Спортивные игры с нетрадиционным оборудованием
учебно-методический материал
Спортивные игры с нетрадиционным оборудованием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_parashyut.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Спортивные игры с нетрадиционным оборудованием» |
План семинара:
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Теоретическая часть:
Детский игровой парашют является нетрадиционным оборудованием для физического воспитания дошкольников. Занятия с игровым парашютом учат согласованности действий, и умению чувствовать движения остальных игроков, развивают внимание, координацию, так же укрепляют мышцы плеч, предплечий и кисти рук, развивают воображение.
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития. Сегодня в России детский игровой парашют преимущественно используется при работе с детьми в дошкольных образовательных учреждений.
Детский игровой парашют представляет собой тканевый круг, состоящий из нескольких (от 4-х до 8-ми) цветных секторов, у которого по периметру расположены ручки. Диаметр парашюта может быть абсолютно любым, от 1 метра до 7, в зависимости от величины помещения и количества человек, принимающих участие в игре. К секторам парашюта пришиты удобные ручки.
Уникальность парашюта и игр с ним состоит в том, что развернутый парашют сразу же привлекает к себе внимание детей и никого не оставляет равнодушными. А также парашют можно декорировать различными предметами (кленовые листья, снежинки, фрукты, овощи, цифры, геометрические фигуры, а также олимпийские кольца) соответствующие теме занятия.
С помощью парашюта можно проводить тихие спокойные игры или более активные, подвижные. Также игровой парашют используют при гимнастике, релаксации, проведении сюжетно-ролевых игр. Выполняя задания с парашютом, воспитывается дух сотрудничества у детей, они учатся последовательным действиям и распределению усилий.
В то время как большинство игровых занятий для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет еще и мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Большинство упражнений с парашютом включают применение мышц плеча и предплечья в движении вверх-вниз. Бег вокруг парашюта и проходы под ним также составляют значительную часть забав с этим снарядом. Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений. Предлагаемые двигательные упражнения тонизируют деятельность всей нервной системы и способствуют проникновению импульсов не только к скелетной мускулатуре, повышая тем самым интенсивность двигательных нагрузок, применение которых с физиологической точки зрения, позволяют включить все системы организма в активную деятельность.
Использование детского игрового парашюта позволяет решать следующие задачи:
- учить детей активно взаимодействовать с окружающей средой;
- привлекать внимание всех детей к участию в общем деле;
- снижать порог аффективного дискомфорта в контактах с социумом;
- развивать двигательную активность, умение управлять своими движениями,
- развивать способность к осознанию себя и своих возможностей,
- учить преодолевать неуверенность в себе;
- учить обращать внимание друг на друга;
- учить переживать с другими участниками общее эмоциональное состояние.
Закрепление и совершенствование действий с парашютом осуществляется в основном в подвижных играх.
Игры с парашютом пользуются у детей популярностью, и это неудивительно. Парашют – это снаряд, который не требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Парашют можно поднимать, опускать, раскачивать, пускать большие и маленькие волны, по нему можно ходить, под ним можно спрятаться. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что детей не приходиться уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности. Поэтому действия с детским игровым парашютом следует как можно чаще включать в физкультурно-оздоровительную работу.
- Практическая часть
Обучение педагогов правилам игровых действий с парашютом. Для педагогов подготовлена картотека игр.
Картотека:
Игра «Весёлый мяч»
Цели: развивать ловкость; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят:
Ты катись, весёлый мячик,
Парашют не даст упасть,
У кого весёлый мячик,
Тот исполнит песню (танец) нам! (Упражнение покажет нам!)
Тот, на ком заканчивается стихотворение, выполняет задание, указанное в последней строчке
Игра «Пустое место»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания.
Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идёт в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук…
Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришёл?» Ведущий называет имя ребёнка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой,
Прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.
Игра «Салют»
Цель: Воспитание умения действовать в коллективе согласованно.
Дети набирают как можно больше шариков из бассейна и кладут их на парашют. Затем берут парашют за края и медленно поднимают и опускают на счёт «раз, два, три». После слова «три!» бросают шарики вверх и стараются их поймать. Затем собирают шарики, снова кладут их на парашют, и игра повторяется.
«Перемена мест»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: Развитие цветовосприятия, мыслительных и двигательных способностей.
В этой игре каждому игроку будет соответствовать свой цвет (например, зеленый, синий, красный и т.д.)
Правила игры: в начале все держатся за парашют, разложенный на земле. По сигналу ведущего участники быстро поднимают парашют высоко над головой, а затем придерживают, пока он медленно опускается на землю. Не нужно тянуть парашют вниз; просто придерживайте его, пока он планирует по воздуху. При этом в момент максимального подъема парашюта, ведущий громко называет какой-либо цвет. Так, если ведущий выкрикивает «красный», каждый, кто держится за красный сектор парашюта, должен отпустить парашют и, пробежав под ним, поменяться местами с кем-либо из игроков с противоположной стороны. Неважно, попадет ли игрок точно в то же место, где стоял его партнер, главное, чтобы он пробежал под парашютом на противоположную сторону. Пока часть игроков находится под парашютом, остальные медленно тянут парашют вниз, пытаясь поймать участников игры, бегающих под парашютом. Если кого-то удалось поймать, помогите этому игроку выбраться, и пусть он найдет себе новое место у парашюта.
Вариант
Вместо названий цветов ведущий громко называет месяцы года. Участники игры, родившиеся в названном месяце, отпускают парашют и меняются местами, пробегая под парашютом. В эту игру можно также играть, рассчитавшись по порядку от 1 до 8 или называя цвета одежды, в которую одеты участники игры.
«Волшебный пузырь»
Возраст: 3-7 лет.
Цель: Эмоциональная разрядка.
Купол парашюта («пузырь») надуть максимально (руки поднимаем вверх), со словом « бах!» (громко кричим) - сдули.
«Кого не хватает?»
Возраст: 3-7 лет.
Цель: Развитие внимания, памяти.
Все дети стоят в кругу, держатся за парашют (с закрытыми глазами), ведущий прячет одного ребенка под парашют. Задача детей найти того, кто спрятался.
«Кошки-мышки»
Возраст: 4-7 лет.
Цель: Развитие умения сотрудничать, взаимопонимания, умения воспринимать и следовать правилам игры.
Игра проводится по принципу игры «Мышеловка». Подгруппа детей поднимает парашют и говорит слова, а другая подгруппа пробегает под парашютом. Кто остался под парашютом, тот пойман. Затем подгруппы меняются местами.
Можно не только бегать, но и ползать на высоких четвереньках.
«Перебежки»
Цель: Совершенствование умения быстро реагировать на сигнал, увёртливость, быстроту.
Дети держат парашют. «1,2,3, - парашют подними, Петя, Оля – беги!» Дети меняются местами, пробегая под парашютом, который опускается. Надо успеть пробежать, чтобы парашют их не задел.
«Акула в море!»
Цель: Соблюдение правил игры, развитие физических качеств.
Одного воспитанника выбирают «акулой», все остальные игроки создают волны. Акула гоняется в поисках своих жертв под поверхностью воды (парашюта).
Если акула хватает кого-нибудь за ногу, жертва отправляется под парашют и тоже становится акулой. Игроки, раскачивающие парашют, не могут отпускать парашют до тех пор, пока их не поймают, они не могут также прижимать парашют к земле, преграждая путь акулам. Игра заканчивается, когда вокруг стало слишком много акул и осталось слишком мало людей!
«Грибок»
Возраст: 3 - 5лет.
Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Все держатся за ручки парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех.
Дует-дует ветерок,
Заходите под грибок!
«Карусели»
Цель: Развитие ритмичности движений, умения согласовывать их со словами, бегать и ходить по кругу.
С парашютом можно играть во многие хороводные игры с движением по кругу, с замедлением и ускорением, например, в карусели.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом-бегом-бегом!
Погодите, не спешите,
Карусель остановите!
Великаны - карлики. (3-4 года)
Цель: упражнять в умении чередовать ходьбу широким и коротким шагом по сигналу воспитателя; развивать внимание и выдержку.
Ход игры: дети идут по кругу, взявшись за парашют, на сигнал воспитателя «великаны» подбрасывают парашют вверх и поднимаются на носочки, на сигнал воспитателя «карлики» присаживаются.
«День и ночь» (6- 7 лет)
Цель: формировать умение взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди в игре.
Ход игры:
Держит солнце целый день
(Дети держат парашют и медленно двигаются по кругу).
Неустанно БЕЛЫЙ ДЕНЬ,
Но едва он притомится,
Тень в траве зашевелится.
(Начинают медленно подбрасывать парашют вверх)
И без чьей-либо указки
Расцветут заката краски.
(Сильно подбрасывают парашют вверх)
День устал. Поспать не прочь.
Кто его заменит? (НОЧЬ)
( Воспитатель говорит:"Все Тани и Максимы., или "Все дети чье имя начинается на букву. " прячутся под парашютом).
Игра повторяется.
Дети, должны успеть спрятаться под парашютом в тот момент, когда он находится наверху.
В дальнейшем дети должны сами следить за движением парашюта и подбегать, когда он находится наверху.
Каждый к своему цвету
Парашют расстелен на середине зала. Дети стоят свободно, в руках у каждого ленточка. По команде воспитателя, дети бегают врассыпную по залу. По команде, - «Каждый к своему цвету». Дети бегут к сектору парашюта соответствующего цвету ленточки. Кто не узнал свой цвет – проигравший.
Попади туда, куда наметил.
Парашют расстелен на середине зала. Дети стоят в 2-3 м. от парашюта, в руках маленький мяч. По команде воспитателя дети по очереди бросают мячи на парашют, но вначале называют цвет, в который они хотят попасть. Выигрывает тот, кто попадет в названный им цвет.
Юрта
Парашют расстелен на середине зала. Дети стоят свободно. Дети ходят врассыпную со словами:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
По окончании слов дети быстро бегут к парашюту и образуют юрту.
Море волнуется
Дети становятся в круг, держась за ручки парашюта. В ритм слов поднимают и опускают парашют.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
– морская фигура на месте замри.
Дети изображают морские фигуры. Воспитатель выбирает самую оригинальную фигуру. Это ребенок становится водящим в следующей игре.
Усложнение (можно попросить фигуру подвигаться)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Резиночка" - методические рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционного оборудования - «РЕЗИНОЧКИ» в физическом развитии дошкольников 5-7 лет
Данный материал содержит правила, набор упражнений, последовательность и базовые схемы игры в резиночку....
Консультации для воспитателей "Подвижные игры на прогулке с применением нетрадиционного оборудования"
небольшая информация с указанием простых методов...
Нетрадиционное оборудование.Игры типа БИЛЬБОКЕ
Эта игра развивает ловкость и координацию движений....
"Осьминог Гоша". Игра с нетрадиционным оборудованием.
"Осьминог Гоша". Игра с нетрадиционным оборудованием.ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИМПОПО»ЦЕЛЬ: Использовать нестандартное оборудование, способствующее комплексному физическому воспитанию и закреп...
Игра на закрепление основных и составных цветов «Шкатулка волшебника» с использованием нетрадиционного оборудования «Чудо парашют»
Задачи:Развивать ассоциативно – образного восприятия цвета детьми. Развивать умение сопоставлять представление о цвете с представлением реальных явлениях в природе.Закреплять знания о основных и ...
«Спортивно-оздоровительные мероприятия в режимных моментах с использованием нетрадиционного оборудования в младшей группе»
Младший возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма, поэтому особенно стоит уделить в...
Спортивный праздник в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционного оборудования «Символ России – Медведь»
Спортивный праздник в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционного оборудования «Символ России – Медведь»...