Подвижная игра как средство формирования привычки безопасного поведения дошкольников на занятиях по физической культуре
методическая разработка по физкультуре

Викторова Юлия Николаевна

Представлен материал, рассказывающий о том, как с помощью подвижных игр можно сформировать привычку безопасного поведения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра как средство формирования привычки безопасного поведения дошкольников на занятиях по физической культуры

Одной из сторон общего развития личности является физическое развитие. Оно самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Известно, что фундамент здоровья закладывается в детстве. Именно педагоги дошкольных учреждений являются первыми строителями данного фундамента.

Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.

В учреждениях должны быть созданы необходимые условия для полноценного физического развития дошкольников. Мы, работники образовательных учреждений, несём ответственность за сохранение жизни детей, укрепление физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим законодательством.

Но, если создание материальных условий преимущественно находится в компетенции администрации ДОУ, то обеспечение безопасности при проведении физкультурных занятий является обязанностью инструктора по физкультуре.

Каким же образом можно сформировать привычку безопасного поведения дошкольников на занятиях по физической культуре?

Мы, как строители фундамента здоровья, попробуем выстроить модель формирования привычки безопасного поведения детей в процессе двигательной деятельности.

Физкультурная форма – практикуется из соображений гигиены и удобства для занятий.

К спортивному  оборудованию предъявляется ряд требований: качество, безопасность, эстетика, функциональность и пр.

Безопасные виды деятельности – деятельность с минимальным риском или полным его отсутствием.

Продуманная и рациональная организация видов деятельности - перемещение детей в соответствии с задачами образовательной деятельности, организация пространства, расположение инвентаря, способ организации детей.

Систематичность и целенаправленность работы по формированию привычки безопасного поведения – постоянная работа на каждом занятии.

Таким образом, соблюдая вышеуказанные условия, мы сможем сформировать привычку безопасного поведения воспитанников.

Подвижная игра, ввиду её интенсивности, рассматривается как один из травмоопасных видов детской деятельности. Именно в ходе подвижной игры дети развивают высокие скорости бега, прыжков, метания. Дошкольникам сложно контролировать своё поведение в таком эмоциональном виде деятельности. Самоконтроль начинает только развиваться.

Так что же делать? Не играть?

Согласно методике проведения занятий по  физической культуре в дошкольных учреждениях подвижная игра включается в занятие и является его неотъемлемой частью.

Необходимо предусмотреть возможные риски в ходе игры и продумать эти моменты более тщательно.

Наибольшая вероятность травматизма во время подвижной игры возникает при:

-столкновении детей друг с другом и иными препятствиями;

-при падении детей;

-при неправильном обращении с инвентарём.

В каждой игре есть свои правила, которые дети должны соблюдать. Но помимо игровых правил должно присутствовать правило  безопасного поведения. Дети хорошо понимают, что правила надо соблюдать. Но что же будет, если правило нарушить? Этот момент в подвижной игре тоже должен быть регламентирован. Если за непреднамеренное нарушение игровых правил (заступил за линию, неправильно выполнил бросок и т.д.) можно сделать замечание, поправить ребёнка, то за намеренное нарушение игровых правил, а особенно правил безопасного поведения следует порицать более строго.

Все дети хотят в игру играть или выиграть, никто из ребят не желает остаться вне игры, быть, так сказать, «её зрителем».

Мы, педагоги, это желание можем использовать с целью формирования безопасного поведения детей на занятиях по физической культуре.

Не смотря на то, что за нарушение правил предусмотрены определённые санкции, ребёнок не должен воспринимать это болезненно. Для этого и порицание должно быть организовано в игровой форме.

Например,  дети играют в игру «Самолёты».

Задачи данной игры: создавать условия для развития ловкости, навыка ориентировки в пространстве, выносливости.

По правилам игры все участники являются пилотами самолётов. Их задача выполнить полёт, облетая препятствия и вернуться на аэродром. Распространённое нарушение правил в этой игре – это столкновения детей и падения. Перед началом игры сразу же оговаривается правило, что, если самолёты столкнуться или упадут, то продолжать игру они не могут до тех пор, пока их в АНГАРЕ не починят. Игроки проходят к месту, обозначенному как АНГАР. Следующий полёт они пропускают.

Инструктор внимательно следит за ходом игры, своевременно замечает игроков, нарушающих правила. Поощряет детей, которые стараются правила соблюдать и выполняют безопасные полёты.

Как пример можно привести известную подвижную игру «Солнышко и дождик».

Задачи игры: создавать условия для развития движений, поощрять двигательное творчество, развивать навык ориентировки в пространстве и умение действовать по сигналам.

Игроки перевоплощаются в каких-либо животных, выполняют подражательные движения. По сигналу всем надо собраться под зонтиком. Распространённые нарушения – падения, столкновения. Замечаем нарушения и отправляем детей к Айболиту в лечебницу. Одну игру ребёнок пропускает.

Подвижная игра «Цветные автомобили» проводится по аналогии с игрой «самолёты». Игроки вызываются в игру согласно цвету своего обруча-руля. Требования по безопасности теже. Нарушители отправляются на СТО в ремонт.

В старших и подготовительных группах дети проявляют осторожность, безопасное поведение становится привычкой.

Для ребят, нарушающих правила безопасности, появляется скамейка штрафников. Дети хорошо понимают, почему они на ней оказываются. Ребята проводят параллель с наличием скамейки штрафников при проведении чемпионатов и турниров по спортивным играм у взрослых. Там также нарушители правил отправляются на скамью штрафников. Если нарушения единичны, то ребёнок удаляется из игры на короткое время. Если нарушения правил безопасности регулярные, то на более длительное. Конечно, оказаться на скамейке штрафников никому не хочется. Этот приём дисциплинирует игроков, способствует проявлению самоконтроля и развитию волевых качеств у дошкольников.

При проведении командных игр важно, чтобы дети понимали, что, оказавшись на скамье штрафников, они усложняют задачу своей команде, ребятам становиться труднее выиграть соперников. Несоблюдение правил – это не только проблема одного ребёнка, но и всей команды. Поэтому, соблюдая правила безопасности, не нарушая правила игры, каждый ребёнок способствует успеху команды.

В играх на выбывание «Охотники и утки», «Выжигалы», когда дети при попадании в них меча итак выходят из игры, тоже целесообразно для стимулирования соблюдения правил безопасности использовать скамейку штрафников, которая находится в ином месте, чем места для выбывших.

Таким образом, используя вышеизложенный приём в подвижных играх целенаправленно и систематически, начиная с младшего возраста, можно уже к средней группе сформировать азы безопасного поведения во время физкультурного занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.         Рафикова Э.Т.,...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПРИВЫЧКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Представляю несколько игр с правилами, способствующие формированию привычки безопасного поведения на занятиях по физической культуре....

«Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными пред...

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь чело...