кейс №2

Цель: закрепление правил безопасного поведения в ситуациях на игровой площадке.

 Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников;

- развивать двигательную активность.

Кейс содержит:

  1. Фотографию, с изображением детей на игровой площадке, один ребенок плачет.
  2. Д/И «Хорошо и плохо» (тематические картинки или фотографии оборудования на игровых площадках: сломанные качели, горка и т.д)
  3. Настольная игра «На игровой площадке»
  4. Описание подвижных игр «Бегите ко мне», «К названному дереву беги», «Найди и промолчи».

Кейс №3.

Цель: закрепление правил безопасного поведения в ситуациях «Безопасность в помещении».

 Задачи:

 - формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

 - активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников;

- развивать двигательную активность.

Кейс содержит:

  1. Фотографию, на которой изображен мальчик с перевязанным пальцем.
  2. Д/И «Огонь друг, огонь враг»
  3. Д/И «Опасные предметы»
  4. Плакат «Безопасность в помещении»
  5. Описание подвижных игр «Карусели», «Угадай, кто позвал?»,

«Море волнуется раз…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...

Картотека дидактических игр по разделу «Игры по пожарной безопасности» с целью формирования культуры безопасного поведения детей

В картотеке содержатся игры: "Назови картинку""Топаем, хлопаем""Игра "Да" - "нет" ""Лото-пожарная безопасность""Выбери нужное"...

Подвижная игра как средство формирования привычки безопасного поведения дошкольников на занятиях по физической культуре

Представлен материал, рассказывающий о том, как с помощью подвижных игр можно сформировать привычку безопасного поведения у дошкольников....

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра, как средство формирования основ функциональной грамотности» 2021 учебный год

В наше время, в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в ДОО, и школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и обра...

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...

презентация Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников 5-7 лет на 2023-2025 учебный год «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. В...

Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников 5-7 лет на 2023-24 учебный год «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Цель программы: формирование основы безопасного поведения и знаний о здоровом образе жизни дошкольников, воспитание ценностного отношения к себеЗадачи программы:1. Формировать у детей элементарные зна...